ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-726/21 от 08.02.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-726/21

Екатеринбург

14 февраля 2022 г.

Дело № А50-23874/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Тороповой М.В.,

судей Полуяктова А.С., Рябовой С.Э.

рассмотрел в судебном заседании кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 3 Сатурн-Р» (далее – общество «СМУ № 3 Сатурн-Р», ответчик), Репина Александра Анатольевича, Весниной Юлии Георгиевны на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.05.2021 по делу № А50-23874/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие:

Репин А.А. – лично (паспорт);

директор общества «СМУ № 3 Сатурн-Р» – Филимонов Е.Н. (протокол от 28.10.2021);

представитель Правительства Пермского края – Лысковцев М.М. (доверенность от 31.08.2021 № 01-95-81);

представитель аппарата Правительства Пермского края (Администрации Губернатора Пермского края) – Лысковцев М.М. (доверенность от 08.09.2021 № 01-96-11);

представитель администрации города Перми – Жданова Е.А. (доверенность от 15.12.2021 № 059-01-44-111);

представитель департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми – Жданова Е.А. (доверенность от 09.12.2021
№ 059-22-01-17/2-71).

Муниципальное образование город Пермь в лице администрации города Перми (далее – администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)) к обществу «СМУ № 3 Сатурн-Р» об обязании общества «СМУ № 3 «Сатурн-Р» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу исполнить обязательства по пункту 2.7 дополнительного соглашения от 22.01.2020 № 059-01-35/5-16, заключенного между Правительством Пермского края, Администрацией города Перми и обществом «СМУ № 3 «Сатурн-Р», а именно безвозмездно передать по акту приема-передачи в муниципальную собственность города Перми следующие объекты недвижимого имущества:

– здание средней общеобразовательной школы на 1225 учащихся в квартале 272 Свердловского района с кадастровым номером объекта 59:01:4410269:12073, построенное на основании разрешения на строительство № 59 RU-90303000-1106-2018 в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410269:6313 по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Василия Татищева, 7, введенное в эксплуатацию разрешением на ввод в эксплуатацию от 26.11.2020 № 59-RU-90303000-1106-2018, выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми;

– земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410269:6313 по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Василия Татищева, д. 7, необходимый для эксплуатации здания Средней общеобразовательной школы на 1225 учащихся в квартале 272 Свердловского района, введенного в эксплуатацию разрешением на ввод в эксплуатацию от 26.11.2020 N 59-RU-90303000-1106-2018, выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми;

– встроенно-пристроенное помещение на первом этаже многоквартирного жилого дома для размещения детского дошкольного учреждения вместимостью не менее чем на 75 мест с выделением земельного участка для прогулок лиц, посещающих такое учреждение, располагающегося в многоквартирном жилом доме со встроенными помещениями общественного назначения в квартале 272 Свердловского района, возведенного на основании разрешения на строительство № 59-RU-90303000-721-2018 (детского сада с количеством мест 75) в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410269:6105 по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Александра Турчевича, д. 6, введенного в эксплуатацию разрешением на ввод в эксплуатацию от 23.11.2020 № 59-RU-90303000-1106-2018, выданного Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми; присуждении судебной неустойки в размере 100 000 руб. за каждый день неисполнения обязательств по дополнительному соглашению от 22.01.2020 № 059-01-35/5-16 в натуре, начиная с даты вступления соответствующего судебного акта в законную силу, до момента фактического исполнения обязательств по дополнительному соглашению.

Определением суда от 15.12.2020 для совместного рассмотрения с первоначальным иском принят встречный иск общества «СМУ № 3 Сатурн-Р» к администрации о признании ничтожной сделкой соглашения от 19.04.2018 (зарегистрирован от 23.04.2018 № СЭД-059-01-35-35) с учетом дополнительного соглашения от 21.01.2020 (зарегистрирован от 22.01.2020
№ СЭД-059-01-35/5-16), в силу пункта 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), обязании администрации возвратить обществу оплату по дополнительному соглашению от 21.01.2020 (зарегистрировано от 22.01.2020 № СЭД-059-01-35/5-16) в размере
61 373 912 руб., признании соглашения о безвозмездном проектировании, безвозмездном строительстве, вводе в эксплуатацию и передаче в муниципальную собственность города Перми расторгнутым (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке статьи 51 АПК РФ судом первой инстанции привлечены Аппарат Правительства Пермского края, Правительство Пермского края, Департамент финансов города Перми, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Департамент имущественных отношений администрации города Перми, Веснина Юлия Георгиевна, Репин Александр Анатольевич, Пермская городская Дума VI созыва.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.05.2021 первоначальный иск удовлетворен. В удовлетворении встречного иска отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, ответчик общество «СМУ № 3 Сатурн-Р» и третьи лица Репин А.А., Веснина Ю.Г. обратились в Арбитражный суд Уральского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении первоначального иска отказать, встречный иск удовлетворить в полном объеме.

В обоснование довода о возмездном характере сделки общество «СМУ
№ 3 Сатурн-Р» указывает на наличие  взаимных обязательств сторон, в том числе обязанности Пермской городской Думы по изменению коэффициентов плотности застройки и высоты  объектов, с учетом исполнения администрацией обязанности по согласию на изменения данных коэффициентов и проведению публичных слушаний,  что, по мнению заявителя,  следует  из судебных актов по делу № А50-3114/2021.

Ответчик указывает на нарушение судом первой инстанции статьи 159 АПК РФ, в связи с тем, что заявленное ответчиком ходатайство о применении дополнительного основания для признания сделки недействительной не было рассмотрено. Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил его довод об отсутствии принуждения к заключению соглашения при отсутствии приговора. По мнению ответчика, суды незаконно отказали в приобщении к материалам дела копии постановления Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Пермскому краю о возбуждении уголовного дела № 12102570031000027, постановления от 23.04.2021 о признании общества «СМУ № 3 Сатурн-Р» потерпевшим по уголовному делу № 12102570031000027, разрешения Следственного Управления Следственного Комитета Российской Федерации по Пермскому краю.

Ответчик по первоначальному иску полагает, что соглашение, дополнительное соглашение к нему являются по содержанию предварительным договором на заключение в будущем договора пожертвования после волеизъявления администрации в соответствии с порядком, предусмотренным муниципальным правовым актом по данному вопросу - решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 13 - и по установленной форме. По мнению ответчика, суд не исследовал истинное волеизъявление сторон, не высказал суждений о правовых основаниях для признания сделки недействительной (ничтожной) в силу статьи 10, статьей 168, 572 ГК РФ; сделка ничтожна в связи с отсутствием предмета, на момент подписания отсутствуют объекты недвижимости, поскольку подарить можно только созданную индивидуально-определенную вещь как материальный объект, а не объект, в будущем построенный.

Заявитель указывает, что суды квалифицировали соглашение как дарение, соответственно, общество «СМУ № 3 Сатурн-Р», в связи с тем, что договор не исполнен, имело право на односторонний отказ, что судами не учтено.

Заявитель жалобы полагает, что вывод судов об отсутствии у администрации полномочий на подписание соглашения противоречит судебной практике, решению Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 13 «Об утверждении порядка приема имущества в муниципальную собственность города Перми»; считает, что уполномоченным лицом на подписание соглашения от лица города является Департамент имущественных отношений, а дополнительного соглашения - Пермская городская Дума, следовательно, в суд обратился ненадлежащий истец.

Заявитель жалобы также указал на невозможность исполнения соглашения в натуре, так как 27.07.2020 по договору об участии в долевом строительстве  № АТ6-Н ответчик передал Весниной Ю.Г. нежилые помещения общей площадью 582,69 кв. м на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. А.Турчевича, 6; при этом Веснина Ю.Г. является добросовестным приобретателем помещений, суд не решил вопрос о действительности сделки, о возврате денежных средств Весниной Ю.Г.

Кроме того, ответчик отметил, что 16.12.2020 между обществом «СМУ
№ 3 Сатурн-Р» и Репиным А.А. заключен договор дарения школы с кадастровым номером 59:01:4410269:12073; по мнению ответчика, регистрация права собственности на объект недвижимости в органах, осуществляющих регистрацию права на объекты недвижимости, не является единственным доказательством права собственности на объект недвижимости; отсутствуют привязки к кадастровым номерам земельных участков, невозможно идентифицировать школу и детский сад.

Ответчик полагает, что отказ от исполнения соглашения как договора дарения (в форме пожертвования) является основанием для расторжения соглашения; общество направило уведомление о расторжении соглашения; отсутствие в соглашении условия об одностороннем отказе от исполнения соглашения не является препятствием для одностороннего отказа, так как такой отказ предусмотрен Гражданским кодексом Российской Федерации.

По мнению ответчика, сделка содержит встречные обязательства администрации по выполнению бесплатных муниципальных услуг, то есть своих публично-правовых обязанностей, и является притворной в силу статьи 572 ГК РФ. Притворная сделка носит двусторонний характер, таким образом, отсутствует квалифицирующий признак пожертвования как безвозмездность. Истинное волеизъявление сторон было направлено на продолжение работы застройщика в обмен на дарение школы за выполнение беспрепятственно публично-правовых обязанностей по исполнению муниципальной услуги по получению разрешения на строительство. Заявитель утверждает, что соглашение заключено в целях оплаты муниципальных услуг по восстановлению этажности (изменение Правил землепользования и застройки города Перми) в соответствии с допустимыми параметрами разрешенного строительства (этажность, плотность застройки, допустимые объемы строительства жилой застройки) согласно проекту планировки территории микрорайона «Красные Казармы» 2012 года.

Ответчик настаивает, что оспариваемое соглашение подписано под принуждением и против воли общества «СМУ № 3 Сатурн-Р», что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

В рамках кассационного рассмотрения дела общество «СМУ № 3
Сатурн-Р» заявило ходатайство о замене третьего лица -  Правительства Пермского края в лице Аппарата Правительства Пермского края на Правительство Пермского края в лице Администрации губернатора Пермского края.

Ходатайство судом рассмотрено и отклонено ввиду отсутствия правовых оснований для его удовлетворения, в том числе предусмотренных статьей 48 АПК РФ.

Ходатайство общества «СМУ № 3 Сатурн-Р» о приобщении к материалам дела копии постановления Следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Пермскому краю о возбуждении уголовного дела
№ 12102570031000027, постановления от 23.04.2021 о признании общества «СМУ № 3 Сатурн-Р» потерпевшим по уголовному делу
№ 12102570031000027, разрешения Следственного Управления Следственного Комитета Российской Федерации по Пермскому краю судом округа отклоняется, поскольку в силу части 1 статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ, сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда округа, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций, при этом возвращению заявителю на бумажном носителе не подлежат, так как представлены в суд в электронном виде посредством системы «Мой арбитр».

В кассационной жалобе Репин А.А. считает, что соглашение в части дарения (безвозмездной передачи) являлось предварительным соглашением, поскольку на момент его заключения передаваемое в дар недвижимое имущество не было построено. Кроме того, Репин А.А. разделяет позицию ответчика и считает сделку ничтожной, притворной, полагает, что соглашение подразумевало взаимные обязательства.

Третье лицо также утверждает о том, что добровольного желания у ответчика подписывать соглашение не было, как и дарить имущество, истинной целью соглашения являлась возможность ответчика продолжить работу.

Третье лицо Веснина Ю.Г. в кассационной жалобе указывает, что участник долевого строительства, получивший объект долевого строительства является его собственником с момента передачи объекта, не зависимо от даты регистрации права собственности и осуществляет титульное владение вещью, что позволяет ему обратиться за защитой своих нарушенных прав.

Веснина Ю.Г. указывает, что договор об участии в долевом строительстве № АТ6-Н заключен между обществом «СМУ № 3 Сатурн-Р» и Весниной Ю.Г. 27.07.2020, указанный договор был зарегистрирован в Управлении Росреестра 08.08.2020. По ее мнению, возникновение права собственности на объект долевого строительства у Весниной Ю.Г. согласно Федеральному закону от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» произошло 25.12.2020, на основании акта приема-передачи помещения.

Администрация губернатора Пермского края, Администрация г. Перми, Департамент финансов города Перми,Департамент имущественных отношений администрации города Перми представили отзывы на кассационную жалобу, в которых просят судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и  всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

До даты судебного заседания от Пермской городской Думы VI созыва, Департамента финансов города Перми, Департамента имущественных отношений администрации города Перми через систему «Мой Арбитр» получены ходатайства о рассмотрении без участия их представителей. Ходатайства удовлетворены на основании статей 284, 286 АПК РФ.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 19.04.2018 между Правительством Пермского края, администрацией города Перми и обществом «СМУ № 3 Сатурн-Р» заключено соглашение, предметом которого выступает безвозмездное проектирование, безвозмездное строительство, ввод в эксплуатацию и передача в муниципальную собственность города Перми в качестве пожертвования объекта капитального строительства – здания общеобразовательного учреждения на территории микрорайона «Красные Казармы» города Перми, а также строительство объектов социальной и транспортной инфраструктуры в микрорайоне «Красные Казармы» города Перми (пункт 1.1).

Права и обязанности сторон предусмотрены разделом 2 соглашения.

Так, общество «СМУ № 3 Сатурн-Р» обязуется:

- в целях создания комфортной среды для проживания населения на территории микрорайона «Красные Казармы» города Перми обеспечить безвозмездное проектирование, безвозмездное строительство, ввод в эксплуатацию и передачу в муниципальную собственность города Перми в качестве пожертвования следующих объектов: объект капитального строительства – здание общеобразовательного учреждения с пришкольным стадионом с обеспечением доступа жителей во внеурочное время, рассчитанное не менее чем на 1225 мест (далее – здание СОШ (комплекс зданий и сооружений СОШ), встроенные и/или встроенно-пристроенные помещения на первых этажах многоквартирных жилых домов или отдельно стоящие здания для размещения детского дошкольного учреждения с вместимостью не менее чем 75 мест с выделением земельных участков для прогулок лиц, посещающих такое учреждение;

- осуществить проектирование и строительство здания СОШ (комплекса зданий и сооружений СОШ), указанного в пункте 2.1.1 соглашения, в соответствии с типовым проектом, который передается обществу «СМУ № 3 Сатурн-Р» в порядке, предусмотренном пунктом 2.1.1 соглашения: начать строительство объектов капитального строительства, указанных в пунктах 2.1.1, 2.1.2 соглашения, в срок не позднее 30.09.2018;

- обеспечить проведение работ по проектированию объектов, указанных в пунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.8 соглашения, в соответствии с документацией по планировке территории, разработанной в соответствии с распоряжением администрации, указанным в пункте 2.4 соглашения и требованиями законодательства о градостроительной деятельности, строительными нормами и правилами;

- направить в срок до 23.04.2018 в администрацию проект документации по планировке территории микрорайона «Красные Казармы» города Перми, разработанный в соответствии с распоряжением заместителя главы администрации города Перми – начальника департамента градостроительства и архитектуры города Перми от 28.12.2016 № СЭД-22-01-03-1810 «О подготовке документации по планировке территории, ограниченной ул. Чернышевского, ул. Николая Островского, Южной дамбой, ул. Чкалова, ул. Героев Хасана в Свердловском районе города Перми» с изменениями в редакции распоряжения начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 17.04.2018 № СЭД-059-22-01-03-47;

- обеспечить проведение работ по проектированию объектов, указанных в пунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.8 соглашения, в соответствии с документацией по планировке территории, разработанной в соответствии с распоряжением администрации, указанным в пункте 2.4 соглашения, а также в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, строительными нормами и правилами, в том числе строительными нормами и правилами, регулирующими строительство объектов транспортной инфраструктуры, для обеспечения прохода (проезда) к объектам, указанным в пунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.8 соглашения, с примыканием подъездных путей к указанным объектам, к существующей транспортной инфраструктуре на пересечении
ул. Чернышевского/ул. Сибирской и ул. Героев Хасана/ул. Соловьева города Перми, с получением положительного заключения экспертизы на указанную проектную документацию;

- обеспечить завершение строительства объектов, указанных в пунктах 2.1.1, 2.1.2 соглашения, и их ввод в эксплуатацию в срок не позднее 01.09.2020;

- обеспечить безвозмездную передачу в собственность муниципального образования «Город Пермь» здания СОШ (комплекс зданий и сооружений СОШ) в состоянии, обеспечивающем возможность их лицензирования, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также объектов, указанных в пунктах 2.1.2, 2.8 соглашения, в 30-дневный срок после наступления срока, указанного в пункте 2.6 соглашения;

- обеспечить в срок до 31.12.2020 безвозмездное проектирование, безвозмездное строительство, ввод в эксплуатацию и передачу в муниципальную собственность города Перми в качестве пожертвования встроенных и/или встроенно-пристроенных помещений на первых этажах многоквартирных жилых домов или отдельно стоящих зданий, возводимых на основании разрешений на строительство, выданных обществу «СМУ № 3 Сатурн-Р» и/или прямо или косвенно аффилированным данному юридическому лицу организациям до 30.06.2018, со следующим назначением: встроенные и/или встроенно-пристроенные помещения на первых этажах многоквартирных жилых домов или отдельно стоящие здания для размещения детских дошкольных учреждений не менее чем на 100 мест с выделением земельных участков для прогулок лиц, посещающих такие учреждения.

Администрация обязуется:

- рассмотреть возможность принятия в муниципальную собственность города Перми в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Перми, введенного в эксплуатацию объекта капитального строительства, указанного в пункте 2.1.1 соглашения, а также объектов, указанных в пунктах 2.1.2, 2.8 соглашения;

- рассмотреть возможность принятия в муниципальную собственность города Перми в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Перми, земельных участков, расположенных под объектами, указанными в пункте 2.9 соглашения, а также иных земельных участков, предложенных к принятию в муниципальную собственность города Перми обществом «СМУ № 3
Сатурн-Р»;

- передать обществу «СМУ № 3 Сатурн-Р» в срок до 30.04.2018 на безвозмездной основе типовой проект здания СОШ (комплекса зданий и сооружений СОШ) на 1225 мест (стадия Р,П) в формате dwg, dxf в системе AutoCad; оказать содействие, в том числе по согласованию проектной документации, при строительстве обществом «СМУ № 3 Сатурн-Р» транспортной и инженерной инфраструктуры для обеспечения функционирования и эксплуатации объектов капитального строительства, указанных в пунктах 2.1.1 и 2.1.2 соглашения;

- обеспечить утверждение документации по планировке территории, подготовленной (направленной) обществом «СМУ № 3 Сатурн-Р» и указанной в пункте 2.4 соглашения, в срок до 26.06.2018; оказывать обществу «СМУ № 3 Сатурн-Р» содействие в осуществлении мероприятий, направленных на реализацию соглашения, в пределах своих полномочий в рамках действующего законодательства.

Правительство Пермского края в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и Пермского края, в соответствии со своими полномочиями, обеспечивая равные права всем хозяйствующим субъектам, не ограничивая конкуренцию и не предоставляя преимущества обществу  «СМУ № 3 Сатурн-Р» при осуществлении последним предпринимательской деятельности: оказывает содействие обществу «СМУ
№ 3 Сатурн-Р» администрации в выполнении мероприятий, направленных на реализацию соглашения; организует и проводит согласительные совещания в случае возникновения у сторон вопросов, требующих совместного решения и обсуждения; по мере необходимости координирует действия сторон при исполнении соглашения.

В силу пункта 3.1 соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до момента фактического (полного) исполнения сторонами соглашения возложенных на них обязательств.

Согласно пункту 3.2 соглашения изменения и дополнения к соглашению оформляются по взаимной договоренности сторон дополнительными соглашениями, которые становятся его неотъемлемой частью.

При подписании соглашения стороны руководствовались положениями статей 1 («Основные начала гражданского законодательства»), 124 («Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права»), 125 («Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством»), 420 («Понятие договора»), 421 («Свобода договора»), 582 («Пожертвования») Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату подписания соглашения (пункт 3.4 соглашения).

Как предусмотрено в пункте 3.5 заключая соглашение, стороны действуют по своей воле и исключительно на добровольной основе.

Сторонами 21.01.2020 подписано дополнительное соглашение, которым внесены изменения в раздел 2 соглашения.

В частности, общество «СМУ № 3 «Сатурн-Р» обязуется:

- обеспечить в срок до 31.12.2022 безвозмездное проектирование, безвозмездное строительство, ввод в эксплуатацию отдельно стоящего здания для размещения детского дошкольного учреждения не менее чем на 200 мест, на отдельном земельном участке площадью не менее 7000 кв. м, необходимом для его полноценной эксплуатации, на основании разрешений на строительство, выданных обществу «СМУ № 3 Сатурн-Р» и/или прямо или косвенно аффилированным данному юридическому лицу организациям;

- обеспечить безвозмездную передачу в муниципальную собственность города Перми в качестве пожертвования, объекта указанного в пункте 2.8 соглашения, в 30-дневный срок, после наступления срока, указанного в пункте 2.8 соглашения;

- обеспечить безвозмездное перечисление в бюджет города Перми денежные средства в размере 122 747 824 руб. на финансирование мероприятий для развития социальной инфраструктуры (детские дошкольные, общеобразовательные учреждения) в следующем порядке: первый платеж в размере не менее 50 % от суммы финансирования в течение 10 рабочих дней со дня подписания Главой города Перми соглашения; второй платеж в размере оставшейся суммы от суммы финансирования в срок не позднее истечения 3 месяцев после дня выдачи разрешения на ввод последнего объекта капитального строительства жилого назначения, входящего в состав комплекса, расположенного на территории микрорайона «Красные Казармы» города Перми.

Администрация дополнительно обязуется принять в бюджет города Перми денежные средства общества «СМУ № 3 Сатурн-Р» в размере
122 747 824 руб. перечисляемые в порядке, установленном пунктом 2.8.2 соглашения, в целях развития сети социальной инфраструктуры города Перми (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, в том числе предусмотренные в программе комплексного развития социальной инфраструктуры города Перми);

- обеспечить рассмотрение документации по планировке территории в границах микрорайона «Красные Казармы» города Перми, подготовленной (направленной) обществом «СМУ № 3 Сатурн-Р», в соответствии с пунктом 2.4 соглашения, в сроки и порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Как указала администрация, в рамках исполнения соглашения и дополнительного соглашения обществом «СМУ № 3 Сатурн-Р» на основании заявления и приложенной обществом к заявлению проектной документации (шифр проекта 196-18) 31.10.2018 получено разрешение на строительство средней общеобразовательной школы на 1225 учащихся в квартале 272 Свердловского района № 59 RU90303000-1106-2018 в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410269:6313, которое продлено 07.09.2020 в связи с чем, обществом получено разрешение на строительство
№ 59 RU90303000-1106-2018/1 сроком действия до 31.12.2020.

Согласно листу 9 раздела №1 «Пояснительная записка» 196-18-ПЗ проектной документации (шифр проекта 196-18) документами, на основании которых было принято решение о разработке проектной документации на строительство объекта капитального строительства «Средняя общеобразовательная школа на 1225 учащихся в квартале 272 Свердловского района г. Перми» указано, в том числе, спорное соглашение.

Обществом «СМУ № 3 Сатурн-Р» 29.06.2018 получено разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения в квартале 272 Свердловского района
№ 59 RU90303000-721-2018 (детского сала с количеством мест 75) в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410269:6105, которое продлено 07.10.2020 департаментом, в связи с чем, обществом получено разрешение на строительство № 59 RU90303000-721-2018/3 сроком действия до 31.12.2020.

В рамках исполнения дополнительного соглашения обществом «СМУ
№ 3 Сатурн-Р» платежным поручением от 30.01.2020 № 616 перечислены в бюджет города Перми денежные средства в размере 61 373 912 руб., целевым назначением значится безвозмездное перечисление в бюджет города Перми денежных средств на финансирование мероприятий для развития социальной инфраструктуры (детские дошкольные, общеобразовательные учреждения).

Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми на основании заявления обществу «СМУ № 3 Сатурн-Р» выданы разрешения на ввод в эксплуатацию следующих объектов:

- от 26.11.2020 № 59-RU-90303000-1106-2018 на ввод здания общеобразовательного учреждения с пришкольным стадионом с обеспечением доступа жителей во внеурочное время, рассчитанного не менее чем на 1225 мест;

- от 23.11.2020 № 59-RU-90303000-1106-2018 на ввод многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения в квартале № 272 (детского сада с количеством мест - 75).

Обществом «СМУ № 3 Сатурн-Р» 10.06.2020 в адрес Главы города Перми направлено обращение № 059-01-53/1-1241 об одностороннем отказе от исполнения соглашения с учетом дополнительного соглашения, о возврате денежных средств в размере 61 373 912 руб., перечисленных в бюджет города Перми.

По результатам рассмотрения обращения в адрес общества подготовлен ответ от 30.06.2020 № 059-01-53/2-498 о том, что соглашением односторонний отказ от исполнения не предусмотрен, оснований для возврата денежных средств не имеется, бездействия со стороны администрации города не допущено.

Обществом «СМУ № 3 Сатурн-Р» 24.07.2020 в адрес Главы города Перми направлено обращение № 059-01-53/1-1329 об одностороннем отказе от исполнения соглашения с учетом дополнительного соглашения.

По результатам рассмотрения обращения в адрес общества подготовлен ответ от 06.08.2020 № 059-01-54/2-618 о том, что соглашением односторонний отказ от исполнения не предусмотрен.

Учитывая наличие переписки с обществом «СМУ № 3 Сатурн-Р» об отказе исполнения соглашения, фактические действия общества, свидетельствующие о том, что общество не намерено исполнять взятые на себя обязательства, администрация города Перми обратилась с требованиями по настоящему делу в арбитражный суд.

Во встречном исковом заявлении общество «СМУ № 3 «Сатурн - Р» указало, что здание школы построено на собственном земельном участке. Застройщик понес убытки и выстроил на собственном земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410269:6313, предназначенном под жилищное строительство (кадастровая стоимость 215 миллионов рублей), здание школы (фактическая строительная стоимость 722 миллиона рублей). Частно-государственного партнерства при строительстве школы нет. Администрация города Перми не предоставляла земельный участок под строительство школы иди взамен другой.

Общество «СМУ № 3 Сатурн-Р» указывает, что оно приобрело земельные участки в собственность стоимостью 1,5 миллиарда рублей в соответствии с Правилами застройки и землепользования города Перми и проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации города Перми
№ 521 от 06.09.2012 «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной ул. Чернышевского, длиной реки Егошихи, ул. Чкалова,
ул. Героев Хасана микрорайона «Красные Казармы» Свердловского района города Перми» под многоэтажную жилую застройку с высотностью до 25 этажей. До 2018 года получило разрешения на строительство пяти 25-этажных жилых домов (ул. Красные казармы, д. 64, 67-69, ул. Чернышевского,39).

Как указано обществом, до 2018 года по заявлению застройщика изменены Правила застройки и землепользования города Перми на зону Ц-2 (многоэтажное жилищное строительство) на часть земельного участка. После подписания соглашения пожертвования администрация города Перми выдала разрешения на строительство 2-ой и 3-ей очереди по ранее разработанным проектам строительства жилых домов. Администрация города Перми привела в соответствие документы по своим замечаниям (об отклонении от разрешенных параметров) и утвердила новый проект планировки территории в 2018г. Застройщик не приобрел имущественных привилегий, а наоборот, понес убытки на 1,5 миллиарда рублей (школа, детские сады). Были разрешены  параметры строительства до 25 этажей в 2012 году, в 2018 году разрешены - до 25 этажей.

По мнению общества «СМУ № 3 Сатурн-Р», спорное соглашение пожертвования заключено в обмен на выполнение муниципальной услуги по возврату ранее выданных параметров строительства.

Согласно доводам общества,  в настоящее время уже год не утверждается проект планировки территории на собственном земельном участке 4-ой очереди; как следствие, застройщик не можем получить разрешение на строительство 4-ой очереди; строительное подразделение в связи с простоем понесло дополнительные убытки и вынуждено сокращать работников; уволились 300 работников, за ними следуют сокращению в связи с отсутствием работы до окончания 2020 года ещё 1200 сотрудников.

Ссылаясь на то, что   является коммерческой организацией, основная цель которой, согласно п.3.1. Устава - достижение максимальной экономической эффективности и прибыльности, ответчик  указывает, что пожертвование своего имущества, обещание жертвовать имуществом противоречит основной цели его деятельности и является, по сути,    платой в размере 1,5 миллиарда рублей истцу за предоставление возможности продолжить работу по ранее установленным параметрам строительства до 25 этажей.

Общество полагает, что спорное соглашение не подлежит правовой квалификации как договор дарения в форме пожертвования, поскольку безвозмездность и отсутствие встречных обязательств одаряемого (администрации) является квалифицирующим признаком договора дарения. Считает, что для квалификации имеет значение обязательства администрации (пункт 2.1.2 и пункт 2.1.3 соглашения, пункт 2.1.3 и пункт 2.1.4 дополнительного соглашения) обеспечить рассмотрение документации по планировке территории микрорайона «Красные Казармы», которые следует расценивать как встречные  обязательства, в связи с чем соглашение и дополнительное соглашение к нему  является ничтожной сделкой в силу пункта 1 статьи 572 ГК РФ, статьи 328 ГК РФ.

Также, по мнению общества  «СМУ № 3 Сатурн-Р» спорное соглашение является притворной сделкой в силу части 2 статьи 170 ГК РФ, поскольку сделка  совершена с целью прикрыть выполнение бесплатной муниципальной услуги, в том числе сделку на иных условиях.

Ссылаясь на то, что  согласно условиям соглашения предмет конкретно не сформулирован и не определен: построить школу на 1225 учащихся и детский сад на 75 мест в кв.272; параметры строительства, проект строительства, кадастровый номер земельного участка или адреса в соглашении не указаны, невозможно идентифицировать вещь (здание школы и помещений детского сада, которые нужно подарить, общество «СМУ № 3 Сатурн-Р» одновременно считает, что спорное соглашение является незаключенным или является договором о намерениях, предварительным договором будущей ничтожной сделки.

Удовлетворяя первоначальные исковые требования администрации и отказывая в удовлетворении встречных исковых требований общества «СМУ № 3 Сатурн-Р», суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству его условий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом; из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; в результате приобретения имущества по законным основаниям.

В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Кодекса. Пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

К основным характеристикам пожертвования относятся добровольный характер и безвозмездность.

Согласно пункту 2 статьи 572 ГК РФ обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме (пункт 2 статьи 574) и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, как это следует из статьи 310 ГК РФ, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Исследовав обстоятельства дела, суды установили, что во исполнение условий спорного соглашения общество «СМУ № 3 Сатурн-Р» на основании заявления и приложенной к нему проектной документации, из которой следует, что одним из документов, на основании которых было принято решение о разработке проектной документации на строительство школы, указано, в том числе, спорное соглашение, получило разрешение на строительство, во исполнение условий дополнительного соглашения от 21.01.2020 общество платежным поручением от 30.01.2020 № 616 перечислило в бюджет города Перми денежные средства в размере 61 373 912 руб., целевое назначение - безвозмездное перечисление в бюджет города Перми денежных средств на финансирование мероприятий для развития социальной инфраструктуры (детские дошкольные, общеобразовательные учреждения), на основании чего пришли к выводу о том, что совокупность последовательных действий общества «СМУ № 3 Сатурн-Р» свидетельствует о том, что непосредственно само общество исходило из действительности, законности оспариваемого им соглашения, а также давало основание другим сторонам соглашения - администрации, Правительству Пермского края, полагаться на их действительность и законность. 

По указанным мотивам, суды отклонили довод общества «СМУ № 3 Сатурн-Р» о подписании спорного соглашения и дополнительного соглашения к нему под влиянием угрозы, в отсутствие воли на их подписание, как противоречащий материалам дела.

Как отмечено судом апелляционной инстанции, переписка сторон, представленная в материалы дела, в том числе после подписания соглашения, действия ответчика, направленные на исполнение оспариваемого соглашения, видеозаписи сюжетов, продемонстрированных в средствах массовой информации, не позволяют сделать вывод о том, что сделка была совершена под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств.

При этом судом апелляционной инстанции обоснованно не приняты во внимание ссылки ответчика и третьего лица Репина А.А. на то, что Следственное управление Следственного Комитета Российской Федерации по Пермскому краю усматривает состав преступления по принуждению к подписанию соглашения, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора в отсутствие приговора суда.

Доводы общества о том, что из условий соглашения с учетом дополнительного соглашения, невозможно идентифицировать объекты, подлежащие безвозмездной передаче в муниципальную собственность, также обоснованно  отклонены судами.

Исследовав условия дополнительного соглашения, суды установили, что согласно буквальному содержанию пункта 2.1 соглашения  в целях создания комфортной среды для проживания населения на территории микрорайона «Красные Казармы» города Перми общество «СМУ № 3 «Сатурн-Р» приняло на себя обязательства обеспечить безвозмездное проектирование, безвозмездное строительство, ввод в эксплуатацию и передачу в муниципальную собственность город Перми в качестве пожертвования следующих объектов:

- объект капитального строительства - здание общеобразовательного учреждения с пришкольным стадионом с обеспечением доступа жителей во внеурочное время, рассчитанного не менее чем на 1225 мест;

- встроенные и/или встроенно-пристроенные помещения на первых этажах многоквартирных жилых домов или отдельно стоящие здания для размещения детского дошкольного учреждения вместимостью не менее чем на 75 мест с выделением земельных участков для прогулок лиц, посещающих такое учреждение.

Из материалов дела судами установлено, что 31.10.2018 общество «СМУ № 3 Сатурн-Р» получило разрешение на строительство средней общеобразовательной школы на 1225 учащихся в квартале 272 Свердловского района № 59 RU90303000-1106-2018 в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410269:6313, которое продлено 07.09.2020 в связи с чем, обществом получено разрешение на строительство за № 59 RU90303000-1106-2018/1 сроком действия до 31.12.2020.

Обществом «СМУ № 3 Сатурн-Р» 29.06.2018 получено разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения в квартале 272 Свердловского района № 59 RU90303000-721-2018 (детского сада с количеством мест 75) в границах  земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410269:6105, которое продлено 07.10.2020 департаментом, в связи с чем, обществом получено разрешение на строительство за № 59 RU90303000-721-2018/3 сроком действия до 31.12.2020.

Департаментом выдано разрешение на строительство на основании заявления общества и приложенной обществом к заявлению проектной документации (шифр проекта 158-17-6, 196-18).

В проектной документации и в задании на корректировку проектной документации застройщика - заказчика общества «СМУ № 3 «Сатурн-Р» от 06.06.2019 содержится информация о том, что в многоквартирном жилом доме со встроенными помещениями общественного назначения в квартале 272 Свердловского района г Перми в осях 0с-2с вместо офиса будет размещен встроенно-пристроенный муниципальный детский сад на 75 мест.

Согласно листу 9 раздела № 1 «Пояснительная записка» 196-18-ПЗ проектной документации (шифр 196-18) исходными данными для подготовки проектной документации указаны, в том числе, проект планировки территории, ограниченной ул. Чернышевского, ул. Красные Казармы, ул. Героев Хасана в Свердловском районе города Перми, утвержденной 22.06.2018, а также проектная документация на объект капитального строительства «Средняя общеобразовательная школа на 1100 учащихся по ул. Балахина, 128 в г. Лысьва Пермского края (положительное заключение государственной экспертизы № 59-1-1-3-0181-17 от 09.11.2017), переданная Управлением капитального строительства администрации города Перми обществу «СМУ № 3 Сатурн-Р» 27.04.2018 для применения типовых проектных решений при разработке проекта «Средняя общеобразовательная школа на 1225 учащихся в квартале 272 Свердловского района г. Перми».

Департаментом 23.11.2020  на основании заявления общества «СМУ №3 Сатурн-Р» от 17.11.2020 было выдано разрешение № 59-RU-90303000-1106- 2018 на ввод многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения в квартале № 272 Свердловского района г.Перми
(в том числе детского сада с количеством мест - 75), построенном на основании разрешения на строительство за № 59 RU90303000-721-2018 в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410269:6105 по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Александра Турчевича,6.

Департаментом 26.11.2020 выдано разрешение № 59-RU-90303000-1106- 2018 на ввод здания общеобразовательного учреждения с пришкольным стадионом с обеспечением доступа жителей во внеурочное время, рассчитанного не менее чем на 1225 мест.

Доводы ответчика о неопределенности предмета соглашения в связи с неуказанием идентифицирующих признаков недвижимого имущества суды признали необоснованными, поскольку из поведения сторон такой неопределенности не усматривается, отметив, что указание приблизительных параметров возводимого объекта на этапе строительства является обычной практикой, как при составлении договоров долевого участия, так и инвестиционных соглашений, и является применимым,  в том числе к определению предмета спорного соглашения.

Оценив по правилами статьи 431 ГК РФ условия соглашения и дополнительного соглашения к нему в частности, пункты, которыми установлены обязанности администрации, с учетом их буквального содержания, системной взаимосвязи, а также принимая во внимание содержание всего соглашения в целом, его предмет, суды пришли верному к выводу об отсутствии каких-либо встречных обязательств администрации перед обществом, в том числе  в части обеспечения рассмотрения документации по планировке территории микрорайона «Красные Казармы», отклонив довод ответчика об обратном.

Из материалов дела не следует, что передача имущества в муниципальную собственность  обусловлена совершением истцом каких-либо действий, связанных с выдачей разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или с изменением проекта планировки территории, правил землепользования и застройки с целью изменения коэффициента плотности застройки и/или высоты (этажности) зданий. Процедура получения таких разрешений или изменения правил землепользования и застройки, документации  по планировке  территории нормативно урегулирована и не поставлена в зависимость ни от субъективного усмотрения органов, ни от наличия встречного имущественного предоставления заинтересованных лиц.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки с целью обеспечения возможности строительства на земельном участке общества объектов с иными параметрами застройки (большей плотностью и/или этажностью) не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления.

Орган местного самоуправления обязан руководствоваться публичными интересами и теми задачами, которые на него возложены, в том числе по обеспечению устойчивого развития территории города Перми, созданию благоприятной городской среды.

Общество не лишено права использовать земельные участки, правообладателем которых оно является, в соответствии с видами разрешенного использования и предельными параметрами разрешенного строительства, предусмотренными для территориальной зоны, в которой эти земельные участки находятся, соответственно, каких-либо прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не может быть нарушено отказом в изменении разрешенных параметров строительства, мотивированным невозможностью обеспечить баланс частных и публичных интересов.

Из материалов настоящего дела, а также обстоятельств, установленных судебными актами по делу А50-3114/2021, усматривается, что обществом осуществлялось строительство многоквартирных домов с изменением предельных параметров разрешенного строительства, в том числе в настоящее время  инициирована процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки  города Перми с целью увеличения коэффициента плотности застройки и/или высоты (этажности) зданий на принадлежащих ему земельных участках.

Таким образом, заключая спорное соглашение на вышеуказанных условиях, общество  действовало добровольно, осознавая необходимость обеспечения застраиваемой им многоквартирными домами территории объектами социального назначения (школы, детские сады) и социальной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия жизнедеятельности населения не ниже установленных норм при возможном изменении (увеличении) коэффициента застройки и/или высоты этажности, то есть осуществлении строительства с иными параметрами.

Доводы общества «СМУ № 3 Сатурн-Р» и третьих лиц о притворности сделки, со ссылкой на то, что соглашение прикрывает другую сделку, связанную с оказанием муниципальных услуг на возмездной основе, судами также рассмотрены и правомерно отклонены с учетом вышеизложенных обстоятельств и положений пункта 2 статьи 170 ГК РФ, пункта 87  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В результате оценки представленных в материалы дела доказательств, оспариваемого соглашения, материалов переписки сторон, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности признаков, необходимой для квалификации сделки в качестве притворной в соответствии со статьей 170
ГК РФ, в связи с чем правомерно отклонили встречный иск в данной части.

Довод ответчика о том, что соглашение, дополнительное соглашение к нему подписано не уполномоченным лицом, был предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонен.

Суды не усмотрели оснований для признания администрации неуполномоченным органом с учетом положений Устава города Перми, поскольку администрация города Перми является надлежащим истцом по делу и как орган местного самоуправления муниципального образования город Пермь обладает полным объемом полномочий по приобретению имущества в собственность муниципального образования г. Пермь в соответствии с основаниями, допускаемыми законодательством.

Департамент не является органом, к исключительной компетенции которого относится принятие имущества в муниципальную собственность города Перми; подпункт 8 пункта 1 статьи 49 Устава города Перми определено, что администрация города Перми, в том числе в соответствии с действующим законодательством приобретает имущество и осуществляет имущественные и иные права и обязанности; на территории г. Перми приобретение имущества по основаниям, допускаемым законодательством (статья 8, статья 218 ГК РФ), в собственность муниципального образования г. Пермь.

Довод ответчика о том, что суды неправильно  квалифицировали сделку и ошибочно указали на отсутствие возможности отказа от исполнения договора со стороны дарителя, судами рассмотрен и отклонен, поскольку сделка верно квалифицирована судами как соглашение, содержащее условия договора пожертвования (статья 582 ГК РФ). При этом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом частичного исполнения ответчиком сделки, суды пришли к выводу о том, что оснований для отказа от исполнения договора дарения, предусмотренных статьей 577 ГК РФ не имеется.

Довод ответчика о том, что оспариваемое соглашение с дополнительным соглашением к нему являются предварительным договором на заключение в будущем договора пожертвования, признан судами противоречащим доводу заявителя о ничтожности сделки.

Суды, руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – постановление Пленума № 7), статьей 398 ГК РФ, абзацем 3 пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отклонили довод ответчика о невозможности удовлетворения исковых требований и, как следствие невозможности исполнения решения суда передать имущество в натуре в связи с тем, что спорное имущество - здание школы и здание детского сада - переданы третьим лицам по договору дарения и договору об участии в долевом строительстве соответственно.

Суды установили, что представленный обществом договор дарения, заключенный с Репиным А.А., договор об участии в долевом строительстве от 27.07.2020 заключены после заключения соглашения от 23.04.2018 № СЭД-059-01-35-35, а также дополнительного соглашения от 21.01.2020 № 059-01-35/5-16 к нему. Право собственности третьих лиц на спорное имущество (здание школы и помещение детского сада) на данный момент не зарегистрировано.

Соответственно, имеется преимущественное право администрации города на объекты недвижимости, являющиеся предметом спора в рамках статьи 398 ГК РФ.

Как правильно указано судом первой инстанции доказательств фактического выбытия имущества из владения общества, а равно доказательств фактического владения спорным имуществом третьими лицами в материалы дела не представлено.

Более того, общество, заключая 16.12.2020 с Репиным А.А. договор дарения, знало о притязании на предмет договора со стороны администрации, что в силу статьи 10 ГК РФ квалифицировано судами как недобросовестное поведение (злоупотребление правом).

Суд апелляционной инстанции относительно действий застройщика по заключению указанных договоров с третьими лицами после возникновения разногласий с администрацией отметил, что лицо, ранее распорядившееся возводящимися объектами, не может совершать повторно действия, направленные на отчуждение тех же объектов, иное поведение расценивается как неправомерное и не соответствующее условиям принятого на себя обязательства.

Довод третьего лица Весниной Ю.Г. о том, что право собственности, возникающее на основании договора долевого участия, считается возникшим с момента передачи объекта по акту участнику долевого строительства обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, как противоречащий статье 131 ГК РФ, пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ, согласно которому права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. 

Довод признан  основанным на ошибочном толковании статьи 16 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которой предусмотрено, что право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства после передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В данном случае иной момент возникновения права собственности на недвижимое имущество не установлен.

Установив, что спорное соглашение не предполагает какой-либо встречной обязанности администрации по отношению к обществу «СМУ № 3 Сатурн-Р», содержит условия договора пожертвования, частично исполнено обществом, вместе с тем обществом «СМУ № 3 Сатурн-Р» не доказан факт исполнения его обязательств по передаче имущества в муниципальную собственность, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали обоснованными требования истца, в связи с чем первоначальный иск администрации удовлетворили, в удовлетворении встречных исковых требований общества отказали.

Судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.

Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств,  по существу, направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 АПК РФ), в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции, в том числе  по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления.

Довод ответчика о нарушении судом первой инстанции статьи 159 АПК РФ, в связи с тем, что заявленное ответчиком ходатайство о применении дополнительного основания для признания сделки недействительной в силу статьи 179 ГК РФ и применении последствий недействительности сделки не было рассмотрено, судом округа отклоняется, как противоречащий материалам дела.

Указанное ходатайство судом первой инстанции рассмотрено и отклонено на основании статьи 49 АПК РФ.

Кроме того, обществом реализовано право на обращение в суд с иском о признании недействительным спорного соглашения, дополнительного соглашения к нему на основании статьи 179 ГК РФ, исковое заявление рассмотрено Арбитражного суда Пермского края по существу в рамках   дела № А50-19113/2.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 25.05.2021 по делу
№ А50-23874/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 3 Сатурн-Р», Репина Александра Анатольевича, Весниной Юлии Георгиевны – без удовлетворения.

 Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             М.В. Торопова

Судьи                                                                          А.С. Полуяктов

С.Э. Рябова