ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-7127/22 от 26.10.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7127/22

Екатеринбург

28 октября 2022 г.

Дело № А34-1427/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2022 года

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ивановой С.О.,

судей Ященок Т.П., Вдовина Ю.В.

при ведении протокола помощником судьи Абабковой Е.А. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее – управление) на решение Арбитражного суда Курганской области от 25.05.2022 по делу
№ А34-1427/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Курганской области прибыли представители:

Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области (далее – департамент) – Потанин Ф.В. (доверенность от 29.12.2021, диплом);

Правительства Курганской области (далее – правительство) – Прилипко В.А. (доверенность от 26.07.2021, диплом).

Департамент обратился в Арбитражный суд Курганской области  с заявлением к управлению  о признании незаконным представления от 28.12.2020 № 43-45-14/45-72–ДСП. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыДепартамент финансов Курганской области (ранее – Финансовое управлениеКурганской области, далее – департамент финансов), Дмитриев Сергей Викторович (далее – Дмитриев С.В.), Правительство Курганской области.

Решением суда от 25.05.2022 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы,  судами неправильно истолкованы положения статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), а также Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614   (далее – Правила № 1614).

Управление в кассационной жалобе обращает внимание суда кассационной инстанции  на то, что в ходе проверки оценивалось распределение производимых в соответствии с Правилами N 1614 выплат должностным лицам Правительства, входящим в региональную управленческую команду, при этом, проверка правомерности установления конкретного размера премирования гражданских служащих не осуществлялась.

Также, управление ссылается на пункт 13 Правил N 1614, в соответствии с которым достижение субъектом значений показателей эффективности деятельности по отдельности определяется также в зависимости от рангов достижения установленных значений показателей субъектом Российской Федерации и полагает, что поскольку Дмитриев С.В. принят на государственную гражданскую службу в Департамент после периода
с 01.01.2018 по 10.08.2019, за который производилась оценка достижения Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, трудовая деятельность вышеуказанного должностного лица не способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности. В связи с чем, полагает, что средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета направлены на оплату денежных обязательств (выплату поощрения указанному государственному гражданскому служащему Департамента) не соответствующих целям, определенным Правилами № 1614, пунктами 2, 7 Порядка поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432 (далее – Порядок № 432).

В отзывах на кассационную жалобу департамент, правительство, департамент финансов просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения,кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами,на основании приказа  от 02.09.2020 № 443 управлением в период с 14.09.2020 по 09.10.2020 в отношении департамента была проведена плановая камеральная проверка в отношении предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2019 год.

По результатам проверки составлен акт
от 09.10.2020 и отчет от 18.12.2020, которыми установлены факты нецелевого нецелевого расходования департаментом средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Курганской области за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам работы за 2019 год, на общую сумму 299460 руб.

Как следует из содержания указанных акта и отчета, нецелевое расходование средств федерального бюджета выразилось в использовании средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственному гражданскому служащему Курганской области (Дмитриеву  С.В., назначенному на должность заместителя директора департамента приказом от 19.09.2019 № 125л/с.

Управление пришло к выводу, что поскольку Дмитриев С.В. принят на государственную гражданскую службу в Департамент после периода
с 01.01.2018 по 10.08.2019, за который производилась оценка достижения Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, трудовая деятельность вышеуказанного должностного лица не способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2019 году. В связи с чем, сделан вывод о том, что средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета направлены на оплату денежных обязательств  (выплату поощрения указанному государственному гражданскому служащему департамента),  не соответствующих целям, определенным Правилами № 1614, пунктами 2 ,7  Порядка № 432.

На основании акта и отчета департаменту выдано представление от 28.12.2020 № 43-45-14/45-72–ДСП, которым предложено  устранить  нарушения  требований статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162,          статьи 306.4 БК РФ, Правил № 1614, пунктов 2, 7 Порядка № 432, а именно: принять меры по устранению причин и условий нарушения и возвратить в доход федерального бюджета сумму нецелевого использования средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в размере 299 460,00 рублей по коду бюджетной классификации Российской Федерации 09021945550020000150 «Возврат остатков иных межбюджетных трансфертов за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации». О результатах исполнения представления следует проинформировать УФК по Курганской области в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 08.04.2021.

Не согласившись с указанным представлением, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суды, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о незаконности оспоренного представления.

Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации на основании следующего.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

Статьей 269.2 БК РФ закреплено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и представления.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В соответствии с абзацем 1, 2 подпункта «а» пункт 6 Правил осуществления Федеральным казначейством  полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных  постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092) Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункт 67 Правил № 1092).

При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 этих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт «а» пункт 68 Правил № 1092).

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (статья 306.1 БК РФ, б).

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1). Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (пункт 3).

С учетом вышеуказанных правовых норм суд первой инстанции верно заключил, что  для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

При этом, отклоняя довод Управления о том, что  гражданский служащий (Дмитриев С.В.), назначенный  назначенным на должность после 10.08.2019, не входил в региональную управленческую команду, деятельность которой способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2019 году, и соответственно не принимал участие в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации, суды правомерно исходили из следующего.

Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193, во исполнение которого Правительством Российской Федерации утверждены Правила № 1614, устанавливающие порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации Правил № 1614 Правительством Курганской области приняты: Порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432 и Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд в 2019 году, утвержденные постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 433. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 № 2960-р Курганской области в 2019 году за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти Курганской области иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета утверждены в размере 96 493 900 руб.

Распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019
№ 46-П-р утверждены перечни региональных и муниципальных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, а также распределены иные межбюджетные трансферты в сумме 96 493 900 рублей, из которых: 69 907 900 рублей – на поощрение региональных управленческих команд; 26 586 000 рублей – на поощрение муниципальных управленческих команд.

Согласно предоставленному протоколу совещания от 19.12.2019, на основании которого было подготовлено Распоряжение губернатора Курганской области от 19.12.2019 № 46-П-р, размер поощрения каждой управленческой команды рассчитывался как произведение общей суммы баллов, полученной в ходе оценки региональных и муниципальных управленческих команд, на среднюю стоимость баллов, определенную в размере 5 000 рублей.

Как установлено в ходе проверки в соответствии с Правилами
от 07.12.2019 № 1614 распоряжением Губернатора Курганской области
от 19.12.2019 № 46-П-р «Об утверждении перечня региональных и муниципальных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской области значений (уровней) показателей эффективности деятельности» утверждена региональная управленческая команда – Департамент с размером поощрения в сумме
4 804 000,00 руб, на основании которой департаменту расходным расписанием от 25.12.2019 № 1330698 на лицевой счет № 03432000190 получателя бюджетных средств доведены денежные средства  в размере
4 804 000,00 рублей, из них по КБК:  014-0113-5190055500-121 в сумме
3 771 000,93 рублей (код цели 19-Ж41);  33- 0113-05190055500-129 в сумме   1 032 999,07 рублей (код цели 19-Ж41).

Распоряжением Губернатора Курганской области от 24.12.2019 № 43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных заданий», в соответствии с постановлением Губернатора Курганской области от 01.10.2019 № 9 «Об отдельных выплатах денежного содержания лиц, замещающих государственные должности Курганской области», Указа Губернатора Курганской области от 29.12.2014 № 129 (в редакции от 25.12.2019) «Об утверждении Порядка и размера выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Курганской области», Распоряжения Губернатора Курганской области
от 19.12.2019 № 46- П-р «Об утверждении перечня региональных и муниципальных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской области значений (уровней) показателей эффективности деятельности» назначен размер премии директору департамента за выполнение особо важных и сложных заданий.

Приказами Департамента от 24.12.2019 № 925 «О премировании государственных гражданских служащих Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области за выполнение особо важных и сложных заданий» (далее - Приказ от 24.12.2019 № 925), от 27.12.2019 № 936 «О премировании государственных гражданских служащих Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области за выполнение особо важных и сложных заданий» определен список 29-ти сотрудников Департамента, которым предусмотрена премия за выполнение особо важных и сложных заданий в сумме 2 579 131,25 рублей.

Данные  о государственных гражданских служащих департамента отражены в реестре распределения премии за особо важные и сложные задания руководителю и государственным гражданским служащим департамента по итогам работы за 2019 год. Фактов выплаты поощрения должностным лицам, не являющимся должностными лицами, замещающими государственные должности Курганской области или должности государственной гражданской службы Курганской области проверкой не установлено.

Согласно пункту 4 Правил № 1614 условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и достижение значений (уровней) следующих показателей эффективности деятельности: «Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики», «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей», «Уровень реальной среднемесячной заработной платы», «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» (показатели экономического блока); «Уровень бедности», «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении», «Естественный прирост населения», «Уровень образования» (показатели социального блока); «Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации)» (показатель внутриполитического блока), по отдельности в соответствии с пунктом 13 этих Правил.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 1614 под региональными и муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

Пункт 10 Правил №1614 содержит формулу определения размера иного межбюджетного трансферта g-го субъекта Российской Федерации за сводное значение оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности, в которой в качестве одного из сводных показателей указан «3 Rg2019» - ранг достижения установленного значения (уровня) показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» в g-м субъекте Российской Федерации на 10.08.2019 относительно его установленного значения (уровня) на 2019 год (3 Dg2019).

Пунктом 13 Правил №1614 определены формулы размера иного межбюджетного трансферта за достижение значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателя внутриполитического блока, в соответствии с которой достижение показателей по блокам производится с учетом начисленных баллов.

Распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р, в качестве региональных и муниципальных управленческих команд Курганской области определены: высший исполнительной орган государственной власти Курганской области, органы исполнительной власти Курганской области, а также муниципальные образования.

Согласно пункту 19 Правил №1614 порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд устанавливается актами субъекта Российской Федерации.

На территории Курганской области порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № .

Указом Губернатора Курганской области от 29.12.2014 №129 утверждены Порядок и размер выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Курганской области. В соответствии с этим Порядком, в случае включения органа исполнительной власти Курганской области распоряжением Губернатора Курганской области в перечень региональных управленческих команд в соответствии с Порядком №432, размер премии государственным служащим соответствующего органа исполнительной власти Курганской области устанавливается правовым актом представителя нанимателя.

В соответствии с пунктами 7 и 8 Порядка №432 конкретные размеры поощрения определяются в соответствии с личным вкладом каждого должностного лица региональной управленческой команды в достижение показателей. Выплата поощрения должностным лицам региональных управленческих команд производится представителем нанимателя (работодателя).

Губернатором Курганской области издано распоряжение от 24.12.2019 №43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных задач». Также, заместителем Губернатора Курганской области руководителем Аппарата Губернатора Курганской области издан приказ от 25.12.2019 № 98-Пр «О премии за выполнение особо важных и сложных задач».

Указанными нормативными актами методика расчета размеров поощрения должностных лиц каждой конкретной команды не установлена, представитель нанимателя (работодателя) уполномочен самостоятельно определять размер личного вклада и размер поощрения каждого участника команды.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 04.08.2021         № 06-06-20/68329 указано, что при проведении контрольных мероприятий, территориальным органам Федерального казначейства целесообразно определить наличие акта (решения) являющегося основанием возникновения расходного обязательства, и содержащего в соответствии с пунктом 6 Правил № 1614 перечень должностных лиц, подлежащих поощрению. Поскольку расходные обязательства по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, требования к основаниям включения должностных лиц в акт (решение) со стороны Российской Федерации, предъявляться не должны.

Согласно пункту 4 Правил № 1614 условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти в соответствии с пунктом субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Правил. Учитывая, что целью предоставления иного межбюджетного трансферта является поощрение должностных лиц, трактовать отсутствие акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, или решения как нецелевое использование бюджетных средств нецелесообразно.

Как верно указано судами, вышеуказанными нормативными правовыми актами, не определена конкретная дата, по состоянию на которую должностное лицо должно замещать соответствующую должность, в качестве критерия выплаты поощрения.

         При этом судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на момент выплаты в 2019 году департаментом премий за выполнение особо важных и сложных заданий Дмитриеву С.В.,  он отвечал требованиям, предъявляемым пунктом 6 Правил №1614 к должностным лицам, входящим в состав региональных управленческих команд.

Отклоняя довод управления о том, что в целях выплаты поощрения за счет межбюджетного трансферта должна учитываться лишь деятельность в период с 01.01.2018 до 10.08.2019 со ссылкой на положения пункта 10 Правил № 1614, которыми установлена самая поздняя дата для учета при расчете размера трансферта в отношении значения показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» – 10.08.2019, суды правомерно учли, что понятие «отчетный период» определено в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 как «текущий год» или «прошедший год», а в пункте 11 Правил № 1614 – «отчетный год».

Буквальное содержание указанных нормативных правовых актов позволило судам прийти к верному выводу о том, что отчетным периодом для цели выплаты за достижение значений показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации в настоящем случае являлся именно 2019 год, а не период с 01.01.2018 по 10.08.2019, как полагает управление.

При этом названные нормативные правовые акты не содержат ограничений в части поощрения сотрудников, принятых на работу после 10.08.2019, поскольку такое поощрение зависит от результатов работы в целом в 2019 году.

Судами верно отмечено, что положения пункта 10 Правил № 1614, на которые ссылается управление, касаются исключительно порядка расчета размера межбюджетного трансферта субъекту Российской Федерации, а не порядка расходования субъектом межбюджетных трансфертов, который установлен Порядком № 432, распоряжением Губернатора Курганской области от 24.12.2019 № 43-р и приказом заместителя Губернатора Курганской области руководителя Аппарата Губернатора Курганской области от 25.12.2019 № 98- Пр.

Нормативных положений, ограничивающих возможность выплаты поощрения государственным служащим в зависимости от занятия ими соответствующей должности исполнительных органов субъекта Российской Федерации на дату определения значения того или иного показателя или на дату определения сводного показателя, не имеется.

В письме Минфина России от 18.08.2021 № 06-06-20/66377 дано аналогичное толкование норм, регулирующих порядок выплаты поощрения за достижение значений показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, суды пришли к правильному выводу о несостоятельности позиции управления о нарушении департаментом при выплате спорной суммы поощрений за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с нарушением установленных БК РФ принципов результативности и целевого характера использования бюджетных ассигнований.

Доказательств наличия в действиях департамента признаков перечисленных выше бюджетных нарушений, мерой ответственности за которые служит возврат средств публично-правового режима (бюджета субъекта Российской Федерации), в материалы дела не представлено.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в ходе рассмотрения материалов дела судами первой и апелляционной инстанций.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, судом округа изучены и отклонены, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанции и могли повлиять на обоснованность и законность судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 25.05.2022 по делу
№ А34-1427/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               С.О. Иванова

Судьи                                                                            Т.П. Ященок

Ю.В. Вдовин