ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-6250/22 от 05.10.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6250/22

Екатеринбург

06 октября 2022 г.

Дело № А60-52884/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е. О. ,

судей Ивановой С.О. , Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс»  (далее – общество «Т Плюс» ) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2022 по делу № А60‑52884/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022  по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

         В судебном заседании приняли участие представители:

         общества «Т Плюс» - Шалыгина К.А. (доверенность от 05.09.2022);

Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – Управление, антимонопольный орган) – Анисимов Р.Г. (доверенность от 08.08.2022 № 250, диплом).

Общество «Т Плюс» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании незаконным и отмене решения от 21.09.2021 по жалобе № 066/01/18.1-3255/2021 и предписания от 21.09.2021. Управление обратилось со встречным заявление об обязании общества «Т Плюс» исполнить предписание от 21.09.2021 № 066/01/18.1-3255/2021.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Дельтастрой» (далее – общество «Дельтастрой»), Администрация городского округа Первоуральск (далее – Администрация), общество с ограниченной ответственностью «Консалт Нэкст» (далее – общество «Консалт Нэкст»).

         Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2022 в удовлетворении требований общества «Т Плюс» отказано. Требования Управления удовлетворены. Суд обязал общество «Т Плюс» исполнить предписание от 21.09.2021 № 066/01/18.1-3255/2021.

         Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 решение суда оставлено без изменений.

         В кассационной жалобе общество «Т Плюс» просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что Схема теплоснабжения городского округа Первоуральск на период 2017-2035 годы, утвержденная Постановлением Администрации от 05.06.2018 № 1021 (далее – Схема № 1021) к моменту рассмотрения заявки на подключение объекта не подлежала применению для разрешения вопроса о нахождении подключаемого объекта в радиусе эффективного теплоснабжения. При этом общество «Т Плюс» считает, что объект общества «Дельтастрой» не входит в радиус эффективного теплоснабжения.

Кроме того, общество «Т Плюс» ссылается на то, чтовынесенным предписанием нарушаются его права и законные интересы, поскольку им налагается обязанность осуществить экономически не обоснованное подключение.

Общество «Т Плюс» также отмечает, что не является лицом, на которое может быть возложена обязанность обеспечить технологическое присоединение объекта общества «Дельтастрой» к своим сетям.

В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества «Т Плюс» - без удовлетворения.

         Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, общество «Дельтастрой» 11.08.2021 обратилось в общество «Т Плюс» с заявкой на подключение к системе теплоснабжения объекта капитального строительства «Здания АБК», расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Фурманова, в 50 м на восток от территории общества с ограниченной ответственностью «Техно-Изол», с тепловой нагрузкой 0,1 Гкал/час.

Общество «Т Плюс» письмом от 03.09.2021 отказало в заключении договора о подключении в связи с нахождением объекта вне радиуса эффективного теплоснабжения.

Общество «Дельтастрой» обратилось в Управление на действия (бездействие) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в лице общества «Т Плюс», совершенные при осуществлении процедуры, включенной в пункт 29 Исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2017 № 346: заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения.

Управлением вынесено решение от 21.09.2021 № 066/01/18.1-3255/2021, согласно которому жалоба общества «Дельтастрой» признана обоснованной. Общество «Т Плюс» признано нарушившим пункт 28 Правил подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787 (далее – Правила № 787), что выразилось в нарушении срока направления подписанного проекта договора о подключении по заявке общества «Дельтастрой» от 11.08.2021.

На основании указанного решения антимонопольным органом вынесено предписание от 21.09.2021 № 066/01/18.1-3255/2021, согласно которому обществу «Т Плюс» предписано в течение 20 рабочих дней с момента получения настоящего предписания принять все зависящие от нее меры по направлению в адрес общества «Дельтастрой» подписанного проекта договора о подключении в соответствии с абзацем 3 пункта 28 Правил № 787; о выполнении настоящего предписания проинформировать Управление в течение 5 дней с момента исполнения предписания.

Полагая, что названные решение и предписание недействительны, общество «Т Плюс» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В свою очередь антимонопольный орган заявил встречное требование об обязании общество «Т Плюс» исполнить предписание от 21.09.2021.

Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных актов Управления недействительными, отказали в удовлетворении заявленных обществом «Т Плюс» требований. Суд обязал общество «Т Плюс» исполнить предписание от 21.09.2021 № 066/01/18.1-3255/2021.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 11 Правил № 787 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пункте 9 настоящих Правил, в полном объеме, теплоснабжающие и теплосетевые организации в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязаны предоставить технические условия либо мотивированный отказ в выдаче указанных технических условий при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения.

В случае непредставления сведений и документов, указанных в пункте 9 Правил № 787, в полном объеме теплоснабжающие и теплосетевые организации вправе отказать в выдаче технических условий.

Техническая возможность подключения существует при одновременном наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя, и резерва тепловой мощности источников тепловой энергии (пункт 17 Правил № 787).

В соответствии с пунктом 25 Правил № 787 для заключения договора о подключении заявитель направляет на бумажном носителе или в электронной форме в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, которая содержит сведения и документы, предусмотренные пунктами 25, 26 Правил № 787.

В случае представления сведений и документов, предусмотренных пунктами 25 и 26 Правил № 787, в полном объеме, исполнитель в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах (пункт 28 Правил № 787).

На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190) возможность подключения объекта капитального строительства обусловлена не только технической возможностью подключения, но и нахождением объекта капитального строительства в границах определенной схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения.

Согласно пункту 40.8 Приложения № 40 к Методическим указаниям по разработке схем теплоснабжения, утвержденным Приказом Минэнерго России от 05.03.2019 № 212 (далее - Методические указания) если, при тепловой нагрузке заявителя сумм < 0,1 Гкал/ч, дисконтированный срок окупаемости капитальных затрат в строительство тепловой сети, необходимой для подключения объекта капитального строительства заявителя к существующим тепловым сетям системы теплоснабжения исполнителя, превышает полезный срок службы тепловой сети, определенный в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), то подключение объекта является нецелесообразным и объект заявителя находится за пределами радиуса эффективного теплоснабжения.

Пунктом 30 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ установлено, что радиус эффективного теплоснабжения - максимальное расстояние теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 утверждены Требования к схемам теплоснабжения и Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее – Требования № 154), которыми установлены, в том числе, требования к актуализированным схемам теплоснабжения и порядку актуализации схем теплоснабжения.

Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения детально регламентируют процедуру (последовательность) разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), сбора замечаний и предложений на него и проведение по нему публичных слушаний.

Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), уполномоченными органа исполнительной власти городов федерального значения (далее - органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (далее - ответственные лица) по решению ответственных лиц (пункт 2 Требований № 154).

На основании подпункта «д» пункта 6 Требований № 154 радиус эффективного теплоснабжения, определяемый в соответствии с Методическими указаниями по разработке схем теплоснабжения, содержится в Разделе 2 «Существующие и перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей» Схемы теплоснабжения.

Лицами, подлежащими обязательному обслуживанию теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, являются любые лица, обратившиеся в эти организации с целью заключения договора о подключении (абзац 4 пункта 3 Правил № 787).

В силу пункта 15 Правил № 787 подключение к системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке: 1) направление исполнителю заявки о подключении к системе теплоснабжения; 2) заключение договора о подключении; 3) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных условиями подключения и договором о подключении; 4) составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; 5) составление акта о подключении.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением Администрации от 05.06.2018 № 1021 утверждена Схема № 1021, согласно разделу 2 таблице 4 которой радиус эффективного теплоснабжения для Первоуральской ТЭЦ (общества «Т Плюс») составляет 3857,14 м. Объект капитального строительства, расположенный по адресу: г. Первоуральск, ул. Фурманова, в 50 м на восток от территории общества «Техно-Изол», входит в границы радиуса эффективного теплоснабжения общества «Т Плюс», поскольку расстояние от теплоснабжающей установки общества до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения составляет 3 630 м.

Объект общества «Дельтастрой» находится в радиусе эффективного теплоснабжения тепловых сетей общества «Т Плюс».  Следовательно, общество «Т Плюс» в силу абзаца 1 пункта 3 Правил № 787 обязано заключить договор на подключение к системе централизованного теплоснабжения.

При этом судами указано, что решением Управления от 18.08.2021  установлено, что из буквального содержания Постановления Администрации от 15.07.2021 № 1375 следует, что названная Схема актуализирована на 2022 г., следовательно, она может применяться лишь с 2022 г., то есть для применения обществом «Т Плюс» в 2021 г. Схемы по Постановлению от 15.07.2021 № 1375 отсутствуют законные основания. В 2021 г. применялась Схема № 1021, исходя из которой объект капитального строительства общества «Дельтастрой» находится на расстоянии 3 630 м, то есть в границах определенного Схемой № 1021 радиуса эффективного теплоснабжения (3 857,14).

В связи с этим судами верно сделан вывод о том, что поскольку заявка общества «Дельтастрой» направлена в адрес общества «Т Плюс» и получена последним 11.08.2021, установленный пунктом 28 Правил № 787 срок направления проекта договора о подключении истек 08.09.2021, но вместо проекта договора общество «Т Плюс» направило письмо от 03.09.2021 об отказе в заключении договора о подключении.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых ненормативных актов Управления недействительными.

Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом «Т Плюс» требований.

Доводы общества «Т Плюс», изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

         С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

         Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.03.2022 по делу № А60-52884/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022  по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Е.О. Черкезов

Судьи                                                                                    С.О. Иванова

                                                                                             Т.П. Ященок