Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8281/21
Екатеринбург
24 января 2022 г. | Дело № А60-23408/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Громовой Л.В., Сафроновой А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.07.2021 по делу № А60-23408/2021 .
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью «Ресурс» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>; далее – общество «Ресурс», истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее – ТУ Росимущества в Свердловской области, ответчик) о взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.09.2020 по 28.02.2021 в сумме 243 726 руб. 34 коп.
Решением Арбитражного суд Свердловской области от 14.07.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ТУ Росимущества в Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает, что ТУ Росимущества в Свердловской области является бюджетным учреждением и не имеет в распоряжении собственных денежных средств, финансируется за счет средств федерального бюджета. При этом ответчику как главному распорядителю бюджетных средств денежные средства на цели содержания защитных сооружений гражданской обороны не доведены.
Общество «Ресурс» представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов ТУ Росимущества в Свердловской области. По мнению истца, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемого судебного акта, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, согласно решениям общего собрания собственников многоквартирных домов (МКД) <...> общество «Ресурс» осуществляет функцию управления ими (протоколы от 25.02.2013, от 10.11.2009, от 30.11.2009, от 24.02.2013).
В данных МКД расположены нежилые помещения (защитные сооружения гражданской обороны) общей площадью 75 кв.м. (ул. Карла Маркса, д.24), 76 кв.м. (ул. Фрунзе, д.39), 136 кв.м. (ул. Фрунзе, д. 41), 119 кв.м. (ул. Ленина, 24). Данные нежилые помещения принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 05.08.2019 № 2, решения о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области общество «Ресурс» осуществляет с 01.09.2019 функцию управления МКД, расположенным по адресу: <...>
В данных МКД расположены нежилые помещения (защитные сооружения гражданской обороны) площадью 75,4 кв.м. (ул. Ленина, д.23), 105 кв.м. (ул. Фрунзе, д.30). Данные нежилые помещения принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
Согласно решений общего собрания собственников МКД <...> общество с ограниченной ответственностью «УЖК Ресурс» осуществляет функцию управления ими (протокол от 03.08.2007, от 29.08.2007, от 01.10.2013, от 01.10.2013).
В указанных МКД расположены нежилые помещения (защитные сооружения ГО встроенное убежище) общей площадью 115 кв.м. (ул. Карла Маркса, д.26), 70 кв.м. (ул. Фрунзе, д.43), 50 кв.м. (ул. Фрунзе, д. 45), 70 кв.м. (ул. Фрунзе, д. 47). Данные нежилые помещения принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
Со 02.02.2021 года завершена реорганизация общества с ограниченной ответственностью «УЖК Ресурс» в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс» и прекращена деятельность общества с ограниченной ответственностью «УЖК Ресурс», что подтверждается листом записи в ЕГРЮЛ от 02.02.2021 № 2216600076658.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации общество «Ресурс» является правопреемником общества «УЖК Ресурс».
За период с 01.09.2020 по 28.02.2021 собственник в лице ТУ Росимущества в Свердловской области не исполнял установленные законом обязанности по несению расходов на управление, содержание и ремонт общего имущества в перечисленных многоквартирных домах (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По расчету общества «Ресурс» задолженность ответчика составляет 243 726 руб. 34 коп.
Ненадлежащее исполнение ТУ Росимущества в Свердловской области обязательств по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов в спорный период послужило основанием для обращения общества «Ресурс» в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у ТУ Росимущества в Свердловской области предусмотренной законом обязанности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов; правильности расчета истцом размера обязательства ответчика; отсутствия доказательств внесения ответчиком платы.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 названного Кодекса).
Полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Росимущество (пункт 5.2 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432), его функции в Свердловской области осуществляет Управление Росимущества.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения предусмотрена также частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).
На основании части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 155 названного Кодекса плата за жилое помещение, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (пункты 7, 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункт 4 статьи 158 названного Кодекса).
Согласно пунктам 28, 30 Правил № 491 размер платы за содержание и ремонт жилого или нежилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции установил факт оказания обществом «Ресурс» в спорный период услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов, в которых расположены принадлежащие Российской Федерации на праве собственности нежилые помещения, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о возникновении у Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Свердловской области обязанности по несению расходов по оплате услуг по содержанию общего имущества.
Поскольку Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Свердловской области наравне с другими владельцами помещений является потребителем комплекса услуг и работ, оказываемых и выполняемых обществом «Ресурс» в процессе содержания многоквартирных жилых домов, она должна их оплачивать.
Произведенный истцом расчет задолженности судом проверен, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства. При наличии обоснованных возражений относительно корректности начисления платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в отношении спорных помещений ТУ Росимущества в Свердловской области могло заявить их, в том числе посредством составления контррасчета, однако указанными правами не воспользовалось (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы о том, что ответчику как главному распорядителю бюджетных средств, денежные средства на цели содержания защитных сооружений гражданской обороны не доведены, обязательство собственника нежилых помещений по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона. Уклонение от оплаты таких услуг влечет неосновательное обогащение собственника помещений за счет управляющей компании в размере сбереженных денежных средств. Доказательств отсутствия финансирования из бюджета ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.07.2021 года по делу № А60-23408/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области – без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.В. Сидорова
Судьи Л.В. Громова
А.А. Сафронова