ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-6449/22 от 17.10.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6449/22

Екатеринбург

20 октября 2022 г.

Дело № А34-3059/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Лазарева С.В., Краснобаевой И.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Глинки» на решение Арбитражного суда Курганской области от 13.04.2022 по делу № А34-3059/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по тому же делу.

Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Курганской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители закрытого акционерного общества «Глинки» - Андреев Д.И. (директор), Шипицына О.А. (доверенность от 20.06.2022).

Закрытое акционерное общество «Глинки» (далее – общество «Глинки») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту агропромышленного комплекса Курганской области (далее –департамент) о признании недействительным требования, содержащегося в письме от 16.02.2022 № 15/66, о возврате в доход областного бюджета
субсидии в сумме 6 717 877 руб.

Решением суда первой инстанции от 13.04.2022 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.06.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Глинки» просит указанные судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Заявитель не согласен с выводом судов об отсутствии доказательств наличия объективных, не зависящих от заявителя обстоятельств, препятствующих достижению определенного соглашением показателя – результата предоставления субсидии. Полагает, что материалами дела подтверждается добросовестность действий заявителя, предоставленные денежные средства освоены в соответствии с целевым назначением. Заявитель отмечает, что недостижение результатов, предусмотренных соглашением, произошло в результате чрезвычайных, непреодолимых обстоятельств, связанных с продолжительной засухой и сильной жарой, отрицательно повлиявших  на физиологическое состояние коров и как следствие на снижение молочной продуктивности, в связи с чем заявитель не смог обеспечить прирост производства молока за отчетный финансовый год по отношению к объему производства молока среднему за пять лет, предшествующих текущему финансовому году.

Также, по мнению заявителя, позиция судов по настоящему делу противоречит сложившейся судебной практике по аналогичным делам.

Со ссылкой на положения пункта 3 части 4 статьи 5, части 1 статьи 6, части 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ
«О развитии сельского хозяйства», статьи 1, пунктов 1, 2 статьи 78,  пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», учитывая, что вина заявителя в недостижении плановых показателей, то есть в неисполнении обязательств, отсутствовала, заявитель полагает, что требование департамента о возврате в доход бюджета предоставленной субсидии является незаконным.

Департамент представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В соответствии с частью 1 статьи 198  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия,  арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам
(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Постановлением Правительства Курганской области от 18.02.2016 № 36 «О поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей Курганской области» утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятий «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство зерновых и зернобобовых культур», «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство овощей открытого грунта», «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство молока» и «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Развитие овцеводства и козоводства» (далее - Порядок).

Согласно пункту 9 Порядка участник отбора должен соответствовать определенным требованиям на дату подачи заявки участником отбора.

В соответствии с абзацем 2 пункта 25 Порядка результатом предоставления субсидии является прирост производства молока за отчетный финансовый год по отношению к объему производства молока среднему за пять лет, предшествующих текущему финансовому году, при оказании поддержки в области технического перевооружения животноводства.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 16.08.2021 общество «Глинки» обратилось в департамент с заявкой для участия в отборе на право получения субсидии и необходимыми документами в целях получения субсидии.

Согласно представленным обществом «Глинки» справкам-расчетам до обращения с заявкой на получение субсидии им были приобретены: комбайн кормоуборочный JAGUAR860 – сумма фактически понесенных затрат составила 22 030 435 руб. 27 коп.; кукурузная жатка «ORBIS 600» – сумма фактически понесенных затрат составила 10 909 руб. 79 коп.; подборщик для подбора валков PICK UP 380 – сумма фактически понесенных затрат составила 8 250 000 руб.

Итого по расчетам общества «Глинки» сумма фактически понесенных затрат составила 30 291 345 руб. 06 коп.

Размер возмещения прямых понесенных затрат составил: федеральный бюджет – 39,5%, областной бюджет – 0,398989899 %.

Объем субсидии к перечислению за счет средств федерального бюджета составил 7 429 288 руб. 54 коп., за счет средств областного бюджета – 75 043 руб. 32 коп.

Согласно расчету от 16.08.2021 результат предоставления в 2021 г. субсидии из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятий «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство зерновых и зернобобовых культур», «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство овощей открытого грунта», «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство молока» и «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Развитие овцеводства и козоводства» составил 403,6 тонн молока.

Распоряжением департамента от 13.09.2021 № 373 «О предоставлении субсидии из областного бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования в рамках мероприятий «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство зерновых и зернобобовых культур», «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство овощей открытого грунта», «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство молока» и «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Развитие овцеводства и козоводства» было принято решение о предоставлении обществу «Глинки» субсидии.

Департамент 13.09.2021 направил в адрес общества «Глинки» уведомление № 15/11-тп о принятии решения о предоставлении субсидии, в котором обществу было предложено заключить соглашение о предоставлении субсидии с департаментом в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

 Между департаментом (предоставитель) и общество «Глинки» (получатель) заключено соглашение от 16.09.2021 № 10-2021-66818 о предоставлении из бюджета Курганской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, согласно пункту 1.1 которого предметом настоящего соглашения является предоставление из бюджета Курганский области в 2021 г. субсидии в целях возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат которых осуществляется исходя из суммы расходов, включая сумму налога на добавленную стоимость) получателя, связанных с техническим перевооружением производства в рамках приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса (пункт 1.1.1 соглашения); в рамках мероприятий «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство зерновых и зернобобовых культур», «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство овощей открытого грунта» подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, селекции и семеноводства, технической и технологической модернизации, переработки и реализации продукции растениеводства», «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство молока», «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Развитие овцеводства, козоводства» подпрограммы «Развитие подотраслей животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» государственной программы Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.02.2017 № 45
«О государственной программе Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области» (пункт 1.1.2 соглашения).

Согласно пункту 2.1.1 соглашения сумма субсидии составила
7 504 331 руб. 86 коп.

В силу пункта 4.3.2 соглашения получатель обязуется обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии и соблюдение сроков их достижения, устанавливаемых в соответствии с пунктом 4.1.4.1 настоящего соглашения.

Согласно пункту 4.3.5 соглашения в случае недостижения значений результатов предоставления субсидии, указанных в приложении № 2 к настоящему соглашению, субсидия подлежит возврату в доход областного бюджета в части, пропорциональной величине недостижения значений результатов предоставления субсидии в срок до 15 февраля года, следующего за годом получения субсидии, на счет предоставителя, за исключением случаев уменьшения валового сбора зерновых и зернобобовых культур в результате изъятия пашни для государственных и муниципальных нули; уменьшения валового сбора зерновых и зернобобовых культур при расторжении арендодателем в одностороннем порядке договора аренды земельного участка с сельскохозяйственным товаропроизводителем при условии отсутствия виновных действий в виде неисполнения условий договора арендатором, в результате которых произошло такое расторжение договора аренды земельного участка; уменьшения валового сбора зерновых и зернобобовых культур в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подтвержденных документами, предусмотренными действующим законодательством.

На основании соглашения департамент платежным поручением
от 21.09.2021 № 397101 перечислил субсидию в сумме 7 504 331,86 руб. на расчетный счет общества «Глинки».

Во исполнение условий соглашения общество «Глинки» предоставило в департамент отчет о достижении значения результата предоставления субсидии от 31.01.2022, в котором указало, что фактически прирост производства молока за отчетный финансовый год по отношению к объему производства молока среднему за пять лет, предшествующих текущему финансовому году составил 42,3 тонн, процент выполнения — 10,48 %, что является недостижением показателя результативности (403,6 тонн).

В связи с недостижением показателей результативности обществу «Глинки» было направлено требование о возврате бюджетных средств
от 16.02.2022 № 15/66 в сумме 6 717 877 руб. 88 коп.

Полагая, что требование от 16.02.2022 № 15/66  не соответствует действующему законодательству и нарушает экономические интересы заявителя, общество «Глинки» обратилось в арбитражный суд.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что в рассматриваемом случае вопрос о предоставлении ответчику субсидии был разрешен в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 18.02.2016 № 36.

Суды установили, что субсидия была предоставлена обществу «Глинки» в целях возмещения части ранее уже понесенных затрат (без учета налога на добавленную стоимость, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат которых осуществляется исходя из суммы расходов, включая сумму налога на добавленную стоимость) получателя, связанных с техническим перевооружением производства в рамках приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса, а также в рамках мероприятий «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство зерновых и зернобобовых культур», «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство овощей открытого грунта» подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, селекции и семеноводства, технической и технологической модернизации, переработки и реализации продукции растениеводства», «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Производство молока», «Техническое перевооружение в рамках приоритетного направления «Развитие овцеводства, козоводства» подпрограммы «Развитие подотраслей животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» государственной программы Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.02.2017 № 45 «О государственной программе Курганской области «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области» (пункт 1.1.2 соглашения).

Указанное соглашение содержит следующие положения: 1) размер предоставляемой субсидии; 2) значение результата предоставления субсидии, установленного пунктом 25 Порядка; 3) согласие получателя субсидии на осуществление департаментом и органом государственного финансового контроля Курганской области проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии; 4) обязательство получателя субсидии представлять отчетность о финансово-экономическом состоянии, в том числе о достижении результата предоставления субсидии в порядке, по форме и в сроки, установленные Департаментом.

Согласно пункту 4.1.4.1 соглашения значение результата предоставления субсидии закреплено в приложении 2 к соглашению, являющемся неотъемлемой частью соглашения.

Для  общества «Глинки» результатом предоставления субсидии был определен прирост производства молока за отчетный финансовый год по отношению к объему производства молока среднему за пять лет, предшествующих текущему финансовому году, в количестве 403,6 тонн.

Вместе с тем суды приняли во внимание, что в отчете о достижении значения результата предоставления субсидии от 31.01.2022 общество «Глинки» указало, что фактически прирост производства молока за отчетный финансовый год по отношению к объему производства молока среднему за пять лет, предшествующих текущему финансовому году составил 42,3 тонн, процент выполнения — 10,48 %, что является недостижением показателя результативности (403,6 тонн).

В соответствии с пунктом 26 Порядка, пункта 4.3 соглашения в случае недостижения значений результатов предоставления субсидии, указанных в абзацах втором, третьем, пятом пункта 25 Порядка, субсидия подлежит возврату в доход областного бюджета в части, пропорциональной величине недостижения значений результатов предоставления субсидии, предусмотренных соглашением, в срок до 15 февраля года, следующего за годом получения субсидии, на счет департамента (за исключением случаев недостижения значения результата предоставления субсидии в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подтвержденных документами, предусмотренными действующим законодательством).

В случае недостижения значения результата предоставления субсидии, указанного в абзаце четвертом пункта 25 Порядка, субсидия подлежит возврату в доход областного бюджета в части, пропорциональной величине недостижения значений результатов предоставления субсидии, предусмотренных соглашением, в срок до 15 февраля года, следующего за годом получения субсидии, на счет департамента, за исключением случаев: уменьшения валового сбора зерновых и зернобобовых культур в результате изъятия пашни для государственных и муниципальных нужд; уменьшения валового сбора зерновых и зернобобовых культур при расторжении арендодателем в одностороннем порядке договора аренды земельного участка с сельскохозяйственным товаропроизводителем при условии отсутствия виновных действий в виде неисполнения условий договора арендатором, в результате которых произошло такое расторжение договора аренды земельного участка; уменьшения валового сбора зерновых и зернобобовых культур в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подтвержденных документами, предусмотренными действующим законодательством (пункт 27 Порядка).

При недостижении значений результатов предоставления субсидии - прирост производства молока за отчетный финансовый год по отношению к объему производства молока среднему за пять лет, предшествующих текущему финансовому году, при оказании поддержки в области технического перевооружения животноводства субсидия подлежит возврату в доход областного бюджета в части, пропорциональной величине недостижения значений результатов предоставления субсидии, предусмотренных соглашением, в срок до 15 февраля года, следующего за годом получения субсидии, на счет департамента (за исключением случаев недостижения значения результата предоставления субсидии в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подтвержденных документами, предусмотренными действующим законодательством).

Принимая во внимание, что взятые на себя по соглашению обязательства  обществом «Глинки» исполнены не в полном объеме, истец не достиг показателей результативности на 89,52 %, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка, суды обоснованно признали, что требование департамента, содержащееся в письме от 16.02.2022 № 15/66, о возврате в доход областного бюджета субсидии в сумме
6 717 877 руб. является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о соответствии оспариваемого требования нормам действующего законодательства, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении требований общества «Глинка».

Фактические обстоятельства дела судами первой и  апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Довод общества «Глинки», изложенный в кассационной жалобе, о наличии объективных, не зависящих от заявителя обстоятельств, препятствующих достижению определенного соглашением показателя результата предоставления субсидии, рассмотрен и обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций с учетом следующего.

Судами исследованы и оценены  в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации представленные обществом «Глинки» в подтверждение заявленных доводов доказательства, а именно акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 04.08.2021 № 16, заключение специалистов от 11.02.2022 о причинах недополучения молока в условиях экстремально жаркого лета 2021 г., результаты сравнительных лабораторных исследований кормов, заготовленных обществом «Глинки», заключение специалистов от 05.04.2022 о причинах недополучения молока в условиях экстремально жаркого лета 2021 г.

Вместе с тем суды заключили, что, подавая заявку на получение субсидии несмотря на фактическое наличие негативных обстоятельств (высокая температура воздуха, почвенная засуха) и подписывая соглашение, общество «Глинки» тем самым приняло на себя обязательство по выполнению показателя – прирост производства молока за отчетный финансовый год по отношению к объему производства молока среднему за пять лет, предшествующих текущему финансовому году в размере 403,6 тонн, в силу чего и в связи с предпринимательским характером деятельности (предпринимательским риском) общество «Глинки» в дальнейшем не вправе ссылаться на недостижение прироста производства молока по указанным причинам.

Более того, суды отклонили доводы общества «Глинки» о том, что недостижение значения результатов предоставления субсидии является следствием возникновения режима чрезвычайной ситуации, как не подтвержденные соответствующими доказательствами, суды заключили, что заявителем не было представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между неблагоприятными погодными условиями почвенной засухи и невозможностью выполнения обществом условий предоставления субсидий.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на сложившуюся судебную практику отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку судебные акты по иным делам приняты исходя из иных фактических обстоятельств, не тождественных обстоятельствам рассмотренного дела.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 13.04.2022 по делу
№ А34-3059/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Глинки» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               И.А. Татаринова

Судьи                                                                            С.В.  Лазарев

                                                                                             И.А.  Краснобаева