ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-7051/18 от 31.10.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-7051/18

Екатеринбург

Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Столярова А.А., Краснобаевой И.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главы крестьянского  фермерского хозяйства ФИО1 (далее – глава КФХ  ФИО1, истец) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан  от 13.04.2018 по делу № А07-3081/2017 и постановление Восемнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 09.07.2018 по тому же делу. 

 Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании принял участие глава КФХ ФИО1 (паспорт). 

До начала судебного заседания суда кассационной инстанции

от Администрации сельского поселения Буздякский сельсовет муниципального  района Буздякский район Республики Башкортостан в электронном виде  поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие её представителя.  Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на  основании ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Глава КФХ ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики  Башкортостан с заявлением к Администрации сельского поселения Буздякский  сельсовет муниципального района Буздякский район Республики Башкортостан  (далее – администрация, заинтересованное лицо), Федеральному  государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в  лице филиала по Республике Башкортостан (далее – кадастровая палата,  заинтересованное лицо), комитету по управлению собственностью  Министерства земельных и имущественных отношений Республики 


Башкортостан по Буздякскому району (далее - комитет, заинтересованное лицо)  об установлении действительного, законного разрешенного использования  земель (с учетом принятого судом уточнения исковых требований, в порядке  статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Решением суда от 13.04.2018 (судья Насыров М.М.) в удовлетворении  исковых требований отказано. 

 Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 09.07.2018 (судьи Пирская О.Н., Пивоварова Л.В., Суспицина Л.А.) решение  суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе Глава КФХ ФИО1 просит указанные  судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой  инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права и  несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В  обоснование доводов кассационной жалобы заявитель поясняет, что земельный  участок с кадастровым номером 02:16:130136:9 площадью 16805 кв. м,  является архивным, так как был размежеван арендатором на два земельных  участка: участок площадью 6419 кв. м с кадастровым номером  02:16:130136:145 и участок площадью 10386 кв. м с кадастровым номером  02:16:130136:147, которые поставлены на кадастровый учет 13.01.2014. При  этом заявитель отмечает, что в кадастровом дела от 13.01.2014 по земельному  участку с кадастровым номером 02:16:130136:145 допущено нарушение  исходных данных в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН),  поскольку не внесен исходный земельный участок с кадастровым номером  02:16:130136:9 категория земли: земли поселений, разрешенное использование:  для сельскохозяйственного производства в границах, указанных на межевом  плане участка. По мнению Главы КФХ ФИО1, при внесении изменений  в вид разрешенного использования спорных земельных участков не были  учтены кадастровые сведения предыдущего земельного участка с кадастровым  номером 02:16:130136:9, в связи с чем был нарушен установленный порядок  изменения вида разрешенного использования спорных участков. 

В судебном заседании суда кассационной инстанции Глава КФХ  ФИО1 сослался на нарушение судом первой инстанции норм  процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных  актов, а именно, о том, что он не был извещен о времени и месте судебного  заседания в суде первой инстанции, состоявшегося 06.04.2018 в 10 ч. 15 мин.,  после перерыва, объявленного в судебном заседании от 04.04.2018, поскольку,  как указывает заявитель, перерыв был объявлен на 10.04.2018. 

Поступившее в судебное заседание, через канцелярию суда кассационной  инстанции, дополнение к кассационной жалобе от 31.10.2018 с  дополнительными доказательствами, возвращено Главе КФХ ФИО1 в  судебном заседании, поскольку оно представлено непосредственно в день  судебного заседания по рассмотрению настоящей кассационной жалобы, с  нарушением установленного процессуального срока и в отсутствие  доказательств, подтверждающих заблаговременное вручение названного  дополнения лицам, участвующим в деле. При этом суд кассационной 


инстанции обращает внимание, что кассационная жалоба Главы КФХ Ишбаева  А.Г. рассматривается в пределах доводов, заявленных в кассационной жалобе  (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Администрация направила письменный отзыв на кассационную жалобу, в  котором указала, что обжалуемые судебные акты являются законными и  обоснованными, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не  имеется. 

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, между  Комитетом (продавец) и ФИО1 (покупатель) 12.02.2004 заключен  договор купли-продажи № 1, по условиям которого продавец продал, а  покупатель купил по цене и на условиях договора, следующие земельные  участки из земель поселений: 

Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 26.03.2004.
На основании договора купли-продажи от 12.02.2004 № 1

ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми 


номерами: 02:16:13 01 35:0113, 02:16:13 01 3:0145, 02:16:13 01 36:0146,  категория земель: для торгово-производственной деятельности. 

Заявитель полагая, что кадастровая палата безосновательно изменило вид  разрешенного использования земельных участков и допустила кадастровую  ошибку при установлении разрешенного использования земельных участков с  кадастровыми номерами 02:16:13 01 3:0145, 02:16:13 01 36:0146, а также  незаконно изменила кадастровый номера земельного участка  02:16:130125:0260, площадью 1049 кв. м на кадастровый номер  02:16:130125:0113, площадью 1092 кв. м, 25.10.2016 и 03.11.2016 направил в  Администрацию претензии с требованием исправить техническую ошибку,  допущенную уполномоченными лицами, признать постановления на основании  которых установлен вид разрешенного использования земельных участков  недействительными, неизданными, кроме того, заявитель просил обязать  кадастровую палату аннулировать внесенные в 2003 и 2004 годах изменения в  кадастровые сведения по земельным участкам 02:16:13013:0145, 02:16:1301  36:0146, 02:16:130125:0260 и изменения в кадастровые сведения по  разрешенному использованию указанных земельных участков. 

Письмом от 18.10.2016 № 972 администрация сельского поселения  Буздякский сельсовет муниципального района Буздякский район Республики  Башкортостан сообщила, что Администрация муниципального образования  «Буздякский сельсовет» Буздякского района Республики Башкортостан  ликвидирована, в связи с чем признавать действительными или  недействительными, вносить изменения в нормативно-правовые документы,  внесенные ей не представляется возможным. 

Также Главе КФХ ФИО1 письмами кадастровой палаты  от 28.10.2016 № 1071, от 07.11.2016 № 1038, от 14.11.2016 № 1055 даны ответы  на претензии, все запрашиваемые документы Главе КФХ ФИО1 были  представлены. 

Полагая, что представленный письменный ответ кадастровой палаты на  претензионное письмо является необоснованным, а действия администрации  незаконными, Глава КФХ ФИО1 обратился в арбитражный суд с  рассматриваемым заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и  апелляционной инстанций исходили из следующего. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их  права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо 


обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет  проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых  решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или  иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у  органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили  оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли  оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным,  решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие  одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному  нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов  заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической  деятельности. 

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого  ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому  акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых  действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на  принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий  (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия  оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий  (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение  или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации). 

Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации   № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части  первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что  основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в  случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта  государственного органа или органа местного самоуправления  недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или  иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и  охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица,  обратившихся в суд с соответствующим требованием. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 02.01.2000   № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», действующего на момент  внесения изменений о виде разрешенного использования земельных 


участков, (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ), исправление технических  ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра,  осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление  может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей  земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие  записи в государственном земельном кадастре. Пунктом 3 статьи  21 вышеуказанного Закона установлено, что в случаях, если существуют  основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить  вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков  или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в  государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на  основании решения суда, арбитражного суда. 

Технической ошибкой является ошибка в ГКН, которая заключается в  несоответствии сведений внесенных в кадастр, сведениям в документах, на  основании которых вносились сведения в кадастр. 

В соответствии с частями 2, 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской  Федерации категория земель указывается в актах органов власти о  предоставлении земельных участков, документах государственного земельного  кадастра. Нарушение установленного порядка перевода земель из одной  категории в другую является основанием признания недействительными актов  об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую. 

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той  или иной категории и разрешенного использования в соответствии с  зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого  устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных  федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской  Федерации). 

Сведения по разрешенному использованию вносятся в ГКН на основании  правоустанавливающих документов на земельный участок. 

Определение вида разрешенного использования каждого земельного  участка предусмотрено пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000   № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». 

Внесение сведений о разрешенном использовании участка в  государственный земельный кадастр регламентировалось Порядком ведения  государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным приказом  Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 № П/119  (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 20.06.2001 № 2753,  утратил силу в связи с принятием Приказа Министерства экономического  развития Российской Федерации от 12.01.2010 № 2). 

В соответствии с пунктом 6.2.17 Приказа в строку «9» заносится  разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим  юридическую силу документом, которым устанавливается разрешенное  использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку  записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о  предоставлении земельного участка. 


Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в порядке,  установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации и установив, что право собственности у заявителя - Ишбаева  Авзала Габдулловича на земельные участки, под кадастровыми номерами:  02:16:130136:0145, 02:16:130136:0146, 02:16:130125:0113, возникли на  основании договора купли-продажи от 12.02.2004 № 1, в котором указан вид  разрешенного использования земельных участков - для размещения торговых  зданий (строений), сооружений, суды первой и апелляционной инстанций  пришли к выводу, что Ишбаев А. Г. приобрел данные земельные участки с  видом разрешенного использования - для размещения торговых зданий  (строений), сооружений и вид разрешенного использования земельных  участков с момента их приобретения заявителем не менялся. 

Судами также установлено, что оспариваемые виды разрешенного  использования земельных участков, а также кадастровые номера спорных  земельных участков были определены и указаны в Постановлении  администрации от 12.01.2004 № 3а «О приватизации земельных участков,  закрепленных за гражданином ФИО1» на основании заявок на  приватизацию предоставленных заявителем - ФИО1 

 При изложенных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному  выводу, что изменение вида разрешенного использования указанных земельных  участков осуществлено Управлением Росреестра в соответствии с  положениями, предусмотренными Федеральным законом от 20.01.2000   № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Также отсутствуют  основания для признания незаконными действий по не внесению в графу  предыдущих кадастровых номеров 02:16:13 01 36:0009 и 02:16:13 01 36:0010 у  земельных участков с кадастровыми номерами 02:16:130136:145 и  02:16:130136:146, так как в нарушение положений статьи 65 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено  достаточных доказательств о том, что данные земельные участки являются  предыдущими. В связи с указанными обстоятельствами суды правомерно  отказали в удовлетворении заявленных требований. 

Кроме того, суды верно указали на то, что Глава КФХ ФИО1 не  лишен возможности обратиться в соответствующие органы с заявлением об  изменении вида разрешенного использования земельного участка в  установленном законом порядке. 

Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении судом первой  инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену  обжалуемых судебных актов, а именно, о том, что он не был извещен о времени  и месте судебного заседания в суде первой инстанции, состоявшегося  06.04.2018 в 10 ч. 15 мин., после перерыва, объявленного в судебном заседании  от 04.04.2018, подлежит отклонению судом кассационной инстанции,  поскольку он не находит своего подтверждения в материалах дела, в том числе  опровергается протоколом судебного заседания, состоявшегося 04.04.2018, и  аудиозаписью судебного заседания. 


Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не влияют на оценку  законности и обоснованности, принятых по делу судебных актов. 

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся  основанием для отмены судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 288  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом  кассационной инстанции не установлено. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба Главы КФХ ФИО1 - без  удовлетворения. 

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2018 по делу   № А07-3081/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 09.07.2018 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий А.С. Полуяктов

Судьи А.А. Столяров

 И.А. Краснобаева