ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-5981/22 от 04.10.2022 АС Уральского округа

[A1]




АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-5981/22

Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2022 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2022 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:  председательствующего Гавриленко О. Л., 

судей Кравцовой Е. А., Сухановой Н. Н.

при ведении протокола помощником судьи Косыревой И.Д., рассмотрел в  судебном заседании путем использования системы веб-конференции  кассационную жалобу публичного акционерного общества «Ростелеком» 

(далее – общество «Ростелеком», взыскатель) на решение Арбитражного суда  Удмуртской Республики от 04.03.2022 по делу № А71-97/2022 и постановление  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022 по тому же  делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании принял участие представитель общества  «Ростелеком» - Капля М.В. (доверенность от 19.09.2022 № 01/29/849/22). 

Общество «Ростелеком» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской  Республики с заявлением к Управлению финансов Администрации города  Глазова Удмуртской Республики (далее – Управление финансов) о признании  незаконным бездействия, выразившегося в неприостановлении расходных  операций по счетам Управления жилищно-коммунального хозяйства  Администрации города Глазова (далее – Управление ЖКХ) и обязании  приостановить расходные операции по лицевым счетам Администрации  муниципального образования города Глазова Удмуртской Республики (далее –  Администрации) по исполнению исполнительных листов, выданных  Арбитражным судом Удмуртской Республики серии  ФС № 034005522 от 15.02.2021 по делу № А71-20352/2019; серии  ФС № 034006293 от 07.04.2021 по делу № А71- 12350/2020; серии ФС   № 034004810 от 09.04.2021 по делу № А71-5513/2020. 


[A2] На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Управление ЖКХ, Администрация. 

Решением суда от 04.03.2022 (судья Мосина Л.Ф.) в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 16.06.2022 (судьи Трефилова Е.М., Муравьева Е.Ю., Шаламова Ю.В.)  решение суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе общество «Ростелеком» просит указанные  судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на  нарушение норм материального права и на несоответствие выводов судов  фактическим обстоятельствам дела. Кассатор указывает, что Управление ЖКХ  является юридическим лицом, созданным в форме муниципального казенного  учреждения, имеет самостоятельный баланс, смету, лицевой счет в финансовом  органе Администрации, печать, штампы, бланки со своим наименование,  следовательно, исполнение судебных актов, предусматривающих обращение  взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам  муниципальных казенный учреждений должно осуществляться по правилам  статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), а не  по статье 242.2 БК РФ. Отмечает, что Управлением ЖКХ не предпринято  достаточных мер, направленных на исполнение судебных актов. Отсутствие  необходимого объема бюджетных ассигнований, по мнению общества, не  является основанием для освобождения Управления ЖКХ от исполнения  обязанности, предусмотренной пунктом 7 статьи 245.5 БК РФ, что отмечено в  рамках рассмотрения споров по делам № А55-11205/2021, А66-14755/2018. 

Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Арбитражного  суда Удмуртской Республики от 04.06.2020 по делу № А71-20352/2019 с  Управления ЖКХ в пользу общества «Ростелеком», а при недостаточности  лимитов бюджетных обязательств с Администрации взыскано  1 682 749 руб. 38 коп., из них 1 612 446 руб. 70 коп. долг по энергосервисному  контракту № 03-1/16 от 18.11.2016, энергосервисному контракту   № 0113300023917000306-0183036-02 от 19.01.2018 (апрель, май 2019 год) и  70302 руб. 68 коп. неустойка, начисленная за период с 10.09.2019 по 14.04.2020,  с последующим начислением неустойки на неоплаченную сумму долга,  начиная с 15.04.2020, исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России,  действующей в соответствующие периоды по день фактической оплаты суммы  долга за каждый день просрочки, а также 29 453 руб. в возмещение расходов по  госпошлине. 

На основании указанного судебного акта Арбитражным судом Удмуртской  Республики выдан исполнительный лист серии ФС № 034005522 от 15.02.2020,  направленный обществом «Ростелеком» в адрес Управления финансов,  полученный последним 14.04.2021. 

В соответствии с решением Арбитражного суда Удмуртской Республики  20.01.2021 по делу № А71-12350/2020 с Управления ЖКХ в пользу общества 


[A3] «Ростелеком», а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств с  Администрации взыскано 4 066 784 руб. 65 коп, из которых:  3 993 926 руб. 78 коп. долг по энергосервисному контракту,  72 857 руб. 87 коп. неустойка, начисленная за период с 18.04.2020 по  02.10.2020, с последующим начислением неустойки начиная с 03.10.2020 по  день фактической оплаты суммы долга за каждый день просрочки исходя из  1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие  периоды, и суммы долга в размере 3 993 926 руб. 78 коп.; а также 43 329 руб.  возмещение расходов по госпошлине. 

На основании данного решения Арбитражный суд Удмуртской Республики  выдал исполнительный лист ФС № 034006293, который направлен взыскателем  в адрес Управления финансов, полученный последним 02.06.2021. 

В соответствии с решением Арбитражного суда Удмуртской Республики  от 27.11.2020 по делу № А71-5513/2020 с Управления ЖКХ в пользу общсетва  «Ростелеком», а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств с  Администрации взыскано 6 607 034 руб. 37 коп. неустойка, начисленная за  период с 26.12.2019 по 28.07.2020, в размере 112 988 руб. 88 коп. с  последующим ее начислением, начиная с 29.07.2020 по день фактической  оплаты суммы долга за каждый день просрочки исходя из 1/300 ключевой  ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, 56 068 руб.  возмещение расходов по госпошлине. 

На основании указанного решения Арбитражным судом Удмуртской  Республики выдан исполнительный лист ФС № 034004810, направленный  обществом «Ростелеком» в адрес Управления финансов и полученный  последним 31.05.2021. 

По состоянию на дату направления заявления в суд (11.01.2022) данные  исполнительные листы исполнены частично. 

Взыскателем в адрес Управления финансов направлена претензия  от 15.09.2021 № 0604/05/4834/21 с требованием о приостановлении расходных  операции на всех лицевых счетах должников и его структурных  подразделениях до момента погашения долга по предъявленным  исполнительным листам. До настоящего времени осуществление расходных  операций на всех лицевых счетах должников не приостановлено. 

Считая незаконным бездействие Управления финансов, выразившееся в  неприостановлении расходных операции на всех лицевых счетах должников и  его структурных подразделениях до момента погашения долга по  предъявленным исполнительным листам, общество «Ростелеком» обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и  апелляционной инстанций исходили из недоказанности фактов бездействия по  исполнению требований исполнительных документов, поскольку управление  осуществляло все необходимые предусмотренные бюджетным  законодательством мероприятия по исполнению исполнительных листов в  отношении заявителя за счет казны муниципального образования, действовало  в пределах своей компетенции. 


[A4] Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность  обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит  оснований для их отмены. 

В соответствии со статьей 239 БК РФ обращение взыскания на средства  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных  актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение  взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам  муниципальных казенных учреждений определен в статье 242.5 БК РФ

В силу п. 7 ст. 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех  месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган,  осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных  казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат,  указанного им в соответствии с п. 3 данной статьи, по исполнительному  документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный  орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление  операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая  лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в  данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов  муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по  исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его  структурных (обособленных) подразделений. 

Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному  образованию предусмотрен ст. 242.2 БК РФ

Пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ закреплено, что исполнение судебных актов  осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом  (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах,  превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на  эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную  роспись. 

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня  поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2  БК РФ). 

При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов  финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения  исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах  трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и  ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в  рассматриваемом случае - в управление). 

Как установлено судами, с учетом даты получения Управлением финансов  спорных исполнительных листов срок их исполнения за счет средств бюджета  муниципального образования на момент обращения взыскателя в арбитражный  суд с настоящим заявлением истек. 

Однако, как верно указано судами, данное обстоятельство не является  достаточным для удовлетворения заявленных обществом «Ростелеком» 


[A5] требований, так как из представленных в материалы дела документов следует,  что Управление финансов, Управление ЖКХ, Администрация исполнили все  возложенные на них Бюджетным кодексом Российской Федерации  обязанности, в связи с чем, незаконного бездействия не допустили. 

Судами нижестоящих инстанций установлено, что исполнительные листы  исполнены не полностью по причине отсутствия денежных средств по данной  статье расходов. 

В силу части 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут  быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя  финансового органа (руководителя органа управления государственным  внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете  в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение  взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,  но только в пределах объема бюджетных ассигнований, установленных  решением о бюджете. 

Изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены в  соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя  органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения  изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности  бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных  обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в  пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных  законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году. 

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных  обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение  существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с  начала очередного финансового года при условии включения соответствующих  бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем  финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон  (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников  дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных  ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (части 2 статьи 83 БК  РФ). 

Муниципальное образование «Город Глазов» является дотационной  территорией, следовательно, с учетом положений статьи 136 БК РФ, такое  муниципальное образование, начиная с очередного финансового года, не имеет  права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с  решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к  полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. 

Таким образом, законодатель установил в качестве ключевой задачи  соблюдение принципа сбалансированности бюджетов муниципальных  образований, а также эффективности использования бюджетных средств,  поступающих в виде как налоговых, так и неналоговых доходов. При этом  муниципальные образования не вправе принимать на себя дополнительные 


[A6] расходные обязательства, поскольку увеличение расходов в режиме дефицита  бюджета является недопустимым. 

Как следует из решения Городской Думы г. Глазова от 24.11.2021 № 144  «О внесении изменений в решение Глазовской городской Думы от 16.12.2020   № 28 «О бюджете города Глазова на 2021 год и на плановый период 2022 и  2023 годов (в редакции от 03.03.2021 № 49, от 28.04.2021 № 79, от 30.06.2021 №  103, от 25.08.2021 № 115), дефицит бюджета города Глазова в 2021 году  составляет 107 580 000 руб. 63 коп. В 2021 году из бюджета города Глазова  объем субсидий иным некоммерческим организациям, не являющимися  государственными (муниципальными) учреждениями, находящимися на  территории Муниципального образования «город Глазов» составил  191 914 000 руб. 80 коп. 

Согласно решению Городской Думы г. Глазова от 17.12.2021 № 150 «О  бюджете города Глазова на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»  дефицит бюджета города Глазова составил на 2023 год - 48 000 000 тыс. руб., на  2024 год - 52 100 000 тыс. руб. 

Статьей 3 решения Городской Думы г. Глазова от 17.12.2021 № 150  утверждена программа муниципальных заимствований муниципального  образования «Город Глазов» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024  годов согласно приложению 3 к настоящему решению. 

В 2020 году из-за мер, введенных в связи с пандемией коронавируса, в  бюджет муниципального образования недополучено 19 000 000 руб., в 2021  году в связи с изменением налогового законодательства, связанной с отменой  ЕНВД, в бюджет недополучено 30 000 000 руб. 

Таким образом, в бюджете муниципального образования имеется  недостаток средств для полного погашения всей задолженности по судебным  актам, находящимся на исполнении в управлении финансов. 

При этом в связи с высокой закредитованностью бюджета города Глазова,  привлекать дополнительные кредиты возможности нет, что подтверждается  муниципальной долговой книгой на 01.01.2022. 

При формировании бюджета города средства утверждаются исходя из  доходной базы бюджета и минимальной потребности, преимущественно на  социально - значимые расходы, в соответствии с местными полномочиями,  предусмотренными федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 

При этом собственных средств бюджета недостаточно для покрытия дефицита  бюджета. 

Судами обеих инстанций также принято во внимание, что в течение 2021  года на исполнении в администрации находились 61 исполнительный документ  на сумму 6 929 236 руб. 25 коп., а также значительный объем кредиторской  задолженности перед бюджетом. Также имеются обязательства в рамках Закона  Удмуртской Республики от 14.03.2013 № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми  помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в  части оплаты коммунальных услуг за жилые помещения, закрепленные за  детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. 


[A7] Приостановление расходных операций по счетам Управления ЖКХ повлечет  нарушение прав других лиц. 

Как следует из материалов дела, погашение задолженности по спорным  исполнительным листам производилось Управлением финансов частично, в  пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на эти цели. 

Так, по состоянию на 01.10.2021 основной долг по исполнительному листу  ФС № 034005522 по делу № А71-20352/2019, выданному на основании решения  Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.06.2020, погашен. 

Остаток долга по исполнительному листу ФС № 034004810, выданному на  основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу   № А71-5513/2020 от 27.11.2020 составляет 584 308 руб. 30 руб. 

Взыскание долга по исполнительному листу ФС № 034006293, выданному  на основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики  от 20.01.2021 по делу № А71-12350/2020, производится по мере поступления  бюджетных средств. 

Таким образом, Управление финансов производит исполнение требований  спорных исполнительных документов в пределах доведенного бюджетного  финансирования с учетом параметров решения о бюджете. 

Кроме того, в порядке главы 24 БК РФ к бездействию относится  неисполнение органом государственной власти, органом местного  самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным  служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и  иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными  инструкциями, положениями, регламентами, приказами). 

Изменение показателей сводной бюджетной росписи может быть  произведено финансовым органом в соответствии с его компетенцией и  соблюдением установленных законом требований о соответствии бюджетной  росписи основным параметрам бюджета, при несоблюдении упомянутых  условий исполнение должно производиться на основе соответствующим  образом измененного бюджета. 

Как верно указали суды, действующий механизм исполнения судебных  актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации предполагает фактическое наличие бюджетных средств  на едином счете местного бюджета и достаточность соответствующих лимитов  бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов  финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от  предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного  исполнения исполнительного документа. 

Отсутствие финансовой возможности является препятствием для  выделения главным распорядителем (распорядителем) средств местного  бюджета должнику дополнительных лимитов бюджетных обязательств  (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях  исполнения исполнительного документа. 

С учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, суды пришли  к верному выводу о том, что Управлением финансов в рамках своих 


[A8] полномочий предприняты необходимые меры к исполнению исполнительных  документов в порядке календарной очередности их поступления, также оно  объективно было лишено возможности единовременно исполнить судебные  акты из-за фактического отсутствия бюджетных ассигнований и лимитов  бюджетных обязательств на счете казны муниципального образования «Город  Глазов» на исполнение исполнительных листов. При появлении финансовой  возможности обязательства по оплате долга исполняются незамедлительно. 

Управление финансов при исполнении исполнительных документов  действовало в пределах своей компетенции и незаконного бездействия по  исполнению требований исполнительных документов не допустило. 

Ссылка общества на иную судебную практику отклонена судом  апелляционной, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам,  не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2  статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), по  указанным делам имели место иные обстоятельства, не связанные с  фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении  настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам,  основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств  при рассмотрении настоящего дела. 

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении  заявленных обществом «Ростелеком» требований. 

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают  неправильного применения судами норм материального права и не влияют на  правильность выводов судебных инстанций, сделанных на основе полного и  всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств.  Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются  статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает  процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по  делу обстоятельств. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не  выявлено 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04.03.2022 по делу 

 № А71-97/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 16.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную  жалобу – публичного акционерного общества «Ростелеком» без  удовлетворения. 


[A9] Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий О.Л. Гавриленко

Судьи Е.А. Кравцова

 Н.Н. Суханова