Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5907/22
Екатеринбург
27 сентября 2022 г. | Дело № А47-12829/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Беляевой Н.Г., Лазарева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее – Министерство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2022 по делу № А47-12829/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по тому же делу.
Судебное заседание проводилось путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании по делу № А47-12829/2021 в здании Арбитражного суда Оренбургской области приняли участие представители:
Министерства – ФИО2 (доверенность от 14.02.2022);
общества с ограниченной ответственностью «Веселовское» - ФИО3 (доверенность от 10.01.2022).
Общество с ограниченной ответственностью «Веселовское» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства об отказе в выдаче разрешения на использование земель без их предоставления от 10.08.2021 № АС 12- 24/20295; обязании Министерство выдать заявителю разрешение на использование земель, собственность на которые не разграничена, без их предоставления для размещения линейного объекта - нефтепровода диаметром D№ 300 и менее, расположенного по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, Бузулукский район, земельный участок расположен в кадастровом квартале 56:08:0000000, кадастровый номер 56:08:0000000:3262, площадью 13 819 кв. м; взыскании расходов по оплате госпошлины.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2022 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение об отказе в выдаче разрешения на использование земель без их предоставления от 10.08.2021 № АС 12-24/20295; обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи заявителю разрешения на использование земель, собственность на которые не разграничена, без их предоставления для размещения линейного объекта - нефтепровода диаметром D№ 300 и менее, расположенного по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, Бузулукский район, земельный участок расположен в кадастровом квартале 56:08:0000000, кадастровый номер 56:08:0000000:3262, площадью 13 819 кв. м.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что Министерство, принимая решение об отказе, основывалось именно на нормах земельного законодательства. Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 13 Постановления Правительства Оренбургской области от 17.03.2016 № 178-п «Об утверждении положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – постановление Правительства Оренбургской области № 178-п) полагает, что размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земель или земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. Заявитель жалобы указывает на то, что для размещения или монтажа объекта – нефтепровода диаметром D№ 300 и менее необходим весь земельный участок, а не его часть.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество обратилось в Министерство с заявлением от 28.07.2021 № 108 о выдаче разрешения на использование земель, собственность накоторые не разграничена, без их предоставления для размещения линейного объекта – нефтепровода диаметром D№ 300 и менее, расположенного по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, Бузулукский район, земельный участок расположен в кадастровом квартале 56:08:0000000, кадастровый номер 56:08:0000000:3262, площадью 13 819 кв. м.
Министерство направило в адрес общества письмо от 10.08.2021 № АС 12-24/20295, в котором отказало в выдаче разрешения на использование земельного участка, поскольку земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного назначения и согласно пункту 13 постановления Правительства Оренбургской области № 178-п размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земель или земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено специальными положениями главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;
7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
В соответствии с частью 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень таких объектов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – постановление № 1300).
В указанный Перечень включены, в том числеподземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром D№ 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 6).
Нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данныхземельных участков у собственников инженерных коммуникаций. Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности, размещаются на значительном количестве земельных участков, в том числе под их поверхностью. Поскольку нефтепровод является линейным сооружением, то он может располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними.
При строительстве инженерных коммуникаций, расположенных под земельным участком, оформление на него прав не требуется.
В соответствии со статьями 77 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения в связи с использованием их для целей, сельскохозяйственного производства могут быть заняты зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пункт 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случаях осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, а пункт 4 этой же нормы допускает размещение линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи даже на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов.
Таким образом, федеральное законодательство не препятствует размещению на землях сельскохозяйственного назначения объектов, включенных в перечень объектов Постановлением № 1300.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество обратилось в Министерство с заявлением от 28.07.2021 № 108 о выдаче разрешения на использование земель, собственность накоторые не разграничена, без их предоставления для размещения линейного объекта - нефтепровода диаметром D№ 300 и менее, расположенного по адресу: Российская Федерация, Оренбургская область, Бузулукский район, земельный участок расположен в кадастровом квартале 56:08:0000000, кадастровый номер 56:08:0000000:3262, площадью 13819 кв. м.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи и совокупности, проанализировав основания оспариваемого отказа, суды пришли к правильному выводу о том, что пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением № 1300 допускается размещение на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов подземных инженерных коммуникаций, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Доводы Министерства о невозможности использования земельного участка по его назначению отклоняется с учетом изложенного. Кроме того, доказательств, подтверждающих использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, Министерством при рассмотрении спора судами в материалы дела не представлено (статьи 8, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, удовлетворение заявленных требований является правомерным.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2022 по делу № А47-12829/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.В. Сулейменова
Судьи Н.Г. Беляева
С.В. Лазарев