ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-6165/22 от 26.09.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6165/22

Екатеринбург

30 сентября 2022 г.

Дело № А76-45986/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е. О.,

судей Ященок Т.П. , Ивановой С.О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Златоустовский металлургический завод» (далее – общество «ЗМЗ») на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.04.2022 по делу № А76-45986/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество «ЗМЗ» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отменить постановления по делу об административном правонарушении от 23.12.2021 № ПО-74/4/1359, от 23.12.2021 № ПО-74/4/1360 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 руб. по каждому постановлению, а также о признании незаконными и отмене представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 23.12.2021 № ПР-74/4/29010, от 23.12.2021 № ПР‑74/4/29011.

         Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

         Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

         В кассационной жалобе общество «ЗМЗ» просит названные судебные акты  отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что общество «ЗМЗ» не могло исполнить обязанности по регистрации радиоэлектронных средств (далее - РЭС) в период совершения административного правонарушения, поскольку названные средства были приобретены только 15.12.2021.

Общество «ЗМЗ» также отмечает, что кроме общества «ЗМЗ», по адресу Челябинская область, г. Златоуст, ул. имени С.М. Кирова, д. 1 зарегистрированы также организации: акционерное общество «Златоустовский электрометаллургический завод», общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом Златоустовский электрометаллургический завод», акционерное общество «СТИЛ ТРЕЙД КОМПАНИ», общество с ограниченной ответственностью МГ «Альфаспецмонтаж», общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Ирбис-СВ», Златоустовский филиал общества с ограниченной ответственностью «Мечел‑материалы». При этом общество «ЗМЗ» не обладает функциями и полномочиями позволяющими осуществлять контроль деятельности названных организаций как в сфере радиоконтроля, так и в сфере их экономической деятельности.

Кроме того, как указывает общество «ЗМЗ», на территории ежедневно осуществляют движение грузовые автомобили для погрузки-разгрузки товара металлургического производства, оснащенные радиоэлектронными устройствами и частота на которой они осуществляют радиообщение на территории общества «ЗМЗ» неизвестна, Управлением данный вопрос не выяснялся, судами не рассматривался.

В связи с этим общество «ЗМЗ» полагает, что в рассматриваемых правоотношениях его виновность не подтверждена и полностью отсутствует, поскольку общество «ЗМЗ» не могло принять все необходимые и достаточные меры для надлежащего исполнения возложенных обязанностей.

         Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, административным органом при проведении измерения технических параметров излучения РЭС - базовой станции (БС-4) технологического назначения, принадлежащей обществу «ЗМЗ», установленной по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. имени С.М. Кирова, д. 1, сортировочная станция, выявлена эксплуатация незарегистрированного РЭС 08.12.2021.

В отношении общества «ЗМЗ» 13.12.2021 по фактам выявленных нарушений составлены протоколы об административном правонарушении № АП-74/4/2007, № АП-74/4/2008.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, административным органом вынесены постановления от 23.12.2021 № ПО74/4/1359 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб., № ПО‑74/4/1360 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Кроме того, 23.12.2022 административным органом вынесены представления об устранении допущенных нарушений № ПР-74/4/29011, ПР‑74/4/29010, согласно которым обществу «ЗМЗ» вменено в обязанность рассмотреть соответствующие представления, принять меры к устранению причин административных правонарушений и условий, способствовавших их совершению, информацию о принятых мерах представить в Управление в течение одного месяца со дня получения представления.

Полагая, что названные постановления и представлениям незаконны, общество «ЗМЗ» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды, сделав вывод о доказанности административным органом состава вмененного административного правонарушения в действиях общества, отказали в удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

Объектом правонарушения являются установленные правила эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях по использованию без регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства, подлежащих регистрации.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон № 126-ФЗ) определено, что право на использование радиочастотного спектра представляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.

Согласно пункту 5 статьи 22 Федерального закона № 126-ФЗ средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.

Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, не допускается.

Пунктами 3, 6, 7, 10 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 № 539, установлено, что регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации устанавливает, в том числе перечень технических характеристик и параметров излучения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сведения о которых прилагаются к заявлению о регистрации этих средств и устройств. Регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по письменному заявлению владельца радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. К заявлению, в том числе прилагаются сведения о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемых радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 126-ФЗ под использованием радиочастотного спектра понимается обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других, не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей.

На основании частей 10, 11 статьи 24 Федерального закона № 126-ФЗ в случае выявления нарушения условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, разрешение на использование радиочастотного спектра пользователями радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств гражданского назначения может быть приостановлено органом, выделившим полосу радиочастот либо присвоившим (назначившим) радиочастоту или радиочастотный канал в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи на срок, необходимый для устранения этого нарушения, но не более чем на девяносто дней.

В силу пунктов 7, 8, 11 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1800, регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по заявлению владельца РЭС и высокочастотных устройств.

Заявление о регистрации подается в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование РЭС и ВЧУ.

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вносит в установленном порядке сведения о зарегистрированных РЭЧ и высокочастотных устройств в базу данных и выдает заявителю свидетельство о регистрации или мотивированное уведомление об отказе в такой регистрации.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для составления протоколов об административных правонарушениях в отношении общества «ЗМЗ» явились поступившие из филиала Федерального государственного унитарного предприятия «ГРЧЦ» в Уральском федеральном округе (Управление по Челябинской области) протоколы измерений технических параметров излучения РЭС.

В результате мероприятия по радиоконтролю на территории общества «ЗМЗ» выявлена работа двух РЭС в сети технологического назначения на частоте излучения 154,5 МГц: базовая станция БС-4, установленная по адресу: <...>. Кирова, д. 1, сортировочная станция; абонентская станция в зоне обслуживания базовой станции БС-4.

В ходе контрольных мероприятий выявлено, что по заявлению общества «ЗМЗ» от 17.06.2020 № 72/35 приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 17.07.2020 № 300-рчс обществу «ЗМЗ» предоставлено право на использование радиочастотного спектра в соответствии с Разрешением на использование радиочастот или радиочастотных каналов от 17.07.2020 № 300‑рчс-20-0003 (далее - Разрешение) сроком действия до 01.04.2029. В соответствии с Разрешением обществу «ЗМЗ» предоставлено право на использование частоты 154, 55 МГц для эксплуатации базовой станции БС-4 сети связи технологического назначения, установленной по адресу: <...>. Кирова, д. 1, сортировочная станция, и возимые абонентские станции в зоне обслуживания базовой станции БС-4.

Однако заявление о регистрации указанных РЭС в адрес Управления от общества «ЗМЗ» не поступало, запись о РЭС в реестре зарегистрированных РЭС и высокочастотных устройств в Единой информационной системе Роскомнадзора отсутствует.

Факты эксплуатации двух РЭС сети технологического назначения на частоте излучения 154,5 МГц, выявленной на базовой станции БС-4, установленной по адресу: <...>. Кирова, д. 1, сортировочная станция и на абонентской станции в зоне обслуживания базовой станции БС-4 без регистрации РЭС в территориальном органе Роскомнадзора, подтверждены.

Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества «ЗМЗ», события вмененного административного правонарушения.

Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указал, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом «ЗМЗ» не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.

Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина  общества «ЗМЗ» в совершении вмененного правонарушения является доказанной.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества «ЗМЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ.

Кроме того, судами дана оценка возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и обоснованно указано на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, а также на отсутствие оснований для применения положений части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

         С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

         Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.04.2022 по делу № А76-45986/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2022  по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Златоустовский металлургический завод»  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Е.О. Черкезов

Судьи                                                                                    Т.П. Ященок

                                                                                              С.О. Иванова