Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-6072/22
Екатеринбург
11 октября 2022 г. | Дело № А76-21932/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кравцовой Е. А., Сухановой Н. Н.
при ведении протокола помощником судьи Косыревой И.Д., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОСтрой» (далее – общество «ЭКОСтрой», налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2022 по делу
№ А76-21932/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества «ЭКОСтрой» – ФИО1 (доверенность от 19.01.2021);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области (далее – инспекция № 17) – Денисов М.С. (доверенность от 10.01.2022 № 21-22/2).
Общество «ЭКОСтрой» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции № 17 о признании незаконным решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи
от 22.04.2021 за государственным регистрационным номером 2217400320883 о недостоверности указанных в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о ликвидаторе и об участнике общества «ЭКОСтрой» и обязании устранить допущенные нарушения.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыИнспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города (далее – инспекция по Курчатовскому району, налоговый орган), Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее – Управление).
Решением суда от 11.04.2022 (судья Кудрявцева А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 (судьи Плаксина Н.Г., Бояршинова Е.В., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «ЭКОСтрой» просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы указывает, что запись о недостоверности адреса налогоплательщика внесена 07.06.2021, в то время когда сведения о недостоверности данных об исполнительном органе общества «ЭКОСтрой» внесены 25.01.2021, следовательно, у него отсутствовала возможность предоставить информацию о достоверности сведений о юридическом адресе. Кассатор считает, что судами обеих инстанций ошибочно приняты во внимание факты, касающиеся налоговой отчетности общества «ЭКОСтрой», поскольку каких-либо требований о корректировке декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) или требований о наличии расхождений (с указанием кода ошибки по НДС) в адрес налогоплательщика не направлялось. Также факт регистрации ликвидатора в разрушенном доме не является безусловным основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений, кроме того ликвидатор общества «ЭКОСтрой» в инспекцию по Курчатовскому району представлял пояснения относительно регистрации данном здании.
Как следует из материалов дела, по данным ЕГРЮЛ сведения о создании общества «ЭКОСтрой» внесены в государственный реестр 02.09.2019, место нахождения с 03.06.2020 определено по адресу: 454106, <...>/2, офис 1, размер уставного капитала составлял 10 000 рублей, единственным участником и директором общества с момента создания является ФИО3
В ЕГРЮЛ 25.01.2021 внесена запись о принятии налогоплательщиком решения о ликвидации, ликвидатором заявлена ФИО3
В инспекцию № 17 11.03.2021 поступило заявление инспекции по Курчатовскому району по форме Р34002 о недостоверности сведений о участнике и директоре (ликвидаторе) общества ФИО3 по мотиву поступления письма Управления от 24.02.2021 № 18-15/000752дсп, согласно которому в период с 29.05.2020 по 16.02.2021 по организации обществу «ЭКОСтрой» выявлены признаки состава преступления, предусмотренного статьей 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые зарегистрированы в книге учета сообщений о преступлениях Главного Управления Министерства внутренних дел по Челябинской области.
Инспекцией № 17 по юридическому адресу налогоплательщика, а также по адресу участника и руководителя общества ФИО3 (<...>) направлены уведомления от 15.03.2021 о необходимости предоставления достоверных сведений об участнике и директоре (ликвидаторе юридического лица.
От ФИО3 08.04.2021 через интернет в регистрирующий орган представлены письменные пояснения о достоверности сведений о ней как о руководителе и участнике общества «ЭКОСтрой».
Данные сведения были направлены регистрирующим органом в инспекцию по Курчатовскому району для проверки.
Согласно представленной налоговым органом информации ФИО3 повесткой от 22.03.2021 была приглашена на опрос в инспекцию по Курчатовскому району, однако в назначенное время не явилась, в связи с чем представленные 08.04.2021 ФИО3 в регистрирующий орган письменные пояснения признаны недостоверными, в ЕГРЮЛ 22.04.2021 внесена запись за государственным регистрационным номером 2217400320883 о недостоверности сведений о ликвидаторе и об участнике общества «ЭКОСтрой».
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в лице ликвидатора ФИО3 с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах, и соответствующие документы единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Согласно положениям Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц носит заявительный характер, в силу статей 5, 9, 25 данного закона записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители.
В силу пункта 1.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (подпункт а); руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица (подпункт в); конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица (подпункт г); иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (подпункт д). Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (подпункт в); сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (подпункт д).
Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Таким образом, действительной может быть признана регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона № 129-ФЗ, но и проведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.
Иное толкование вышеназванных норм права означало бы, что законодатель изначально предусмотрел возможность сохранения в ЕГРЮЛ, - федеральном информационном ресурсе, любых сведений (в том числе, недостоверных), в связи с чем, теряется смысл ведения государственного реестра, содержащиеся в котором сведения в силу абзаца 1 пункта 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016
№ ММВ-7-14/72 утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых и включенных в ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 12 приложения № 1 к Приказу от 11.02.2016
№ ММВ-7-14/72 для получения объяснений может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
На основании пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Как установлено судами нижестоящих инстанций, письмом Управления
от 24.02.2021 № 18- 15/000752дсп, направленным в адрес территориальных инспекций, направлен список юридических лиц, в отношении которых от уполномоченных органов Министерства внутренних дел России поступили данные о признаках состава преступления, предусмотренного статьей 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации при регистрации, по счетам которых проходят сомнительные операции, для проверки, в том числе в отношении общество «ЭКОСтрой».
Инспекцией по Курчатовскому району проведены мероприятия по проверке достоверности сведений включаемых и включенных в ЕГРЮЛ, а именно, 13.04.2021, 02.06.2021 налоговым органом проведен осмотр помещения по адресу регистрации налогоплательщика, в ходе которого установлено, что офис закрыт. На имя директора оставлены повестки о вызове на допрос. По повесткам директор общества «ЭКОСтрой» в налоговый орган не явился, в связи с чем, 07.06.2021 в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности адреса общества «ЭКОСтрой».
Кроме того, инспекцией в ходе проверочных мероприятий установлено, что налогоплательщик применяет общую систему налогообложения, однако в представленной налоговой декларации за 1 квартал 2021 года исчисленный с реализации НДС в сумме 555 050 рублей уменьшен на суммы вычетов по НДС 555 050 рублей, соответственно налог к уплате составил 0 рублей. Среднесписочная численность общества заявлена 1 человек. При этом справки по форме 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам представляются с нулевыми показателями. Выявлены несовпадения сумм НДС, заявленных налогоплательщиком и его контрагентами.
Также, налоговым органом 11.06.2021 проведен осмотр места жительства ФИО3, заявленного в качестве адреса ликвидатора общества «ЭКОСтрой», в ходе которого установлено, что по данному адресу находится заброшенный разрушенный частный деревянный дом. Сведений о фактическом месте проживания ФИО3 в налоговые органы не представлено.
Поскольку ФИО3заявление о включении ее в очередь как нуждающуюся в жилье подано только 24.12.2021, а сведения о временном месте регистрации в налоговый орган ею не представлено, инспекция по Курчатовскому району пришла к выводу, что налогоплательщиком получение корреспонденции, направляемой ему не организованно.
Представленное налогоплательщиком, в опровержение данных выводов, заявление в почтовое отделение об оставлении поступающей на его имя корреспонденции до востребования, судами не принято во внимание, поскольку оно оформлено обществом «ЭКОСтрой» только 20.01.2022, то есть в ходе рассмотрения настоящего дела в суде.
Судами также отмечено, что представленное заявителем засвидетельствованное нотариусом заявление ФИО3 о реальном осуществлении ФИО3 деятельности в качестве руководителя общества «ЭКОСтрой», не является доказательством, подтверждающим осуществление ФИО3 деятельности в качестве руководителя, поскольку нотариус лишь свидетельствует личность и подпись лица сделавшего заявление, а не его содержание. При этом какой-либо ответственности за дачу заведомо ложного заявления нотариусу законодательством не предусмотрено. Кроме того, согласно заключению почерковедческой экспертизы письма, представленные на экспертизу, подписаны не ФИО3, а иным лицом.
При рассмотрении дела судом первой инстанции ФИО3 неоднократно было предложено обеспечить явку в судебное заседание, однако данное предложение, как и приглашение в налоговый орган для дачи пояснений, Заявителем было проигнорировано, что свидетельствует о незаинтересованности ФИО3 в подтверждении своего статуса как руководителя (ликвидатора) и учредителя общества, и ставит под сомнение вышеуказанный статус заявителя.
Налоговый орган заказной почтой 18.03.2021 направил уведомление
от 15.03.2021 № 7657А о необходимости представления в регистрирующий орган документов, свидетельствующих о достоверности сведений об участнике и ликвидаторе общества «ЭКОСтрой» ФИО3
В адрес инспекции по Курчатовскому 08.04.2021 представлено интернет-обращение общества «ЭКОСтрой» от 08.04.2021 с пояснениями от 06.04.2021 о достоверности сведений о ФИО3 как о ликвидаторе и единственном учредителе налогоплательщика, содержащихся в ЕГРЮЛ.
В подтверждение достоверности сведений об участнике и ликвидаторе общества «ЭКОСтрой» ФИО3 обществом «ЭКОСтрой» в налоговый орган представлены копии следующих документов: квитанции от 14.01.2020 об уплате ФИО3 уставного капитала в размере 10 000 руб.; решения единственного учредителя общества «ЭКОСтрой» ФИО3 от 26.08.2019 об учреждении общества; списка участников общества «ЭКОСтрой»
от 06.04.2021.
Между тем, обозначенные документы не свидетельствуют о реальном исполнении обязанностей руководителя ФИО3
ФИО3 также не явилась в налоговый орган для дачи пояснений, по причине нецелесообразности посещение налогового органа в период распространения коронавирусной инфекции.
Учитывая, что в течение 30 дней с даты направления уведомления от 15.03.2021 № 7657А обществом «ЭКОСтрой» не внесены в ЕГРЮЛ изменения в сведения об участнике и ликвидаторе общества «ЭКОСтрой» ФИО3, и не представлены документы, свидетельствующие о достоверности указанных сведений, регистрирующим органом 22.04.2021 внесена в ЕГРЮЛ запись за ГРН 2217400320883 о недостоверности сведений об участнике и ликвидаторе общества «ЭКОСтрой» ФИО3
При указанных обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что налоговыми органами собраны достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что ФИО3 является фиктивным руководителем и учредителем общества «ЭКОСтрой», в связи с чем, в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом в ЕГРЮЛ 22.04.2021 внесена запись за ГРН 2217400320883 о недостоверности сведений о ФИО3, как об участнике/ликвидаторе общества «ЭКОСтрой».
Доводы общества «ЭКОСтрой», изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2022 по делу № А76-21932/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКОСтрой» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи Е.А. Кравцова
Н.Н. Суханова