ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-6215/18 от 11.10.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-6215/18

Екатеринбург

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гусева О.Г., Сухановой Н.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского  межрегионального управления государственного автодорожного надзора  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН: 6685136875, ОГРН:  1176658071633) (далее – управление) на решение Арбитражного суда  Свердловской области от 09.04.2018 по делу № А60-1386/2018 и постановление  Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 по тому же  делу. 

 Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом  извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем  направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к  производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной  информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании принял участие представитель управления –  Наберухина В.А. (доверенность от 25.09.2018). 

Федеральное государственное казенное учреждение «6 отряд федеральной  противопожарной службы Свердловской области» (далее - ФГКУ «6 ОФПС по  Свердловской области», учреждение) обратилось в Арбитражный суд  Свердловской области с заявлением к управлению о признании незаконным  предписания от 29.11.2017 № 590, обязании управление отменить оспариваемое  предписание. 

Решением суда от 09.04.2018 (судья Киреев П.Н.) заявленные требования  удовлетворены. Суд признал недействительным обжалуемое предписание  управления и обязал управление устранить допущенные нарушения прав и  законных учреждения. 


Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 25.06.2018 (судьи Гладких Е.О., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда  оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты  отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального  права, несоответствие выводов судов установленным фактическим  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. 

Заявитель жалобы указывает на то, что Федеральным законом

от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее -  Федеральный закон № 196-ФЗ) установлены правовые основы обеспечения  безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации как  одного из видов общественной безопасности; согласно статье 1 задачами  данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества  граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов  общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных  происшествий, снижения тяжести их последствий; в части 1 статьи 20  Федерального закона закреплены основные требования по обеспечению  безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным  предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с  эксплуатацией транспортных средств; частью 4 статьи 20 Федерального закона   № 196-ФЗ установлены основные требования по обеспечению безопасности  дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным  предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом  и городским наземным электрическим транспортом; согласно разделу 6  «Государственного стандарта Российской Федерации. Механические  транспортные средства и прицепы. Классификация и определения. (ГОСТ Р  52051-2003)» к транспортным средствам специального назначения относятся  транспортные средства категорий М, N и О, предназначенные для  пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных  функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или)  оборудования, и далее следует закрытый перечень транспортных средств  специального назначения: автомобиль-дом, бронированное транспортное  средство, транспортное средство медицинское помощи, автомобиль для  ритуальных услуг; раздел 4 указанного ГОСТа классифицирует транспортные  средства категории N - механические транспортные средства, имеющие не  менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов; в Примечании 2  указано, что оборудование и установки, находящиеся на ряде специальных  транспортных средств, приравниваются к грузам; учитывая, что перечень  транспортных средств специального назначения является закрытым и в него не  входят транспортные средства, используемые для тушения пожаров - эти  транспортные средства относятся к категории N; учреждение относится к числу  субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, поскольку,  оно осуществляет эксплуатацию имеющихся на балансе транспортных средств  при осуществлении своей деятельности; обязанность по соблюдению  требований, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, 


возникает у любого юридического лица, использующего в своей деятельности  автомобильный транспорт; поскольку на деятельность учреждения  распространяется весь комплекс нормативно-правовых актов,  регламентирующих деятельность автотранспортного комплекса, следовательно,  предписание государственного инспектора управления является законным и  обоснованным. 

По мнению управления, судами дана неправильная оценка применению  норм права, регулирующих безопасность дорожного движения; судом первой  инстанции не учтен тот факт, что водителям, управляющим транспортными  средствами, выезжающими по вызову экстренных служб не требуется  проведение предрейсового медицинского осмотра, но проведение  предсменного и послесменного медицинского осмотра обязательно для всех  водителей, следовательно, учреждению необходимо организовать проведение  предсменного и послесменного медицинского осмотра водителей. 

Заявитель жалобы считает, что требования управления, изложенные в  предписании, соответствуют законодательству; все предъявленные в  оспариваемом предписании требования направлены на организацию работу  водителей и эксплуатацию транспортных средств в соответствии с  требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; кроме  того, оспариваемое предписание выдано управлением в рамках  предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует  предъявляемым к нему требованиям. 

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.10.2017   № 590 в отношении ФГКУ «6 ОФПС по Свердловской области» в период с  10.11.2017 по 29.11.2017 Управлением была проведена плановая выездная  проверка, результаты которой зафиксированы в акте от 29.11.2017 № 590. По  результатам проверки Учреждению выдано предписание об устранении  выявленных нарушений от 29.11.2017 № 590, которым возложена обязанность  по устранению нарушений, зафиксированных в акте от 29.11.2017 № 590 в срок  до 10.01.2018. 

Полагая, что названное предписание вынесено заинтересованным лицом  незаконно и необоснованно, заявитель обратился с заявлением о признании его  недействительным в арбитражный суд. 

Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворяя заявление пришли  к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и  нарушает права и законные интересы заявителя по следующим основаниям.  

Исходя из ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации для признания  недействительными ненормативных правовых актов, решений органа,  осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное  наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону  или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в  сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. 

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности  дорожного движения» установлены правовые основы обеспечения 


безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, как  одного из видов общественной безопасности. 

Из оспариваемого предписания следует, что заявителю предложено в срок  до 10.01.2018 устранить нарушения и провести следующие мероприятия по  устранению нарушения транспортного законодательства, а именно: 


документации по учету труда и его оплаты»; ст. 20 Федерального закона от  10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; ст. 91 ТК РФ


Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного  движения». 


от 11.03.2016 № 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок  пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным  электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от  15.01.2014 № 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О  безопасности дорожного движения». 


профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера  технического состояния автотранспортных средств в соответствии с  требованиями: п. 14.1, п. 14.2, п. 14.3 Профессиональных и квалификационных  требований к работникам юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и  городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом  Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287; п. 4, п. 7, п. 8 Порядка прохождения  профессионального отбора и профессионального обучения работниками,  принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением  транспортных средств автомобильное транспорта и городского наземного  электрического транспорта, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 11.03  2016 № 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и  грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим  транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7; ст. 20  Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного  движения». 

Проанализировав положения указанных нормативных правовых актов,  нарушение которых вменяется заявителю в предписании, суды первой и  апелляционной инстанции пришли к выводу, что согласно их преамбуле и  нормам, нарушение которых установлено Управлением, все они направлены на  обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок  пассажиров и грузов юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам. 

Так как из материалов дела следует и заинтересованным лицом не  опровергнуто, что непосредственная деятельность заявителя не связана с  деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов  автомобильным транспортом в качестве оказания транспортных услуг третьим  лицам, с учетом основного вида деятельности учреждения суды сделали вывод,  что на заявителя не распространяются требования Устава автомобильного  транспорта, а также положения иных нормативных актов, относящихся к  деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по  перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом. 

Поскольку Учреждение не является юридическим лицом,  осуществляющим на основании договоров перевозки коммерческую  деятельность по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт  назначения, на него не распространяются требования частей 1, 4 статьи 20  Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного  движения» и требования Устава автомобильного транспорта, а также  положения иных нормативных правовых актов, относящихся к деятельности  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке  пассажиров и грузов автомобильным транспортом. 

Между тем, судами не учтено следующее.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на  территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 


10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (далее также Закон №  196-ФЗ). 

Согласно статье 4 Закона № 196-ФЗ законодательство Российской  Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного  Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в  соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской  Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации, муниципальных правовых актов. 

В соответствии с положениями статьи 20 Закона № 196-ФЗ установленные  ими требования по обеспечению безопасности дорожного движения  распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, как в целях  оказания услуг, так и для собственных нужд. Вместе с тем отдельные  требования из числа перечисленных в статье 20 названного Закона, исходя из  их содержания, обязательны лишь для юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации  транспортных средств в целях оказания транспортных услуг по перевозке  пассажиров и грузов. К числу таких требований, относятся, в частности,  предусмотренное пунктом 1 статьи 20 Закона требование соблюдать правила  обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным  транспортом и городским наземным электрическим транспортом и  предусмотренные пунктом 4 статьи 20 Закона требования к юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки  автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. 

Во исполнение статьи 20 Закона № 196-ФЗ Министерством транспорта  Российской Федерации разработаны и утверждены Приказом Министерства  транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 Правила обеспечения  безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и  городским наземным электрическим транспортом № 7, пункт 2 которых  определяет основные задачи и требования по обеспечению безопасности при  организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным  транспортом и городским наземным электрическим транспортом,  предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,  осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность,  связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для  перевозок пассажиров и грузов. 

В силу пункта 5 указанных Правил при организации работы, направленной  на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект  транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения  мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и  городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и  транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в  приложении № 2 к этому приказу. 


Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и  транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения  соответствующих проверок определяются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  транспорта. 

Таким образом, положениями пунктов 1 и 4 статьи 20 Федерального закона   № 196-ФЗ не предусмотрено дифференцирование требований предъявляемых к  юридическим лицам, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом  в зависимости от целей таких перевозок. 

Требования об устранении нарушений, выявленных при проведении  проверки, направлены на организацию работы водителей в соответствии с  требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, создание  условий для повышения квалификации водителей и других работников,  обеспечивающих безопасность дорожного движения; обеспечение соответствия  технического состояния транспортных средств требованиям безопасности  дорожного движения и недопуска транспортных средств к эксплуатации при  наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного  движения. Учреждение осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией  транспортных средств и осуществляет перевозку работников, следовательно  оно обязано соблюдать требования, установленные статьей 20 Закона о  безопасности дорожного движения. 

Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения  законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов,  пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» предусмотрено,  что организации, которые совершают перевозки для собственных нужд,  должны выполнять те же требования безопасности, что и при коммерческих  перевозках, в том числе они обязаны выполнять обязанности, установленные  ст. 20 Закона о безопасности дорожного движении. 

Таким образом, сам по себе факт неосуществления учреждением  деятельности, связанной с перевозками пассажиров и грузов автомобильным  транспортом, не отменяет для учреждения как лица, осуществляющего  эксплуатацию транспортных средств, в целях обеспечения безопасности  дорожного движения обязанность по соблюдению требований, изложенных в  ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ. 

Поскольку судами проверка предписания на предмет соответствия  изложенных в нем мероприятий требованиям, предусмотренным статьей 20  Федерального закона № 196-ФЗ, не осуществлялась, обжалуемые судебные  акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой  инстанции. 

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 


П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2018 по делу 

 № А60-1386/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 25.06.2018 по тому же делу отменить. 

 Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской  области. 

 Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи О.Г. Гусев

 Н.Н. Суханова