Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8851/21
Екатеринбург
10 декабря 2021 г. | Дело № А60-7178/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Лазарева С.В., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.07.2021 по делу № А60-7178/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Рослесхоз обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации Кировградского городского округа Свердловской области (далее – Администрация) о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:49:0505001:220, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Кировград, <...>
, в части наложения указанного земельного участка на лесной участок с кадастровым номером 66:49:0000000:25, на площади наложения 1701 кв. м., в выделе 48, части выделов 23, 27, 28 Невьянского лесничества Кировградского участкового лесничества, об исключении записи из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, ГКУ СО «Невьянское лесничество».
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.07.2021
в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Рослесхоз обжаловал его в апелляционном порядке.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 22.09.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Рослесхоз просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, применение закона, не подлежащего применению к спорным правоотношениям. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что факт наложения границ спорного земельного участка на земли лесного фонда подтверждается заключением ФГБУ «Рослесинфорг», в приложении к которому предоставлена карта-схема границ спорного земельного участка с материалами лесоустройства, подготовленным на основании материалов лесоустройства 2000 года, с внесенными изменениями на 01.01.2018; выпиской из Государственного лесного реестра № 994 от 24.11.2020. Обращает внимание на незаконность включения земельного участка с кадастровым номером 66:49:0505001:220 в границы населенного пункта ФИО1 г. Кировград Свердловской области, поскольку проект генерального плана Кировоградского городского округа Свердловской области не был согласован Рослесхозом, а перевод земель лесного фонда не был осуществлен предусмотренным законом способом. Ссылается на ошибочность выводов судов о недоказанности пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда, основанных на акте осмотра территории от 23.04.2021, который, по мнению истца, не является надлежащим доказательством. Считает, что судами применены нормы Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ, которые не подлежали применению в рассматриваемом споре.
На кассационную жалобу Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области представило отзыв.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Предметом спора является требование агентства о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок и об указании в решении суда на то, что оно является основанием для внесения изменений в ЕГРН об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в обоснование исковых требований Рослесхоз ссылается на то, что согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости Кировградскому городскому округу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:49:0505001:220, площадью 3 410 кв.м., (запись в ЕГРН 66:49:0505001:220- 66/007/2019-2, дата регистрации права собственности 25.03.2019).
Спорный земельный участок отнесен к категории «земли населенных пунктов».
В соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:49:0505001:220 пересекается с лесным участком с кадастровым номером 66:49:0000000:25, на площади наложения 1 701 кв.м., в выделе 48, части выделов 23, 27, 28 Невьянского лесничества Кировградского участкового лесничества.
В приложении к заключению представлена карта-схема графического совмещения границ спорного земельного участка с материалами лесоустройства и отмечены сведения о материалах лесоустройства 2000
(с внесенными изменениями на 01.01.2018), границах участков, пересечении границ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Рослесхоз обратился
в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права собственности Администрации на земельный участок с кадастровым номером 66:49:0505001:220, расположенный по адресу: Свердловская область,
г. Кировград, <...>, в части наложения указанного земельного участка на лесной участок с кадастровым номером 66:49:0000000:25, на площади наложения 1 701 кв.м., в выделе 48, части выделов 23, 27, 28 Невьянского лесничества Кировградского участкового лесничества в указанных в просительной части иска координатах.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом, поскольку каждый способ защиты имеет свои специальные условия и сферу применения, выбор подлежащего применению в конкретном случае способа защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру допущенного нарушения. Если положения действующего законодательства предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, стороны этого правоотношения вправе применять только этот способ.
Как указано выше, в рассматриваемом случае Рослесхоз просил признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 66:49:0505001:220 в части площади наложения 1701 кв. м., в выделе 48, части выделов 23, 27, 28 Невьянского лесничества Кировградского участкового лесничества на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 66:49:0000000:25, зарегистрированным на праве собственности за Российской Федерацией.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (абзац четвертый).
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного его Президиумом 24.04.2019).
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201- ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 3 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда,
о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России
от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
При рассмотрении спора судами установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:49:0000000:25, который отнесен к категории земель «земли лесного фонда», с указанием правообладателя - Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 31.10.2003 № 66-01/01-9/2003-10. Право собственности и по настоящее время никем не оспорено, дополнительно подтверждается выпиской из государственного лесного реестра, таксационными описаниями.
В обоснование своих требований Рослесхоз, ссылаясь на заключение ФГБУ «Рослесинфорг», утверждает, что при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово - картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 66:49:0505001:220, пересекаются с землями лесного фонда Невьянского лесничества Кировградского участкового лесничество в выделе 48, части выделов 23, 27, 28. Площадь пересечения составила – 1 701 кв. м. При этом, доказательств перевода земель лесного фонда, а именно выдела48, части выделов 23, 27, 280 Невьянского лесничества Кировградского участкового лесничество в иную категорию земель в установленном законом порядке у Департамента не имеется, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данные земельные участки, в том числе путем принятия собственником участков решения об их отчуждении.
Судами установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:49:0505001:220 зарегистрировано за Кировградским городским округом 25.03.2019 (запись регистрации № 66:49:0505001:220- 66/007/2019-2).
На земельном участке расположен комплекс объектов недвижимости с кадастровым номером 66:49:0505001:272 - станция водоподготовки для хозяйственно-питьевых целей с насосной станцией второго подъема, созданная для обеспечения хозяйственно-питьевым водоснабжением города Кировграда. Данный объект был запроектирован, построен и введен в эксплуатацию в период 2015 – 2019.
Строительство объекта осуществлялось одновременно еще на двух земельных участках с кадастровыми номерами 66:49:0505001:219, 66:49:0505001:220, 66:49:0505001:222, расположенных смежно по отношению к спорному земельному участку. Указанные земельные участки также зарегистрированы на праве муниципальной собственности за Кировградским городским округом. Территориально земельные участки с кадастровыми номерами 66:49:0505001:219, 66:49:0505001:222отнесены к населенному пункту поселок ФИО1.
Судами принято во внимание, что на основании муниципального контракта от 11.02.2015 подрядной организацией выполнены работы по разработке проектно-сметной документации по объекту «Строительство станции водоподготовки и станции третьего подъема с инженерными сетями в г. Кировград». На основании муниципального контракта № Ф.2018.197171
от 21.05.2018 подрядчиком выполнены работы по строительству станции водоподготовки и станции третьего подъема с инженерными сетями в г. Кировград. Строительство станции водоподготовки осуществлялось в рамках государственной программы Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1330-ПП, а также муниципальной программы «Развитие и модернизация объектов муниципальной собственности, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кировградского городского округа до 2020 года», утвержденной постановлением администрации Кировградского городского округа от 27.12.2013 № 2013.
Администрацией в 2020 году заключен муниципальный контракт № 1 от 02.03.2020 на выполнение работ по «Подготовке проекта внесения изменений в генеральный план Кировградского городского округа и карту градостроительного зонирования применительно к территории населенного пункта поселок ФИО1». Данная работа выполнялась для корректировки проектных границ населенного пункта поселок ФИО1 с целью дальнейшего внесения сведений об описании местоположения этих границах в Единый государственный реестр недвижимости. В ходе выполнения работ были выявлены земельные участки, по которым проектировалась граница населенного пункта, и имеющие пересечения с землями лесного фонда.
В силу данных обстоятельств Администрацией инициирована работа по исключению таких земельных участков из состава земель лесного фонда
в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
В составе земельных участков к исключению также был заявлен земельный участок с кадастровым номером 66:49:0505001:220, в отношении которого получен ответ Департамента лесного хозяйства по УФО о наличии перспектив судебной защиты имущественных интересов Российской Федерации, основанный на заключении ФГБУ «Рослесинфорг» от 16.11.2020
№ ФЗ1/911.
Вместе с тем Администрацией в феврале 2021 года запрашивалась информация в ГКУ Свердловской области «Невьянское лесничество» о принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Согласно ответу от 25.02.2021 № 169 земельный участок с кадастровым номером 66:49:0505001:220 к землям лесного фонда не относится.
Кроме того, актом осмотра территории от 23.04.2021 также установлено, что при обследовании участка и составлению схемы кадастровым инженером, специалистом Невьянского лесничества на местности были установлены квартальные столбы (ориентиры). Границы земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, были также определены на местности. Кадастровым инженером с использованием приборов была выполнена схема, на которой черной сплошной линией показана граница участков по сведениям ЕГРН, жирной прерывистой линий показан контур, по которому установлено ограждение (забор), линией с точкой показана граница гослесфонда (точками 1,2 и 3 показаны квартальные столбы, установленные лесничим).
В ходе осмотра на местности установлено и по схеме наглядно видно, что участок, как по границе забора, так и по границе межевания не пересекается с лесными землями. В результате осмотра территории составлен акт осмотра, выполнены фотоматериалы, из которых следует, что пересечения с землями гослесфонда не имеется, так как отдельно выполнено фото квартальных столбов и фото по забору.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, положенные участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, и установив, отсутствие наложения границ спорных земельных участков, как и доказательств пересечения их с землями лесного фонда, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, как верно отмечено судами, правом на заявление ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы, в целях установления наличия /отсутствия наложения границ спорных земельных участков, Рослесхоз не воспользовался.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Указанная норма не носит императивного характера, а предусматривает рассмотрение ходатайства и принятие судом решения о его удовлетворении либо отклонении с учетом обстоятельств конкретного дела. Также суд кассационной инстанции учитывает, что лица, участвующие
в настоящем деле, правом на заявление ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы не воспользовались.
Доводы Рослесхоза о незаконности включения в границы населенного пункта ФИО1 г. Кировград Свердловской области земельного участка с кадастровым номером 66:49:0505001:220, поскольку проект генерального плана Кировоградского городского округа Свердловской области не был согласован Рослесхозом, верно отклонен судами поскольку данный проект был размещен в Федеральной государственной системе территориального планирования, о чем Министерство регионального развития Российской Федерации было уведомлено письмом от 28.03.2012 № 261. При этом, письмо Рослесхоза
от 31.05.2012 № ЮД-11-32/5984 с замечаниями к проекту в Администрацию не поступало.
В рассматриваемом случае разрешительных документов, дающих право на изъятие из состава земель населенного пункта спорного земельного участка и переводе его в земли иных категорий, в установленном законом порядке не имеется.
При указанных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении предъявленного иска.
Доводы Рослесхоза, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных апелляционным судом на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.07.2021 по делу
№ А60-7178/202 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий И.А. Краснобаева
Судьи С.В. Лазарев
Л.А. Суспицина