АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-6484/23
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2023 г. Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Татариновой И.А.,
судей Краснобаевой И.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Уфа» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2023 по делу № А07-24065/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Уфа» - Чаркин Е.Н. (доверенность от 23.11.2022 № 17/140).
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Уфа» (далее – общество «Газпром трансгаз Уфа») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее – управление):
с кадастровым номером 02:52:000000:86, местоположение установлено относительно ориентира: дом оператора, подъездная дорога к АГРС, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Республика Башкортостан, р-н Чишминский, с. Арслан;
с кадастровым номером 02:46:000000:191, местоположение: Республика Башкортостан, Туймазинский район, в границах: СПК им. Фархутдинова, МО Старокандринский с/с;
с кадастровым номером 02:15:040101:165, местоположение: Республика Башкортостан, Благовещенский район, в границах муниципального образования Ильино-Полянский сельсовет;
с кадастровым номером 02:15:000000:123, местоположение: Республика Башкортостан, Благовещенский район, в границах муниципального образования МУСП Ильинский;
с кадастровым номером 02:15:000000:121, местоположение: Республика Башкортостан, Благовещенский район, в границах: Благовещенский лесхоз;
с кадастровым номером 02:15:000000:122, местоположение: Республика Башкортостан, Благовещенский район, в границах МУСП «Осиповский» Благовещенского лесхоза.
с кадастровым номером 02:52:000000:86, местоположение: установлено относительно ориентира дом оператора, подъездная дорога к АГРС, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Республика Башкортостан, р-н Чишминский, с. Арслан, в соответствии с кадастровым планом земельного участка от 27.10.2003 № 252/03-3-270;
с кадастровым номером 02:46:000000:191, местоположение: Республика Башкортостан, Туймазинский район, в границах: СПК им. Фархутдинова, МО Старокандринекий с/с, в соответствии с кадастровым планом земельного участка от 02.03.2005 № 246/05-01-406;
кадастровым номером 02:15:040101:165, местоположение: Республика Башкортостан, Благовещенский район, в границах муниципального образования Ильино-Полянский сельсовет, в соответствии с кадастровым планом земельного участка от 22.11.2004;
с кадастровым номером 02:15:000000:123, местоположение: Республика Башкортостан, Благовещенский район, в границах муниципального образования МУ СП Ильинский, в соответствии с кадастровым планом земельного участка от 22.11.2004;
с кадастровым номером 02:15:000000:121, местоположение: Республика Башкортостан, Благовещенский район, в границах: Благовещенский лесхоз, в соответствии с кадастровым планом земельного участка от 24.11.2004;
с кадастровым номером 02:15:000000:122, местоположение: Республика Башкортостан, Благовещенский район, в границах МУСП «Осиповский» Благовещенского лесхоза, в соответствии с кадастровым планом земельного участка от 22.11.2004.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Определением суда первой инстанции от 19.01.2023 произведена замена третьего лица - федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на правопреемника - публично-правовую компанию «Роскадастр».
Решением суда первой инстанции от 22.02.2023 в удовлетворении заявленных обществом «Газпром трансгаз Уфа» требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.06.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «Газпром трансгаз Уфа» просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. Заявитель отмечает, что в материалы дела обществом «Газпром трансгаз Уфа» представлены землеустроительные дела, оформленные в строгом соответствии с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003, подтверждающие, что в отношении земельных участков проведено межевание, в том числе определены границы земельных участков. По мнению заявителя, землеустроительные дела подтверждают проведение межевания земельных участков, при этом все необходимые сведения для оформления описания земельных участков, включая координаты земельных участков, имеются в предоставленных в материалы дела землеустроительных делах. Учитывая изложенное, заявитель полагает необоснованным утверждение суда апелляционной инстанции о том, что наличие установленной площади земельного участка в материалах межевания не свидетельствует о том, что произведено определение границ, координат земельных участков. Заявитель отмечает, что управление, не оспаривая факта предоставления землеустроительных дел с координатами земельных участков, указывает только на непредоставление для постановки на кадастровый учет описания земельных участков, при этом не предоставляя доказательств в подтверждение того, что описание земельных участков не оформлялось. Заявитель поясняет, что непредоставление для постановки на кадастровый учет такого обязательного документа как описание земельного участка могло повлечь только отказ в постановке спорных земельных участков на кадастровый учет, таким образом, постановка спорных земельных участков на кадастровый учет свидетельствует о том, что заявителем были представлены все необходимые документы. Более того, заявитель настаивает на том, что, поскольку управлением осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки, предоставленные для государственной регистрации документы соответствовали всем требованиям действующего законодательства. Судами не учтено, что земельные участки
формировались для государственной регистрации права собственности Российской Федерации и предоставления их в аренду, что возможно только при установлении границ земельных участков и постановке их на кадастровый учет.
Помимо изложенного заявитель не согласен с выводами судов о том, что внесение в Единый государственный реестр недвижимости координат земельных участков может привести к нарушению прав третьих лиц по причине наложения или пересечения восстанавливаемых границ с внесенными границами смежных землепользователей, отмечает, что права смежных землепользователей или лесничеств не могут быть нарушены в связи с тем, что ими согласованы границы земельных участков.
В дополнениях к кассационной жалобе, предоставленных в суд кассационной инстанции 11.10.2023, заявитель также отмечает, что в предоставленных кадастровых планах земельных участков присутствуют разделы В.2 «План (чертеж, схема) границ земельного участка», на которых указаны номера поворотных точек, в связи с чем координаты поворотных точек были внесены в Государственный реестр земель кадастрового района. По мнению заявителя, без предоставления описаний земельных участков с их ориентирами проведение государственного кадастрового учета вновь образованных земельных участков невозможно. В изготовленных управлением кадастровых планах земельных участков, приобщенных к делу, обозначены поворотные точки границ земельных участков, что подтверждает предоставление заявителем их ориентиров на местности (координат).
Управление предоставило отзыв на кассационную жалобу, а также отзыв на дополнения к кассационной жалобе заявителя, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что общество «Газпром трансгаз Уфа» эксплуатирует магистральные газопроводы на территории Республики Башкортостан.
Согласно пункту 3.2 Устава на общество возложено обеспечение надежной и безопасной эксплуатации магистральных газопроводов в соответствии с действующими нормами и правилами.
С целью исполнения требования Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и заключения договоров аренды земельных участков общество «Газпром трансгаз Уфа» (правопреемник общества с ограниченной ответственностью «Баштрансгаз») заключило с открытым акционерным обществом «ВолгоНИИгипрозем» договоры на изготовление документов для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации земельных участков, занятых под объектами заявителя.
Открытым акционерным обществом «ВолгаНИИгипрозем» подготовлены:
1) межевое дело земельного участка (единого землепользования) под объектами общества с ограниченной ответственностью «Баштрансгаз» на газопроводе-отводе к АГРС «Арсланово» (дом оператора, подъездная дорога к АГРС), в административных границах Чишминского района Республики Башкортостан, утвержденное председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Чишминского района 05.06.2003;
Согласно указанным межевому делу и землеустроительным делам результаты установления и согласования существующих границ оформлены актами, которые подписаны землепользователями размежеванных и смежных с ними земельных участков и производителем работ. Дела утверждены руководителями Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству районов. Данные межевое дело и землеустроительные дела содержат каталог координат по установлению и согласованию границ землепользования ООО «Газпром трансгаз Уфа» на территории Благовещенского, Туймазинского, Чишминского районов Республики Башкортостан.
В результате произведенных работ, по результатам межевания филиалами ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по Республике Башкортостан (Благовещенский, Туймазинский, Чишминский) поставлены на кадастровый учет:
газопровода-отвода к АГРС «Наратово», местоположение: Республика
Башкортостан, Благовещенский район, в границах МУСП «Осиповский»
Благовещенского лесхоза, что подтверждено кадастровым планом земельного
участка от 22.11.2004.
Все необходимые сведения об уникальных характеристиках земельных
участков внесены в Реестр, в том числе о конфигурации границ земельных
участков, что подтверждено планами (чертеж, схема) границ земельного
участка, которые соответствуют схемам границ земельного участка,
определенным по результатам межевания, кадастровые планы изготовлены на
основании материалов проведенного межевания (пункт 16 кадастровых
планов).
В состав единого землепользования с кадастровым номером
номером 02:52:031201:9 площадью 509 кв. м, (кадастровый план земельного
участка от 27.10.2003 № 252/03-3-270).
В состав единого землепользования с кадастровым номером
номерами (кадастровый план земельного участка от 02.03.2005
В состав единого землепользования с кадастровым номером
номерами (кадастровый план земельного участка от 22.11.2004):
В состав единого землепользования с кадастровым номером
номерами (кадастровый план земельного участка от 24.11.2004):
В состав единого землепользования с кадастровым номером
номерами (кадастровый план земельного участка от 22.11.2004):
02:15:101101:34 площадью 4 кв. м; 02:15:101101:36 площадью 10 кв. м;
На основании Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» произведена регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:15:040101:165 и единые землепользования с кадастровыми номерами: 02:52:000000:86, 02:52:000000:121, 02:52:000000:122, 02:52:000000:123, 02:46:000000:191, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права: от 03.08.2005 серия 04 АА № 198970, от 10.12.2003 серия 02АА № 097727, от 03.08.2005 серия 04 АА № 198966, от 03.08.2005 серия 04 АА № 198967, от 03.08.2005 серия 04 АА № 198968, от 28.07.2005 серия 04 АА № 198932.
Для эксплуатации наземных объектов магистральных газопроводов Территориальным управлением Министерства имущественных отношений
Российской Федерации по Республике Башкортостан издано распоряжение от 21.03.2005 № 44, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан (на сегодняшний день - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан) изданы распоряжения от 29.05.2005 № 496, от 02.06.2006 № 86 о предоставлении в аренду земельных участков федеральной формы собственности обществу «Газпром трансгаз Уфа» и заключены договоры аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности от 01.01.2005 № 000303 (02:52:000000:86), от 29.12.2005 № 000525 (02:46:000000:191), от 02.06.2006 № 000587 (02:15:040101:165, 02:15:000000:121, 02:15:000000:122, 02:15:000000:123) сроком на 49 лет.
Договоры зарегистрированы Главным управлением Федеральной регистрационной службы Республики Башкортостан.
При проведении внутреннего земельного контроля в обществе «Газпром трансгаз Уфа» с помощью публичной кадастровой карты, размещенной в сети Интернет (www.pkk.rosreestr.ru), выявлено отсутствие данных о местоположении границ (координат) спорных участков в Едином государственном реестре недвижимости.
Заявитель письмом от 18.04.2022 № 20/1909 обратился в управление с просьбой восстановить в Едином государственном реестре недвижимости исходные сведения о местоположении границ (координат) спорных участков.
Письмом от 12.05.2022 № 22-ОГ-07683/220 управление отказало во внесении сведений о местоположении границ земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости по следующим основаниям:
Общество «Газпром трансгаз Уфа» не согласилось с отказом управления во внесении сведений о местоположении границ земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости, поскольку постановка спорных земельных участков на кадастровый учет производилась в период с 2003 г. по 2005 г., отметив, что для проведения государственного кадастрового учета
земельных участков в 2003-2005 г. обществом «Газпром трансгаз Уфа» были предоставлены все необходимые документы, что подтверждено постановкой земельных участков на кадастровый учет и выданными филиалами ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по Республике Башкортостан кадастровыми планами земельных участков. Кроме того, по замечаниям общества, отмечая, что координаты поворотных точек границ земельных участков были определены ранее в государственной системе координат 1963 г., управление тем самым подтверждает, что все необходимые данные были представлены при постановке земельных участков на кадастровый учет. Также, по мнению заявителя, то обстоятельство, что в 2003-2005 г. при постановке земельных участков на кадастровый учет обществу «Газпром трансгаз Уфа» не было отказано в проведении государственного кадастрового учета земельных участков, подтверждает, что заявителем были предоставлены все необходимые документы, в связи с чем ссылка управления на отсутствие описания земельных участков является несостоятельной. Заявитель отмечает, что другие основания отказа во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков носят предположительный характер и не могут быть положены в основу отказа.
Таким образом, заявитель полагает, что решение управления от 12.05.2022 № 22-ОГ07863/220 принято с нарушением порядка, установленного Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ, а именно управление не исполнило обязанность по проверке информации, содержащейся в заявлении об исправлении технических ошибок, тем самым нарушив права общества «Газпром трансгаз Уфа» как арендатора земельных участков. Более того, права и законные интересы общества «Газпром трансгаз Уфа» нарушены оспариваемым отказом, поскольку отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков создает правовую неопределенность для других правообладателей земельных участков, границы которых в отсутствие общедоступных сведений в Едином государственном реестре недвижимости о границе существующего земельного участка могут пересекать фактически существующие границы участка (отсутствующие в настоящее время в Реестре), что приведет к земельным спорам между правообладателями земельных участков. Также невнесение в Единый государственный реестр недвижимостим уникальных характеристик земельных участков, сведения о которых подлежали внесению управлением, и требование вновь проводить межевание земельного участка нарушают права общества в сфере экономической деятельности.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества «Газпром трансгаз Уфа» в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды приняли во внимание, что сведения о ранее учтенных земельных участках с кадастровыми номерами 02:15:000000:121, 02:15:000000:122, 02:15:000000:123 и 02:15:040101:165 (адрес: Республика Башкортостан, Благовещенский район) внесены в Единый государственный реестр недвижимости 04.05.2007 на основании постановления Администрации Благовещенского района и города
Благовещенск от 23.11.2005 № 1162 без указания сведений о местоположении границ земельного участка. Суды заключили, что наличие материалов межевания не свидетельствует о наличии в них описаний границ земельных участков, поскольку оформление описания земельных участков осуществляется не только по материалам межевания, а наличие установленной площади земельного участка в материалах межевания также не свидетельствует о том, что произведено определение границ, координат земельного участка. Суды отклонили доводы заявителя о том, что в силу статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ непредставление необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков влекло приостановление или отказ в проведении государственного кадастрового учета, а постановка спорных земельных участков на кадастровый учет свидетельствовала о предоставлении заявителем всех необходимых документов. Суды отметили, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся, в том числе при отсутствии в представленных документах соответствующих координат. Ссылка общества «Газпром трансгаз Уфа» на имеющиеся в отношении земельных участков кадастровые планы, которые содержат графическую информацию о них, следовательно указанные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с координатами, также отклонена судами, поскольку чертежи, схемы границ земельных участков кадастровых планов земельных участков (выписок из государственного земельного кадастра) изготавливались автоматизированным способом, в том числе с использованием копировально-множительной техники, что не противоречило Правилам оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01, утвержденным Росземкадастром 10.04.2001, графическая информация в выписках была отражена путем копирования с документов, представленных заявителем на бумажном носителе. Учитывая, что общество «Газпром трансгаз Уфа» при обращении за постановкой на государственный кадастровый учет не представило описание земельных участков, с учетом чего координаты земельных участков не могли быть внесены в Государственный земельный кадастр, суды заключили, что доказательств наличия технической ошибки заявителем не предоставлено. Принимая во внимание то обстоятельство, что поскольку координаты земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, внесение координат, не определенных кадастровым инженером в установленном порядке, в Реестр может привести к нарушению прав третьих лиц по причине наложения или пересечения восстанавливаемых границ с внесенными границами смежных землепользований, а также с границами лесничеств, суды отказали в удовлетворении исковых требований общества «Газпром трансгаз Уфа».
Суд кассационной инстанции полагает, что судами нижестоящих инстанций при разрешении настоящего спора допущено неправильное применение норм материального права, а обстоятельства, установленные судами, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2017), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Федеральным законом.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
С 01.01.2017 правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, установлен статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Из содержания указанной статьи следует, что ошибкой в кадастре (реестре) является несоответствие информации об объекте недвижимости, содержащейся в кадастре, фактическим характеристикам этого объекта, допущенное при внесении соответствующих сведений в реестр.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.
В силу части 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации
порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, признается юридически действительным и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ со дня вступления в силу данного Закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу положений пункта 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ не содержит положений, устанавливающих обязанность правообладателей земельных участков до определенной даты обеспечить выполнение кадастровых работ и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ принадлежащих им земельных участков, в том числе по причине несоответствия содержащихся в реестре объектов недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков системе координат, в которой осуществляется ведение Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных приказом Минэкономразвития России от 17.03.2016 № 142 случаях используется единая государственная система координат.
В связи с вышеизложенным в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, определенные в системе координат, отличной от системы координат, в соответствии с которой осуществляется ведение Единого государственного реестра недвижимости (вне зависимости от периода времени, в котором установлено местоположение границ объекта недвижимости), такие границы считаются не соответствующими требованиям, установленным на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, и в отношении таких земельных участков возможно выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ.
Государственная регистрация права на земельный участок, совершенная по правилам ранее действовавшего законодательства, при отсутствии в
государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка в случаях, установленных пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признается юридически действительной.
При этом ни Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами в настоящее время не установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков и внесение таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Установление местоположения границ и внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков и сроками не ограничиваются.
Как указывал заявитель, в материалы дела обществом «Газпром трансгаз Уфа» представлены землеустроительные дела, оформленные в строгом соответствии с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Росземкадастром 17.02.2003, подтверждающие, что в отношении спорных земельных участков проведено межевание, в том числе определены границы земельных участков.
Заявитель отмечал, что землеустроительные дела подтверждают проведение межевания земельных участков, все необходимые сведения для оформления описания земельных участков, включая координаты земельных участков, имеются в предоставленных в материалы дела землеустроительных делах.
Вместе с тем суды пришли к выводу о том, что наличие материалов межевания не свидетельствует о наличии в них описаний границ земельных участков, поскольку оформление описания земельных участков осуществляется не только по материалам межевания, а наличие установленной площади земельного участка в материалах межевания также не свидетельствует о том, что произведено определение границ, координат земельного участка.
Указанный вывод судов основан на отзывах заинтересованного лица, предоставленных управлением в материалы дела. Между тем доказательств в подтверждение сведений, изложенных в отзывах, управлением в материалы дела предоставлено не было, тогда как из имеющихся в материалах дела землеустроительных дел земельных участков следует, что первоначально при постановке на учет земельных участков сведения об их границах имелись и были установлены согласно ранее действовавшему законодательству, претензий к ним у уполномоченных органов не возникало, данные о причинах их исчезновения или исключения из имеющихся характеристик заинтересованным лицом не предоставлены.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет по результатам межевания. Кадастровые планы содержат все необходимые сведения об уникальных характеристиках земельных участков, внесенные в реестр по результатам межевания, описание границ (сведения о координатах) земельных участков, поворотные точки границ земельных участков.
Более того, как указано в отзыве Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан от 04.10.2022 02-06/10906, границы земельных участков были установлены в соответствии с требованиями закона.
Таким образом, доводы управления, изложенные в отзывах на заявленные обществом требования, не нашли документального подтверждения, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Обстоятельства того, что координаты поворотных точек границ земельных участков были определены ранее в государственной системе координат 1963 г., в настоящее время ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется в местной системе координат МСК-02, полномочия по переводу координат из одной системы координат в другую у управления и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Башкортостан отсутствуют, не могут быть приняты во внимание с учетом приказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан от 24.11.2008 № 384од о введении на территории Республики Башкортостан с 01.01.2009 местной системы координат МСК-02. Отделу землеустройства и мониторинга земель поручено осуществлять сбор информации о реализации перехода в МСК-02 и подготовить график перехода в МСК-02. При этом приказом установлено, что работы по межеванию земельных участков, ведение государственного кадастра недвижимости и государственного мониторинга земель на территории Республики Башкортостан осуществляются в местной системе координат МСК-02.
Кроме того, приказами управления о введении местной системы координат МСК-02 на территории разных районов Республики Башкортостан филиалам ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Башкортостан» приказано обеспечить перевод кадастровых районов Республики Башкортостан в местную систему координат МСК-02 в автоматизированной информационной системе Государственный кадастр недвижимости в установленные сроки.
Таким образом, перевод сведений государственного кадастра недвижимости в Республике Башкортостан в местную систему координат МСК-02 производился в централизованном порядке.
Указанным обстоятельствам судами первой и апелляционной инстанций оценка не дана, документы, свидетельствующие о причинах невнесения в Реестр сведений о границах рассматриваемых земельных участков с указанием координат поворотных точек границ земельных участков в местной системе координат МСК-02, судами не исследованы.
Вместе с тем указанные обстоятельства являются значимыми для целей рассмотрения настоящего спора.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что установление отмеченных выше обстоятельств является значимым для рассмотрения настоящего спора, выявленные недостатки обжалуемых судебных актов не могут быть устранены судом кассационной инстанции и требуют нового рассмотрения спора по существу, учитывая, что судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела в
соответствии с подлежащими применению нормами материального права в полном объеме не установлены, а судом апелляционной инстанции не выполнены требования, изложенные в статье 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не устранены противоречия в доводах и возражениях участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене в полном объеме с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении суду необходимо установить и оценить отмеченные выше обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, рассмотреть дело с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устранить нарушения статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также суду необходимо дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, на которые ссылаются стороны в обоснование своих доводов и возражений, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела, в их совокупности, и принять законный и обоснованный судебный акт, исходя из норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.02.2023 по делу № А07-24065/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий И.А. Татаринова
Судьи И.А. Краснобаева
С.В. Лазарев