Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-6418/22
Екатеринбург
07 октября 2022 г. | Дело № А47-1883/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Иванов ой С.О., Ященок Т.П.
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.05.2022 по делу № А47‑1883/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Оренбургской области прибыли представители:
Управления – ФИО1 (доверенность от 20.06.2020);
акционерного общества «Газпром Газораспределение Оренбург» (далее – общество «Газпром Газораспределение Оренбург») - ФИО2 (диплом, доверенность от 14.12.2021).
Общество «Газпром газораспределение Оренбург» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области о признании незаконным и отмене постановления от 03.02.2022 № 056/04/9.21-1372/2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Рубикон» (далее – общество «Рубикон»).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.05.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в запросах общества «Рубикон» отмечено о том, что его сеть принадлежит на праве собственности, и в настоящее время общество «Рубикон» намерено выполнить реконструкцию сети газоснабжения путем увеличения ее протяженности. Таким образом, названный газопровод является частью сети газораспределения.
Управление также считает, что запрос общества «Рубикон» от 01.02.2021 содержал все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 7 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314), следовательно, у общества «Газпром газораспределение Оренбург» отсутствовало основания для оставления обращения общества «Рубикон» без рассмотрения. По мнению антимонопольного органа, согласно пункту 13 Правил № 1314 общество «Газпром газораспределение Оренбург» обязано было определить и предоставить обществу «Рубикон» технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
В отзыве на кассационную жалобу общество «Газпром газораспределение Оренбург» просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Управления – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 23.11.2021 общество «Рубикон» обратилось в Управление с заявлением на действия общества «Газпром газораспределение Оренбург», выразившиеся в нарушении установленного порядка подключения.
При рассмотрении названного заявления Управлением установлено, что 01.02.2021 общество «Рубикон» обратилось в общество «Газпром газораспределение Оренбург» с запросом от 01.02.2021 о предоставлении технических условий на присоединение сети газораспределения общества «Рубикон» к сети газораспределения общества «Газпром газораспределение Оренбург» в рамках реконструкции объекта: «Сеть газораспределения. Урочище «Дубки» Дубовый плес».
К запросу от 01.02.2021 представлены: ситуационный план, расчет планируемого максимального часового расхода газа для реконструкции объекта: «Сеть газораспределения. Урочище «Дубки» Дубовый плес»; копия выписки из ЕГРН; копия договора аренды газопровода от 01.02.2021, заключенного между ФИО3 (арендодатель) и обществом «Рубикон» (арендатор).
Согласно запросу от 01.02.2021 необходимость присоединения сети газораспределения общества «Рубикон» в рамках реконструкции объекта связана с увеличением пропускной способности данной сети. Планируемая величина часового расхода газа третьим лицом указана - 5832,75 куб. м в час. Рассмотрев запрос общества «Рубикон» и документы, представленные к нему, общество «Газпром газораспределение Оренбург» письмом от 04.02.2021 указало, что в рамках реконструкции объекта техническая возможность присоединения сети газораспределения общества «Рубикон» с заявленным расходом газа в существующей точке врезки газопровода отсутствует в связи с ограничением пропускной способности сети. Также общество «Газпром газораспределение Оренбург» пояснило, что запрос не содержит информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации, утвержденную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций» (вместе с «Правилами разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций»), ввиду этого оставило запрос без рассмотрения.
Общество «Рубикон», не согласившись с обществом «Газпром газораспределение Оренбург», направило письма от 08.02.2021 № 009-II-02/21, 010-II-02/21, в которых указало, что в запросе общество «Рубикон» не обращалось за предоставлением технических условий на реконструкцию объекта «Сеть газораспределения. Урочище «Дубки» г. Оренбург», так как по этому объекту уже выданы технические условия.
Общество «Рубикон» указало на то, что просило рассмотреть запрос о предоставлении точки подключения в существующий газопровод высокого давления 1,2 МПа, диаметр 530 мм «Газопровод высокого давления от ГРС-3 до пос. Солнечный 2 очередь (с. Ивановка - п. Солнечный)» в районе врезки на тепличный комплекс общества с ограниченной ответственностью «Цветочный рай».
Общество «Газпром газораспределение Оренбург» от 11.02.2021 пояснило, что ввиду отсутствия технической возможности присоединения сети газораспределения общества «Рубикон» в существующей точке врезки газопровода общества «Газпром газораспределение Оренбург» мотивированно отказало обществу «Рубикон», а также оставило без рассмотрения в связи с непредставлением информации о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации.
Полагая, что общество «Газпром газораспределение Оренбург» необоснованно уклонилось от рассмотрения запроса, поскольку обществом «Рубикон» представлены все необходимые документы в связи с этим общество «Газпром газораспределение Оренбург» нарушило установленный порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, общество «Рубикон» обратилось с заявлением в Управление.
По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган, сделав вывод о том, что у общества «Газпром газораспределение Оренбург» отсутствовали основания для оставления запроса общества «Рубикон» без рассмотрения и общество «Газпром газораспределение Оренбург» обязано было определить и предоставить обществу «Рубикон» технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий, вынес постановление о привлечении общества «Газпром газораспределение Оренбург» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Полагая, что названное постановление Управление незаконно, общество «Газпром газораспределение Оренбург» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии в действиях общества «Газпром газораспределение Оренбург» состава вмененного административного правонарушения, указав, что письма «Газпром газораспределение Оренбург» от 04.02.2021, от 11.02.2021 отвечают критериям мотивированного отказа в выдаче технических условий, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем газоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.
Раздел II Правил № 1314 регламентирует порядок определения и предоставления технических условий.
Согласно пункту 6 Правил № 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.
В пункте 7 Правил № 1314 определено, что запрос о предоставлении технических условий должен содержать: а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя); б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации); в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек; г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения; д) информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 1314 в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7, 8 Правил № 1314, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.
На основании пункта 32 Правил № 1314 исполнитель (то есть газораспределительная организация) определяет технические условия: а) на основе анализа пропускной способности сети газораспределения; б) с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения; в) с учетом принятых исполнителем в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Пунктом 25 Правил № 1314 определено, что техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).
Таким образом, газораспределительная организация, являясь собственником сети газораспределения, к которой осуществляется подключение (технологическое присоединение), не только определяет и предоставляет технические условия, но и обеспечивает сохранение наличие технической возможности в своих сетях по ранее выданным техническим условиям.
В силу пункта 14 Правил № 1314, основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического подключения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
В случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации (пункт 15 Правил № 1314).
Согласно пункту 16 Правил № 1314 заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество «Газпром газораспределение Оренбург» является газораспределительной организацией и исполнителем в рамках реализации Правил № 1314. Заявленный обществом «Рубикон» к подключению (технологическому присоединению) объект построен на основании ранее выданных обществом «Газпром газораспределение Оренбург» технических условий от 21.10.2019 № 280/2-30, от 30.06.2020 № 080007048, от 11.12.2020 № 080007861.
Обществом «Газпром газораспределение Оренбург» при рассмотрении запроса общества «Рубикон» с учетом анализа пропускной способности своей сети газораспределения, установлено отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) запрашиваемого объекта с заявленным расходом газа 5832,75 куб. м. в час к сети газораспределения «Газопровод к СНТ «Дубки-2», принадлежащей обществу «Газпром газораспределение Оренбург».
При этом в письме от 04.02.2021 общество «Газпром газораспределение Оренбург» указало, что техническая возможность присоединения объекта «Сеть газораспределения. Урочище «Дубки» г. Оренбург» в существующей точке врезки отсутствует в связи с ограничением пропускной способности сети газораспределения «Газопровод к СНТ «Дубки-2» в г. Оренбурге.
Кроме того, общество «Газпром газораспределение Оренбург» проинформировало общество «Рубикон» о том, что мероприятия по обеспечению технической возможности подключения в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет иных источников, включая бюджетные запланированы на 2021-2023 годы и разъяснило его право обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и настоящего документа.
Общество «Газпром газораспределение Оренбург» также отметило, что названный отказ в выдаче технических условий будет направлен в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший программу газификации.
Дополнительно, общество «Газпром газораспределение Оренбург» в письме от 04.02.2021 указало, что запрос общества «Рубикон» не содержит информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения общества «Рубикон» в программу газификации как предусмотрено подпунктом «д» пункта 7 Правил № 1314.
В последующем общество «Газпром газораспределение Оренбург» письмом от 11.02.2021 также дополнительно пояснило, что поскольку запрос общества «Рубикон» не содержал информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации, то оставлен без рассмотрения.
Проанализировав материалы дела, в том числе письма общества «Газпром газораспределение Оренбург» от 04.02.2021, 11.02.2021, суды верно определили, что указание на оставление без рассмотрения запроса общества «Рубикон» ввиду отсутствия информации о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации носит рекомендательный характер, поскольку предусмотренная пунктом 12 Правил № 1314 процедура по возврату заявителю запроса с приложенными к нему документами обществом «Газпром газораспределение Оренбург» не применялась.
Кроме того, судами правильно указано, что названные письма общества «Газпром газораспределение Оренбург» отвечают критериям мотивированного отказа в выдаче технических условий в связи с отсутствием технической возможности подключения (технологического подключения) объекта общества «Рубикон» «Сеть газораспределения. Урочище «Дубки» г. Оренбург» к сети газораспределения общества «Газпром газораспределение Оренбург».
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Управлением не представлены надлежащие доказательства наличия оснований для привлечения общества «Газпром газораспределение Оренбург» к административной ответственности.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом «Газпром газораспределение Оренбург» требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.05.2022 по делу № А47‑1883/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.О. Черкезов
Судьи С.О. Иванова
Т.П. Ященок