ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-9026/23 от 09.01.2024 АС Уральского округа





АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА 

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-9026/23

Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2024 года  Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2024 года 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ивановой С. О.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации  муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан  (далее – Администрация, заявитель) на постановление Восемнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу № А07-1308/2023  Арбитражного суда Республики Башкортостан. 

В судебное заседание кассационной инстанции представители сторон не  явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, что в силу части 3  статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их  отсутствие. 

Ходатайство Администрации об отложении судебного заседания по  рассмотрению кассационной жалобы в связи с невозможностью представителя  участвовать в судебном заседании удовлетворению не подлежит, поскольку  отсутствуют основания предусмотренные статьей 158 АПК РФ. При этом,  какого-либо ходатайства о рассмотрении дела с использованием средств ВКС  либо системы веб-конференции информационной системы «Картотека  арбитражных дел» Администрацией не заявлялось. 

Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан  с заявлением Управлению федерального казначейства по Республике  Башкортостан (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании  недействительным и отмене представления от 14.10.2022 № 0100-22-06/7982  (далее – представление). 

На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего  лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета  спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства  Республики Башкортостан (далее – Министерство). 


Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.04.2023  заявленные требования удовлетворены, оспариваемое представление признано  недействительным. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 11.09.2023 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении  заявления Администрации отказано. 

В кассационной жалобе Администрация просит указанный судебный акт  отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на  нарушение судами норм процессуального права, в части применения правил  преюдиции. 

Так, заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что им приняты  все достаточные и зависящие меры в целях исполнения требований, изложенных  в Соглашении, а отставание от графика ввода объекта в эксплуатацию возникло  не по вине Администрации, а по независящим от нее причинам и вопреки всем  возможным принимаемым мерам по скорейшему вводу объекта в эксплуатацию. 

При этом, полагает, что судами не учтено решение Арбитражного суда  Республики Башкортостан от 15.12.2022 по делу № А07-17653/2022,  являющимся преюдициальным для настоящего дела, поскольку, указанным  судебным актом установлено, что сам по себе факт отставания от графика в  части отдельных работ при условии завершения строительства объекта в срок,  определенный соглашением, не является бюджетным нарушением и не влечет  обязанности вернуть бюджетные средства. 

По пункту 2 представления заявитель кассационной жалобы считает, что  суд апелляционной инстанции не исследовал содержание дополнительного  соглашения, которым обеспечение заключения контрактов на весь период  строительства с федеральным бюджетным учреждением «Федеральный центр по  сопровождению инвестиционных программ» (далее – ФБУ «ФЦСИП») не  предусмотрено, в связи с чем, полагает, что указание на отсутствие данного  контракта как на нарушение является необоснованным. 

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ в  пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к  следующим выводам. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании  приказа от 28.06.2022 № 195 управлением в период с 01.01.2019 по 15.07.2022  проведена внеплановая выездная проверка осуществления расходов  федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта  «Чистая вода» подпрограммы «Создание условий для обеспечения  качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан  Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации  «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами  граждан Российской Федерации» (идентификатор контрольного мероприятия:  2022-ВВ.000.0002-0100.002). 

По результатам проверки составлен акт от 22.08.2022, которым  установлено, что в нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 130, пункта 5 Правил  формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального 


бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999  (далее – Правила № 999), пункта 4.3.3 соглашения от 07.11.2019 

 № 80652000-1-2019-016, пункта 4.3.4 соглашения от 26.02.2021

 № 80652000-1-2021-006, Администрацией в 2021 году не достигнуто значение  показателя результативности «Завершено строительство и реконструкция  (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки,  предусмотренных региональными программами, нарастающим итогом», в  результате чего размер средств подлежащих возврату из бюджета  муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в доход  бюджета Республики Башкортостан составляет 17 446 718,236 рублей. 

Также в ходе проверки установлено, что в нарушение части 2.1 статьи 53  Градостроительного кодекса Российской Федерации, абзаца 51 раздела III  Особенностей реализации отдельных мероприятий государственной программы  Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и  коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050,  приказа Минстроя России от 13.03.2020 № 121/пр Администрацией  муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не  выполнены обязательства, в части осуществления строительного контроля по  объекту «Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения с.  Кумлекуль, д. Якшиваново, с. Горново, с. Красный Яр, д. Карюгино, д. Опытное  хозяйство МР Уфимский район Республики Башкортостан ФБУ «ФЦСИП». 

По результатам проверки вынесено представление от 14.10.2022 № 31, в  которым на Администрацию возложена обязанность устранить выявленные  нарушения бюджетного законодательства, в том числе: 

 - по пункту 1 представления в срок не позднее 31.01.2023 устранить  нарушение, путем восстановления средств на лицевой счет Министерства  жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в целях  дальнейшего перечисления в доход федерального бюджета и принять меры по  устранению его причин и условий, обеспечить неукоснительное соблюдение  законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу  деятельности; 

 - по пункту 2 представления в срок не позднее 31.01.2023 принять меры по  устранению причин и условий нарушения, обеспечить неукоснительное  соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего  установленную сферу деятельности. 

Не согласившись с представлением управления, Администрация  обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд. 

Суд первой инстанции, разрешая спор, поддержал позицию  Администрации и признал недействительными указанные пункты предписания,  и исходил из об ошибочности позиции Управления о недостижении заявителем  плановых значений показателей результативности. 

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции,  отказал в удовлетворении требований заявителя, указав, что предусмотренные 


Соглашениями плановое значение показателя результативности «Завершено  строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого  водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными  программами, нарастающим итогом» в 2021 году фактически достигнуто не  было, и по состоянию на 01.01.2022 эти нарушения не устранены; а кроме того,  не выполнены обязательства, в части осуществления строительного контроля по  объекту «Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения  с. Кумлекуль, д.Якшиваново, с.Горново, с.Красный Яр, д.Карюгино, д.Опытное  хозяйство МР Уфимский район Республики Башкортостан» ФБУ «ФЦСИП». 

Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по  делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему  законодательству Российской Федерации на основании следующего. 

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее = БК  РФ), бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на  принципах результативности, эффективности, адресности и целевого характера  использования бюджетных средств. 

В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных  средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники  бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с  использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения  наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема  средств (результативности). 

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств,  подразумевает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств  доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их  использования (статья 38 БК РФ). 

Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств  по обеспечению результативности и целевого характера использования  предусмотренных ему бюджетных ассигнований. 

Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых  вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса  Российской Федерации», оценивая соблюдение участниками бюджетного  процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники  бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в  пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств,  самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую  обоснованность совершения конкретной расходной операции. 

На основании пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением  признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской  Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные  правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых  предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской  Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя 


бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных  средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора  источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой  30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. 

В силу статьи 306.7 БК РФ нарушение условий предоставления бюджетного  кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы Российской  Федерации из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в  том числе использование соответствующих средств бюджета на цели, не  предусмотренные правовым актом (договором), являющимся основанием для  предоставления указанных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств,  использованных с нарушением условий предоставления бюджетного кредита, и  (или) платы за пользование ими и (или) приостановление предоставления  межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на  выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и  муниципальных образований). 

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам  бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций  бюджетам субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов  Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;  иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;  межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов  (статья 129 БК РФ). 

Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального  бюджета приведены в статье 130 БК РФ, в силу пункта 1 которой Правила  предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального  бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых  предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются  нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. 

Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств  определены в пункте 1 статьи 158 БК РФ, в силу подпункта 13 которого Главный  распорядитель бюджетных средств в числе прочего осуществляет иные  бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми  в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными  правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014   № 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения  субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской  Федерации, в соответствии с которыми (в редакции, действующей на момент  возникновения спорных отношений), соглашение, заключаемое в соответствии с  утвержденными Правительством Российской Федерации правилами  предоставления субсидий, должно содержать в том числе: обязательства  субъекта Российской Федерации по достижению результатов использования  субсидий (пункт «б(1)»); перечень объектов капитального строительства и (или)  объектов недвижимого имущества с указанием наименований, адресов (при  наличии), мощности объектов, сроков ввода в эксплуатацию (приобретения) 


объектов капитального строительства (объектов недвижимого имущества),  стоимости (предельной стоимости) - в отношении субсидий, предоставляемых на  софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами  реставрации, технического перевооружения) объектов капитального  строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества (пункт  10). 

В случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31  декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств,  предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «б(1)» пункта 10  настоящих Правил, в отношении единой субсидии - соглашением,  предусмотренным абзацем третьим пункта 28 Положения о системе управления  государственными программами и в срок до первой даты представления  отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в  соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления  субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий  возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в  срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии,  рассчитывается по соответствующей формуле (пункт 16). 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017   № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации  «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами  граждан Российской Федерации» (далее – Постановление № 1710). 

С 2019 года на территории Российской Федерации реализуется  федеральный проект «Чистая вода» (далее – федеральный проект). 

Между Министерством и Администрацией заключено Соглашение  от 07.11.2019 № 80652000-1-2019-016 о предоставлении субсидии из бюджета  Республики Башкортостан бюджету муниципального района Уфимский район  Республики Башкортостан на софинансирование объектов капитального  строительства муниципальной собственности (далее – Соглашение  от 07.11.2019), предметом которого является предоставление из бюджета  Республики Башкортостан в 2019-2021 годах бюджету муниципального района  Уфимский район Республик Башкортостан субсидии на строительство и  реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения по объекту  «Проектирование и строительство водозабора и сетей водоснабжения  с. Кумлекуль, д. Якшиваново, с. Горного, с. Красный Яр, д. Карюгино,  д. Опытное хозяйство» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств,  доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта  Российской Федерации по кодам классификации расходов бюджетов Российской  Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской  Федерации 832, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 52430 вид расходов 522 в  рамках регионального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Модернизация  систем коммунальной инфраструктуры» Государственной программы  «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства  Республики Башкортостан». 


Также, между Министерством строительства и жилищно-коммунального  хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан  заключено Соглашение от 25.12.2020 № 069-09-2021-408 (далее – Соглашение  от 25.12.2020), предметом которого является предоставление из федерального  бюджета в 2021-2023 годах бюджету Республики Башкортостан субсидии на  строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого  водоснабжения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств,  доведенными Минстрою России как получателю средств федерального бюджета,  по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код  главного распорядителя средств федерального бюджета 069, раздел 05,  подраздел 05, целевая статья 05 2 F5 52430, вид расходов 523 в рамках  федерального проекта «Чистая вода» подпрограммы «Создание условий для  обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства  граждан Российской Федерации» государственной программы Российской  Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными  услугами Российской Федерации», утвержденной Постановлением № 1710. 

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 25.12.2020, субсидия  предоставляется в соответствии с приложением № 1 и приложением № 2 к  Соглашению от 25.12.2020, в целях софинансирования расходных обязательств  субъекта Российской Федерации, в том числе возникающих при осуществлении  капитальных вложений в объекты капитальных вложений в объекты  капитального строительства государственной собственности субъекта  Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) объекты  недвижимого имущества, приобретаемые в государственную собственность  субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности). 

Согласно пункту 1.2 Соглашения от 25.12.2020 расходные обязательства  субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых  предоставляется субсидия, установлены постановлением Правительства  Республики Башкортостан от 03.09.2013 № 392 «Об утверждении  государственной программы Республики Башкортостан «Модернизация и  реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики  Башкортостан». 

К Соглашению от 25.12.2020 заключено 5 дополнительных соглашений.

В рамках исполнения Соглашения от 25.12.2020, между Министерством и  Администрацией заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета  Республики Башкортостан бюджету муниципального района Уфимский район  Республики Башкортостан на софинансирование объектов капитального  строительства муниципальной собственности 26.02.2021 № 80652000-1-2021-006  (далее – Соглашение от 26.02.2021), предметом которого является  предоставление из бюджета Республики Башкортостан в 2021 году бюджету  муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан субсидии на  строительство и реконструкцию (модернизацию) объекта капитального  строительства «Проектирование и строительство водозабора и сетей  водоснабжения с. Кумлекуль, д.Якшиваново, с. Горного, с. Красный Яр, д.  Карюгино, д. Опытное хозяйство» в соответствии с лимитами бюджетных 


обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета  субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов  Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта  Российской Федерации 832, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 20 2 F5  52430, вид расходов 522 в целях достижения результатов регионального проекта  «Чистая вода», подпрограммы «Модернизация систем коммунальной  инфраструктуры» государственной программы субъекта Российской Федерации  «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства  Республики Башкортостан». 

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения от 26.02.2021, общий объем  бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального  района Уфимский район Республики Башкортостан на финансовое обеспечение  расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата  (ов) регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется  Субсидия, составляет в 2021 году 76 108 069 руб. 95 коп., в том числе средства  бюджета Республики Башкортостан (включая средства, источником финансового  обеспечения которых явились средства федерального бюджета), составляет в  2021 году не более 74 966 448 руб. 90 коп. 

К Соглашению от 26.02.2021 заключено 3 дополнительных соглашения. 

Дополнительным соглашением от 10.08.2021 № 80652000-1-2021-006/3 к  Соглашению от 26.02.2021 изменен объем предоставляемого финансирования. 

В частности, пункт 2.1 Соглашения от 26.02.2021 изложен в новой  редакции, предусматривающей общий объем бюджетных ассигнований,  предусматриваемых в бюджете муниципального района Уфимский район на  финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования  которых предоставляется субсидия, в том числе направленных на достижение  результатов регионального проекта, составляет: в 2021 года 36 855 860 руб., в  том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан. 

Пунктом 4.3.3 Соглашения от 07.11.2019 № 80652000-1-2019-016 (с учетом  дополнительных соглашений) установлено обязательство муниципального  образования по обеспечению достижения значений результатов использования  Субсидии, установленных в соответствии с приложением № 3 и выполнение  мероприятий согласно графику в соответствии с приложением № 2 к указанному  соглашению. 

Приложением № 2 к Соглашению от 07.11.2019 предусмотрен График  выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству  (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому  перевооружению) объектов капитального строительства. Техническая готовность  объекта капитального строительства в размере 100 % должна быть достигнута в  2021 году. 

Приложением № 3 «Значения показателей результативности» к  Соглашению от 26.02.2021 установлен показатель «Завершено строительство и  реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и  водоподготовки, предусмотренных региональными программами, нарастающим  итогом», срок исполнения 31.12.2021. 


Согласно отчету о расходах в целях софинансирования которых  предоставляется субсидия по состоянию на 01.01.2022, объем финансирования и  кассовых расходов за 2021 год составил 36 855 859 руб. 09 коп., в том числе за  счет средств, источником финансового обеспечения которых явились средства  федерального бюджета – 36 303 021 руб. 21 коп. 

Вместе с тем, управлением установлено и судами подтверждено, что  объект капитального строительства по состоянию на дату проведения  контрольного мероприятия в эксплуатацию введен не был, не функционировал,  заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта  капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе  требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности  объекта капитального строительства приборами учета используемых  энергетических ресурсов Государственного комитета Республики Башкортостан  по жилищному и строительному контролю не получено, акт ввода объекта в  эксплуатацию по состоянию на дату проведения контрольного мероприятия не  оформлен. 

С учетом выявленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции  правомерно признал, что плановое значение показателя результативности  «Завершено строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого  водоснабжения и водоподготовки, предусмотренных региональными  программами, нарастающим итогом» в 2021 году фактически достигнут не был и  по состоянию на 01.01.2022 эти нарушения не устранены, что в силу подпункта  «б(1)» пункта 10 и пункта 16 Правил № 999 является основанием для возврата из  бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет бюджетных  средств в объеме, рассчитываемом по соответствующей формуле. 

Судом апелляционной инстанции учтено, что в части произведенного  Управлением расчета подлежащих возврату средств Администрацией  возражений не заявлено. 

В этой связи оснований признавать не соответствующим закону пункт 1  оспоренного представления о возврате из бюджета Республики Башкортостан в  федеральный бюджет более 17 446 718,236 рублей у суда округа не имеется. 

Относительно пункта 2 представления суд апелляционной инстанции  правомерно исходил из следующего. 

Пунктом 6.1.10 Соглашения от 12.02.2019 ФБУ «ФЦСИП» определено  учреждением, осуществляющим строительный контроль. 

Приказом Минстроя России от 13.03.2020 № 121/пр ФБУ «ФЦСИП»  определено учреждением, осуществляющим строительный контроль в части  федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» в рамках  реализации соглашений о предоставлении субсидий (иных межбюджетных  трансфертов) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской  Федерации, заключенных с Минстроем России. Приказ Минстроя России от  13.03.2020 № 121/пр зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской  Федерации 24.03.2020 № 57832 (приказ утратил силу с 21.10.2021). 

В соответствии с частью 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса  Российской Федерации в отношении отдельных объектов капитального 


строительства, строительство, реконструкцию которых планируется  осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета,  Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает  решение о проведении строительного контроля федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным  указанному органу государственным (бюджетным или автономным)  учреждением. 

Указанное решение Правительства Российской Федерации закреплено  разделом III Особенностей реализации отдельных мероприятий государственной  программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным  жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  17.12.2010 № 1050 (далее - Постановление № 1050), согласно которому  строительный контроль по объектам капитального строительства,  финансируемым (софинансируемым) за счет средств федерального бюджета в  рамках Программы, осуществляется в случаях, определяемых Минстроем  России, подведомственным Минстрою России ФБУ «ФЦСИП». 

Данная норма в отношении проведения строительного контроля ФБУ  «ФЦСИП» была введена в Постановление № 1050 постановлением  Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1012 «О внесении  изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». 

Случаи осуществления ФБУ «ФЦСИП» строительного контроля  определены приказом Минстроя России от 13.03.2020 № 121/пр (далее - Приказ   № 121/пр) «Об определении случаев осуществления федеральным бюджетным  учреждением «Федеральный центр по сопровождению инвестиционных  программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства  Российской Федерации строительного контроля по объектам капитального  строительства, финансируемых (софинансируемых) за счет средств  федерального бюджета в рамках государственной программы Российской  Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными  услугами граждан Российской Федерации». 

В частности установлено, что по объектам, софинансируемым за счет  субсидий из федерального бюджета, в том числе в рамках федеральных проектов  «Чистая вода» и «Оздоровление Волги», строительный контроль проводит ФБУ  «ФЦСИП». 

 Таким образом, как верно указал суд апелляционной инстанции,  выполнение ФБУ «ФЦСИП» строительного контроля по объектам федеральных  проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» вытекает из положений  Постановления № 1050. 

Частью 4 статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997   № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено, что  постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации  обязательны к исполнению в Российской Федерации. 


При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции Российской  Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории  Российской Федерации. Таким образом, в рамках реализации мероприятий  Программы в части заключения контрактов на осуществление строительного  контроля в приоритетном порядке действует Постановление № 1050. 

Установив, что по объекту «Проектирование и строительство водозабора и  сетей водоснабжения с. Кумлекуль, д. Якшиваново, с. Горново, с. Красный Яр, д.  Карюгино, д. Опытное хозяйство МР Уфимский район Республики  Башкортостан» заключен муниципальный контракт от 28.10.2019 № УЦЗ №  01/19/158 с Государственным бюджетным учреждением «Республиканский  градостроительный центр» на осуществление авторского надзора за  строительством объекта в соответствии с Соглашением от 07.11.2021   № 80652000-1-2019-016, то есть заключен муниципальный контракт на  выполнение работ по строительному контролю объекта «Проектирование и  строительство водозабора и сетей водоснабжения с. Кумлекуль, д. Якшиваново,  с. Горново, с. Красный Яр, д. Карюгино, д. Опытное хозяйство MP Уфимский  район Республики Башкортостан» с организацией, не предусмотренной приказом  Минстроя России от 13.03.2020 № 121/пр., суд апелляционной инстанции  правомерно заключил, что  Администрацией не выполнены обязательства, в  части осуществления строительного контроля по объекту «Проектирование и  строительство водозабора и сетей водоснабжения с. Кумлекуль, д. Якшиваново,  с. Горново, с. Красный Яр, д. Карюгино, д. Опытное хозяйств МР Уфимский  район Республики Башкортостан» ФБУ «ФЦСИП». 

При этом судом апелляционной инстанции правомерно учтено, что  указание в качестве оснований для отказа в заключении контракта с ФБУ  «ФЦСИП» на добросовестное осуществление своих обязанностей ЗАО «ЭНГС»  не может быть принято как обстоятельство исключающее выявленное  Управлением нарушение, поскольку из письма Минстроя России от 30.04.2020   № 16821-МЕ/05, субъектам Российской Федерации необходимо было принять  меры по перезаключению контрактов на выполнение строительного контроля с  ФБУ «ФЦСИП» по объектам, реализуемым в 2020-2022 годах в рамках  федеральных проектов «Чистая вода» и «Оздоровление Волги, по которым ранее,  до вступления в силу Приказа № 121/пр, были заключены контракты с иными  организациями, наделенными полномочиями по проведению строительного  контроля. 

Таким образом, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в  материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд  апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для  признания оспариваемого ненормативного акта недействительным. 

Оснований для переоценки данных выводов судом округа не установлено.

Изложенные в кассационной жалобе доводы общества подлежат  отклонению, поскольку по существу выражают несогласие с произведенной  судом апелляционной инстанции оценкой установленных по делу обстоятельств,  что не может быть положено в основу отмены принятого по делу обжалуемого  судебного акта по результатам кассационного производства. 


Иных оснований для удовлетворения кассационной жалобы суд округа не  находит. 

Нормы материального права применены апелляционным судом правильно.  Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288  АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом  кассационной инстанции не выявлено. 

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению  без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 11.09.2023 по делу № А07-1308/2023 Арбитражного суда Республики  Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации  муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – без  удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий С.О. Иванова 

Судьи Е.О. Черкезов 

 Т.П. Ященок