ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-6204/17 от 17.07.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-6204/17

Екатеринбург

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Вдовина Ю. В., Кравцовой Е. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления  Федерального казначейства по Свердловской области (далее –  заинтересованное лицо, Управление, УФК по Свердловской области) на  решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2018 по делу   № А60-1465/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 09.04.2018 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании приняли участие представители:

Министерства инвестиций и развития Свердловской области (далее –  заявитель, Министерство) – ФИО1 (доверенность от 10.01.2018), 

Управления – ФИО2 (доверенность от 21.10.2015), 

Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства –  ФИО3 (доверенность от 09.01.2018). 

Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с  заявлением о признании недействительными представления УФК по  Свердловской области от 18.10.2016 № 62-63-10/9712 в части пункта 1 (по  факту нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов из  федерального бюджета в форме субсидий, выразившегося в не достижении  Министерством при реализации мероприятия «Увеличение капитализации  фонда микрофинансирования» показателей результативности использования  субсидии в установленных размерах, что привело к неэффективному  расходованию субсидии, предоставленной из федерального бюджета);  уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 21.11.2016 № 62- 63-09/10795. 


К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. 

Решением суда от 05.04.2017, оставленным без изменения  Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 04.07.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.  Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2017  указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в  Арбитражный суд Свердловской области. 

Решением суда от 18.01.2018 (судья Водолазская С.Н.) заявленные  требования удовлетворены в части. Признаны недействительными пункт 1  представления Управления от 18.10.2016 № 62-63-10/9712 в части указания  размера денежных средств (59 622 060 руб.), подлежащих бесспорному  взысканию; уведомление Управления от 21.11.2016 № 62-63-09/10795 в части  указания размера денежных средств (59 622 060 руб.), подлежащих  бесспорному взысканию. В удовлетворении остальной части требований  отказано. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 09.04.2018 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Васильева Е.В.) решение  суда изменено, п. 2 резолютивной части изложен в следующей редакции:  «Признать недействительными представление Управления Федерального  казначейства по Свердловской области от 18.10.2016 № 62-63-10/9712 и  уведомление от 21.11.2016 № 62-63-09/10795 в части указания размера  нарушения в денежном выражении, превышающем 35 901 600 руб. В остальной  части в удовлетворении требований отказать». В остальной части решение  оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе УФК по Свердловской области просит названные  судебные акты отменить полностью, принять новое решение об отказе в  удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое  уведомление имеет промежуточный характер, не является ненормативным  актом, не содержит каких-либо требований по возврату бюджетных средств,  соответственно, не нарушает права заявителя и не подлежит самостоятельному  обжалованию. Отмечает, что в нем лишь описывается нарушение с указанием  суммы, которая в то же время является неиспользованным остатком средств  субсидии по состоянию на 01.04.2016, которая должна была быть возвращена в  бюджет после 01.04.2016 в соответствии с бюджетным законодательством РФ и  уже не могла использоваться. При этом, не выданная сумма субсидии в виде  микрозаймов является суммой по недостижению показателя результативности,  а не суммой санкции за нарушение законодательства, как посчитали суды. 

Указывает, что часть 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской  Федерации (далее – БК РФ) и приказ Министерства финансов Российской  Федерации от 11.06.2009 № 51н «Об общих требованиях к порядку взыскания в  доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов,  имеющих целевое назначение, и порядке взыскания неиспользованных  остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального 


бюджета» (далее – приказ № 51н), в силу которых проведение какого-либо  расчета для взыскания денежных средств не предусмотрено, Управлением и не  применялись. 

Ссылается также на то, что к участию в деле не привлечено  Министерство финансов Российской Федерации, чьи права затронуты  обжалуемыми судебными актами, что является нарушением норм  процессуального права. 

Министерство и Свердловский областной фонд поддержки  предпринимательства представили отзыв на кассационную жалобу, в которых  просят судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы  отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и  всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в  материалах дела доказательств и с правильным применением норм  материального и процессуального права. 

При рассмотрении дела судами установлено, по результатам проверки  Министерства по вопросам соблюдения условий предоставления и  использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий  подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства»  государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие  и инновационная экономика» в 2015 году, Управлением составлен акт  от 22.09.2016 и в адрес заявителя направлено представление от 18.10.2016   № 62-63-10/9712 с требованием о рассмотрении информации об указанных в  Представлении нарушениях бюджетного законодательства и о принятии мер по  устранению причин и условий их совершения. 

В пункте 1 представления указано на то, что Министерством в 2015 году  допущено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов из  федерального бюджета в форме субсидий, выразившееся в недостижении  Министерством при реализации мероприятий «Увеличение капитализации  фонда микрофинансирования» показателей результативности использования  субсидии в установленных размерах, что привело к неэффективному  расходованию субсидии, предоставленной из федерального бюджета. По  состоянию на 01.04.2016 допущенные нарушения обязательств по выполнению  показателей результативности использования субсидии Министерством не  устранены, возврат в доход федерального бюджета в срок до 01.06.2016 размера  средств, рассчитанного по формуле в соответствии с п. 32 Правил  предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам  субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего  предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках  подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства»  государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная  экономика» в 2015 году, утвержденных постановлением Правительства РФ от  30.12.2014 № 1605 (далее - Правила № 1605), Министерством не  осуществлялся. 

В адрес Министерства Управлением направлено оспариваемое  уведомление, пункт 2 которого содержит ссылку на то, что в соответствии с 


пунктом 32 Правил № 1605, пунктом 4.1 Соглашения о предоставлении из  федерального бюджета бюджету Свердловской области субсидии на  государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая  крестьянские (фермерские) хозяйства, заключенного между  Минэкономразвития Российской Федерации и Правительством Свердловской  области от 12.08.2015 № 128-МБ-15 (далее - Соглашение), в случае если  субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года  предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по выполнению  показателей результативности использования субсидии и в срок до 1 апреля  года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не  устранены, субъект Российской Федерации обеспечивает возврат в доход  федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года размера  средств возврата, рассчитанного по соответствующей формуле. Министерством  возврат в доход федерального бюджета в срок до 01.06.2016 соответствующих  средств не был осуществлен. За совершение данных нарушений  предусматривается применение бюджетной меры принуждения в соответствии  со статьей 306.8 БК РФ

Не согласившись с указанными представлением в части пункта 1 и  уведомлением, заявитель обратился в арбитражный суд. 

Принимая решение при новом рассмотрении дела, суд первой инстанции  указав, что размер денежных средств подлежащих взысканию в федеральный  бюджет, должен был рассчитываться УФК по Свердловской области по  формуле, указанной в п. 32 Правил № 1605, отметив, что при применении  указанной формулы размер средств, предоставленных по Соглашению и  подлежащих возврату в федеральный бюджет должен был составить 35 952 000  руб., а не 59 622 060 руб. как указано в представлении и уведомлении, пришел к  выводу о том, что оспариваемые представление и уведомление в части указания  размера денежных средств (59 622 060 руб.), подлежащих бесспорному  взысканию, следует признать недействительными. 

Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции,  указав на неверный расчет суммы возврата в доход федерального бюджета по  формуле, указанной в п. 32 Правил № 1605. 

Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность  обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит  оснований для отмены постановления апелляционного суда. 

В соответствии с части 1 ст. 198 и ст. 201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой  акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух  условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и  нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности. 

Статьей 265 БК РФ определено, что государственный (муниципальный)  финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения  бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных 


правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется  на внешний и внутренний, предварительный и последующий. 

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в  сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью  Федерального казначейства, органов государственного (муниципального)  финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными  лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных  администраций (далее - органы внутреннего государственного  (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов  Российской Федерации (муниципальных образований). 

В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа  государственного (муниципального) финансового контроля, который должен  содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или,  если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о  выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации  и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные  правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также  устранению причин и условий таких нарушений. 

Таким образом, как верно указано судами, выносимые органами  государственного (муниципального) финансового контроля представления  содержат властные предписания, обладает признаками ненормативного  правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения,  характеризуется принудительным воздействием на проверяемое лицо,  обязывает его к действенным и ощутимым мерам, направленным на  восстановление правопорядка в бюджетной сфере, создает очевидные  препятствия для осуществления экономической деятельности, затрагивает  сферу его имущественных прав и законных интересов. 

Бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения  применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства  (их должностными лицами) на основании уведомления о применении  бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального)  финансового контроля (пункт 1 статьи 306.2 БК РФ). 

Согласно пункту 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении  бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного  (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению  финансовым органом, содержащий основания для применения  предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения,  составленный при условии выявления в ходе контрольного мероприятия  бюджетных нарушений. 

Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается  совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской  Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные  правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых  предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской  Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного 


распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств,  получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета,  главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за  совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено  применение бюджетных мер принуждения. 

В соответствии со статьей 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом  (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета,  которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления  (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с  нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание  суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления  (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление  (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением  субвенций). 

Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам  субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются  межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов  Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств,  возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти  субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской  Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению  полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. 

Пунктом 3 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что цели и условия  предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской  Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской  Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их  распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются  федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними  нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на  срок не менее трех лет. 

В соответствии с частью 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления  межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов  Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами  Правительства Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 11 Правил № 1605 субсидии предоставляются  субъектам Российской Федерации при соблюдении следующих условий: а)  наличие утвержденной государственной программы (подпрограммы) субъекта  Российской Федерации, содержащей мероприятия на развитие малого и  среднего предпринимательства; б) наличие в бюджете субъекта Российской  Федерации на текущий финансовый год бюджетных ассигнований на  исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации на  исполнение государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской  Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и 


среднего предпринимательства; в) использование типовой проектной  документации, которая разработана для аналогичного объекта капитального  строительства и информация о которой внесена в реестр типовой проектной  документации (при наличии такой документации), - в отношении субсидий, за  счет которых осуществляется софинансирование строительства объектов  капитального строительства. 

Аналогичные условия содержатся в п. 2.1 Приказа Министерства  экономического развития Российской Федерации от 27.02.2015 № 105 «Об  утверждении порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации,  бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на  государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая  крестьянские (фермерские) хозяйства» (далее - Приказ от 27.02.2015 № 105). 

Таким образом, условия предоставления субсидии были определены  Правилами от 30.12.2014 № 1605 и носили исчерпывающий характер. 

Достижение значений показателей результативности расходования  субсидии (количество созданных рабочих мест, количество и объем выданных  микрозаймов и др.) в число условий предоставления субсидии не входит. В  Соглашении условия представления субсидии не содержатся. 

Из буквального толкования Правил № 1605 и Приказа от 27.02.2015

 № 105 следует, что вопрос о наличии или отсутствии у хозяйствующего  субъекта условий для предоставления субсидии решается на стадии  конкурсного отбора, суть которого состоит в проверке соответствия участника  конкурса тем условиям, которые необходимы для получения субсидии, а также  в оценке представленных им документов. 

Указанное соответствует разъяснениям данным в Постановлении  Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 № 309-АД15-19447. 

Условия предоставления субсидии Министерством соблюдены, что  подтверждается решением Конкурсной комиссии по отбору субъектов  Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии  оформленного протоколом от 22.06.2015 № 2 и фактом заключения  Соглашения. 

Однако положения статьи 306.8 БК РФ предусматривают применение  бюджетных мер ответственности не только за нарушение условий  предоставления межбюджетных трансфертов, но и за нарушения условий их  расходования. 

В соответствии с пунктами 35, 36 Правил предоставление субсидии  бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании  соглашения, заключаемого между Министерством экономического развития  Российской Федерации и субъектом Российской Федерации. 

Пунктом 35 Правил предусмотрено, что соглашение о предоставлении  субсидии бюджету субъекта Российской Федерации должно содержать, в  частности, показатели результативности использования субсидии,  обязательство субъекта Российской Федерации по их достижению (подп. «ж»),  а также последствия неисполнения субъектом Российской Федерации условий 


соглашения и недостижения показателей, предусмотренных соглашением  (подп. «к»). 

Пунктом 32 Правил определено, что в случае, если субъектом Российской  Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии  допущены нарушения обязательств по выполнению показателей  результативности использования субсидии и в срок до 01 апреля года,  следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не  устранены, субъект Российской Федерации обеспечивает возврат в доход  федерального бюджета в срок до 01 июня текущего финансового года размера  средств возврата, рассчитанного по соответствующей формуле. 

В случае неперечисления соответствующего размера субсидии,  подлежащего возврату в федеральный бюджет, средства взыскиваются в  федеральный бюджет в порядке, установленном Министерством финансов  Российской Федерации. 

Основанием для освобождения субъектов Российской Федерации от  применения мер ответственности, предусмотренных настоящим пунктом,  является документальное подтверждение наступления обстоятельств  непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих  обязательств. 

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013   № 467-р утверждена Государственная программа «Экономическое развитие и  инновационная экономика», включающая подпрограмму «Развитие малого и  среднего предпринимательства». 

Как указано выше, между Минэкономразвития Российской Федерации и  Правительством Свердловской области заключено Соглашение о  предоставлении из федерального бюджета бюджету Свердловской области  субсидии на государственную поддержку малого и среднего  предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, на  общую сумму 497891,70 тыс. руб. 

Пунктом 2.2.3 Соглашения уполномоченным органом в целях его  реализации определено Министерство. 

Пунктом 2.2.4 Соглашения предусмотрены показатели результативности  использования субсидии, в частности: количество вновь созданных рабочих  мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей)  субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими  государственную поддержку, - 34; количество субъектов малого и среднего  предпринимательства, получивших государственную поддержку, - 84;  отношение объема выданных микрозаймов субъектам малого и среднего  предпринимательства к совокупному размеру средств микрофинансовой  организации, сформированному за счет субсидий, предоставленных из  бюджетов всех уровней, а также доходов от операционной и финансовой  деятельности - 70%; объем выданных микрозаймов субъектам малого и  среднего предпринимательства - 84 000,00 тыс. руб. 

Пунктами 4.1, 4.2, 4.3 Соглашения закреплены положения, аналогичные  нормам, содержащимся в пункте 32 Правил. 


В целях реализации Соглашения между Министерством и фондом  заключено соглашение от 28.10.2018 № 06-2015-022 о предоставлении  субсидии на реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого и  среднего предпринимательства. 

В соответствии с условиями Соглашения на основании поступивших от  Министерства заявок из федерального бюджета в бюджет Свердловской  области перечислены денежные средства в период с 09.11.2015 по 18.11.2015 в  размере 497 891,70 тыс. руб. 

Так, материалами дела подтверждено, что в ходе проверки Министерства  по вопросам соблюдения условий предоставления и использования средств  федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие  малого и среднего предпринимательства» государственной программы  Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»  в 2015 году, Управлением установлены нарушения расходования  межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в форме субсидий  субъектам Российской Федерации, выразившееся в недостижении  Министерством при реализации мероприятия «Увеличение капитализации  фонда микрофинансирования» показателей результативности использования  субсидии в установленных размерах, предусмотренных пунктом 2.2.4  Соглашения. 

При этом в Министерство экономического развития Российской  Федерации предоставлялась недостоверная отчетность о достижении значений  показателей результативности использования субсидии, предоставленной  Свердловской области из федерального бюджета на реализацию мероприятия  «Увеличение капитализации фонда микрофинансирования». 

Согласно Отчету о достижении значений показателей результативности  использования субсидии, предоставленной Свердловской области из  федерального бюджета на реализацию мероприятия «Увеличение  капитализации фонда микрофинансирования» по состоянию на 01.01.2016,  направленному в Министерство 20.01.2016, установлено, что показатели  результативности не достигнуты, а по отдельным показателям указанные  отчетные данные не соответствуют фактическим результатам, установленным в  ходе проведения встречной проверки в Свердловском областном фонде  поддержки предпринимательства (микрофинансовая организация). 

В ходе проверки Управлением установлено, что по состоянию на  01.01.2016 предусмотренные Соглашением показатели результативности не  достигнуты, а именно: количество вновь созданных рабочих мест (включая  вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами  малого и среднего предпринимательства, получившими государственную  поддержку, составило 5 единиц вместо 34; количество субъектов малого и  среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку,  составило 18 единиц вместо 84; отношение объема выданных микрозаймов  субъектам малого и среднего предпринимательства к совокупному размеру  средств микрофинансовой организации, сформированному за счет субсидий,  предоставленных из бюджетов всех уровней, а также доходов от операционной 


и финансовой деятельности, составило 51% вместо 70%; объем выданных  микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства составил 8  707,94 тыс. руб. вместо 84 000 тыс. руб. 

При этом, установлено, что по состоянию на 01.04.2016 допущенные  нарушения обязательств по достижению показателей результативности не  устранены, а именно: количество вновь созданных рабочих мест (включая  вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами  малого и среднего предпринимательства, получившими государственную  поддержку, составило 12 единиц вместо 34; количество субъектов малого и  среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку,  составило 40 единиц вместо 84; отношение объема выданных микрозаймов  субъектам малого и среднего предпринимательства к совокупному размеру  средств микрофинансовой организации, сформированному за счет субсидий,  предоставленных из бюджетов всех уровней, а также доходов от операционной  и финансовой деятельности, составило 52,6% вместо 70%; объем выданных  микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства составил 24  377,94 тыс. руб., вместо 84 000 тыс. руб. Объем не использованной на  указанную дату субсидии составил 59 622,06 тыс. руб. 

Как указано выше, пунктом 35 Правил № 1605, предусмотрено  предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на  основании соглашения, устанавливающего, в том числе условия ее  расходования. Предоставление субсидии бюджету субъекта Российской  Федерации осуществляется на основании соглашения, предусматривающего  также и значения показателей результативности использования субсидии,  указанных в пунктах 43, 50-62 Правил № 1605, и обязательств субъекта  Российской Федерации но обеспечению их достижения (подпункт ж), и  последствия неисполнения субъектами Российской Федерации условий  соглашения, а также не достижения значений показателей результативности  использования субсидии, установленных соглашением (подпункт к). 

Пунктом 43 и подпунктом б) пункта 50 раздела 2 Правил № 1605  определены критерии достижения показателей результативности  использования предоставленной субсидии, которые аналогичны обязанностям,  возложенным на по обеспечению достижения показателей результативности по  мероприятиям, реализуемым в рамках Соглашения (пункт 2.2.4). 

Учитывая, что по состоянию на 31.12.2015 допущены нарушения  обязательств по выполнению показателей результативности использования  субсидии и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления  субсидии, указанные нарушения не устранены, субъект Российской Федерации  обязан был обеспечить возврат в доход федерального бюджета в срок до 1 июня  2016 г. средства в сумме, рассчитанной по соответствующей формуле,  указанной в п. 32 Правил № 1605. Однако, Министерством возврат  соответствующих средств не был осуществлен. 

При этом, как указано апелляционным судом, из оспариваемых  представления и уведомления не следует, что Министерству предложено  вернуть всю сумму субсидии. 


Судом апелляционной инстанции установлено, что в уведомлении  правомерно указано на необходимость обеспечения возврата субсидии на  основании п. 32 Правил № 1605 по соответствующей формуле. 

Материалами дела подтверждено, что расчет суммы средств подлежащих  возврату в федеральный бюджет УФК по Свердловской области был  осуществлен следующим образом: из 84 000 000 рублей (сумма средств  субсидии по мероприятию) вычли 24 377 940 рублей (фактически выданных  микрозаймов на 01.04.2016). Расчет был произведен Управлением, исходя из  значения только одного из пяти предусмотренных Соглашением № 128-МБ-15  от 12.08.2015 показателей результативности - объем выданных микрозаймов  субъектам малого и среднего предпринимательства. 

Вместе с тем согласно формуле пункта 32 Правил № 1605 при расчете  средств субсидии, подлежащих возврату в федеральный бюджет, в расчет  принимаются все показатели результативности использования субсидии (как  достигнутые, так и не достигнутые в ходе реализации установленных  мероприятий). 

Таким образом, учитывая характер выявленного нарушения,  законодательно установленных последствий его совершения, при применении  указанной формулы по расчету, произведенному судом апелляционной  инстанции, размер средств, предоставленных по Соглашению и подлежащих  возврату в федеральный бюджет должен составить 35 901 600 руб. 

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно  изменил решение суда и обоснованно признал недействительными  оспариваемое представление и уведомление в части указания размера  нарушения в денежном выражении, превышающем 35 901 600 руб. 

Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом  рассмотрения суда апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая  оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений  законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о  наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов. 

Оснований для привлечения к участию в деле Министерства финансов  Российской Федерации судом округа не усматривается, поскольку  обжалуемыми судебными актами его права и законные интересы не затронуты. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не  выявлено. 

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ,  суд 

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу 

 № А60-1465/2017 Арбитражного суда Свердловской области оставить без  изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по  Свердловской области – без удовлетворения. 


Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Н.Н. Суханова 

Судьи Ю.В. Вдовин

 Е.А. Кравцова