ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-5522/18 от 16.10.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-5522/18

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Черкезова Е. О., Поротниковой Е. А.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел

в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при  содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу  управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области  (далее - УФАС по Оренбургской области, антимонопольный орган, управление)  на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.03.2018 по делу 

 № А47-15935/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.06.2018 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления 

в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы

к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной  информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании путем использования систем видеоконференц- связи приняли участие представители: 

УФАС по Оренбургской области - ФИО1 (доверенность
от 16.10.2018);

администрации города Оренбурга (далее - администрация) - ФИО2 (доверенность от 09.10.2018). 

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена  Ассоциация перевозчиков Оренбурга (далее - Ассоциация перевозчиков  Оренбурга). 

Администрация обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области 

с заявлением к УФАС по Оренбургской области о признании 


недействительными решения по делу № 06-18-41/2017 и предписания от  13.12.2017 № 14875. 

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.03.2018 (судья  Третьяков Н.А.) требования администрации удовлетворены, оспариваемые  решение и предписание признаны недействительными. Суд обязал УФАС по  Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных  интересов администрации. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от  26.06.2018 (судьи Иванова Н.А., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда  первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе антимонопольный орган просит названные  судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь 

на неправильное применение судами норм материального и процессуального  права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела,  доказательствам, представленным в материалы дела. 

УФАС по Оренбургской области в кассационной жалобе приводит довод  о том, что подача жалобы в антимонопольный орган лицом, не подавшим  заявку на участие в торгах, а также обжалование иных действий заказчика, 

не входит в исчерпывающий перечень случаев для возврата жалобы ее  заявителю, установленный ч. 9 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 

 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),  соответственно жалоба Ассоциации перевозчиков Оренбурга подлежала  рассмотрению управлением в порядке названных выше положений закона;  управление считает ошибочным вывод судов относительно подачи жалобы  неуполномоченным на то лицом, поскольку Ассоциация перевозчиков  Оренбурга действовала в целях защиты прав и законных интересов членов этой  Ассоциации. 

В отзыве на кассационную жалобу администрация указывает, 

что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы  заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без  изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. 

Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов  кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим  выводам. 

Как следует из материалов дела, администрацией 11.09.2017

на официальном сайте www.ore № burg.ru размещено извещение о проведении  открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении  пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок  г. Оренбурга по нерегулируемым тарифам, предметом которого является право  на получение свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок 

по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга  по нерегулируемым тарифам (всего 7 лотов). 


с принятием администрацией постановления от 03.11.2017 № 4325-п 

«О внесении изменений в постановление № 3621-п от 25.12.2015»,  постановления от 05.12.2017 № 4696-п «О внесении изменений в постановление  администрации города Оренбурга от 27.12.2016 № 4091-п». Срок подачи заявок  (с учетом внесенных изменений) - до 19.12.2017. 

Всего поданы пять заявок на участие в конкурсе. Конверты участников не  вскрывались в связи с ненаступлением срока их вскрытия. 

В Единый государственный реестр юридических лиц 16.10.2017 внесена  запись о создании юридического лица - Ассоциации перевозчиков Оренбурга,  согласно Уставу которой Ассоциация является некоммерческой организацией,  учрежденной для содействия ее членам в осуществлении деятельности,  направленной на достижение целей, предусмотренных Уставом. 

Из пунктов 3.1, 3.4 Устава Ассоциации следует, что целью

ее деятельности является объединение усилий членов Ассоциации для  обеспечения благоприятных условий осуществления их предпринимательской  деятельности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным  транспортом по территории Оренбургской области, защита прав и интересов  членов Ассоциации, для достижения которой Ассоциация вправе представлять  интересы ее членов в отношениях с органами государственной власти 

и местного самоуправления, в том числе с правом оспаривания от своего имени  любых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной  власти и местного самоуправления. 

В УФАС по Оренбургской области 29.11.2017 поступила жалоба  Ассоциации перевозчиков Оренбурга в порядке ст. 18.1 ФЗ «О защите  конкуренции». Данная жалоба признана управлением обоснованной, что  послужило основанием для вынесения оспариваемого решения, которым  администрация признана нарушившей ч. 1 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального  закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок  пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным  электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации», ч. 1 ст. 17 ФЗ «О  защите конкуренции», абз. 2 п. 2 Порядка проведения открытых конкурсов на  право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок 

по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга

по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации  города Оренбурга от 07.09.2017 № 3640-п. 

Антимонопольным органом также выдано оспариваемое предписание,  которым администрации в срок до 27.12.2017 предписано аннулировать  открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении  пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок  города Оренбурга по нерегулируемым тарифам (извещение от 11.09.2017) 

и в срок до 29.12.2017 сообщить о выполнении предписания
в антимонопольный орган.

Полагая, что названные решение и предписание не соответствуют  требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные 


интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим  заявлением. 

Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из  наличия правовых оснований для признания оспариваемых решения 

и предписания недействительными.

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О защите конкуренции»  антимонопольные органы наделены, в том числе, полномочиями 

по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии  с законодательством Российской Федерации торгов, порядок рассмотрения  которых установлен ст. 18.1 названного закона. 

В п. 1 ч. 1 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, 

что в соответствии с правилами данной статьи антимонопольный орган  рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического  лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или  аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении  договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых  является обязательным в соответствии с законодательством Российской  Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации 

и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, 

за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено  законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных 

и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия  (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки,  конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы 

в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, 

а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными правовыми актами порядка размещения информации 

о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть  ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации 

и проведения торгов.

Таким образом, указанной нормой права круг лиц, обладающих правом  на обжалование абсолютно всех действий организатора торгов, ограничен  лицами, подавшими заявки на участие в закупке. 

Иные лица, не подававшие заявку на участие в закупке, вправе обратиться  в антимонопольный орган с жалобой лишь на нарушение организатором торгов  порядка размещения информации о проведении торгов (не размещение 

в свободном доступе на официальном сайте торгов каких-либо документов 

о закупочной процедуре, размещение которых предусмотрено законом), а также  порядка подачи заявок на участие в них, при условии, что их права и законные  интересы могут быть нарушены оспариваемыми действиями организатора  торгов. 


Обращение с жалобой в административном порядке лица (заявителя),  права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены 

в результате нарушения порядка организации и проведения торгов возможны  только в случаях, если такое обжалование связано с нарушением  установленного нормативными правовыми актами порядка размещения  информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. 

Указанный порядок обжалования позволяет в кратчайшие сроки  реализовать на практике механизмы административного обжалования и создать  условия для выявления и устранения административных барьеров 

в оперативном порядке.

Вместе с тем, предусмотренный ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»  механизм обжалования не предусматривает возможность лица, не подававшего  заявки на участие в торгах, обжаловать условия конкурсной документации.  Обжалование таких действий (бездействия) указанными лицами возможно  только в судебном порядке. 

Как установлено судами, 29.11.2017, до истечения срока подачи заявок,

в УФАС по Оренбургской области обратилась Ассоциация перевозчиков  Оренбурга, которая является некоммерческой организацией, не имеющей  целью извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, которая на  момент обращения в антимонопольный орган с жалобой на конкурсную  документацию не могла и не может быть участником конкурса на право  получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок  

по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга

по нерегулируемым тарифам по смыслу положений ст. 23 Федерального закона  от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров 

и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим  транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации. 

Судами установлено, что никаких препятствий Ассоциации перевозчиков  Оренбурга в предпринимательской или иной экономической деятельности  действия организатора торгов создать не могли за отсутствием таковой  деятельности у указанного юридического лица. По этим же основаниям ввиду  отсутствия материально-правового интереса Ассоциация перевозчиков  Оренбурга не может быть отнесена и к числу иных лиц, права или законные  интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате  нарушения порядка организации и проведения торгов. 

Правильно применив указанные выше нормы права, принимая

во внимание тот факт, что Ассоциация перевозчиков Оренбурга заявку 

на участие в торгах не подавала, соответственно не обладала предусмотренным  ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» правом на обжалование любых действий  организатора торгов, таких как внесение изменения в конкурсную  документацию, и иных, указанных в жалобе Ассоциации оснований, суды  пришли к верному выводу, что у антимонопольного органа отсутствовали  правовые основания и полномочия на рассмотрение жалобы Ассоциации  перевозчиков Оренбурга ввиду подачи жалобы неуполномоченным лицом, что 


является самостоятельным основанием для признания оспариваемых  ненормативных правовых актов недействительными. 

С учетом установленного, судами правомерно удовлетворены заявленные  администрацией требования о признании оспариваемых решения 

и предписания недействительными.
Все доводы управления приведенные в кассационной жалобе,

были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка,  при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства,  подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами  допущены существенные нарушения действующего законодательства,  регулирующие спорные правоотношения. 

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых  судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции 

не установлено.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.03.2018 по делу 

 № А47-15935/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 26.06.2018 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по  Оренбургской области – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Е.А. Кравцова 

Судьи Е.О. Черкезов 

 Е.А. Поротникова