ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-6396/18 от 09.10.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-6396/18

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Гусева О.Г., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального  отдела государственного автодорожного надзора по Челябинской области  Уральского Межрегионального Управления государственного автодорожного  надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН:  <***>, ОГРН: <***>; далее - управление, Челябинский ТО  ГАДН) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 10.07.2018 по делу № А76-40269/2017 Арбитражного суда Челябинской  области. 

 Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их  адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству  заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на  официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, их представители в  судебное заседание не явились. 

 Общество с ограниченной ответственностью Научно - технический центр  «Приводная техника» (далее - заявитель, ООО НТЦ «Приводная техника»,  общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к  Челябинскому ТО ГАДН о признании недействительным предписания от  29.09.2017 № 01 (17) 0172. 

Решением суда от 07.05.2018 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении  требований заявителя отказано. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 10.07.2018 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда  изменено в части. Признаны недействительными пункты 1, 2, 3, 4, 5 и 6  предписания от 26.09.2017 № 01 (17)0172, в удовлетворении остальной части  заявленных требований отказано. 


В кассационной жалобе управление просит постановление суда  апелляционной инстанции отменить, указывая на то, что в своей деятельности  общество осуществляет эксплуатацию транспортных средств и оно обязано  соблюдать требования нормативных правовых актов, направленные на  обеспечение безопасности дорожного движения. 

Указанное регулирование деятельности по перевозке пассажиров и грузов  направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому такие  требования обязательны для исполнения всеми субъектами, осуществляющими  деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, независимо от  того, является ли данная деятельность систематической предпринимательской  деятельностью либо не является таковой. 

Обязанность по соблюдению требований, связанных с обеспечением  безопасности дорожного движения возникает у любого юридического лица,  использующего в своей деятельности автомобильный транспорт (Определение  Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 по делу № 309-КГ17- 1326). 

 В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет  законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и  апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм  материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и  принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в  кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не  предусмотрено названным Кодексом. 

Как следует из материалов дела, в рамках осуществления функций по  контролю (надзору) в сфере автомобильного и городского наземного  электрического транспорта на основании приказа о проведении проверки от  10.08.2017 № 01 (17) 0237П, Челябинским ТО ГАДН в отношении ООО НТЦ  «Приводная техника» проведена плановая выездная проверка. 

По итогам проверки составлен акт от 26.09.2017 № 0263, и выдано  предписание от 26.09.2017 № 01 (17) 0172, которым в срок до 25.11.2017  предписано: 


2. Обеспечить соответствие профессиональным и квалификационным  требованиям ответственных лиц за обеспечение БДД в соответствии с  требованиями пункта 16.3 Приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об  утверждении профессиональных и квалификационных требований к  работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским  наземным электрическим транспортом», и контролера технического состояния  автотранспортных средств - в соответствии с требованиями пунктов 2, 3  Приказа Минтранса РФ, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 «Об  утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности  исполнительных руководителей и специалистов предприятии транспорта»  (нарушено требование пункта 1.2 Перечня мероприятий по подготовке  работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,  осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским  наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных  средств безопасной эксплуатации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от  15.01.2014 № 7, абзаца 3, 4 пункта 4 статьи 20 Федерального закона от  10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»); 


дорожного движения в соответствии с требованиями пунктов 4.1.2, 5.1.2.6,  4.2.3, 5.2.3, 5.3.3, 5.3.3.1, 5.3.4, 4.1.5, 5.1.4.1 ГОСТ Р 51709-2001  «Автотранспортные средства. Требования и безопасности к техническому  состоянию и методы проверки» утвержденного Постановлением Госстандарта  РФ от 01.02.2001 № 47-ст (нарушено требование пункта пункт 28 Правил  обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным  транспортом и городским наземным электрическим транспортом,  утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7, абзаца 8 части 1  статьи 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности  дорожного движения»); 

Считая предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым  заявлением в арбитражный суд. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности  обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного  предписания. 

Отменяя решение суда в части, суд апелляционной инстанции исходил из  того, что по смыслу взаимосвязанных положений нарушенных Правил их  требования распространяются на организации и предпринимателей,  осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским  наземным электрическим транспортом в качестве систематической  предпринимательской деятельности. 

Оценивая деятельность общества, связанную с эксплуатацией  транспортных средств исключительно для собственных нужд, суд  апелляционной инстанции признал, что сам по себе факт наличия на балансе  заявителя транспортных средств и их использование в целях оперативного  решения уставных задач в отсутствие договоров перевозки, не свидетельствует  об оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа, грузов автомобильным  транспортом. В акте проверки данных о том, что общество осуществляет  перевозку пассажиров и грузов также не имеется. 

Поскольку ООО НТЦ «Приводная техника» к предприятиям транспорта не  относится и не является организацией, для которой деятельность по оказанию  услуг по перевозке пассажиров является основной, возложение на него  указанных в оспариваемом предписании обязанностей, предусмотренных  статьей 20 Закона № 196-ФЗ, является незаконным и влечет нарушение прав и  законных интересов заявителя. 

Оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд  кассационной инстанции приходит к следующим выводам. 

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе 


обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их  права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо  обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на  территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от  10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (далее также Закон №  196-ФЗ). 

Согласно статье 4 Закона № 196-ФЗ законодательство Российской  Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного  Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в  соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской  Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации, муниципальных правовых актов. 

В соответствии с положениями статьи 20 Закона № 196-ФЗ установленные  ими требования по обеспечению безопасности дорожного движения  распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, как в целях  оказания услуг, так и для собственных нужд. Вместе с тем отдельные  требования из числа перечисленных в статье 20 названного Закона, исходя из  их содержания, обязательны лишь для юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации  транспортных средств в целях оказания транспортных услуг по перевозке  пассажиров и грузов. К числу таких требований, относятся, в частности,  предусмотренное пунктом 1 статьи 20 Закона требование соблюдать правила  обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным  транспортом и городским наземным электрическим транспортом и  предусмотренные пунктом 4 статьи 20 Закона требования к юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки  автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. 

Во исполнение статьи 20 Закона № 196-ФЗ Министерством транспорта  Российской Федерации разработаны и утверждены Приказом Министерства  транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 Правила обеспечения  безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и  городским наземным электрическим транспортом № 7, пункт 2 которых  определяет основные задачи и требования по обеспечению безопасности при  организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным  транспортом и городским наземным электрическим транспортом,  предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, 


осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность,  связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для  перевозок пассажиров и грузов. 

В силу пункта 5 указанных Правил при организации работы, направленной  на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект  транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения  мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и  городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и  транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в  приложении № 2 к этому приказу. 

Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и  транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения  соответствующих проверок определяются федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  транспорта. 

Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, положениями  пунктов 1 и 4 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ не предусмотрено  дифференцирование требований предъявляемых к юридическим лицам,  осуществляющим перевозки автомобильным транспортом в зависимости от  целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд). При проведении  проверки было установлено, что ООО НТЦ «Приводная техника» имеет 4  транспортных средства, использующихся для собственных нужд (путевые  листы легкового автомобиля: № 144 от 24.08.2017, № 151 от 31.08.2017, список  транспортных средств ООО НТЦ «Приводная техника», используемых  (необходимых для выполнения) деятельности на 10.09.2017). 

Требования об устранении нарушений, выявленных при проведении  проверки, направлены на организацию работы водителей в соответствии с  требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, создание  условий для повышения квалификации водителей и других работников,  обеспечивающих безопасность дорожного движения; обеспечение соответствия  технического состояния транспортных средств требованиям безопасности  дорожного движения и недопуска транспортных средств к эксплуатации при  наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного  движения. Общество осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией  транспортных средств и осуществляет перевозку работников и грузов для  собственных нужд, а, следовательно, оно обязано соблюдать требования,  установленные статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения. 

Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения  законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов,  пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» предусмотрено,  что организации, которые совершают перевозки для собственных нужд,  должны выполнять те же требования безопасности, что и при коммерческих 


перевозках, в том числе они обязаны выполнять обязанности, установленные  ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения. 

Требования Челябинского ТО ГАДН об устранении допущенных  обществом нарушений, изложенные в акте, предписании соответствуют  законодательству; оспариваемое предписание выдано Челябинским ТО ГАДН в  рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию  соответствует предъявляемым к нему требованиям. При указанных  обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и  удовлетворения заявленных обществом требований у апелляционного суда  отсутствовали. 

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от  10.07.2018 по делу № А76-40269/2017 Арбитражного суда Челябинской  области отменить в части удовлетворенных требований общества с  ограниченной ответственностью Научно - технический центр «Приводная  техника». 

 В отмененной части решение Арбитражного суда Челябинской области от  07.05.2018 по делу № А76-40269/2017 оставить в силе. 

 Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи О.Г. Гусев

 Т.П. Ященок