ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-5752/22 от 01.09.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5752/22

Екатеринбург

05 сентября 2022 г.

Дело № А71-9834/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Абозновой О. В.,

судей Черемных Л. Н., Васильченко Н. С.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее – Управляющая компания) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2022 по делу № А71-9834/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель публичного акционерного общества «Т Плюс»  (далее - Общество) – ФИО1 (доверенность от 31.01.2020).

Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Управляющей компании о взыскании                                        14 343 580 руб. 70 коп. долга по договору теплоснабжения от 21.03.2016                   № К2531 (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований).

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда              от 31.05.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управляющая компания просит указанные судебные акты отменить, полагая, что«добор» за периоды, когда допущенный к работе ОДПУ некорректно снял показания, необходимо осуществлять с учетом температуры наружного воздуха в расчетном периоде, согласно требованиям, изложенным в пункте 115 и 118 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1034. Кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает, что представленные при рассмотрении дела ведомости ОДПУ являются надлежащими и достаточными доказательствами поставки некачественного теплоносителя в воде.

В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на необоснованность изложенных в ней доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами, в спорный период между сторонами заключен договор теплоснабжения от 21.03.2016 № К2531 в редакции решения Арбитражного суда Московской области от 11.10.2017 по делу                          № А41-44405/2016, постановления десятого Арбитражного апелляционного суда от 20.12.2017, в пункте 1.1 которого предусмотрено, что теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.

Ответчик является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг и приобретает тепловую энергию по договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, указанных в договоре (Приложение № 1), коммунальной услуги отопления (пункт 1.2 Договора).

В соответствии с пунктом 7.1 договор вступает в силу с момента вступления решения суда в законную силу.

В пункте 2.3.2 договора стороны согласовали, что на потребителя возложена обязанность оплачивать тепловую энергию (невозвращенный теплоноситель) в соответствии с разделом 4 договора.

Согласно пункту 4.5 договора оплата за тепловую энергию (невозвращенный теплоноситель) производится потребителем в адрес теплоснабжающей организации до 15-ого числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.

Общество в период октябрь 2018 г. - декабрь 2020 г. предъявило Управляющей компании к оплате счета-фактуры, которые последним в полном объеме не оплачены (МКД № 3 по ул. Восточная, № 175, по ул. Красноармейская, № 47 по ул. Орджоникидзе, № 39 и 85 по ул. Союзная).

По расчету истца задолженность ответчика за переданную тепловую энергию составила 14 343 580 руб. 70 коп. с учетом произведенных истцом корректировок.

Поскольку направленная истцом в адрес ответчика претензия с предложением оплатить задолженность оставлена последним без ответа и удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Суды удовлетворили заявленные требования, обоснованно исходя из следующего.

В пункте 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Управляющая компания в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), является исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации, Общества, тепловую энергию с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.

Таким образом, на правоотношения истца и ответчика распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016            № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее - Постановление № 603), вступившим в законную силу 30.06.2016, внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации                           от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354), согласно которым оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (пункт 42 (1)).

Решение о способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 2 Постановления № 603).

Указанным Постановлением № 603 также внесены изменения в Правила                   № 124 в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению, в том числе названные Правила дополнены пунктом 25.1.

В пункте 25.1 Правил № 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.

Кроме того, Постановлением № 603 в Правила № 354 внесен пункт 42 (2), в соответствии с которым способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

Объем тепловой энергии, подлежащий оплате за соответствующие расчетные периоды, должен определяться в следующем порядке: в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого в порядке, указанном в пункте 3.1 приложения № 2 к Правилам № 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой энергии, определенного за год корректировки в соответствии с пунктом 21 Правил № 124 (подпункт «а» пункта 25 (1) Правил № 124); в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 приложения № 1 к Правилам № 306 (подпункты «б», «в» пункта 25.1 Правил № 124).

С учетом изложенного суды верно исходили из того, что Правила № 124 и Правила № 354 указывают на обязательность расчета объема теплопотребления исходя из среднемесячного объема теплопотребления за прошедший год с проведением корректировки 1 раз в первом квартале года, следующего за расчетным годом.

Таким образом, в случае, если применяемые в субъекте Российской Федерации нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены исходя из распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой за отопительный период на 12 месяцев в году, то исполнитель коммунальных услуг обязан производить оплату тепловой энергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией для нужд отопления, ежемесячно равными долями - как в течение отопительного периода, так и в течение межотопительного периода; по истечении календарного года начисленная стоимость тепловой энергии подлежит корректировке.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016                     № 252 установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно за все расчетные месяцы календарного года.

В связи с установлением порядка определения объема коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета за прошедший календарный год) и порядка его оплаты (равными платежами в течение года - 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) и с учетом наличия решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению, истец правомерно предъявлял ответчику за поставленную тепловую энергию плату ежемесячно равными долями в течение года.

Согласно пункту 25 (1) Правил № 124 в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется:

а) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил;

б) в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.

Согласно формуле 2 (1) приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года определяется по формуле 2 (1):

Pi = Si x (NT x K) x TT,

где:

Si - общая площадь жилого дома;

NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

K - коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», к количеству месяцев в календарном году;

TT - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 3.

В случаях, предусмотренных пунктом 59 (1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.

В пункте 6 (1) Приложения № 2 к Правилам № 354 установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 42 (2) Правил, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме или в жилом доме корректируется по формуле 6 (1).

Корректировка размера платы может быть произведена при наличии показаний прибора учета исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета за соответствующей период.

Как установлено судами, многоквартирные дома, находящиеся в обслуживании ответчика, оборудованы ОДПУ.

Таким образом, взыскиваемая задолженность подлежала корректировке и определению не исходя из 1/12 годового потребления, а на основании фактического объема потребленной Управляющей компанией тепловой энергии за указанный год, определенного по ОДПУ, и произведенных им в этот же период платежей.

Предметом исковых требований по настоящему делу является задолженность Управляющей компании перед Обществом за поставленную тепловую энергию (отопление) в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета, а при отсутствии в МКД ОДПУ, исходя из утвержденного норматива потребления.

Согласно положениям Правил № 124 и Правил № 354 объем годового потребления тепловой энергии для МКД определяется исходя из норматива потребления с коэффициентом периодичности только для МКД, не оборудованных ОДПУ, при этом внесение платы предполагается равномерным в течение всего календарного года без последующей корректировки по итогам года.

В случае наличия в МКД ОДПУ подпункты в(1) и в(3) пункта 21, подпункты а) и б) пункта 25 Правил № 124 во взаимосвязи с пунктами 3 и 6 (1) Приложения № 1 устанавливают, что расчет объема фактического теплопотребления для определения размера корректировки по итогам года производится исключительно с применением норматива потребления для отопления, утвержденного Постановлением Правительства УР от 22.12.2014 № 554 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме в Удмуртской Республике», которым определено, что количество календарных месяцев, в том числе неполных, отопительного периода для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период, в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, равно 8 месяцев (пункт 2.1). Применение указанного норматива императивно определено законодателем для определения объема фактического объема теплопотребления в течение отопительного периода.

При этом, как верно отметили суды, Постановление Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 № 252 «О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению» не изменяет утвержденный норматив потребления и порядок определения объема годового потребления тепловой энергии МКД, а лишь устанавливает порядок оплаты населением оказанной коммунальной услуги, являясь по своей сути одной из мер социальной поддержки.

В связи с изложенным контррасчет ответчика в отношении МКД, в которых в исковой период отсутствовали показания ОДПУ либо ОДПУ вышел из строя, произведенный, исходя из норматива потребления на отопление, без последующей корректировки, и возражения ответчика в указанной части правомерно отклонены, как основанные на неверном толковании норм права.

У сторон также возникли разногласия по применению повышающего коэффициента.

Истец, основываясь на положениях подпункта «е» пункта 22 Правил              № 124, которым установлено, что при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Таким образом, истец, в отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии при наличии технической возможности его установки ресурсоснабжающей организацией правомерно применил в расчете повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организацией.

Кроме того, ввиду непредставления ответчиком сведений о показаниях общедомовых приборов учета по ряду домов (отражены в расчете истца) Общество произвело расчет стоимости потребленной тепловой энергии на основании подпункта «е» пункта 22 Правил № 124 с учетом повышающих коэффициентов.

В части применения повышающего коэффициента по МКД, в отношении которых исходя из ведомостей установлено отключение элементов питания тепловычислителя, суды верно установили, что расчет истца является обоснованным, в связи со следующим.

В силу части 6 статьи 19 Закона № 190-ФЗ коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.

Согласно части 7 статьи 19 Закона № 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами № 1034.

Организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, включает, в том числе, эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета (и передачу их заказчикам данной услуги) и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 17 Правил № 1034).

Согласно пояснениям истца, что ответчиком документально не опровергнуто, последним в адрес истца направлены ведомости изначально непригодные для использования их для коммерческого учета, т.к. отсутствуют сведения об объеме потребленного коммунального ресурса; общедомовые приборы учета не фиксировали объем тепловой энергии, поставленный в спорные МКД ввиду отсутствия электропитания.

При этом ответчик указал на то, что в данном случае имеет место факт отсутствия показаний, в связи с чем применение повышающего коэффициента вследствие непредставления показаний неправомерно.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В подпункте 5 пункта 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В пункте 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» установлено, что в обязанности управляющей организации входит проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).

Таким образом, как верно отметили суды, на ответчике лежит обязанность по проверке работоспособности ОДПУ, а не только обязанность по ежемесячному снятию показаний ОДПУ.

Правила № 124 допускают оснащение общедомовых приборов учета системами АСКУЭ, позволяющими постоянно фиксировать работоспособность приборов учета. Также в отсутствие системы АСКУЭ ответчик обязан периодически осуществлять поверку приборов учета в течение расчетного периода. Между тем доказательства, подтверждающие что Управляющая компания, действуя разумно и добросовестно, как того требует действующее законодательство, предпринимала все меры для проверки работоспособности ОДПУ в течение искового периода, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что в данном случае воля ответчика направлена на непредставление показаний ОДПУ, учитывающего фактический объем теплопотребления, в связи с чем применение повышающего коэффициента является правомерным (статьи 71, 65, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Не урегулированными также остались разногласия сторон относительно определения объема теплопотребления МКД, оборудованных ОДПУ при отсутствии показаний менее чем за 15 суток месяца.

Согласно пункту 5 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.

Общий порядок организации коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя урегулирован в статье 19 Федерального закона от 27.07.2010             № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также в статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. При этом расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, а также при нарушении сроков представления показаний приборов учета.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Приказа Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр «Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» (далее - Методика № 99/пр) для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяется, в частности, приборный метод, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета, получены путем измерений (регистрации) приборами на узлах учета тепловой энергии, теплоносителя на источниках тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случае отсутствия в точках учета приборов учета.

Судами установлено, что в спорных МКД на границе находятся приборы учета тепловой энергии. ОДПУ допущены к работе, следовательно, соответствуют требованиям, предъявляемым к приборам учета, в связи с чем применение норматива потребления в период работы ОДПУ противоречит положениям Правил № 124 и Правил № 354.

В соответствии с представленными Обществом отчетным ведомостям наработка часов в части МКД в месяц составляет менее 360 часов.

Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

При этом согласно подпункту «б» пункта 7 Методики № 99/пр расчетный метод коммерческого учета предназначен для применения в случаях отсутствия приборов учета, а также в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме.

В силу пункта 118 Правил № 1034 при неисправности приборов учета, истечении срока их поверки, включая вывод из работы для ремонта или поверки на срок до 15 суток, в качестве базового показателя для расчета тепловой энергии, теплоносителя принимается среднесуточное количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха.

Определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой № 99/пр (пункт 114 Правил № 1034). Формула определения среднесуточного количества тепловой энергии с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха предусмотрена пунктом 70 Методики.

Истцом в целях определения объема фактически полученной ответчиком тепловой энергии в спорный период с учетом положений пункта 118 Постановления № 1034 объем фактически поставленных энергоресурсов с учетом неполного расчетного периода определен на основании пункта 61 Методики № 99/пр для случая работы ОДПУ в нештатном режиме.  

Ответчик с этим не согласен, настаивает на своей позиции, то есть на применении пункта 70 Методики 99/пр.

Суд апелляционной инстанции верно указал, что применение истцом в своих расчетах оспариваемой ответчиком формулы не противоречит положениям Правил № 124 и Правил № 354 о том, что объем теплопотребления МКД определяется с учетом показаний ОДПУ.

Как обоснованно указал истец, пункт 118 Правил № 1034 является по своей сути отсылочным, а сама формула определения объема теплопотребления установлена в пункте 61 Методики № 99/пр для случая работы ОДПУ в нештатном режиме.

Поскольку ОДПУ в спорных МКД работали в нештатном режиме в течение определенного периода времени (до 15 суток) истец правомерно руководствовался положениями раздела VII, при том, что последующая «забраковка» ОДПУ не произведена.

Положения раздела VIII Методики № 99/пр регулирует порядок определения объема теплопотребления объекта, когда УУТЭ не работает в течение расчетного периода.

При таких обстоятельствах, как верно указал апелляционный суд, расчет объемов потребления, произведенный Обществом на основании показаний работоспособных и принятых к коммерческому учету приборов учета, соответствует требованиям действующего законодательства. Обратного из материалов дела не следует, ответчиком не доказано (статьи 65, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Разногласия сторон возникли также относительно качества поставленной тепловой энергии (перегрев, недогрев) по МКД, расположенным по адресу ул. Восточная, 3, ул. Орджоникидзе 47, ул. Союзная 39, 85, ул. Красноармейская 175.

Согласно подпункту «а» пункта 18 Правил № 124 в договоре ресурсоснабжения в числе прочего предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).

Частью 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении также предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

В Пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, предусмотрено, что внешней границей сетей электро-,        тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

В силу подпункта «д» пункта 22 Правил № 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.

Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором.

В Правилах № 354 установлено, что к качеству тепловой энергии относится требование об обеспечении нормативной температуры воздуха в жилых помещениях МКД. Отклонение температуры воздуха в жилых помещениях от нормативной температуры не допускается.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам № 354.

В соответствии с пунктом 104 Правил № 354 в случае обнаружения коммунальных услуг ненадлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105). Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений (п. 107).

Согласно пункту 15 приложения № 1 к Правилам № 354 качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18°C (в угловых комнатах - +20°C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже - +20 (+22) °C; в других помещениях - в соответствии с ГОСТ Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 00.00 до 05.00 часов) - не более 3°C. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время не допускается.

Возражения ответчика основаны на несоответствии температуры теплоносителя на вводе в МКД значениям температуры согласно графикам установленным для теплоисточника, не для каждого МКД в отдельности, а также на показаниях ведомостей учета параметров теплопотребления, заявлениях жителей о перерасчете в связи с низкой температурой в квартирах, односторонних актах о предоставлении услуги ненадлежащего качества.

В разделе X Правил № 354 определен порядок установления факта непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, согласно которому потребитель обязан сначала зафиксировать несоответствие поставки горячей воды бесперебойному круглосуточному горячему водоснабжению, затем снизить размер платы гражданам, на основании чего предъявлять требования к поставщику.

В силу пункта 108 Правил № 354 в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги, при этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

Согласно пункту 109 Правил № 354 по окончании проверки составляется акт проверки.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, в ином случае в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении № 1 к Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 Правил.

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

Как установили суды, доказательств извещения истца о необходимости проведения совместной проверки с целью выявления причины снижения температуры воздуха в жилых помещениях МКД, находящихся в его управлении, обращения к теплоснабжающей организации с требованием о принятии мер для надлежащего теплоснабжения ответчиком в материалы дела не представлено. Представленные ответчиком акты замера температуры внутри помещений за 2018 г. и 2019 г. (по МКД ул. Восточная, 3, ул. Орджоникидзе, 47) составлены в отсутствие уведомления истца о времени и месте проверки, в отсутствие собственников, отсутствуют подписи двух незаинтересованных лиц, не указаны данные об используемых средствах измерения и данных об их сертификации и сроке поверки.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие со стороны ответчика необходимых и достаточных доказательств, подтверждающих факт оказания услуг теплоснабжения ненадлежащего качества, суды обоснованно заключили, что правовых основания для принятия возражений ответчика относительно снижения размер платы за тепловую энергию за спорный период не имеется.

Таким образом, вопреки утверждению ответчика расчет объемов потребления, произведенный истцом на основании показаний работоспособных и принятых к коммерческому учету приборов учета, соответствует требованиям действующего законодательства, возражения ответчика по расчету истца являются необоснованными и подлежат отклонению.

Судебные расходы правильно распределены судами с учетом требований, предусмотренных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку, по мнению суда кассационной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к несогласию заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств. Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.

Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

 Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.03.2022 по делу                  № А71-9834/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       О.В. Абознова

Судьи                                                                                    Л.Н. Черемных

                                                                                              Н.С. Васильченко