ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-9043/21 от 09.12.2021 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9043/21

Екатеринбург

15 декабря 2021 г.

Дело № А76-20082/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2021 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Челябинский радиозавод «Полет» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.06.2021 по делу № А76-20082/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

акционерного общества «Челябинский радиозавод «Полет» -
Вильчик Е.И. (доверенность от 15.11.2021 № 82/2021/128);

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области – Жидкова А.Ю. (доверенность
от 18.01.2021 № 16).

Акционерное общество «Челябинский радиозавод «Полет» (далее – общество «ЧР «Полет») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – управление) о признании недействительным уведомления об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав от 23.01.2020
№ 74/001/236/2019-6470, обязании произвести государственную регистрацию права собственности на объект вспомогательного назначения – проходная «Северная» (КПП-2 с переходом) общей площадью 557,3 кв. м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Челябинская обл., г. Челябинск, Центральный район, ул. Тернопольская, д. 6.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Строймастер», общество с ограниченной ответственностью «Бизнесинжиниринг».

Решением суда первой инстанции от 08.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.08.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «ЧР «Полет» просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательства. Ссылаясь на выводы специалиста общества с ограниченной ответственностью  «Центр оценки и консалтинга «АММАКС» Каракуловой М. А., изложенные в заключении  от 07.10.2021 № 08.10/2021, выводы эксперта, изложенные в заключении эксперта № 27/11-200А76-20082/2020-ЗЭ-316, заявитель  оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о том, что возведение проходной «Северная» является реконструкцией производственного корпуса № 3 с кадастровым номером 74:36:0515001:333. По мнению заявителя, для установления факта реконструкции либо отсутствия таковой, являющегося обстоятельством, имеющим существенное значение для разрешения настоящего спора по существу, суду следовало надлежащим образом исследовать указанный вопрос, в том числе путем назначения судебной экспертизы с постановкой перед экспертом соответствующего вопроса. Вместе с тем, при назначении экспертизы вопрос о реконструкции объекта перед экспертом судом первой инстанции не ставился. Заявитель полагает, что представил надлежащие доказательства, подтверждающие вспомогательное (обслуживающее) по отношению к основному строению назначение проходной «Северная» (КПП-2 с переходом). По мнению заявителя, выводы судов о возможности самостоятельного использования здания проходной прямо опровергаются заключением эксперта № 27/11-200А76-20082/2020-ЗЭ-316.

Кроме того, к судебному заседанию от заявителя поступили пояснения в отношении земельных участков. Заявитель поясняет, что нежилое здание «Проходная «Северная» (КПП – 2 с переходом» имеет только проекционное наложение надземного контура образуемого объекта (перехода) на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0515001:267.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ)
под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ
государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ
основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В силу части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ
к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, в том числе документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ
документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и вменение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015  № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу пункта 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав  может быть обжалован заинтересованным лицом в суде.

На основании пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).

Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.

Согласно части 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009
№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

 В соответствии с позицией Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенной в письме от 25.06.2009 № 19669-ИП/08
«О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства», под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

Также, согласно части 7 статьи 16 Федерального закона от 30.12.2009
№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания или сооружения, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания или сооружения. С этой целью расчетные значения усилий в элементах строительных конструкций и основании здания или сооружения должны быть определены с учетом коэффициента надежности по ответственности, принятое значение которого не должно быть ниже:

1) 1,1 - в отношении здания и сооружения повышенного уровня ответственности;

2) 1,0 - в отношении здания и сооружения нормального уровня ответственности;

3) 0,8 - в отношении здания и сооружения пониженного уровня ответственности.

Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТу 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2014 № 1974-ст.

Согласно пункту 10.1 ГОСТа 27751-2014 в зависимости от класса сооружений (п. 3.1) при их проектировании необходимо использовать коэффициенты надежности по ответственности, минимальные значения которых приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Минимальные значения коэффициента надежности по ответственности

Класс сооружений

Уровень ответственности

Минимальные значения коэффициента надежности по ответственности

КС-3

Повышенный

1,1

КС-2

Нормальный

1,0

КС-1

Пониженный

0,8

Примечание - Для зданий высотой более 250 м и большепролетных сооружений (без промежуточных опор) с пролетом более 120 м коэффициент надежности по ответственности следует принимать не менее 1,2 (1,2).

Согласно пункту 10.2 ГОСТа 27751-2014 класс и уровень ответственности сооружений, а также численные значения коэффициента надежности по ответственности устанавливаются генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в задании на проектирование, но не ниже тех, которые указаны в таблице 2.

Для разных конструктивных элементов сооружений допускается устанавливать различные уровни ответственности и соответственно назначать различные значения коэффициента надежности по ответственности.

В соответствии с приложением А ГОСТа 27751-2014 к классу настоящий стандарт устанавливает следующую классификацию сооружений:

Класс сооружений КС-1: а) теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей; б) сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.

Класс сооружений КС-2: здания и сооружения, не вошедшие в классы КС-1 и КС-3.

Класс сооружений КС-3: а) здания и сооружения особо опасных и технически сложных объектов.

По смыслу положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

Пределы правовой экспертизы документов определяются в числе прочего и необходимостью обеспечения баланса публичных интересов. В этой связи при проведении правовой экспертизы документов учитывается, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 07.10.2019 общество «ЧР «Полет» обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации прав на недвижимое имущество
№ 74/001/236/2019-6470, о государственном кадастровом учете недвижимого имущества № 74-0-1-170/3836/2019-5032 в отношении объекта – проходная «Северная» (КПП-2 с переходом) общей площадью 557,6 кв. м, расположенная по адресу: г. Челябинск, Центральный район, ул. Тернопольская, д.6.

Управлением 22.10.2019 вынесено уведомление № 74/001/236/2019-6470 о приостановлении государственной регистрации в соответствии с пунктом 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ до 22.01.2020 в связи с тем, что обществу  «ЧР «Полет» необходимо уточнить координаты объекта и представить надлежаще оформленный технический план.

Уведомлением  от 23.01.2020 № 74/001/236/2019-6470 управление отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении заявленного объекта.

Полагая, что решение ответчика, выраженное в уведомлении
от 23.01.2020 № 74/001/236/2019-6470, нарушает права и законные интересы общества «ЧР «Полет», заявитель обратился в суд.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что на государственную регистрацию объекта обществом
«ЧР «Полет» представлены следующие документы согласно описи от 07.10.2019: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 07.10.2019 № 74/001/236/2019-6470, доверенность от 30.05.2019 № 4151978 серии 74АА, заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 07.10.2019 № 74-0-1-170/3836/2019-5032, технический план здания, оптический компакт-диск, опись документов, принятых для оказания государственных услуг от 05.09.2019, заключение
от 18.07.2019, уведомление от 20.08.2019, платежное поручение от 03.09.2019 № 6304 (22 000 руб.).

Суды установили, что согласно заключению от 18.07.2019 № 160/18 о соответствии вспомогательному функциональному назначению здания проходной, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Тернопольская, д. 6, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью «Центр экспертизы и управления недвижимым имуществом», по адресу: г. Челябинск, ул. Тернопольская, 6, на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0515001:270 общей площадью 23 568 кв. м расположен комплекс нежилых производственных зданий общества «ЧР «Полет». Собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:0515001:270 согласно представленным документам является общество «ЧР «Полет». Объект недвижимости – нежилое здание «Проходная «Северная» (КПП-2 с переходом) общей площадью 557,3 кв. м, используемое в качестве контрольно-пропускного пункта, является объектом вспомогательного назначения по отношению к основному нежилому зданию производственный цех № 41 общей площадью 32 938,8 кв. м с кадастровым номером 74:36:0515001:321 и не имеет возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Нежилое здание с крытым переходом имеет прочную связь с землей посредством фундамента и относится к объектам капитального строительства…Фактическое наложение образуемого объекта недвижимости на объект недвижимости с кадастровым номером 74:36:0515001:3807 отсутствует, имеется только проекционное наложение надземного контура (12/12) образуемого объекта недвижимости, поскольку объект недвижимости с кадастровым номером 74:36:0515001:3807 – это объект наземный одноэтажный…». Здание «Проходная «Северная» (КПП – 2 с переходом) от основного здания обеспечено водоснабжением, канализацией, отоплением, электричеством. Здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0515001:270, 74:36:0515001:267, 74:36:0515001:2751, 74:36:0515001:2752, 74:36:0515001:2753, 74:36:0515001:2886, 74:36:0515001:3744.

Управлением 22.10.2019 вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации № 74/001/236/2019-6470, срок приостановления с 22.10.2019 по 22.01.2020, в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно при нанесении координат характерных точек контура здания на дежурную кадастровую карту выявлено, что местоположение здания, в отношении которого представлено заявление, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости частично совпадает с местоположением здания с кадастровым номером 74:36:0702013:333, в связи с чем необходимо уточнить координаты объекта недвижимости и представить надлежаще оформленный технический план.

Управлением 19.11.2019 вынесено уведомление № 74/001/236/2019-6470 об отказе в снятии приостановления.

Общество «ЧР «Полет» 06.12.2019 представило следующие документы согласно описи: заявление о представлении дополнительных документов
от 06.12.2019 № 74/001/239/2019-7084, доверенность от 13.05.2019 № 4151978 серии 74АА, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта  незавершенного строительства, оптический компакт-диск, заключение от 18.07.2018 № 160/18, письмо о направлении согласия от 06.11.2019 № 103/2019, письмо о направлении согласия от 04.12.2019.

От общества «ЧР «Полет» 10.01.2020 представлены также следующие документы согласно описи: заявление о представлении дополнительных документов от 10.01.2020 № 74-0-1-170/3836/2020-19, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, оптический компакт-диск.

 Управлением 14.01.2020 вынесено уведомление № 74/001/236/2019-6470 об отказе в снятии приостановления.

Управлением 23.01.2020 вынесено уведомление № 74/001/236/2019-6470 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объекта.

Согласно содержанию заключения управления № 74/001/236/2019-6470 «В соответствии с заключением кадастрового инженера, проведенным в техническом плане от 14.11.2019, а также заключением от 18.07.2018 № 160/18 проходная «Северная» (КПП-2 с переходом), в отношении которой представлены документы на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности заявителя, является зданием. При этом данное здание используется в качестве вспомогательного объекта по отношению к основному нежилому зданию – производственный цех № 41, общей площадью 32 938,8 кв. м с кадастровым номером 74:36:0515001:321 и не имеет возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Вместе с тем согласно представленному проекту здания «Проходная Северная» (КПП № 2 с переходом) шифр 01-2014-АС1, выполненному обществом с ограниченной ответственностью «ИК «ТОР», а также поэтажным планам здания, приведенным в техническом плане от 14.11.2019, проходная «Северная» (КПП № 2 с переходом) конструктивно связана на уровне 2 этажа (план на отметке +5,100) с нежилым помещением с кадастровым номером 74:36:0515001:2891, которое расположено в нежилом здании - производственный корпус № 3 общей площадью 12 193 кв. м с кадастровым номером 74:36:0515001:333. При этом, помещения 2 этажа (план на отметке +5,100) нежилого здания проходная «Северная» (КПП № 2 с переходом) согласно вышеуказанным документам имеют общий переход из названных помещений проходной «Северная» (КПП № 2 с переходом) в помещение с кадастровым номером 74:36:0515001:2891. Наличие конструктивной связи нежилого здания – проходная «Северная» (КПП № 2 с переходом) с иным объектом недвижимости не позволяет квалифицировать данный объект в качестве отдельного объекта кадастрового учета – здания. Учитывая изложенное, здание – проходная «Северная» (КПП № 2 с переходом) не может быть квалифицировано в качестве вспомогательного объекта недвижимого имущества. Кроме того, указанные обстоятельства позволяют квалифицировать возведение проходной «Северная» (КПП № 2 с переходом) как реконструкцию нежилого здания – производственный корпус № 3, общей площадью 12 193 кв. м с кадастровым номером 74:36:0515001:333…».

Придя к выводу о том, что возведение проходной «Северная» (КПП № 2 с переходом) является реконструкцией здания, что требует изменения сведений кадастра недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости в отношении такого здания - производственный корпус № 3, должно производиться на основании выданного уполномоченным органом местного самоуправления разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта недвижимого имущества, управление направило межведомственный запрос в Комитет градостроительства и архитектуры г. Челябинска с целью представления сведений о том, выдавалось ли разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, либо о предоставлении информации о том, является ли указанное здание вспомогательным объектом, соответствующим требованиям пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно представленному ответу от 07.11.2019 № 21953/гасн на указанный выше запрос Комитет градостроительства и архитектуры г.Челябинска представил информацию о том, что Администрацией г.Челябинска в отношении испрашиваемого объекта на земельных участках с кадастровыми номерами: 74:36:0515001:270, 74:36:0515001:267, 74:36:0515001:2751, 74:36:0515001:2752, 74:36:0515001:2753, 74:36:0515001:2886, 74:36:0515001:3744 разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавались.

Исследовав и оценив приведенные в техническом плане, экспертном исследовании и проектной документации сведения, суды выявили наличие в составе двухэтажного нежилого здания - проходная «Северная» (КПП-2) камеры хранения, комнаты контролеров, комнаты оформления пропусков, подсобные помещения, лестницы, тамбур, класс инструктажа, двух санузлов, технических помещений.

Суды установили, что указанные помещения предназначены для размещения и организации службы охраны, осуществления иных видов деятельности, что свидетельствует о дополнительном функциональном использовании, наряду с организацией в спорном помещении проходной предприятия.

Кроме того, суды установили, что проходная «Северная» (КПП № 2 с переходом) конструктивно связано на уровне 2 этажа (план на отметке + 5,100) с нежилым помещением с кадастровым номером 74:36:0515001:2891, которое расположено в нежилом здании - производственный корпус № 3, общей площадью 12 193 кв. м с кадастровымномером 74:36:0515001:333.При этом помещения 2 этажа (план на отметке +5,100) нежилого здания проходная «Северная» (КПП № 2 с переходом) имеют общий переход из названных помещений проходной «Северная» (КПП № 2 с переходом) в помещение с кадастровым номером 74:36:0515001:2891.

Учитывая изложенное, суды заключили, что фактически возведение проходной «Северная» (КПП № 2 с переходом) является, в том числе реконструкцией нежилого здания – производственный корпус № 3, общей площадью 12 193 кв. м с кадастровым номером 74:36:0515001:333.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества «ЧР «Полет» также пояснил суду, что проходная «Северная» (КПП
№ 2 с переходом) конструктивно связана на уровне 2 этажа с нежилым помещением с кадастровым номером 74:36:0515001:2891, которое расположено в нежилом здании - производственный корпус № 3, путем демонтажа окна в указанном помещении, переход является воздушным, связи с землей не имеет.

Таким образом, с учетом указанных обстоятельств суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о том, что возведение проходной «Северная» (КПП-2 с переходом) влечет за собой учет изменений сведений кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости в отношении нежилого здания - производственный корпус № 3, общей площадью 12 193 кв. м с кадастровым номером 74:36:0515001:333 на основании выданного уполномоченным органом местного самоуправления разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта недвижимого имущества.

Вместе с тем,  принимая во внимание, что такого разрешения орган местного самоуправления не выдавал, суды пришли к выводу о законности оспариваемого обществом «ЧР «Полет» уведомления управления об отказе в государственной регистрации в указанной части.

Пределы правовой экспертизы документов, представленных для государственной регистрации документов, регистрирующим органом нарушены не были.

Кроме того, исследовав второе основание для отказа управления в государственной регистрации, а именно размещение объекта на двух земельных участках (с кадастровыми номерами 74:36:0515001:270 и 74:36:0515001:267), суды установили следующее.

В  уведомлении управление указало, что при нанесении координат характерных точек контура здания на дежурную кадастровую карту выявлено, что указанное здание расположено также на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0515001:267.  При этом в техническом плане от 14.11.2019 сведения о расположении здания проходная «Северная» (КПП № 2 с переходом) в том числе на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0515001:267 отсутствуют.

 Суды установили, что в техническом плане здания от 14.11.2019 в характеристиках объекта недвижимости указаны кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположен объект недвижимости: 74:36:0515001:270, 74:36:0515001:2751, 74:36:0515001:2752, 74:36:0515001:2753, 74:36:0515001:2886, 74:36:0515001:3744.

В заключении № 160/18 указано, что здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами: 74:36:0515001:270, 74:36:0515001:267, 74:36:0515001:2751, 74:36:0515001:2752, 74:36:0515001:2753, 74:36:0515001:2886, 74:36:0515001:3744

Перечисленные документы представлены на государственную регистрацию согласно описи от 07.10.2019.

Кроме того, во исполнение уведомления о приостановлении государственной регистрации общество «ЧР «Полет» представило в управление согласно описи от 06.12.2019, в том числе технический план здания от 14.11.2019, в котором указаны кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположен объект недвижимости: 74:36:0515001:270, 74:36:0515001:2751, 74:36:0515001:3828, 74:36:0515001:2753, 74:36:0515001:2886, 74:36:0515001:3744.

Исследовав и оценив указанные доказательства, суды заключили, что представленная на государственную регистрацию прав техническая документация содержит противоречивые сведения о местоположении здания на земельном участке (участках).

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали правомерным выраженный в решении от  23.01.2020
№ 74/001/236/2019-6470 отказ управления в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на заявленное сооружение в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации, и отказали в удовлетворении заявленных требований общества «ЧР «Полет».

Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют обстоятельствам дела, установленным в результате  исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств (статья 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Приведенные обществом «ЧР «Полет» в кассационной жалобе доводы, направленные на опровержение выводов судов о том, что объект  не является вспомогательным сооружением и имеет иное целевое назначение, о реконструкции объекта, сводятся к установлению иных фактических обстоятельств дела и переоценке представленных и исследованных судами доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что выводы судов опровергаются заключением судебной экспертизы, о необходимости назначения по делу судебной экспертизы с постановкой иного вопроса эксперту, рассмотрены судом кассационной инстанции, отклоняются судом с учетом того, что правовой статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами, в данном деле оцененными судами и достаточными для рассмотрения дела по существу.

         Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.06.2021 по делу № А76-20082/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Челябинский радиозавод «Полет» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               И.А. Татаринова

Судьи                                                                            М.В. Торопова

                                                                                             Н.Г.  Беляева