Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7976/21
Екатеринбург
15 декабря 2021 г. | Дело № А60-2303/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Лазарева С.В., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сапфириус» (далее – общество «Сапфириус») на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.04.2021 по делу №А07-14271/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество «Сапфириус» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление Росреестра) о признании незаконным уведомления от 03.12.2020 № КУВД-001/2020-25774822/1 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения в связи с неуплатой государственной пошлины, об обязании рассмотреть заявление и приложенные к нему документы.
Решением суда от 06.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «Сапфириус» просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что представленный на государственную регистрацию дополнительное соглашение к договору аренды не может быть квалифицировано как сделка, поскольку данное соглашение содержит лишь изменение размера арендной платы по договору на определенный период, что не является сделкой с объектом недвижимости. Общество «Сапфириус» ссылается на пункт 97 Приказа ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, согласно которому государственная регистрация дополнительного соглашения сводится исключительно к изменению существующей записи о сделке, в связи с чем государственная пошлина составляет 1000 руб. Общество «Сапфириус» полагает, что разъяснения Министерства финансов РФ от 06.10.2020, изложенные в письме № 03-05-04-03/87113, не подлежат применению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество «Сапфириус» на основании договора аренды от 29.10.2018 № С/18-62А является арендатором нежилого помещения (№ пом. 7,8 часть 6), находящегося на первом этаже здания, расположенного по адресу: <...>.
Общество «Сапфириус» обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 25.11.2020 о государственной регистрации дополнительного соглашения № 4 от 01.04.2020 об изменении размера арендной платы к договору аренды № С/18-62А от 29.10.2018 в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Екатеринбург, Сиреневый бульвар, д. 2.
К заявлению были приложены доверенность от 06.03.2020 № б/н, дополнительное соглашение к договору аренды от 01.04.2020, платежное поручение от 18.11.2020 № 5948 на сумму 1000 руб.
Управлением Росреестра 03.12.2020 вынесено уведомление о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения № КУВД- 001/2020-25774822/1 в связи с отсутствием доказательств уплаты государственной пошлины в предусмотренном законом размере, с разъяснением, что за государственную регистрацию дополнительного соглашения об изменениях условий договора аренды государственная пошлина уплачивается в том же размере, что и за государственную регистрацию договора аренды, то есть в размере 22 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, далее – НК РФ).
Ссылаясь на то, что уведомление от 03.12.2020 № КУВД-001/2020- 25774822/11 является недействительным в связи с тем, что к заявлению на государственную регистрацию было приложено платежное поручение от 18.11.2020 № 5948 об оплате государственной пошлины в размере 1000 руб. (пп. 27 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), общество «Сапфириус» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»,
для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Частью 6 статьи 1 названного Закона № 218-ФЗ определено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 Закона № 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость (в соответствии с частью 2 статьи 7 данного закона входящий в состав ЕГРН) вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
На основании статьи 25 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, возвращаются без рассмотрения, если отсутствует документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, физическим лицом уплачивается государственная пошлина в сумме 2000 руб., организацией -
22 000 руб.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за внесение изменений в записи ЕГРН о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 28.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивается физическими лицами в сумме 350 руб., организациями - 1000 руб.
Из названных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что указанные размеры государственной пошлины установлены за осуществление самостоятельных юридически значимых действий - за регистрацию прав (ограничений прав и обременений, сделок) в отношении объектов недвижимости и за внесение изменений в записи ЕГРН. При этом в силу прямого указания, содержащегося в подпункте 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, в установленных данной нормой размерах подлежит уплате государственная пошлина за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости.
В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (пункт 2 статьи 164 Кодекса). Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 Кодекса). Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 609 Кодекса).
Дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества, включая соглашение, как не содержащее условий, влекущих внесение изменений в записи ЕГРН, так и содержащее такие условия, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации на основании пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статей 164, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации при государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный для государственной регистрации данного договора.
Учитывая, что дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом № 218-ФЗ, за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть для организаций - 22 000 руб.
Судами установлено, что на государственную регистрацию в данном случае представлено дополнительное соглашение от 01.04.2020 № 4 к договору аренды № С/18-62А от 29.10.2018, в соответствии с которым стороны изменяют размер и срок внесения арендной платы на определенный период в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
Такого рода соглашение подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды, что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 9 Обзора практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 № 59).
В этой связи суды указали на обоснованность требований Управления Росреестра о необходимости уплаты обществом «Сапфириус»государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, и сделали правильный вывод о правомерности возврата Управлением без рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию, указанному лицу как не уплатившему государственную пошлину в установленном размере на основании статьи 25 Закона № 218-ФЗ.
Выводы судов согласуются с правовой позицией, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2021 № АКПИ20-932, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим письма Минфина России от 06.10.2020 № 03-05-04-03/87113, в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2021 № 307-ЭС21-8546.
То обстоятельство, что при государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды в Единый государственный реестр недвижимости не вносится новая запись о сделке, а лишь изменяется существующая запись, по общему правилу не может служить основанием для вывода об уплате в рассматриваемой ситуации государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ в размере 1000 руб.
С учетом изложенного в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Доводы заявителя отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.04.2021 по делу №А07-14271/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сапфириус» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. Купреенков
Судьи С.В.Лазарев
Л.А.Суспицина