ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-6434/18 от 08.10.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-6434/18

Екатеринбург

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:  председательствующего Абозновой О.В., 

судей Тимофеевой А.Д., Сафроновой А.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального  государственного унитарного предприятия "Производственное объединение  "Маяк" (далее – предприятие "ПО "Маяк") на решение Арбитражного суда  Челябинской области от 18.05.2018 по делу № А76-24589/2017 и постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 по тому же  делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании приняли участие представители:

муниципального унитарного многоотраслевого предприятия  коммунального хозяйства (далее – ММПКХ) – ФИО1 (доверенность  от 01.12.2017 № 06/18); 

Войсковой части 3446 (далее – Войсковая часть) – ФИО2  (доверенность от 27.06.2018 № 33/1-юр). 

ММПКХ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к  Войсковой части и предприятию "ПО "Маяк" о взыскании солидарно  9 326 584 руб. 73 коп. задолженности за тепловую энергию и теплоноситель и  2 147 500 руб. 51 коп. пени, 1 081 632 руб. 28 коп. задолженности за  водоснабжение и водоотведение и 243 400 руб. 39 коп. пени (с учетом  принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) отказа истца от части исковых  требований и уточнения их размера, а также привлечения к участию в деле  соответчика в порядке статьи 46 указанного Кодекса). 

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.05.2018 (судья  Гордеева Н.В.) исковые требования ММПКХ к предприятию "ПО "Маяк" 


удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении исковых требований к  Войсковой части отказано. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 17.07.2018 (судьи Махрова Н.В., судей Бабина О.Е., Баканов В.В.) указанное  решение оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе предприятие "ПО "Маяк" просит судебные акты  по делу отменить, принять новый судебный акт либо направить дело на новое  рассмотрение. Кассатор полагает, что заключенные между ММПКХ и  Войсковой частью контракты теплоснабжения от 16.02.2016 № 107/16-Т и  холодного водоснабжения и водоотведения от 16.02.2016 № 5/16-ВС в спорный  период продолжали свое действие в силу положений пункта 43 Правил  организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808,  ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств их расторжения  сторонами, считает, что письмо Войсковой части от 16.01.2017 № 604/24-5 не  является доказательством прекращения обязательств по указанным контрактам.  По мнению заявителя жалобы, возложение на Войсковую часть обязанности по  оплате ресурсов не противоречит частям 4, 5 статьи 31 Федерального закона  от 03.07.2016 № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской  Федерации" (далее – Закон о войсках национальной гвардии), вступившего в  силу 03.07.2016 (то есть после заключения указанных выше контрактов), и не  лишает последнюю права впоследствии урегулировать соответствующий  вопрос с предприятием "ПО "Маяк". Заявитель жалобы настаивает на том, что  надлежащим ответчиком по делу является Войсковая часть. 

В отзывах на кассационную жалобу ММПКХ и Войсковая часть просят  оставить оспариваемые судебные акты без изменения. 

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной  инстанции не находит оснований для их отмены. 

Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении  спора, ММПКХ является ресурсоснабжающей организацией, поставляет  потребителям холодную (питьевую) воду, горячую воду и тепловую энергию,  оказывает услуги водоотведения. 

С 01.01.2016 по 31.12.2016 отношения между ММПКХ и Войсковой  частью были урегулированы контрактом теплоснабжения от 16.02.2016   № 107/16-Т и контрактом холодного водоснабжения и водоотведения  от 16.02.2016 № 5/16-ВС. 

В 2017 г. Войсковая часть от заключения контрактов на поставку  энергоресурсов отказалась. 

В январе – мае 2017 г. ММПКХ при отсутствии заключенных договоров  поставляло тепловую энергию и теплоноситель для отопления и горячего  водоснабжения, а также оказывало услуги по холодному водоснабжению и  водоотведению в отношении объектов военного городка Воинской части по  адресу: ул. Кыштымская 27, г. Озерск Челябинской области. 

Объем потребленных ресурсов определен на основании показаний  приборов учета, принятых в эксплуатацию, а на объектах без прибора учета – 


расчетным способом: по тепловой нагрузке, согласованной в контрактах,  заключенных ранее. 

Ссылаясь на неисполнение Войсковой частью обязательств по оплате  поставленных ресурсов и оказанных услуг, ММПКХ направило в ее адрес  претензии от 12.07.2017 № 01-16-10/2674, от 21.07.2017 № 01-16-10X2814 с  требованием погашения задолженности. 

Неисполнение Войсковой частью данных требований в добровольном  порядке послужило основанием для обращения ММПКХ в арбитражный суд с  требованиями о взыскании 9 326 584 руб. 73 коп. задолженности за тепловую  энергию и теплоноситель и 2 147 500 руб. 51 коп. пени за нарушение сроков  оплаты тепловой энергии, а также 1 081 632 руб. 28 коп. задолженности за  водоснабжение и водоотведение и 243 400 руб. 39 коп. пени за нарушение  сроков оплаты водоснабжения и водоотведения. Требования предъявлены  ММПКХ к Войсковой части, а впоследствии также и к предприятию "ПО  "Маяк". 

Удовлетворяя требования к предприятию "ПО "Маяк", суды первой и  апелляционной инстанций исходили из доказанности факта потребления  тепловой энергии и теплоносителя, холодной воды и услуг по водоотведению  на указанных выше объектах и отсутствия доказательств оплаты данных  ресурсов, признали лицом, обязанным осуществлять их оплату предприятие  "ПО "Маяк", в связи с чем в удовлетворении требований к Войсковой части  отказали как к ненадлежащему ответчику по делу. 

Выводы судов являются правильными, соответствуют представленным в  материалы дела доказательствам и нормам действующего законодательства. 

В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения  энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю)  через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую  энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее  потребления. 

В статье 544 ГК РФ указано, что оплата энергии производится за  фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными  учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами  или соглашением сторон. 

При предъявлении к оплате ресурсов применены тарифы, утвержденные в  соответствии с действующим законодательством. 

В соответствии с пунктом 2 Порядка расчетов за тепловую энергию и  природный газ, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 04.04.2000 № 294 в редакции постановления Правительства  Российской Федерации от 17.10.2009 № 816, оплата потребителями тепловой  энергии на территории Российской Федерации осуществляется в следующем  порядке: 35 % плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в  месяце, за который осуществляется оплата – до 18-го числа этого месяца; 50 %  плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за  который осуществляется оплата – до последнего числа этого месяца; оплата за  фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом 


средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию  в расчетном периоде – до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за  который осуществляется оплата. В случае если объем фактического  потребления тепловой энергии за истекший месяц меньше планового объема,  определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма зачитывается в  счет платежа за следующий месяц. 

Согласно пункту 28 Правил холодного водоснабжения и водоотведения,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 29.07.2013 № 644, абоненты оплачивают полученную холодную воду,  отведение сточных вод в объеме потребленной холодной воды, отведенных  сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на  основании счетов, выставляемых к оплате организацией  водопроводноканализационного хозяйства в срок не позднее 5-го числа месяца,  следующего за расчетным. 

С 27.09.2017 Войсковая часть структурно входит в Федеральную службу  войск национальной гвардии Российской Федерации. 

В силу постановлений Правительства Российской Федерации  от 16.02.2012 № 329-6, от 02.02.2017 № 173-рс и распоряжений Правительства  Российской Федерации от 14.09.2009 № 1311-р, от 20.08.2009 № 1226-р  предприятие "ПО "Маяк" включено в перечень важных государственных  объектов Российской Федерации, подлежащих охране войсками национальной  гвардии Российской Федерации. 

В соответствии с указанными нормативными актами, а также с актом  межведомственной комиссии Войсковая часть выполняет задачу по охране и  обороне важного государственного объекта – предприятия "ПО "Маяк". 

Согласно части 4 статьи 31 Закона о войсках национальной гвардии  расквартирование воинских частей, выполняющих задачи по охране важных  государственных объектов, специальных грузов, сооружений на  коммуникациях, строительство, капитальный ремонт, реконструкция,  материально-техническое обеспечение военных городков, зданий и  сооружений, предназначенных для расквартирования указанных воинских  частей, а также строительство, капитальный ремонт, реконструкция инженерно- технических средств охраны, караульных помещений, зданий (помещений)  комендатур, бюро пропусков, обеспечение их эксплуатации (в том числе  предоставление и оплата коммунальных услуг), обеспечение личного состава  караулов на объектах, производящих или применяющих в производстве  радиоактивные, аварийно-опасные и химически опасные вещества, средствами  индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационного и  химического наблюдения, дозиметрического контроля и системами аварийного  оповещения осуществляются за счет средств организаций, важные  государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на  коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в  соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской  Федерации. 

В силу части 5 указанной статьи обеспечение подразделений войск 


национальной гвардии, осуществляющих на договорной основе охрану  имущества граждан и организаций, а также охрану объектов, техническими  средствами охраны, выделение указанным подразделениям служебных и  подсобных помещений с оборудованием и инвентарем, проведение  капитального ремонта, реконструкции и обеспечение технической  эксплуатации (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт)  указанных помещений являются обязательствами организаций, заключивших  договоры об охране имущества и объектов. 

По смыслу приведенных норм права представление и оплата  коммунальных услуг, а также иное материальное обеспечение подразделений  войск национальной гвардии осуществляются организациями, важные  государственные объекты и специальные грузы которых подлежат охране  войсками национальной гвардии. 

Из материалов дела, следует, что Войсковая часть выполняет задачи по  охране важных государственных объектов, а именно: предприятия "ПО "Маяк". 

При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что  возложение обязанности по оплате ресурсов, потребленных на указанных  объектах, на Войсковую часть в данном случае противоречит частям 4, 5  статьи 31 Закона о войсках национальной гвардии, поскольку соответствующие  объекты переданы предприятию "ПО "Маяк" в его собственных интересах, а не  в интересах Войсковой части. 

Довод предприятия "ПО "Маяк" об обратном подлежит отклонению по  приведенным выше основаниям. 

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций  правомерно признали лицом, обязанным оплатить потребленные в своих  нуждах ресурсы, предприятие "ПО "Маяк" и, исходя из доказанности факта  потребления тепловой энергии и теплоносителя, холодной воды и  использования услуг по водоотведению на объектах по адресу: ул.  Кыштымская 27, г. Озерск Челябинской области, а также доказанности объема  и стоимости названных ресурсов и услуг, обоснованно взыскали с предприятия  "ПО "Маяк" 9 326 584 руб. 73 коп. долга за тепловую энергию и теплоноситель  и 1 081 632 руб. 28 коп. долга за водоснабжение и водоотведение. 

Кроме того, руководствуясь статьей 330 ГК РФ, частью 9.1 статьи 15  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", принимая  во внимание факт нарушения предприятием "ПО "Маяк" сроков оплаты  энергоресурсов, суды правомерно признали за ММПКХ право на взыскание с  предприятия "ПО "Маяк" 2 390 900 руб. 90 коп. за период с 11.02.2017  по 11.05.2018. 

Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов,  изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в  судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку  не свидетельствуют о нарушении судами норм права и по существу сводятся к  переоценке доказательств, в том числе контрактов от 16.02.2016 № 107/16-Т и   № 5/16-ВС, письма Войсковой части от 16.01.2017 № 604/24-5, и сделанных на  их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной 


инстанции в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 АПК  РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,  изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 № 13031/12. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов,  судом кассационной инстанции не выявлено. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.05.2018 по делу   № А76-24589/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 17.07.2018 по тому же делу ставить без изменения,  кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия  "Производственное объединение "Маяк" – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий О.В. Абознова

Судьи А.Д. Тимофеева 

 А.А. Сафронова