ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-5849/18 от 17.10.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-5849/18

Екатеринбург

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Поротниковой Е. А., Черкезова Е. О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества 

с ограниченной ответственностью «Колос» (далее - общество «Колос»,  общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской  области от 20.03.2018 по делу № А60-379/2018 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 09.06.2018 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления 

в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы

к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной  информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании приняли участие представители:  общества «Колос» - ФИО1 (директор); 

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 

по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) - ФИО2  (доверенность от 28.05.2018 № 03-12/06823). 

 Общество «Колос» обратилось в арбитражный суд к инспекции 

о возврате в результате необоснованного завышения налогов и пеней суммы  налога 90 216 руб. 10 коп. и процентов 57 024 руб. 

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.03. 2018  (судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано. 

 Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 09.06.2018 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Васильева Е.В.) решение  суда первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе общество «Колос» просит названные судебные  акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь 

на неправильное применение судами норм материального и процессуального 


права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела,  доказательствам, представленным в материалы дела. 

Налогоплательщик указывает о сумме налога, которая подлежала  возврату обществу, однако в таком требовании инспекцией отказано, при этом  некоторые из сумм налогов оплачивались обществом дважды;  налогоплательщик указывает также на необоснованное доначисление  инспекцией, в частности земельного налога, в связи с чем у общества  возрастала задолженность по уплате налогов, тогда как такой задолженности 

у налогоплательщика не имеется.

В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган указывает, 

что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы  заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить 

без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов  кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим  выводам. 

 Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением  Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 № 458 «О порядке 

и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности  (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных  предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также 

по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов»,  постановлением правительства Свердловской области от 07.09.2001 № 609-ПП  «О проведении реструктуризации просроченной задолженности  сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских)  хозяйств по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед  областным бюджетом в 2001 году», решением Районного Совета  Муниципального образования «Красноуфимский район» от 25.07.2001 № 99 

в отношении общества «Колос» налоговым органом принято решение 

от 27.12.2001 № 37 о реструктуризации просроченной задолженности по  платежам в бюджет и страховым взносам в бюджеты государственных  внебюджетных фондов по состоянию на 01.11.2001 в виде рассрочки платежа. 

 Согласно названному решению реструктурирована задолженность всего  211 000 руб. 20 коп., в том числе по федеральным налогам на сумму 9 000 руб.  20 коп. (в том числе налог - 2 000 руб. 70 коп.), по региональным налогам 

на сумму 700 руб. (пени), местным налогам на сумму 36 000 руб. (в том числе  налог - 23 000 руб. 30 коп.), страховым взносам в бюджеты государственных  внебюджетных фондов на сумму 165 000 руб. 30 коп. (в том числе налог91 000 руб. 20 коп.). 

 В связи с неоднократным нарушением графиков уплаты  реструктуризированной задолженности (подтверждается письмами -  обязательствами б/н, б/д и письмами в адрес налогоплательщика от 30.04.2002   № 09-4214, от 01.02.2003 № 09-1110) налоговой инспекцией принято решение  от 01.02.2003 № 20 об отмене ранее вынесенного решения от 27.12.2001 № 37. 


В адрес налогоплательщика направлено письмо от 01.02.2003 № 09-1110  о сохранении права на реструктуризацию в случае погашения  реструктурированной задолженности в соответствии с графиками уплаты.  Уплата реструктурированной задолженности обществом «Колос» 

не произведена, в связи с чем реструктуризированная задолженность  восстановлена всего на сумму 193 000 руб. 30 коп., в том числе: по налогам44 000 руб. 30 коп. (в том числе налог - 25 000 руб.), по платежам 

во внебюджетные фонды - 149 000 руб. (в том числе налог - 75 000 руб.).  Задолженность, в отношении которой с ООО «Колос» заключено соглашение 

о реструктуризации, восстановлена по состоянию на 31.01.2003. Суммы  восстановленной задолженности указаны в письме инспекции от 25.02.2003 

 № 09-2402, направленном налогоплательщику.

Впоследствии общество «Колос» обратилось в Региональную  межведомственную комиссию для участия в программе финансового  оздоровления в соответствии с Федеральным законом 83-ФЗ «О финансовом  оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» 

за реструктуризацией имеющейся задолженности в виде отсрочки и рассрочки  платежей. 

Между обществом «Колос» и налоговым органом заключено соглашение  о реструктуризации задолженности от 01.06.2004 № 08-07/334. Сумма  задолженности по состоянию на 01.06.2004, которая включена в  реструктуризацию, уплачивалась налогоплательщиком самостоятельно 

в соответствии с графиком погашения задолженности по вышеназванному  соглашению в составе общей задолженности. Восстановленная сумма  задолженности по состоянию на 31.01.2003 уплачена налогоплательщиком  полностью до конца 2014 года и соответствует действительной обязанности 

по уплате обязательных платежей, правомерно учтена налоговым органом  и возврату не подлежит. 

При этом общество не согласно с суммами задолженности, указанными  в требованиях от 08.05.2001 № 399, от 31.01.2003 № 27, от 26.01.2004 № 311, 

от 22.07.2004 № 810 и, по мнению общества, неправомерно включенными 

в реструктуризацию. Между тем, по состоянию на 31.12.2002 установлена  задолженность только по текущим платежам. Сведения о рассроченной  задолженности в указанный документ не подлежали включению в связи с тем,  что данные суммы не учитывались в качестве задолженности, подлежащей  взысканию. 

Сумма задолженности по налогам в размере 31 162 руб. 84 коп,  заявленная налогоплательщиком в исковом заявлении, соответствует справке 

о задолженности по состоянию на 31.12.2002.

В обоснование заявленного требования обществом представлены  платежные поручения от 15.02.2016 № 11378, от 30.01.2015 № 8380, 

от 03.08.2012 № 57201, от 08.12.2010 № 26, от 08.12.2010 № 25, от 11.05.2011

 № 5, от 11.05.2011 № 4, однако согласно платежным документам земельный  налог уплачивался в соответствии с графиком погашения реструктурированной  задолженности. 


Согласно п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -  НК РФ) заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога  может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если  иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 

Вместе с тем, как установлено Конституционным Судом Российской  Федерации (определение от 21.06.2001 № 173-О), указанная норма Кодекса  направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся 

в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе  вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, 

а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить  налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному  удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных  интересов. 

В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае  пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета  переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного  судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока  исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать 

о нарушении своего права (ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской  Федерации, далее - ГК РФ). 

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 30.07.2013 № 57 

«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами  части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее -  постановление № 57) при проверке соблюдения налогоплательщиком срока 

на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога,  пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что п. 7 ст. 78 НК РФ определены  продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего  заявления в налоговый орган. 

В то же время применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ с иском в суд  налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет, считая со дня, когда  он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный  зачет или возврат указанных сумм (п. 79 постановления № 57). 

Момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте  излишней уплаты налога, подлежит определению с учетом оценки  совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в частности,  причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличия 

у него возможности для правильного исчисления налога по данным  первоначальной налоговой декларации, изменения действующего  законодательства в течение рассматриваемого налогового периода), а также  других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве  достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным  (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 25.02.2009 № 12882/08, от 13.04.2010 № 17372/09). 


Какими доказательствами должен быть обоснован факт излишней уплаты  (взыскания) налогов (страховых взносов), следует из постановления  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 

от 28.02.2006 № 11074/05: право налогоплательщика на зачет и возврат 

из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм  налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот  бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же  бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными  поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями  (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении  налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе  данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым  органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам 

и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей,  зачетом или возвратом сумм налога. Наличие переплаты выявляется путем  сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый  период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, 

с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.

Заявляя требование о возврате излишне уплаченных сумм налога (сбора,  пени, штрафа) обществом каких-либо документов, которые могли 

бы подтвердить наличие и период образования переплаты по спорным налогам  (налоговые декларации, решения о начислении налогов, пени, штрафа,  платежные документы, инкассовые поручения, подтверждающие перечисление  со счета налогоплательщика денежных средств в бюджет обществом «Колос»  не представлены. 

Факт получения налогоплательщиком справки о состоянии расчетов 

с бюджетом не может рассматриваться как достаточное доказательство наличия  у налогоплательщика переплаты по налогу. Данный документ является  косвенным доказательством и может иметь доказательственное значение  только в совокупности с другими доказательствами, в частности, с налоговыми  декларациями и платежными документами, на основании которых возможно  сделать однозначный вывод о том, какова была действительная налоговая  обязанность предпринимателя за конкретный налоговый период, и уплачен ли  налог сверх этой обязанности. 

Доказательств наличия у общества переплаты, как по земельному налогу,  так и по иным налогам на дату обращения с заявлением в арбитражный суд  налогоплательщиком не представлено. 

Более того, задолженность общества «Колос» перед бюджетом

по состоянию на 12.02.2018 составляет 31 468 руб. 10 коп, в том числе налог - 5  руб., пеня - 31 041 руб. 28 коп., проценты по реструктуризации за отсрочку 

и рассрочку платежей - 421 руб. 82 коп.

Таким образом, переплата в бюджет у налогоплательщика отсутствует.  Ранее налогоплательщик с заявлением о возврате необоснованно завышенных  налогов в инспекцию не обращался. 


С учетом установленного, суды пришли к верному выводу о том,  что налогоплательщик, допустивший излишнюю уплату налога, исходя  из установленной законом обязанности вести учет объектов налогообложения 

и уплачивать законно установленные налоги, должен был знать о переплате  налога в момент уплаты денежных средств в сумме, превышающей сумму  начисления на основании налоговых деклараций. 

Доводы общества «Колос», изложенные в кассационной жалобе основаны  на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами  обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся 

в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов,

что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем  подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным 

в мотивировочной части данного постановления.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых  судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной  инстанции не установлено. 

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.03.2018 по делу   № А60-379/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 09.06.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Колос» – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Е.А. Кравцова 

Судьи Е.А. Поротникова

 Е.О. Черкезов