ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-6054/22 от 27.10.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6054/22

Екатеринбург

31 октября 2022 г.

               Дело № А07-27370/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  31 октября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е. А.,

судей Вдовина Ю.В., Лукьянова В.А.

при ведении протокола помощником судьи Бычковской А.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональная Инвестиционная Строительная компания» на решение  Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2022 по делу № А07-27370/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда   от 30.05.2022 по тому же делу.

Определениями Арбитражного суда Уральского округа от 01.09.2022, 29.09.2022 рассмотрение дела было отложено. После отложения состав суда определением от 26.10.2022 изменен. Рассмотрение жалобы начато сначала.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании путем использования системы веб-конференции участвуют представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан – Хажина Л.Н. (доверенность                          от 10.01.2022 № 5, паспорт, диплом); - Фахрисламова Д.Р. (доверенность                     от 10.01.2022 № 8, паспорт, диплом).

В судебном заседании в Арбитражном суде Уральского округа участвует представитель общества с ограниченной ответственностью «Региональная Инвестиционно-Строительная Компания» – Заманова И.И. (доверенность от 20.10.2021, паспорт, диплом).

Общество с ограниченной ответственностью «Региональная Инвестиционно-Строительная Компания» (далее – заявитель, общество «РИСК», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее также – заинтересованное лицо, УФАС по Республике Башкортостан, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 28.06.2021 № ТО002/01/16-2772/2020 в части признания Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и общества «РИСК» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона                  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) при заключении дополнительного соглашения от 18.08.2020 № 2 к договору от 25.06.2018 № 342-18 аренды земельного участка 02:55:010834:221, расположенного по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Генерала Горбатова.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее также – Администрация), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также – Министерство), Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее также – Управление).

Решением суда первой инстанции от 11.03.2022, оставленным в силе постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда                         от 20.05.2022 в удовлетворении заявления отказано.

Общество «РИСК» не согласно с судебными актами, полагает, что суды неверно применили пункт 6 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020           № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Закон № 98-ФЗ).

Общество полагает, что у антимонопольного органа не имелось оснований для вывода о том, что продление договора аренды земельного участка состоялось в связи с наличием антиконкурентного соглашения между обществом и Администрацией, настаивает на том, что осуществляло строительство на спорном земельном участке в рамках обычной хозяйственной деятельности.

В жалобе общество указывает, что Договор от 25.06.2018 № 342-18 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 был заключен в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) для завершения строительства им, как собственником объектов незавершенного строительства; при предоставлении  указанного земельного участка в аренду никаких нарушений не допущено.

Дополнительным соглашением от 18.08.2020 №2 в договор № 342-18 от 25.06.2018 аренды земельного участка срок действия договора увеличен на 3 года в соответствии с пунктом 6 статьи 19 Закона № 98-ФЗ, поскольку обществом «РИСК» соблюдены все условия для такого продления, предусмотренные также пунктами 6 и 7 статьи 19 Закона № 98-ФЗ.

Заявитель жалобы просит обратить внимание, что в соответствии с пунктом 8 статьи 19 Закона № 98-ФЗ при соблюдении условий пунктов 6 и 7 статьи 19 Закона № 98-ФЗ арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 6 настоящей статьи, поскольку такое продление происходит в связи с объективной невозможностью использовать в целях строительства временной период ограничений проведения работ, связанных с предотвращением распространения  короновирусной инфекции на территории Российской Федерации.

В отзыве на жалобу антимонопольный орган просит оставить судебные акты без изменения, жалобу – без удовлетворения, полагая верными выводы судов о том, что при принятии Администрацией решения о продлении дополнительным соглашением от 18.08.2020 №2 договора № 342-18                            от 25.06.2018 аренды земельного участка, которым срок действия договора увеличен на 3 года в соответствии с пунктом 6 статьи 19 Закона № 98-ФЗ, стороны действовали согласованно, поскольку на момент вынесения такого решения вид разрешенного использования земельного участка и его фактическое использование не соответствовали друг другу, имело место нарушение при использовании земельного участка.

Как установлено судами, в антимонопольный орган из Управления Росреестра по Республике Башкортостан поступили материалы, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении Администрацией земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 для строительства.

Приказом антимонопольного органа от 16.10.2020 № 396 возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Администрацией, Управлением, обществом «РИСК» пункта 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены следующие обстоятельства.

Между Министерством и обществом «РИСК» 14.08.2013  заключен договор № М186-13 аренды земельного участка, предметом указанного договора является предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 в целях строительства административно-гостиничного комплекса с автостоянками, срок действия договора установлен с 31.05.2013 по 30.05.2018.

При этом ранее, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, общество «РИСК» приобрело у ОАО «БЭТО» комплекс зданий, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в том числе: - основное строение нежилое здание, общей площадью 1281,5 кв. м, кадастровый номер 02:55:010834:302, номер государственной регистрации права 02-04-01/095/2008447 от 28.05.2008; - административно-хозяйственное нежилое здание, общей площадью 960,7 кв. м, кадастровый номер 02:55:010834:558, номер государственной регистрации права 02-0401/095/2008-445 от 28.05.2008; - хозяйственное нежилое здание, общей площадью 3161,3 кв. м, кадастровый номер 02:55:010834:559, номер государственной регистрации права 02-04-01/308/2007583 от 25.01.2008. Для формирования земельного участка под указанными объектами недвижимости общество «РИСК» обратилось в Управление об утверждении схемы расположения земельного участка с условным номером 02:55:010834:221:ЗУ площадью 9920 кв. м. Решением Управления от 13.11.2017  № 1813-УС утверждена схема расположения земельного участка, в результате был образован земельный участок с кадастровым номером 02:55:010834:638, площадью 9920 кв. м, адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, ул. Генерала Горбатова. В целях устранения возможных наложений на границы резервируемых для муниципальных нужд земель и границы красных линий были проведены землеустроительные работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:638, в результате которых площадь изменена на 9420 кв. м.

Общество «РИСК» 26.01.2018 обратилось в Управление с заявлением исх.№ 12 (вх. № 2198) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:638 в собственность за плату.

По результатам рассмотрения дела Арбитражного суда Республики Башкортостан № А07-2561/2018, предметом которого являлось заявление общества «РИСК» о признании незаконным отказа Управления и Администрации в предоставлении земельного участка и обязании подготовить проект договора, по результатам рассмотрения которого суд признал незаконным, не соответствующим статьям 27, 39.16, 39.20 Земельного кодекса отказ Администрации, выраженный в письме Управления №2198 от 01.02.2018г., в предоставлении обществу «РИСК» в собственность за плату земельного участка площадью 9420 кв.м. с кадастровым №02:55:010834:638, расположенного по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Генерала Горбатова и обязал Администрацию в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 9420 кв.м. с кадастровым №02:55:010834:638, расположенного по адресу: РБ, г.Уфа, ул.Генерала Горбатова  и направить его обществу «РИСК». Во исполнение судебного решения  между обществом «РИСК» и Управлением заключен договор от 01.06.2018 № 157 о предоставлении в собственность за плату земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010834:638, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, ул. Генерала Горбатова, общей площадью 9420 кв. м, разрешенное использование по ЕГРН: административные здания, как с собственником расположенных на земельном участке зданий с кадастровыми номерами 02:55:010834:302, 02:55:010834:558, 02:55:010834:559. С 07.06.2018 общество «РИСК» является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:638 и объектов капитального строительства, расположенных на нем.

В дальнейшем, 18.06.2018 в результате кадастровых работ земельный участок с кадастровым номером 02:55:010834:638 был разделен на три земельных участка: - с кадастровым номером 02:55:010834:651, площадью 3761 кв. м, на 4 А07-27370/2021 котором было расположено здание с кадастровым номером 02:55:010834:559; - с кадастровым номером 02:55:010834:649, площадью 2231 кв. м, на котором было расположено здание с кадастровым номером 02:55:010834:558; - с кадастровым номером 02:55:010834:650, площадью 3428 кв. м, на котором было расположено здание с кадастровым номером 02:55:010834:302. Таким образом, вместо исходного земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:638 образованы три земельных участка.

Администрацией 20.06.2017 обществу «РИСК» выдано разрешение          № 02-RU03308000-1426П-2017 на строительство на оставшейся части исходного земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 объекта капитального строительства «Административно-гостиничный комплекс с автостоянками по ул. Генерала Горбатова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан», срок действия указанного разрешения установлен до 30.05.2018.

За обществом «РИСК» 23.11.2017 зарегистрировано право собственности в отношении расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010834:221 объектов незавершенного строительства с кадастровыми номерами 02:55:010834:634, 02:55:010834:635 на основании договора от 14.08.2013 № М186-13 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 и разрешения № 02-RU03308000-1426П-2017 на строительство.

После окончания 25.06.2018 срока действия договора от 14.08.2013          № М186-13 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 между Управлением и обществом «РИСК» заключен договор № 342-18, предметом указанного договора является предоставление земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 в целях завершения строительства административно-гостиничного комплекса с автостоянками, срок действия договора установлен с 22.06.2018 по 22.06.2021. При этом из пункта 1.1 договора аренды от 25.06.2018 № 342-18 следует, что указанный договор заключен, в том числе, в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Администрацией 29.06.2018 выдано обществу «РИСК» новое разрешение № 02-RU03308000-1551П-2018 на строительство объекта - «Многофункциональный комплекс по ул. Генерала Горбатова в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в составе Корпуса № 4 (количество апартаментов - 64 шт., количество квартир - 212 шт., общая площадь апартаментов и квартир 13 286,6 кв. м, общая площадь встроенных помещений - 430,6 кв. м) и Корпуса № 5 (количество апартаментов - 96 шт., количество квартир - 318 шт., общая площадь апартаментов и квартир 19 929,9 кв. м, общая площадь встроенных помещений - 645,9 кв. м), сроком действия до 29.06.2021.

На основании письменного обращения общества «РИСК» от 13.08.2020 № 68 (вх. № 25557 от 14.08.2020) со ссылкой на подпункты 6, 7, 8 статьи 19 Закона № 98-ФЗ, Указ Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020              № УГ111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции COVID-2019» между Управлением и обществом «РИСК» 18.08.2020 заключено дополнительное соглашение № 2 к договору от 25.06.2018 № 342-18 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Генерала Горбатова, согласно которому срок аренды увеличен до 22.06.2024.

УФАС по Республике Башкортостан по результатам рассмотрения дела № ТО002/01/16-2772/2020 Администрация, Управление, общество «РИСК» признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ, поскольку, увеличивая срок договора аренды земельного участка до 2024 года, указанные лица действовали в обход конкурентных процедур, установленных законодательством для предоставления земельных участков под жилищное строительство.

Считая, что решение антимонопольного органа о признании в действиях общества «РИСК» нарушения пункта 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что основания для заключения дополнительного соглашения от 18.08.2020 № 2 к договору от 25.06.2018 № 342-18 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Генерала Горбатова отсутствовали, заключение такого соглашения образует нарушение пункта 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ, поскольку выбранный способ предоставления земельного участка ограничил возможность участия в процедуре предоставления земельного участка для жилищного строительства иных участников, создал преимущества отдельному субъекту при предоставлении земельного участка для целей жилищного строительства без проведения конкурентных процедур.

В настоящем случае, как верно определили суды, предметом оценки на наличие признаков нарушения пункта 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ являются действия Администрации и Управления по заключению с обществом «РИСК» дополнительного соглашения от 18.08.2020 № 2 к договору от 25.06.2018          № 342-18 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Генерала Горбатова, которым срок аренды увеличен до 22.06.2024.

Сделав основанный на оценке совокупности выявленных по делу обстоятельств вывод, что заключение Управлением с обществом «РИСК» дополнительного соглашения от 18.08.2020 № 2 о продлении срока договора от 25.06.2018 № 342-18 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Генерала Горбатова, на основании пункта 6 статьи 19 Закона № 98-ФЗ произошло в отсутствие на то правовых оснований и, увеличивая срок договора аренды спорного земельного участка, Администрация, Управление и общество «РИСК» действовали в обход конкурентных процедур установленных законодательством для предоставления земельных участков под жилищное строительство и ограничили доступ на рынок других хозяйствующих субъектов, суды правомерно исходили из следующего.

 Принимаемые в период распространения новой коронавирусной инфекции меры поддержки юридических лиц направлены на обеспечение прав субъектов предпринимательской деятельности, чьи действия соответствуют нормам законодательства с целью минимизации возникших негативных последствий, в частности, невозможности завершения строительства в соответствии с выданными разрешениями на предоставленном земельном участке, и не могут быть использованы для придания вида законности тем действиям и актам, которые таковыми не являются.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на  нем.

Совокупность обстоятельств, которые имели место в правоотношениях между муниципальными органами и обществом «РИСК» с момента получения последним в 2013 году права аренды земельного участка с имеющимися на нем достроенными и недостроенными иным лицом объектами административного-гостиничного комплекса включала в себя эпизод по получению 29.06.2018 обществом «РИСК» разрешения № 02-RU03308000-1551П2018 Администрации на строительство объекта капитального строительства «многофункциональный комплекс», состоящий из пяти корпусов, включающий нежилые помещения, апартаменты и квартиры на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010834:221, в соответствии с которым строящийся объект – многофункциональный комплекс включает в себя жилые помещения - квартиры и апартаменты квартирного типа, то есть общество получило разрешение на указанном земельном участке осуществлять по факту жилищное строительство.

В то же время все ранее совершенные сделки между муниципальными органами и обществом относительно спорного земельного участка свидетельствуют о том, что земельный участок, на котором общество стало осуществлять жилищное строительство, предоставлен обществу «РИСК» без проведения торгов в 2013 году с продлением договора аренды в 2018 году и, затем, в 2020 году.

Факт получения обществом «РИСК» земельного участка для жилищного строительства без торгов и обстоятельства того, что в итоге обществом в соответствии с выданным разрешением на строительство выстроено здание, имеющее, в том числе жилые помещения, установленный также в рамках рассмотрения судами дела № А07-16340/2016, явился основанием для вывода судов в настоящем деле о том, что выбранный способ предоставления земельного участка ограничил возможность участия в процедуре предоставления земельного участка для жилищного строительства иных участников этого товарного рынка строительства жилья на территории Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, создал не предусмотренные федеральным законодательством преимущества отдельному хозяйствующему субъекту (обществу «РИСК») при предоставлении земельного участка для целей жилищного строительства без проведения конкурентных процедур, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке жилищного строительства, который в Республике Башкортостан является конкурентным.

Соответственно, действия Администрации, Управления и общества «РИСК» по продлению до 2024 года договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 для завершения ведущегося строительства жилого здания правомерно квалифицированы УФАС Республики Башкортостан как заключение антиконкурентного соглашения, результатом которого явилось предоставление обществу «РИСК» земельного участка, в том числе для жилищного строительства, без проведения торгов, что ограничило конкуренцию и доступ на товарный рынок строительства жилья иным хозяйствующим субъектам.

Суды  особо отметили, что на момент заключения дополнительного соглашения о продлении срока договора аренды до 2024 года муниципальным органам было известно, что общество на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010834:221 ведет строительство не административно-гостиничного комплекса, для строительства которого в 2013 году ему в аренду без торгов был передан спорный земельный участок, а многофункционального жилого здания и, во избежание продолжения жилищного строительства на участке, полученном без проведения торгов, должны были отказать в продлении договора. Отсутствие отказа в продлении договора антимонопольный орган правомерно квалифицировал как подтверждение наличия антиконкурентного соглашения, запрещенного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иных выводов в связи со следующим.

  В силу пунктов 7, 17, 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаками ограничения конкуренции являются любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

На основании статьи 16 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей в период совершения действий, вменяемых участникам экономических правоотношений в качестве нарушения части 4 названной статьи) запрещаются соглашения между, в том числе, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: - ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4 статьи 16).

         Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

В данном случае антимонопольный орган и суды установили, что наличие антиконкурентного соглашения подтверждается не отдельным документом, но совокупностью последовательных действий Администрации, Управления и общества «РИСК», которые привели к получению обществом без проведения торгов права на аренду земельного участка для целей жилищного строительства, чего не могло произойти при строгом соблюдении муниципальными органами законодательства о конкуренции.

На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Исчерпывающий перечень случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов приведен в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса.

Согласно пункту 21 статьи 3 Закона № 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171), действующей с 1 марта 2015 года, в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду для строительства такого объекта, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Судами установлено, что общество «РИСК» однократно воспользовалось правом, предоставленным статьей 36.6 Земельного кодекса на заключение (продление) договора аренды без проведения торгов в целях завершения строительства при заключении договора от 25.06.2018 № 342-18 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Генерала Горбатова.

Из дополнительного соглашения от 18.08.2020 № 2 к договору от  25.06.2018 № 342-18 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010834:221 по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Генерала Горбатова, следует, что основанием к его заключению явилось обращение общества «РИСК», а также нормы пунктов 6, 7, 8 статьи 19 Закона № 98-ФЗ, Указ Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 № УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан с угрозой распространения в Республике Башкортостана новой коронавирусной инфекции COVID-2019».

В соответствии с частью 6 статьи 19 Закона № 98-ФЗ до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что: 1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации; 2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды; 3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Суды верно указали, что формальное соответствие спорного дополнительного соглашения и продление договора аренды требованиям Закона № 98-ФЗ не свидетельствует об отсутствии нарушений пункта 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ, поскольку  тот факт, что на дату обращения арендатора (общества) с указанным требованием у уполномоченного органа (Управления, Администрации) отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка не является очевидным.

В рамках дела Арбитражного суда Республики Башкортостан                    № А07-16340/2019 судами установлено, что обшеству «РИСК» земельный участок с кадастровым номером 02:55:010834:221 был предоставлен без аукциона для строительства недвижимого имущества нежилого назначения – административно-гостиничного комплекса с автостоянками, впоследствии с обществом «РИСК» также без аукциона заключен договор аренды от 25.06.2018 № 342-18 для завершения строительства этого же объекта - административно-гостиничного комплекса с автостоянками – объектов незавершенного строительства с кадастровыми номерами 02:55:010834:634, 02:55:010834:635.

Административно-гостиничный комплекс с автостоянками обществом «РИСК» не построен, при этом, получив 25.06.2018 право на безаукционное продление договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства названного объекта, обществом уже 29.06.2018, то есть через 4 дня, получено разрешение № 02-RU03308000-1551П2018 Администрации на строительство объекта капитального строительства «многофункциональный комплекс», состоящий из пяти корпусов, включающий нежилые помещения, апартаменты и квартиры на этом же земельном участке. При этом вид разрешенного использования земельного участка изменен не был.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, сформулирована правовая позиция, согласно которой самостоятельное изменение арендатором вида разрешенного использования земельного участка на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для  определенного вида использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

Произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.

При таких обстоятельствах обоснованным является вывод судов о том, что на момент выдачи Администрацией обществу «РИСК» разрешения на строительство № 02-RU03308000-1551П-2018 от 29.06.2018 и заключения Управлением с обществом «РИСК» договора аренды от 25.06.2018 № 342-18 спорного земельного участка для завершения строительства, Администрация, Управление, общество «РИСК» были осведомлены о том, что на земельном участке, предоставленном без проведения торгов будет вестись строительство объекта, включающего в себя, в том числе, жилые помещения.

Выбранный способ предоставления земельного участка ограничил возможность участия в процедуре предоставления земельного участка для жилищного строительства иных участников этого товарного рынка строительства жилья на территории Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, создал непредусмотренные федеральным законодательством преимущества отдельному хозяйствующему субъекту (ООО «РИСК») при предоставлении земельного участка для целей жилищного строительства без проведения конкурентных процедур, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке жилищного строительства.

Таким образом, суды верно установили, что в результате последовательности вышеназванных событий и действий земельный участок, изначально предназначенный для строительства административно-гостиничного комплекса с автостоянками оказался передан хозяйствующему субъекту - обществу «РИСК» для целей жилищного строительства без проведения соответствующих торгов с продлением срока аренды до 2024 года.

 Вместе с тем, достижение названного результата суды обоснованно посчитали невозможным без совместного согласованного поведения нескольких лиц, совершающих осознанные действия, замещающие конкурентные отношения, и понимающих, что лишь в таком случае возможно получение максимальной выгоды всеми участниками такого группового поведения или их большинством.

Осознанное бездействие Администрации, Управления имевшего, но не реализовавшего полномочия по контролю за освоением и эффективным использованием в соответствии с целевым назначением переданного в аренду земельного участка, его попустительство в отношении несоблюдения обществом «РИСК» целей предоставления земельного участка в соответствии с разрешением на строительство административно-гостиничного комплекса, инициировавшим продление срока действия договора, в то время как уже был подготовлен к согласованию Администрацией пакет документов на получение разрешения на строительство объекта жилищного строительства, продление договора аренды до 2024 года при наличии вышеуказанных нарушений в использовании земельного участка, фактически способствовало передаче земельного участка под строительство многоквартирного дома в обход предусмотренных для этого законом процедур.

Таким образом, проанализировав всю совокупность представленных антимонопольным органом косвенных доказательств, указывающих на осведомленность, скоординированность и противоправность намерений Администрации, Управления, общества «РИСК» и определив роль каждого в достижении вышеуказанной антиконкурентной цели, суды признали за ними факт нарушения части 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ, правомерно отказав в удовлетворении требований общества о признании частично недействительным оспариваемого в настоящем деле решения антимонопольного органа.

Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе подлежат отклонению по основаниям, приведенным в мотивировочной части настоящего постановления, поскольку являлись предметом рассмотрения судами, повторены в кассационной жалобе.

Ссылки заявителя жалобы на неправильное применение судами норм материального права в ходе кассационного производства подтверждения не нашли.

Нормы процессуального права применены судами правильно.

Оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобе не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.03.2022 по делу № А07-27370/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РИСК»  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               Е.А. Поротникова

Судьи                                                                            Ю.В. Вдовин

В.А. Лукьянов