ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-5539/22 от 07.09.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5539/22

Екатеринбург

08 сентября 2022 г.

Дело № А07-25812/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Полуяктова А.С.,

судей Лазарева С.В., Купреенкова В.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Карабаева Алишера Махмуджановича (далее – предприниматель Карабаев А.М.,  истец, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.01.2022 по делу № А07-25812/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2020 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя Карабаева А.М. – Саитгалин А.А. (доверенность от 19.08.2021).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом
о времени и месте судебного разбирательства, не направили своих представителей в судебное заседание суда округа. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.

Администрация Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к предпринимателю Карабаеву А.М. об обязании освободить земельный участок, общей площадью 30 кв. м, государственная собственность на который не разграничена, граничащем с земельным участком с кадастровым номером 02:55:030142:3, общей площадью 11 кв. м, расположенный по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Первомайская, рядом с домом 53, путем освобождения земельного участка от нестационарного объекта (строение типа павильон, отдельно стоящий, каркас металлический, обшивка сэндвич панелями серого цвета, правильной прямоугольной формы, площадью 41 кв. м) по оказанию мелкорозничной торговли с названием «ZAM-ZAM» в течение 10 дней. В случае неисполнения ответчиком решения суда в течение 10 дней с момента вступления его в законную силу обязать уплатить Администрации в сумме 50 000 руб. за каждый просроченный месяц до фактического исполнения решения суда (с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – Минземимущество Республики Башкортостан) и Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.01.2022 исковые требования удовлетворены: суд обязал предпринимателя Карабаева А.М. освободить земельный участок, общей площадью 30 кв. м, государственная собственность на который не разграничена, граничащем с земельным участком с кадастровым номером 02:55:030142:3 общей площадью 11 кв. м, расположенный по адресу: г. Уфа, Калининский район, ул. Первомайская, рядом с домом 53, путем демонтажа нестационарного объекта (строение типа павильон, отдельно стоящий, каркас металлический, обшивка сэндвич панелями серого цвета, правильной прямоугольной формы, площадью 41 кв. м) по оказанию мелкорозничной торговли с названием «ZAM-ZAM» в течение 10 дней. В случае неисполнения ответчиком решения суда в течение 10 дней с момента вступления его в законную силу обязать уплатить Администрации неустойку в сумме 50 000 руб. за каждый просроченный месяц до фактического исполнения решения суда.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, предприниматель Карабаев А.М.обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление суда первой и апелляционной инстанции отменить по основаниям, установленным в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

По мнению заявителя жалобы, у Администрации отсутствует право на обращение в суд с иском в порядке статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что надлежащих доказательств того, что Администрация является лицом уполномоченным выступать от имени собственника земельного участка, на котором расположен спорный нестационарный торговый объект (НТО), не имеется, доказательств того, что данный участок находится в ведении истца также не представлено.

При этом ссылаясь на Закон Республики Башкортостан от 02.11.2020 № 319-з «О внесении изменений в статью 10 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» указывает, что с 01.01.2021 полномочия по распоряжению земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом государственной власти Республики Башкортостан. Таким уполномоченным органом является Минземимущество Республики Башкортостан, которое исковые требования не поддерживало.

Полагает, что материалами дела не доказано нарушение прав Администрации размещенным НТО, в том числе право в проведении торгов. Отмечает, что сам факт расположения НТО при отсутствии необходимых документов не является доказательством нарушения прав Администрации. Кроме того, об отсутствии нарушения чьих-либо прав свидетельствует вновь подписанное с Минземимуществом Республики Башкортостан соглашение о внесении денежных средств за фактическое пользование земельным участком № 31 Ю-ФП на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 с целью завершения оформления ответчиком прав на спорный земельный участок.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа
в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.

  Как установлено судами и следует из материалов дела, главным специалистом отдела земельного контроля Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществлен выезд и осмотр земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, р-н Калининский, ул. Первомайская, с кадастровым номером 02:55:030142:3, площадью 11 кв. м.

При осмотре установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:030142:3 с установленным видом разрешенного использования «Занимаемый временным объектом мелкорозничной торговли в составе временного остановочного павильона» и площадью 11 кв. м, а также на прилегающих землях площадью 30 кв. м, государственная собственность на которые не разграничена, расположен нестационарный объект по продаже общественного питания, установленный арендатором земельного участка предпринимателем Карабаевым А.М. Информация об оформленных правах на земельный участок в Управлении отсутствует, павильон находится на муниципальной зоне. Выявлено нарушение земельного законодательства, предусмотренного статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.

Впоследствии постановлением Управления Росреестра по Республике Башкортостан Карабаев А.М. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Основанием для обращения с иском явилось отсутствие у предпринимателя Карабаева А.М. законных оснований для использования земельного участка под спорный объект, решение о предоставлении земельного участка для размещения нестационарного объекта (типа павильон) органом местного самоуправления не выдавалось, договор аренды земельного участка не заключен. Размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденной постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.03.2018 № 306. Вышеуказанный нестационарный торговый объект в схему не включен.

Разрешая спор в пользу истца и удовлетворяя требования, суды исходили из следующего.

В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены способы защиты гражданских прав, к числу которых относится и восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу положений подпункта 2 пункта 1 и подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Согласно пункту 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление от 29.04.2020 № 10/22), иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Негаторный иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 постановления от 29.04.2020 № 10/22).

В соответствии с пунктом 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 № 153 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения», удовлетворяя негаторный иск, суд может возложить на нарушителя обязанность совершить определенные действия (например, вывезти мусор), а также воздержаться от действий (например, прекратить размещать отходы производства на земельном участке). При неисполнении ответчиком обязанности совершить действия на основании решения суда истец вправе совершить их самостоятельно, предварительно или впоследствии взыскав с ответчика денежные средства по правилам об изменении способа и порядка исполнения судебного акта (статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) или по правилам части 3 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если им заявлялось требование о взыскании денежных средств в случае неисполнения судебного акта об обязании совершить действие в определенный срок.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ) органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов.

В силу части 1 статьи 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона № 131-ФЗ органом, выступающим от имени муниципального образования по указанным предметам ведения, в соответствии с уставом муниципального образования является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Полномочия Администрации района обращаться с исками об освобождении земельных участков, занятых временными постройками (в том числе самовольными), нестационарными объектами (павильоны, киоски), сезонными торговыми объектами закреплены в Положении об Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденном решением Совета Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 № 11/6 (пункт 2.2.9 Положения).

Исходя из вышеуказанных положений, вопреки доводам жалобы, суды верно указали на наличие у Администрации как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления полномочий на заявление соответствующих требований.

Как усматривается из материалов дела, предприниматель
Карабаев А.М. использует земельный участок с кадастровым номером 02:55:030142:3, расположенный по адресу: г. Уфа, р-н Калининский, ул. Первомайская, рядом с домом 53, в целях размещения павильона «ZAM-ZAM», что подтверждается актами осмотра и установления фактического использования земельного участка от 12.02.2020 № 392/о и от 10.03.2021
№ 335/0, и не опровергнуто ответчиком.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом № 381-ФЗ.

Из системного анализа вышеназванных правовых норм следует, что порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание, что решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 № 37/22 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктом 1.7 Порядка размещение нестационарного торгового объекта осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией городского округа г. Уфа Республики Башкортостан схемой размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа г. Уфа Республика Башкортостан и на основании договора на размещение, заключенного с уполномоченным органом в порядке, установленном настоящим Положением.

В силу пунктов 2.1, 2.5 Порядка размещение НТО осуществляется с учетом установленных Правительством Республики Башкортостан нормативов минимальной обеспеченности населения площадью НТО и должно соответствовать градостроительным, строительным, архитектурным, противопожарным, санитарным нормам, а также Правилам продажи отдельных видов товаров, Правилам благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

При осуществлении деятельности в НТО Субъектом должна соблюдаться специализация НТО, установленная Схемой размещения.

Согласно пунктам 1.3, 1.4 Положения о проведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 03.07.2019 № 951 торги на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа проводятся в форме электронного аукциона (далее - электронный аукцион) или конкурса. Торги являются открытыми по составу участников. Торги проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан, на основании настоящего Положения и аукционной или конкурсной документации на право заключения договоров на размещение НТО.

Целью торгов является выбор юридического или физического лица, предложившего наиболее выгодные условия заключения договора на размещение НТО.

Договорные отношения с указанными лицами на размещение НТО складываются по результатам проведения торгов. При этом, фактическое использование земельного участка на основании ранее оформленных договоров, либо без таковых с тем же местоположением не дает преимуществ при их проведении. В случае участия ответчика в электронном аукционе он, как и другие претенденты будет участвовать в торгах на общих основаниях.

Постановлением Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 31.12.2015 № 4401 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в настоящий момент действует редакция от 06.04.2021 № 11.

Указанное место впервые включено в схему размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в редакции от 05.03.2018 № 6.

В редакции от 24.03.2020 № 9 был увеличен срок предполагаемого размещения «до 7 лет».

На территории городского округа город Уфа действует постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.07.2019 № 951 «Об утверждении положения о проведении торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан», в соответствии с которым проводятся торги на размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

По информации представленной МКТ «Управление наружной рекламы и информации» городского округа город Уфа Республики Башкортостан в письме от 23.08.2021 № 781-21, торги на размещение НТО по ул. Первомайская рядом с д. № 53, ООТ «Первомайский универмаг» не проводились. Проведение торгов на право размещения нестационарного торгового объекта (объекта по оказанию услуг) не носит заявительный характер.

Судами установлено, что договор на размещение нестационарного торгового объекта, площадью 30 кв. м, по адресу: г. Уфа, ул. Первомайская, рядом с домом 53, а равно включения указанного НТО в схему размещения, ответчиком не заключался.

При этом из материалов дела усматривается, что в феврале 2020 года предприниматель обращался в Администрацию с заявлениями о включении в схему размещения спорного объекта (от 04.02.2020 вх. № 01-01-2365,
от 27.02.2020 № 01-01-4884).

Решением городской комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (объектов оказания услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 12.08.2020 во включении в схему размещения указанного объекта отказано, в связи с наличием на испрашиваемой площадке подземных инженерных коммуникаций (теплосетей), а также запрете размещения торговых объектов на остановочных пунктах общественного транспорта (требования ОСТ 218.1.002-2003), стесненностью площадки из-за уменьшения ширины тротуара, наличием на испрашиваемом участке зеленых насаждений и иными основаниями (письмо Управления потребительского рынка, туризма и защиты прав потребителей Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 15.06.2021 № 3/915, протокол заседания Комиссии от 12.08.2020).

В настоящее время в действующую Схему размещения, утвержденную постановлением главы Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 31.12.2015 № 4401 (в ред. от 06.04.2021 № 336) включена площадка по ул. Первомайская рядом с д. 53, ООТ «Первомайский универмаг», в составе временного остановочного павильона со специализацией НТО – «цветы», площадью 8 кв. м (пункт 845 Схемы).

Таким образом, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, в том числе акты осмотра и установления фактического использования земельного участка от 12.02.2020 № 392/о и от 10.03.2021 № 335/0, установив, что собственник нестационарного торгового объекта пользовался земельным участком для размещения нестационарного торгового объекта с нарушением установленного действующим законодательством порядка размещения нестационарных торговых объектов, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности заявленных Администрацией требований об освобождении земельного участка.

Доводы предпринимателя Карабаева А.М., изложенные в кассационной жалобе, о заключенном соглашении от 22.07.2020 № 31Ю-ФП о внесении денежных средств за фактическое пользование земельным участком, рассмотрены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции как не свидетельствующие о наличии законных оснований для размещения нестационарного торгового объекта на спорном земельном участке.

Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, кроме того, указанные доводы, по существу, направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.01.2022 по делу № А07-25812/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Карабаева Алишера Махмуджановича – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             А.С. Полуяктов

Судьи                                                                          С.В. Лазарев

В.А. Купреенков