ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-6594/20 от 19.11.2020 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-6594/20

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2020 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Кангина А. В., Вдовина Ю. В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного  управляющего ФИО1 (далее – арбитражный  управляющий, ФИО1) на решение Арбитражного суда Республики  Башкортостан от 20.02.2020 по делу № А07-41478/2019 и постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 по тому же  делу. 

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом  извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе  публично, путем размещения информации о времени и месте судебного  заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное  заседание не явились. 

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра  и картографии по Республике Башкортостан (далее – заявитель,  административный орган, Управление, Росреестр) обратилось в арбитражный  суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1  к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –  КоАП РФ). 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено:  Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан  (далее – третье лицо, налоговый орган). 

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2020  (судья Кутлин Р.К.) заявление удовлетворено, арбитражный управляющий  привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 


статьи 14.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде  дисквалификации на срок шесть месяцев. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 10.07.2020 (судьи Плаксина Н.Г., Иванова Н.А., Киреев П.Н.) решение суда  оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе ФИО1 просит указанные судебные  акты изменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на  добросовестное поведение и соблюдение законодательства о банкротстве при  формировании конкурсной массы должника, также на отсутствие вреда  интересам кредиторов в результате реализации транспортного средства  КАМАЗ-53202. Отрицает затягивание процедуры по своей вине, указывает на  обстоятельства препятствующие реализации имущества должника. 

Полагает, что суд апелляционной инстанции неправомерно оставил без  удовлетворения ходатайство арбитражного управляющего о переносе  судебного заседания, указывая на продление в Республике Башкортостан  режима самоизоляции. 

Считает, что применение к нему санкции в виде дисквалификации влечет  за собой нарушение конституционных прав ФИО1 

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда  Республики Башкортостан по делу от 15.03.2017 № А07-3803/2016 общество с  ограниченной ответственностью «Салават-1 ВНЗМ» (далее – ООО  «Салават-1 ВНЗМ», должник) признано несостоятельным (банкротом), в  отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным  управляющим утвержден ФИО1 

Управление, рассмотрев обращение налогового органа от 05.11.2019   № 24-20/22997 о нарушениях в деятельности арбитражного управляющего и  непосредственно обнаружив в связи с поступившим обращением достаточных  данных, указывающих на наличие события административного  правонарушения, определением от 13.11.2019 № 02020219 возбудило дело об  административном правонарушении в отношении ФИО1 по  признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3,  3.1 статьи 14.13 КоАП РФ. Проведено административное расследование. 

Определением от 13.11.2019 Управлением у арбитражного управляющего  истребованы сведения по делу о банкротстве для разрешения  административного дела. 

По результатам административного расследования 13.12.2019  административным органом в отношении арбитражного управляющего  составлен протокол об административном правонарушении по части 3.1 статьи  14.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении положений Федерального закона  «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее – Закон о  банкротстве, Федеральный закон № 127-ФЗ) – невыполнении правил,  применяемых в период конкурсного производства. 

Поскольку, в силу части 1 статьи 23.1 КоАП рассмотрение дела об  административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.13  КоАП РФ, относится к компетенции арбитражного суда, Управление 


обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного  управляющего к административной ответственности. 

Удовлетворяя заявленные требования, суды сочли доказанным наличие в  действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи  14.13 КоАП РФ

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании  устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и  имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен  протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для  составления протокола об административном правонарушении и полномочия  административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом  административная ответственность за совершение данного правонарушения и  имеются ли основания для привлечения к административной ответственности  лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры  административной ответственности. 

Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за неисполнение арбитражным управляющим,  реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки  либо руководителем временной администрации кредитной или иной  финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о  несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не  содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от  двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от  двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. 

Согласно части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях повторное совершение  административного правонарушения, предусмотренного частью 3 названной  статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет  дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет;  наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от  трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей. 

Объектом данного административного правонарушения является порядок  действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей. 

Объективной стороной названного административного правонарушения  является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур  банкротства, предусмотренных Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) 

Квалифицирующим признаком объективной стороны административного  правонарушения является повторное невыполнение правил, применяемых в 


ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Законом о  банкротстве. 

С субъективной стороны административное правонарушение  характеризуется умыслом или неосторожностью. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона № 127-ФЗ  при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный  управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах  должника, кредиторов и общества. 

Основной круг обязанностей конкурсного управляющего, невыполнение  которых является основанием для признания его действий незаконными и  отстранения его от возложенных на него обязанностей, определен в статьях  20.3, 129 Федерального закона № 127-ФЗ. 

По первому эпизоду арбитражному управляющему вменяется не  проведение инвентаризации части имущества должника, оценки и реализации  части имущества должника без согласия собрания кредиторов. 

В ходе конкурсного производства арбитражный управляющий в  соответствии с возложенными на него Законом о банкротстве обязанностями  должен принять в ведение имущество, осуществить его инвентаризацию и  оценку; принять меры, направленные на поиск, выявление, возврат и  сохранность имущества должника, то есть сформировать конкурсную массу, а  также исполнять иные установленные Законом о банкротстве обязанности  (пункт 2 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации). 

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный  управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести его  инвентаризацию в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного  производства и включить в Единый федеральный реестр сведений о  банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в  течение трех рабочих дней с даты ее окончания. 

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение  пункта 2 статьи 129, пункта 2 статьи 124, пункта 4 статьи 20.3 Закона о  банкротстве арбитражным управляющим с момента обнаружения 31.10.2018,  что на учете ГИБДД по г. Салавату за должником числилось автотранспортное  средство марки КАМАЗ 53202 1992 г.в., регистрационный знак <***> и принятия решения о реализации оприходованного автотранспорта с  05.02.2019, не исполнены нормы пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве, не  проведена инвентаризация выявленного имущества должника, а именно  автотранспортного средства марки КАМАЗ 53202, регистрационный знак  <***>. 

ФИО1 по договору купли-продажи автотранспортного  средства от 13.02.2019 реализована часть имущества должника  (автотранспортного средства марки КАМАЗ 53202, регистрационный знак  <***>), которое не было проинвентаризировано, оценено, не  представлено собранию кредиторов на утверждение предложение о порядке  реализации имущества должника либо внесению изменений, не включение в 


конкурсную массу автотранспортного средства марки КАМАЗ 53202,  регистрационный знак В628МР 02 RUS, не включение сведений о реализации  части имущества на сайте ЕФРСБ. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве после  проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный  управляющий приступает к его продаже. 

Таким образом, законодатель установил хронологию мероприятий  арбитражного управляющего по продаже имущества. 

Однако, в инвентаризационных описях ООО «Салават-1 ВНЗМ» данные  об автомобиле КАМАЗ -53202 В628М (1992 г.в.) отсутствуют. 

Собранием кредиторов от 09.10.2017 утверждено Положение о порядке,  сроках и об условиях продажи имущества должника в ходе процедуры  конкурсного производства с утверждением начальной цены продажи (далее- Положение). 

В приложении № 2 Положения определено имущество, балансовая  стоимость менее чем сто тысяч рублей, подлежащая реализации по прямым  договорам купли-продажи: ворота откатные, площадка под беседку южная,  площадка под беседку северная, дорожка к зданию управления, забор  кованный, площадка около оздоровительного комплекса, цистерна,  инвенторный исторник, Экскаватор, Трактор МТЗ-80, Трактор ЛТЗ-55А,  охранно-пожарная сигнализация, пожарная сигнализация, шлагбаум, аппарат  высокого давления. 

В указанном Положении, изменениях и дополнениях к нему данные об  автомобиле КАМАЗ 53202 В628М (1992 г.в.) отсутствуют. 

Вместе с тем, 13.02.2019 заключен договор купли-продажи автомобиля  КАМАЗ 53202 В628М (1992 г.в) между ООО «Салават-1 ВНЗМ» в лице  ФИО1 и ПАО «Акционерная компания Востокнефтезаводмонтаж»  (далее – ПАО «АК ВНЗМ»). Акт приема-передачи от 13.02.2019 подтверждает  факт передачи указанного автотранспортного средства ПАО «АК ВНЗМ» и  получения должником 155 000 руб. Согласно выписке с расчетного счета ООО  «Салават-1 ВНЗМ» денежные средства в размере 155 000 руб. поступили  15.03.2019. 

С учетом изложенного событие административного правонарушения по  данному эпизоду суды верно сочли подтвержденным. 

По второму эпизоду арбитражному управляющему вменяется  недобросовестное исполнение обязанностей конкурсного управляющего,  затягивание процедуры конкурсного производства. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 124 Закона о банкротстве срок  конкурсного производства вводится на срок до шести месяцев. При  необходимости срок конкурсного производства может быть продлен  арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем  на шесть месяцев. 

Пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 08.04.2003 № 4 «О некоторых вопросах, связанных с  введением в действие Федерального закона «О несостоятельности 


(банкротстве)» разъясняет, что по смыслу пункта 2 статьи 124 Закона о  банкротстве по истечении установленного срока конкурсное производство  может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения  конкурсного производства по мотивированному ходатайству конкурсного  управляющего. Вопрос о продлении конкурсного производства  рассматривается в судебном заседании. 

Целью проведения процедуры конкурсного производства является  соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет сформированной  конкурсной массы. 

В абзаце 7 пункта 50 постановления от 22.06.2012 Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 «О некоторых  процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»  разъяснено, что судам необходимо иметь в виду, что в исключительных  случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства,  в частности, если это необходимо для реализации имущества должника,  завершения расчетов с кредиторами или для рассмотрения заявления о  привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. 

Конкурсный управляющий в соответствии с пунктом 2 статьи 129  Федерального закона № 127-ФЗ обязан принять в ведение имущество  должника, провести инвентаризацию такого имущества, привлечь оценщика  для оценки имущества должника и продать его в порядке, установленном  статьей 139 Федерального закона № 127-ФЗ. 

Как установлено судами, в нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 2  статьи 129, пункта 1 статьи 130 Федерального закона № 127-ФЗ 

ФИО1 после включения в конкурсную массу объектов недвижимого  имущества (склад металлический, оздоровительный комплекс) 20.03.2017, в  течение длительного времени, более 2 лет, бездействовал, меры по оценке,  регистрации права собственности части имущества не принимал. 

Согласно инвентаризационной описи основных средств от 15.03.2017 № 4  проведена инвентаризация следующего имущества: ворота откатные; склад  металлический; площадка под беседку южная; площадка под беседку северная;  дорожка к зданию управления; оздоровительный комплекс; пристрой к ЦТЗ. 

Согласно договору купли-продажи от 02.03.2018 реализованы основные  средства в количестве 14 ед. в т.ч.: ворота откатные, площадка под беседку  южная, площадка под беседку северная; дорожка к зданию управления на  общую сумму 413 000 руб. 

На дату проведения собрания кредиторов 16.05.2019 в отношении склада  металлического и оздоровительного комплекса какие-либо мероприятия по  оценке, реализации конкурсным управляющим не проводились. 

Между тем как отмечено судами, уполномоченный орган неоднократно  на собрании кредиторов указывал ФИО1 о необходимости  приступить к реализации указанного имущества (позиции к собранию  кредиторов от 11.02.2019, 16.05.2019). 

Оценка металлического склада, проведена только 31.07.2019. По  договору купли-продажи от 09.09.2019 произведена его реализация. Данные 


действия проведены по истечении более 2 лет с момента инвентаризации  имущества должника. 

Согласно сведениям с официального сайта Федеральные арбитражные  суды Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru/ в период с 15.03.2017  по 28.07.2019 судебные споры по узакониванию оздоровительного комплекса  отсутствуют. 

Заявления о государственной регистрации права собственности за ООО  «Салават-1 ВНЗМ» на оздоровительный комплекс с кадастровым номером  02:59:000000:4922, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, 

<...> поданы ФИО1 в Управление лишь 07.02.2019, то есть  по истечении более 2 лет с момента инвентаризации. 

Управлением 13.05.2019 выдано уведомление об отказе в  государственной регистрации ввиду не представления правоустанавливающих  документов. 

Вышеизложенные обстоятельства, как установили суды,  свидетельствуют о бездействии арбитражного управляющего более 2 лет, а  также о затягивании процедуры банкротства. 

Доводы ФИО1 о том, что спорное сооружение является  самовольной постройкой, то есть имуществом, изъятым из оборота, которое не  может быть предметом права собственности, соответственно, у конкурсного  управляющего отсутствуют основания для включения в конкурсную массу,  обоснованно отклонены судами с указанием на то, что заявления о  государственной регистрации прав собственности за ООО «Салават-1 ВНЗМ»  на данные объекты подано только 07.02.2019. 

Таким образом, совершение правонарушения по данному эпизоду судами  обоснованно признано доказанным. 

Доказательств того, что какие-либо причины или объективные  обстоятельства непреодолимого характера препятствовали арбитражному  управляющему ФИО1 в выполнении обязанностей,  предусмотренных Федеральным законом № 127-ФЗ, материалы дела об  административном правонарушении не содержат. 

Совершение изложенных выше нарушений подтверждается собранными  по делу материалами и составленным протоколом об административном  правонарушении. 

Повторное совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, если такое действие не  содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию  должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет (часть 3.1 статьи 14.13  КоАП РФ). 

В ходе административного расследования установлено, что арбитражный  управляющий ранее привлекался к административной ответственности по части  3 статьи 14.13 КоАП РФ

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.09.2018 по  делу № А71-8213/2018 ФИО1 привлечен к административной  ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 


25 000 руб. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 15.01.2019 судебный акт оставлен без изменений. 

Таким образом, действия арбитражного управляющего в  рассматриваемом случае образуют состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ

Поскольку арбитражный управляющий в силу специфики своей  профессиональной деятельности должен был знать требования нормативных  актов, регулирующих деятельность конкурсного управляющего, и обязан был  предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае  ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов, но без  достаточных к тому оснований рассчитывал на предотвращение таких  последствий, суд обоснованно счел также установленной вину арбитражного  управляющего в совершении вмененного ему правонарушения (часть 2 статьи  2.2 КоАП РФ). 

Суды не усмотрели оснований для квалификации административного  правонарушения, совершенного арбитражным управляющим, как  малозначительного, нарушений процедуры привлечения к административной  ответственности, равно как и процессуальных нарушений при производстве по  делу об административном правонарушении со стороны административного  органа, не установили. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок не  пропущен. 

Мера ответственности в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев  является минимальной санкцией, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13  КоАП РФ, и полностью соответствует размеру и характеру допущенного  арбитражным управляющим правонарушения учитывая его повторность. 

В силу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации отложение судебного разбирательства является правом, а не  обязанностью суда. 

Апелляционная коллегия не усмотрела правовых оснований для  отложения судебного заседания, сочла, что лица, участвующие в деле  располагали достаточным количеством времени, чтобы обеспечить явку своих  представителей в судебное заседание. 

Невозможность участия в судебном заседании самого арбитражного  управляющего не является препятствием к реализации арбитражным  управляющим его процессуальных прав. Судом установлено, что в заседании  суда первой инстанции интересы арбитражного управляющего представлял  ФИО2 

Кроме того, позиция арбитражного управляющего была изложена в  апелляционной жалобе, в материалах дела имелись все необходимые  доказательства для ее рассмотрения по существу, новых доказательств суду не  было представлено, заявителем не указано, какие процессуальные действия он  намеревался совершить в судебном заседании, которые невозможно совершить  в его отсутствие. 

В связи с изложенным соответствующий довод кассационной жалобы  подлежит отклонению. 


Суд кассационной инстанции, не находит оснований для постановки  иных выводов, чем те, к которым пришли суды нижестоящих инстанций. 

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений  норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в  соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. 

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2020 по делу   № А07-41478/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 10.07.2020 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу арбитражного управляющего ФИО1 – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий О.Л. Гавриленко

Судьи А.В. Кангин

 Ю.В. Вдовин