ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-7682/21 от 30.11.2021 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7682/21

Екатеринбург

30 ноября 2021 г.

Дело № А76-13175/2021

Арбитражный суд Уральского округа  в  составе   судьи                      Поротниковой Е. А. рассмотрел кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области  на решение   Арбитражного суда Челябинской области от  25.06.2021   по   делу                        № А76-13175/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от  25.08.2021 по указанному делу.

Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судьей единолично без вызова сторон.

Муниципальное унитарное предприятие «Булзинский эксплуатационный участок жилищно-коммунального хозяйства» (далее также – МУП «Булзинский ЭУЖКХ», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее –административный орган, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2021 по делу №42-09/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2021 (резолютивная часть решения от 18.06.2021), оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021, заявленные требования удовлетворены частично, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей. В остальной части в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами,ссылаясь на отсутствие оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, административный орган обратился в кассационный суд с просьбой указанные судебные акты отменить,принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований МУП «Булзинский ЭУЖКХ». Полагает, что со снижением размера штрафа не будет достигнута цель административного наказания.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 288.2 АПК РФ,  вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений  являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Из материалов дела следует, что МУП «Булзинский ЭУЖКХ» осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере холодного водоснабжения.

В соответствии с подпунктами 94, 95, 96 пункта 8 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300 «О Положении, структуре и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» (далее – Положение) Министерством тарифного регулирования и энергетики МУП «Булзинский ЭУЖКХ» выдано предписание от 25.12.2020                     № 09-302/2020 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о раскрытии информации, срок исполнения – 30 календарных дней со дня получения настоящего предписания.

Предписание получено предприятием 06.01.2021.

По состоянию на 08.02.2021 требования предписания от 25.12.2020 №09-302/2020 МУП «Булзинский ЭУЖКХ» не исполнено.

По факту выявленного нарушения главным специалистом отдела регионального государственного контроля и надзора Министерства тарифного регулирования и энергетики ФИО1 23.03.2021 в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении № 42-09/2021.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от 05.04.2021 № 42-09/2021 МУП «Булзинский ЭУЖКХ» назначено административное наказание, предусмотренное частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд.

Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях МУП «Булзинский ЭУЖКХ» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ,при этом суд счел  возможным применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снизить МУП «Булзинский ЭУЖКХ» размер штрафа до 50 000 рублей; в удовлетворении остальной части требований отказано.

Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился, оставил решение первой инстанции без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены в связи со следующим.

Постановлением Правительства Российский Федерации от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены стандарты раскрытия информации регулируемыми организациями (далее – Стандарты), а также установлен состав, порядок, сроки и периодичность представления информации, подлежащей раскрытию.

Согласно пунктам 21, 32 Стандартов регулируемые организации обязаны раскрывать информацию о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.

В соответствии с пунктом 3 Стандартов информация регулируемыми организациями раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее – ФГИС «ЕИАС»).

Как следует из материалов дела и указывалось ранее, Министерство 25.12.2020 выдало МУП «Булзинский ЭУЖКХ» предписание об устранении в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего предписания нарушения законодательства Российской Федерации о раскрытии информации, которое получено предприятием 06.01.2021.

Между  тем, требования выданного предписания по состоянию на 08.02.2021 не выполнено.

В соответствии с частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи  в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, установив, что информация, подлежащая раскрытию в соответствии с требованиями Стандартов, МУП «Булзинский ЭУЖКХ» в ФГИС «ЕИАС» не размещена, а факт не исполнения МУП «Булзинский ЭУЖКХ» в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, подтвержден, суды пришли к выводу о наличии в действиях МУП «Булзинский ЭУЖКХ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.

При этом, доказательств, подтверждающих обстоятельства, которые бы объективно препятствовали предприятию, как профессиональному участнику рынка оказания коммунальных услуг населению, исполнить предписание от 25.12.2020 № 09-302/2020, МУП «Булзинский ЭУЖКХ»  в материалы дела не представлено.

Судами установлено, что постановление о привлечении к административной ответственности  от 05.04.2021 вынесено с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, исчисляемого в данном случае с момента истечения 30 календарных дней с даты получения предприятием спорного предписания от 25.12.2020, учитывая, что датой получения является 06.01.2021.

Существенных нарушений порядка ведения административного производства судами не установлено.

Возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлена и полномочия на переоценку таких выводов у кассационного суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 3.1, 4.1 КоАП РФ, разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, и полагая, что наложение на общество административного штрафа в сумме 100 000 рублей не отвечает целям административной ответственности, несопоставимо с характером совершения административного правонарушения в конкретных обстоятельствах, учтенных судами, и наступившими последствиями, суд первой инстанции правомерно снизил размер штрафа до 50 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ; апелляционный суд согласился с таким решением.

При этом, судами отмечено, что наказание в виде штрафа в сумме                 50 000 рублей, отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение цели административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно применено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

При изложенных обстоятельствах соответствующие доводы административного органа, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению окружным судом.

Всем доводам дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Челябинской области от  25.06.2021   по   делу                        № А76-13175/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от  25.08.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области  – без удовлетворения.

         Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья                                                                          Е.А. Поротникова