ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-6239/18 от 01.10.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-6239/18

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н. Г.,
судей Лазарева С. В., Тороповой М. В.

при ведении протокола помощником судьи Нестеровой Е.Ф. рассмотрел в  судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при  содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу  индивидуального предпринимателя Ганага Сергея Васильевича (далее –  предприниматель Ганага С.В., заявитель) на решение Арбитражного суда  Челябинской области от 12.04.2018 по делу № А76-22727/2017 и постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2018 по тому же  делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании, проводимом при содействии Арбитражного суда  Челябинской области, приняла участие представитель Управления  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Челябинской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо)  – Шишкина И.В. (доверенность от 25.01.2018 № 39). 

В судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа принял  участие предприниматель Ганага С.В. (паспорт). 

Предприниматель Ганага С.В. обратился в Арбитражный суд  Челябинской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании  недействительными отказов в государственной регистрации перехода права и  права собственности от 24.04.2017 № 74/008/203/2016-695, от 25.04.2017 №  74/008/203/2016-694 на объекты недвижимого имущества: нежилое здание -  станция технического обслуживания, КН/УН 74:43:0101003:46, общей  площадью 319 кв. м, расположенная по адресу: Челябинская обл., п. 


Локомотивный, ул. Строителей, д. 20/2; нежилое здание - гараж: КН/УН  74:43:0101003:47, общей площадью 306 кв. м, расположенный по адресу:  Челябинская обл., п. Локомотивный, ул. Строителей, д. 20/3; об обязании  осуществить государственную регистрацию перехода права и права  собственности заявителя на указанные объекты недвижимого имущества в  установленный законом срок. 

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечена Администрация Локомотивного городского округа (далее -  Администрация). 

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2018 (судья  Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от  18.06.2018 (судьи Пивоварова Л.В., Пирская О.Н., Суспицина Л.А.) решение  суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе предприниматель Ганага С. В., ссылаясь на  неправильное применение судами норм материального и процессуального  права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой  инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять  по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в  полном объеме. По мнению предпринимателя Ганага С.В., наличие либо  отсутствие регистрации перехода права аренды к заявителю не относится ни к  форме, ни к содержанию представленного для регистрации перехода права  договора купли-продажи, в связи с чем не подлежит проверке регистрирующим  органом. Заявитель также поясняет, что существенным обстоятельством для  наличия предусмотренного законом права на выкуп арендуемого имущества  является исключительно законное владение и/или пользование этим  имуществом в течение установленного срока в соответствии с договором  аренды, но не сама регистрация права аренды. Предприниматель Ганага С.В.  отмечает, что материалами дела подтверждены факты правопреемства на  стороне заявителя-арендатора как наследника прежнего арендатора и согласия  на это правопреемство со стороны Администрации, что ни регистрирующим  органом, ни судом не было опровергнуто. Заявитель считает, что право аренды  спорных объектов недвижимости возникло у заявителя с момента открытия  принятого наследства независимо от регистрации такого перехода, при этом  проверка наличия оснований для перехода права аренды к компетенции  регистрирующего органа не относится. Предприниматель Ганага С.В. полагает,  что исходя из позиций судов, заявитель должен обратиться в регистрирующий  орган за регистрацией права аренды, которое уже прекратилось в связи с  заключением договора купли-продажи арендованного имущества. Заявитель  кассационной инстанции ссылается на отсутствие у регистрирующего органа  оснований для отказа в государственной регистрации при аналогичной  ситуации. Предприниматель Ганага С.В. указывает, что суды фактически 


привели совершенно иное основание для отказа в государственной регистрации  перехода права, ранее не заявлявшееся самим заинтересованным лицом, в  частности отсутствие регистрации права аренды не являлось основанием для  отказа. 

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет  законность решения суда первой инстанции и постановления суда  апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов,  содержащихся в кассационной жалобе. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, между  муниципальным образованием ЗАТО Локомотивный (арендодатель) и  предпринимателем Ганага Любовью Ивановной (арендатор) подписан договор  от 01.02.2004 № 13, в соответствии с условиями которого арендодатель сдает, а  арендатор принимает в аренду (временное пользование) нежилое здание -  помещение для охраны общей площадью 7,5 кв. м, расположенное по адресу:  Челябинская обл., пос. Локомотивный, ул. Строителей, 20/1; нежилое здание –  станция технического обслуживания общей площадью 319 кв. м,  расположенная по адресу: Челябинская обл., пос. Локомотивный, ул.  Строителей, 20/2; нежилое здание - гараж общей площадью 306 кв. м,  расположенный по адресу: Челябинская обл., пос. Локомотивный, ул.  Стротелей, 20/3. Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке 

В соответствии с пунктом 1.3 договора срок договора аренды - до  01.02.2034. 

В пункте 6.3 договора предусмотрено, что договор подлежит досрочному  расторжению в случае ликвидации и иного вида прекращения деятельности  арендатора. 

 Судами также установлено, что 30.12.2012 предприниматель Ганага Л.И.  умерла, что подтверждается свидетельством о смерти II-ИВ, выданным отделом  ЗАГС Администрации от 05.01.2013. 

Согласно справке от 15.01.2013 № 40, выданной нотариусом  Лутфуллиной С.Я. в рамках наследственного дела № 3/2013, предприниматель  Ганага С.В. является наследником первой очереди в соответствии со статьей  1142 Гражданского кодекса Российской Федерации на имущество, оставшееся  после смерти его матери - Ганага Л.И. 

Предприниматель Ганага С.В. обратился к нотариусу с заявлением о  выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после умершей его  матери Ганага Л.И. на переход прав и обязанностей арендатора по договору  аренды от 04.02.2004 № 13, заключенному между арендодателем -  муниципальным образованием ЗАТО Локомотивный и арендатором -  предпринимателем Ганага Л.И. 

Нотариусом Лутфуллиной С.Я. 25.12.2015 вынесено постановление   № 200/02-03 об отказе в совершении нотариального действия в выдаче  свидетельства о праве на наследство по закону предпринимателю Ганага С.В.  на права и обязанности арендатора по договору от 04.02.2004 № 13. 


Предприниматель Ганага С.В. обратился к Администрации с заявлением  от 29.12.2014 № 29/12 о подтверждении своего наследственного права по  закону на аренду недвижимого имущества по договору аренды от 04.02.2004   № 13, в ответ на которое Администрация в письме от 02.02.2015 № 110  сообщила заявителю о представлении дополнительного соглашения от  01.07.2013 № 3 к договору от 04.02.2004 № 13. 

Впоследствии предприниматель Ганага С.В. повторно обратился к  Администрации с заявлением от 20.01.2015 № 20/01 о совершении  необходимых административных действий по передаче прав и обязанностей  Ганага Л.И., принадлежащих ей на основании договора от 04.02.2004 № 13, на  предпринимателя Ганага С.В. 

В ответ на указанное заявление Администрация приняла постановление  от 18.02.2015 № 40 о дополнительном соглашения о внесении изменений в  договор аренды от 04.02.2004 № 13. 

В соответствии с дополнительным соглашением от 18.02.2015 к договору  от 04.02.2004 № 13, подписанным между Администрацией и предпринимателем  Ганага С.В., изменена преамбула договора от 04.02.2004 № 13, а также пункты  4.2, 4.3, 7 договора. 

Предприниматель Ганага С.В. обратился к Администрации с заявлением  от 25.02.2015 № 25/02-2 об отчуждении ему арендованного недвижимого  имущества и реализации преимущественного права на его приобретение  согласно Федеральному закону от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях  отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной  собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной  собственности и арендуемого субъектами малого и среднего  предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22.07.2008 № 159- ФЗ). 

Постановлением Администрации от 28.04.2015 № 107 предпринимателю  Ганага С.В. предоставлено преимущественное право на приобретение  арендуемого муниципального имущества. 

Между муниципальным образованием Локомотивный городской округ  (продавец) и предпринимателем Ганага С.В. (покупатель) заключен договор от  30.04.2015 № 3 купли-продажи объекта муниципальной собственности, в  соответствии с которым продавец продает, а покупатель приобретает в  собственность нежилое задание - станция технического обслуживания,  кадастровый номер 74:43:0101003:46, расположенная по адресу: Челябинская  обл., пос. 5 Локомотивный, ул. Строителей, 20/2, общей площадью 319 кв. м 

Кроме того, между муниципальным образованием Локомотивный  городской округ (продавец) и предпринимателем Ганага С.В. (покупатель)  заключен договор от 30.04.2015 № 4 купли-продажи объекта муниципальной  собственности, в соответствии с которым продавец продает, а покупатель  приобретает в собственность нежилое задание - гараж, кадастровый номер  74:43:0101003:47, расположенное по адресу: Челябинская обл., пос.  Локомотивный, ул. Строителей, 20/3, общей площадью 306 кв. м. 


Между Администрацией и предпринимателем подписано соглашение от  28.08.2015, в соответствии с условиями пункта 1 которого все права и  обязанности по долгосрочному договору аренды муниципального имущества от  04.02.2004 № 13 переходят к предпринимателю Ганага С.В. и Администрация  не вправе отказать наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его  действия (01.02.2034). 

Предприниматель Ганага С.В. и Администрация 08.12.2016 обратились в  Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации перехода  права собственности на объекты недвижимого имущества и права  собственности предпринимателя Ганага С.В. на нежилое здание - станция  технического обслуживания, кадастровый номер 74:43:0101003:46,  расположенная по адресу: Челябинская обл., пос. Локомотивный, ул.  Строителей, 20/2, общей площадью 319 кв. м; нежилое здание - гараж,  кадастровый номер 74:43:0101003:47, расположенный по адресу: Челябинская  обл., пос. Локомотивный, ул. Строителей,20/3, общей площадью 306 кв. м. При  этом к заявлениям были приложены договоры купли-продажи от 30.04.2015   №№ 3, 4, письмо от 07.12.2016 № 16/171, отчеты об оценке от 24.03.2015, от  20.03.2015, постановление от 28.04.2015 № 107. 

При проведении правовой экспертизы представленных на  государственную регистрацию документов были выявлены замечания,  препятствующие проведению государственной регистрации прав на  недвижимое имущество и сделок с ним, о чем заявитель был уведомлен  письмами 74/008/203/2016-694 от 13.12.2016, 74/008/203/2016-695 от 13.12.2016  о приостановлении государственной регистрации. 

От предпринимателя Ганага С.В. в Управление Росреестра поступило  заявление от 11.01.2017 о приостановлении государственной регистрации до  10.04.2017. 

Управлением Росреестра направлен запрос главе Локомотивного  городского округа от 13.12.2016 № 08-830 с просьбой сообщить сведения о  законности заключения договоров купли-продажи. 

Предпринимателем Ганага С.В. дополнительно на государственную  регистрацию было представлено дополнительное соглашение к договору от  18.02.2015. 

Управление Росреестра сообщениями от 24.04.2017 № 74/008/203/2016- 695, от 25.04.2017 № 74/008/203/2016-694 на основании статьи 27 Федерального  закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации  недвижимости» отказало заявителю в государственной регистрации перехода  права и права собственности в отношении объектов: нежилое здание - гараж,  КН/УН: 74:43:0101003:4, расположенный по адресу: Россия, Челябинская обл.,  п. Локомотивный, ул. Строителей, д. 20/3; нежилое здание - станция  технического обслуживания, КН/УН: 74:43:0101003:46, расположенная по  адресу: Россия, Челябинская обл., п. Локомотивный, ул. Строителей, 20/2, в  связи с неустранением приведенных в уведомлениях от 13.12.2016 №№  74/008/203/2016-694 и 74/008/203/2016-695 причин, препятствующих  осуществлению государственной регистрации. 


Предприниматель Ганага С.В., полагая, что отказы Управления  Росреества являются незаконными и нарушают его права и законные интересы  в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с  рассматриваемым заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции установил, что при наличии действующей записи в реестре об ином  арендаторе (предприниматель Ганага Л.И.) в отношении спорного имущества  сроком до 2034 года, на регистрацию были представлены договоры купли- продажи недвижимого имущества, заключенные с предпринимателем Ганага  С.В., получившим право на выкуп в порядке преимуществ, установленных  статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ. Учитывая, что  заявитель не воспользовался своим правом и в ходе приостановления  государственной регистрации не устранил сомнения регистратора, суд первой  инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для осуществления  государственной регистрации перехода права и права собственности заявителя  на недвижимое имущество. Кроме того, суд первой инстанции отклонил ссылку  заявителя на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2011 № 1018/11,  указав, что при осуществлении регистрационных действий Управлением  Росреестра не оценивалось соблюдение условий соответствия предпринимателя  Ганага С.В. положениям ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ. 

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции  о том, что оспариваемые отказы регистрирующего органа являются законными,  принятыми в пределах его компетенции, и не нарушающими права заявителя.  При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что документы,  представленные заявителем на государственную регистрацию, не содержали  информацию о том, на каком основании к предпринимателю перешли права и  обязанности арендатора по договору от 04.02.2004 № 13. Принимая во  внимание, что в Едином государственном реестре недвижимости сохраняется  запись об обременении имущества правами аренды Ганага Л.И., в то время как  заявитель не воспользовался своим правом и в ходе приостановления  государственной регистрации не устранил обоснованно возникшие сомнения  государственного регистратора о законности представленных на  государственную регистрацию договоров купли-продажи, оспариваемые отказы  регистрирующего органа соответствуют требованиям закона. Помимо этого,  суд апелляционной инстанции обратил внимание, что постановление нотариуса  об отказе в совершении нотариального действия в выдаче свидетельства о  праве на наследство по закону предпринимателю Ганага С.В. в соответствии с  требованиями статьи 33 Основ законодательства Российской Федерации о  нотариате (утв. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от  11.02.1993 № 4462-1) в судебном порядке не оспорено. 

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной  инстанции приходит к выводу о наличии оснований для их отмены на  основании следующего. 


В соответствии с частью 1 статьи 168 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд  оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в  деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие  обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие  обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые  акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности  лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли требование удовлетворению. 

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела,  определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц,  участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами  материального права (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны  доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и  доводы в пользу принятого решения, а также мотивы, по которым суд отверг те  или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование  своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, законы и  иные нормативные правовые акты, которым руководствовался суд при  принятии решения (пункты 2, 3 части 4 статьи 170 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации). 

Из системного толкования положений части 1 статьи 198, части 2 статьи  201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует,  что для признания арбитражным судом ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными,  необходимо установить наличие одновременно двух юридически значимых  обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым  актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №  218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный  закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на  недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения  возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица  на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения  недвижимого имущества. 

Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены  документы, необходимые для ее проведения. 

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов,  если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21  настоящего Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим  Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной  власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными 


федеральными законами (часть 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015   № 218-ФЗ). 

Из положений части 4 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 №  218-ФЗ следует, что государственный регистратор принимает решение о  государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы  представленных на государственную регистрацию прав документов при  отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в  государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин,  которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и  наличие которых послужило основанием для приостановления государственной  регистрации прав. 

На основании пунктов 2, 3, 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от  13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и  (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению  государственного регистратора прав в случае, если, среди прочего: с  заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной  регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия  между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не  представлены документы, необходимые для осуществления государственного  кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. 

Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в  осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной  регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора  прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины,  препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав. 

Из материалов дела усматривается, что Управлением Росреестра  приостановлена государственная регистрация перехода права собственности на  объекты недвижимого имущества в связи с тем, что представленные договоры  купли-продажи не соответствуют требованиям действующего  законодательства, поскольку заключены с лицом, не имеющим  преимущественного права покупки объектов недвижимого имущества,  отчуждаемых в порядке Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ; при  этом документы, подтверждающие право преимущественной покупки  заявителя на заключение договора купли-продажи на государственную  регистрацию не представлены (кроме того, объекты недвижимости находятся в  пользовании у иного лица). 

Поскольку в ходе приостановления государственной регистрации  заявитель не воспользовался своим правом и не устранил сомнения  государственного регистратора о законности представленных на  государственную регистрацию договоров купли-продажи, в государственной  регистрации заинтересованным лицом было отказано сообщениями от  24.04.2017 № 74/008/203/2016-695, от 25.04.2017 № 74/008/203/2016-694.  Помимо этого, Управлением Росреестра указано, что в нарушение положений  статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ представленные 


договоры купли-продажи не соответствуют требованиям действующего  законодательства, поскольку заключены с лицом, не имеющим права  преимущественной покупки. 

На основании изложенного, делая вывод об отсутствии оснований для  осуществления государственной регистрации перехода права и права  собственности заявителя на спорное имущество, суды первой и апелляционной  инстанций указали, что при осуществлении регистрационных действий  Управлением Росреестра не оценивалось соблюдение условий соответствия  предпринимателя положениям ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159- ФЗ. 

Между тем выводы судов противоречат имеющимся в материалах дела  сообщениям Управления Росреестра от 13.12.2016 № 74/008/203/2016-694, от  13.12.2016 № 74/008/203/2016-695 о приостановлении государственной  регистрации, а также сообщениям от 24.04.2017 № 74/008/203/2016-695, от  25.04.2017 № 74/008/203/2016-694 об отказе в государственной регистрации  перехода права и права собственности, из содержания которых следует, что  основанием для приостановления и отказа в государственной регистрации  являлось несоответствие представленных договоров купли-продажи  требованиям действующего законодательства, поскольку такие договоры  заключены с лицом, не имеющим права преимущественной покупки. 

Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций не учтено  следующее. 

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной  собственности, может быть передано его собственником в собственность  граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о  приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217  Гражданского кодекса Российской Федерации). 

Согласно статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ (в  редакции, действовавшей на момент заключения договоров купли-продажи)  субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении  арендуемого имущества из государственной собственности субъекта  Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются  преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной  его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке,  установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об  оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое  преимущественное право может быть реализовано при соблюдении субъектами  малого и среднего предпринимательства условий: 1) нахождение арендуемого  имущества по состоянию на 01.07.2013 во временном владении и (или)  временном пользовании данных субъектов непрерывно в течение двух и более  лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2)  отсутствие задолженности по арендной плате за такое имущество, неустойкам  (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого  имущества; 3) невключение арендуемого имущества в утвержденный в  соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-


ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской  Федерации» перечень государственного имущества или муниципального  имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование  субъектам малого и среднего предпринимательства.. 

Порядок реализации преимущественного права арендаторов на  приобретение арендуемого имущества предусмотрено в статье 4 Федерального  закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент  заключения договоров купли-продажи), согласно пункту 1 которой орган  государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного  самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации  имущества, находящегося в государственной собственности субъектов  Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с  нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации  предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или  муниципального имущества преимущественное право арендаторов на  приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных  статьей 3 настоящего Федерального закона. 

Как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации  от 28.04.2015 № 107 предпринимателю Ганага С.В. предоставлено  преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального  имущества, в связи с чем между муниципальным образованием Локомотивный  городской округ (продавец) и предпринимателем Ганага С.В. (покупатель)  заключены договоры купли-продажи объектов муниципальной собственности  от 30.04.2015 № 3, от 30.04.2015 № 4, в соответствии с которыми покупатель  приобрел в собственность нежилые задания: станция технического  обслуживания. 

Из материалов дела также следует, что при обращении в регистрирующий  орган предприниматель Ганага С.В. представил: договоры купли-продажи от  30.04.2015 № 3, от 30.04.2015 № 4, из содержания которых следует, что они  заключены на основании постановления Администрации Локомотивного  городского округа от 28.04.2015 № 107; постановление от 28.04.2015 № 107 «О  предоставлении ИП Ганага С.В. преимущественного права на приобретение  арендуемого муниципального имущества и об условиях его приватизации»;  письмо от 07.12.2016 № 16/171 (о том, что стоимость по договору оплачена в  полном объеме); отчеты об оценке; доказательства оплаты государственной  пошлины. 

Делая вывод о законности оспариваемых отказов Управления Росреестра,  судами первой и апелляционной инстанции не учтено, что вопрос об условиях  возникновения у субъектов малого или среднего предпринимательства  преимущественного права на приобретение арендуемого имущества отнесен к  компетенции органа местного самоуправления, уполномоченного на  осуществление приватизации, в рассматриваемом случае - это Администрация. 

 Более того, условия возникновения у субъектов малого или среднего  предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого  имущества, установленные статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-


ФЗ, не относятся ни к форме, ни к содержанию договоров купли-продажи,  представленных в уполномоченный орган в качестве основания для  регистрации перехода права собственности на нежилое помещение, в связи с  чем регистрирующий орган не вправе подвергать проверке наличие или  отсутствие этих условий. 

Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в  постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 25.07.2011 № 1018/11, согласно которой регистрирующий орган  не вправе при проведении правовой экспертизы сделки, оценивать наличие или  отсутствие у заявителя условий для реализации преимущественного права на  приобретение арендуемого имущества, определенных ст. 3 Федерального  закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, поскольку названный закон относит этот  вопрос к компетенции продавца муниципального имущества - муниципального  образования в лице исполнительного органа местного самоуправления. 

В рассматриваемом случае Администрация установила наличие у  предпринимателя Ганага С.В. соответствующих условий для реализации  преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. 

Кроме того, действующее законодательство не содержит положений о  последующем контроле со стороны регистратора наличия у лица,  обращающегося с заявлением, перечисленных условий и не наделяет его  правом давать оценку документам, предшествовавшим заключению договора  купли-продажи. 

Между тем вышеуказанные обстоятельства, а также правовая позиция  постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 25.07.2011 № 1018/11 судами первой и апелляционной инстанций  не приняты во внимание, в то время как вопрос о наличии у регистрирующего  органа полномочий на проверку условий возникновения у субъектов малого  или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение  арендуемого имущества имеет существенное значение при рассмотрении  заявленных требований о признании оспариваемых отказов Управления  Росреестра незаконными. 

На основании изложенного, с учетом того, что выводы судов,  содержащиеся в решении и постановлении, основаны на неправильном  применении норм материального права, а также не соответствуют фактическим  обстоятельствам дела, установленным судами, и имеющимся в деле  доказательствам, решение суда первой инстанции и постановление  апелляционного суда подлежат отмене в соответствии с частями 1, 2 статьи 288  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с  направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской  области (пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 

Помимо этого, из материалов дела усматривается, что при рассмотрении  требований в суде первой инстанции предприниматель Ганага С.В. заявил о  взыскании с Управления Росреестра судебных расходов на оплату услуг  представителя в сумме 8000 руб., а также расходов по уплате государственной 


пошлины в сумме 3000 руб., вместе с тем Управление Росреестра ссылалось на  чрезмерность заявленных требований о взыскании судебных расходов. 

С учетом того, что дело направлено на новое рассмотрение, суду следует  разрешить вопрос о взыскании судебных расходов по уплате государственной  пошлины и на оплату услуг представителя, понесенных при рассмотрении  настоящего спора. 

Таким образом, при новом рассмотрении суду необходимо с учетом  доводов и возражений лиц, участвующих в деле, и имеющихся в нем  доказательств установить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать  надлежащую правовую оценку оспариваемым отказам Управления Росреестра,  рассмотреть требования заявителя о возмещении судебных расходов и  разрешить спор в соответствии с требованиями действующего  законодательства и сложившейся судебной практики. 

Руководствуясь ст.ст. 286- 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2018 по делу №  А76-22727/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 18.06.2018 по тому же делу отменить. 

 Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской  области 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Н.Г. Беляева 

Судьи С.В. Лазарев 

 М.В. Торопова