Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8611/21
Екатеринбург
06 декабря 2021 г. | Дело № А47-10447/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инженерные системы» (далее – общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.06.2021 по делу №А47-10447/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Прокуратуре Оренбургской области (далее – прокуратура, заинтересованное лицо) о признании незаконным представления об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства
№ 07-02-2020 от 30.06.2020.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО1, Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области (далее – ГЖИ по Оренбургской области).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 23.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неверное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению общества, установка, замена и обслуживание приборов учета воды может осуществляться только лицами, вид деятельности которых «Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, код 43.22». Поскольку представленные ФИО1 заявки на ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета холодной воды не были надлежащим образом оформлены, в том числе не были указаны сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета, постольку общество отказало во вводе установленного прибора учета в эксплуатацию.
Также заявитель отмечает, что согласно заключенному между обществом и ФИО1 договору на оказание коммунальных услуг, потребителю запрещено самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение показаний или повреждения. Не смотря на это, ФИО1 в отсутствие представителя общества была самовольно сорвана пломба, а затем осуществлен демонтаж установленного прибора учета.
Таким образом, по мнению заявителя, суды неправомерно признали законными действия ФИО1 по срыву пломбы со счетчика ХВС без присутствия представителя ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, общество настаивает на правомерности выставления штрафа за демонтаж прибора учета.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, между обществом и ФИО1 заключен договор от 01.01.2017 № 3678, предметом которого являются отношения сторон по поводу предоставления потребителю холодного водоснабжения и водоотведения.
ФИО1 13.01.2020, 25.02.2020, 04.03.2020, 04.05.2020, 02.06.2020 обращался к обществу с заявками на опломбировку прибора учета холодной воды по соответствующему адресу, на проведение действий по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета, на обеспечение присутствия представителя общества для снятия показаний со старого прибора учета и введения в эксплуатацию и опломбировку нового прибора учета, об обеспечении присутствия общества для снятия показаний со старого прибора учета и введении в эксплуатацию нового, а также с заявлением о том, что монтаж прибора учета произведен самим ФИО1, указана предполагаемая дата ввода прибора в эксплуатацию.
Ответами и актами от 16.01.2020, 28.02.2020, 04.03.2020, 10.04.2020, 15.04.2020, 18.05.2020, 02.06.2020 в удовлетворении указанных заявок обществом было отказано в связи с тем, что перед подачей заявки об опломбировке вновь установленного прибора учета холодной воды гражданин должен обратиться к обществу с заявлением о проведении работ по демонтажу прибора учета и монтажу нового прибора учета, также было указано, что потребитель не вправе самостоятельно нарушать целостность пломб, потребитель может обратиться в специализированную организацию, имеющую разрешительные документы, которая осуществит демонтаж старого и монтаж нового прибора учета, или же заключить договор на демонтаж и монтаж приборов учета с обществом, а также произвести демонтаж и монтаж приборов в присутствии представителей общества самостоятельно при наличии документов, что потребитель может осуществлять данный вид деятельности и имеет соответствующую квалификацию.
При этом в письме от 15.04.2020 общество сообщило о произведении им доначислений платы за потребленную холодную воду в период с 12.01.2020 по 10.04.2020, указано, что ФИО1 не произведена оплата выезда 10.04.2020 в размере 848 руб., а также материальных убытков, понесенных обществом в связи с неподготовленностью прибора учета к опломбировке, в размере 848 руб.
В ответ на заявление от 02.06.2020 общество указало, что монтаж прибора учета произведен с нарушением Правил, при производстве монтажа не присутствовали представители общества, условия монтажа и эксплуатации прибора не соблюдены, во вводе прибора в эксплуатацию отказано.
ФИО1 обратился в Кувандыкскую межрайонную прокуратуру.
По результатам проверки, проведенной на основании обращения ФИО1 Кувандыкской межрайонной прокуратурой в отношении общества вынесено оспариваемое представление, согласно которому общество обязано:
1) ввести прибор учета воды, установленный в жилом помещении № 7 многоквартирного дома № 49 по ул. Октябрьская, с. Новоуральск Кувандыкского района Оренбургской области, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354);
2) произвести перерасчет платы потребителю вышеуказанного жилого помещения, исключив начисление штрафа за демонтаж индивидуального прибора учета (далее - ИПУ);
3) не препятствовать потребителям самостоятельно производить замену индивидуальных приборов учета водоснабжения при соблюдении последними Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.
Не согласившись с представлением, общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении общества, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно разделу 1 Правил № 354 под индивидуальным прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (раздел 1 Правил № 354).
Разделом IV, пунктом 31 Правил № 354 к обязанностям исполнителя отнесено в том числе:
не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом (пункт т);
осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт у).
Согласно пункту 34 Правил № 354 потребитель вправе в том числе:
принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий в соответствии с пунктом 80 (1) настоящих Правил возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию (пункт з);
требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного потребителем или привлеченным им лицом индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета электрической энергии, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и раздела VII настоящих Правил (пункт и)
требовать от исполнителя совершения действий по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета и распределителей в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт к).
В соответствии с пунктом 45 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776, установка приборов учета осуществляется абонентами или транзитными организациями самостоятельно либо по договору с организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за счет средств абонента или транзитной организации.
Согласно пункту 80 (1) Правил № 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В соответствии с Федеральном законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по замене индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения не является лицензируемым видом деятельности, не требует допусков и разрешений, соответственно, может быть выполнена любым лицом при условии соблюдения требований пунктов 80, 81 Правил № 354.
Учитывая вышеперечисленные правовые нормы, суды пришли к верному выводу, что поскольку деятельность по установке прибора учета не является лицензируемой, требующей специальных познаний, Правилами № 354 не предусмотрена обязанность потребителя заключить договор на осуществление установки прибора учета с организациями, в том числе, с организацией, оказывающей ему коммунальные услуги по договору, в связи с чем требование прокуратуры о не воспрепятствовании потребителям самостоятельно производить замену приборов учета водоснабжения при соблюдении Правил
№ 354, является законным и обоснованным.
В отношении необходимости произвести перерасчет платы потребителю вышеуказанного жилого помещения, исключив начисление штрафа (платы) за демонтаж ИПУ судами указано следующее.
Согласно подпункту «г» пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Таким образом, законодатель различает такие противоправные действия потребителя как самовольный демонтаж прибора учета и несанкционированное вмешательство в работу прибора учета.
При этом судами отмечено, что в материалах дела отсутствует информация о несанкционированном вмешательстве потребителя в работу приборов учета, имеются сведения о демонтаже потребителем индивидуального прибора учета, что также не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Учитывая положение пункта 81 (12) Правил № 354 и отсутствия доказательств несанкционированного доступа в работу прибора учета, требование прокуратуры произвести перерасчет платы потребителю, исключив начисление штрафа (платы) за демонтаж ИПУ является также правомерным и обоснованным.
Кроме того, суды верно отметили, что единственным основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию является несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81 (4) Правил № 354, выявленное исполнителем в ходе проверки.
Как следует из ответа на заявку, общество отказало потребителю во вводе прибора в эксплуатацию, поскольку монтаж прибора был произведен им самим с нарушением пункта 2.1 Руководства по эксплуатации индивидуального прибора учета, монтаж прибора произведен потребителем с нарушением требований технической документации, поданная заявка не соответствует требованиям закона и не подлежит исполнению.
Вместе с тем, суды не нашли подтверждений того, что в ответ на заявку потребителя от 02.06.2020 обществом был произведен выезд, произведена проверка прибора учета для разрешения вопроса о возможности его введения в эксплуатацию.
При этом указание на то, что монтаж прибора осуществлялся самим потребителем, а не специализированными организациями, как указано в ответе на заявку потребителя от 04.03.2020, не является основанием для отказа ввести прибор в эксплуатацию и автоматически не означает, что прибор был монтирован с нарушениями технических условий.
При таких обстоятельствах, выводы судов о том, что ссылка на нарушение потребителем пункта 2.1 Руководства по эксплуатации индивидуального прибора учета не является допустимым основанием, предусмотренным пунктом 81 (4) Правил № 354, для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию, является правомерной и соответствующей обстоятельствам дела.
Доводы заявителя жалобы о том, что Правилами №354 под «лицами, осуществляющими соответствующий вид деятельности» подразумеваются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие вид деятельности, указанный в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) рассмотрены и отклонены судами, со ссылкой на то обстоятельство, что Правила №354 не устанавливают прямой запрет на осуществление установки прибора учета иными лицами, а Руководство по эксплуатации индивидуального прибора учета является технической нормой, а не нормой права и носит рекомендательный характер, установка прибора учета потребителем не является законным основанием для отказа ввести прибор в эксплуатацию.
Таким образом, требование прокуратуры ввести прибор учета воды, установленный в жилом помещении № 7 многоквартирного дома № 49 по
ул. Октябрьская, с. Новоуральск Кувандыкского района Оренбургской области, в соответствии с Правилами № 354, не нарушает права и законные интересы общества.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.06.2021 по делу №А47-10447/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Инженерные системы» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Кравцова
Судьи Д.В. Жаворонков
Н.Н. Суханова