ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-9052/2023 от 22.01.2024 АС Пермского края

66668991527614

арбитражный суд уральского округа

пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000 http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9052/23


Екатеринбург

25 января 2024 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 г. Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Купреенкова В.А.,

судей Полуяктова А.С., Суспициной Л.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мегастрой» (далее - общество «Мегастрой», истец), общества с ограниченной ответственностью «Профит» (далее -общество «Профит»), индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по делу №А50-32371/2022 Арбитражного суда Пермского края.

Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество «Мегастрой», общество «Профит», предприниматель обратились в Арбитражный суд Пермского края с иском к Администрации города Перми (далее - администрация, ответчик), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее - департамент)

о взыскании каждому по 626 666 руб. 66 коп. компенсации за присоединение к

газопроводу, 10 600 руб. расходов по оплате госпошлины, а также 25 000 руб. в возмещение обществу «Мегастрой» расходов на проведение оценки (с учетом уточнения требований, принятого судов в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципального казенного учреждения «Управление технического заказчика»

(далее - учреждение), акционерное общество «Газпром газораспределение Пермь» (далее - общество «Газпром газораспределение Пермь»).

Решением суда от 08.06.2023 исковые требования удовлетворены к администрации. В удовлетворении иска к департаменту отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 решение суда отменено. В удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе общество «Мегастрой», общество «Профит», предприниматель просят постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителей, судом нарушены положения ст. 1, 6 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доводы истцов сводятся к наличию у них права на взыскание с ответчиков платы за подключение к газопроводу. Заявители поясняют, что на строительство газопровода ими понесены расходы, размер которых подтвержден представленным отчетом об определении размера компенсации. Заявители не согласны с выводом апелляционного суда о том, что ответчик не мог извлечь доход в связи с использованием имущества истцов, осуществлял социально значимую функцию по газификации жилых домов граждан без привлечения их средств, поскольку деятельность ответчика как публичного образования в основе своей финансируется за счет средств граждан, в том числе их объединений, в виде налогов, на истцов не возложена обязанность бесплатно обеспечивать физических лиц правом на жилище, в рассматриваемом случае, в виде бесплатного предоставления своего газопровода для врезки газопровода ответчика.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество «Мегастрой», общество «Профит», предприниматель являются собственниками (1/3) в праве общей долевой собственности на линейный объект недвижимого имущества, газопровода среднего давления, общей протяженностью 1811,5 (1875) метров с кадастровым номером 59:01:3210335:30, адрес места нахождения - <...>, Орджоникидзевский р-н (начало - врезка в существующую сеть) (далее -газопровод 1). Большая часть газопровода 1 находится под землей, часть газопровода находится над землей.

Администрацией в целях исполнения муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Перми», утвержденной постановлением администрации от 19.10.2018 № 794 организована газификация жилых домов деревни Ширяиха Орджоникидзевского района города Перми.

Между учреждением (заказчик) и обществом "Газпром газораспределение Пермь» (подрядчик) заключён муниципальный контракт от 15.11.2021 № 27 для газоснабжения жилых домов в микрорайоне Ширяиха, в соответствии с пунктом 1.1. которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по подготовке и приёмке в эксплуатацию, врезке, пуску газа в газопроводы среднего, низкого давления и ГРПШ для газоснабжения жилых домов в соответствии требованиями СП 62.13330.2011, приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления в микрорайонах индивидуальной застройки г. Перми: в микрорайоне Ширяиха, в соответствии с условиями настоящего контракта и Приложением №1 «Локальный сметный расчёт №02­01-01».

Согласно пункту 1.2. контракта финансирование выполнения работ по
подготовке к пуску и первичному пуску газа в газопроводы для газоснабжения
в микрорайоне Ширяиха предусмотрено в соответствии с пунктами 1.1.1.2.1.1.
подпрограммы «Модернизация и комплексное развитие систем коммунальной
инфраструктуры»
муниципальнойпрограммы«Развитие

жилищнокоммунального хозяйства города Перми», утвержденной постановлением администрации от 19.10.2018 № 794.

В соответствии с разделом 3 контракта общая стоимость работ составила 2 483 334 руб. 78 коп., в том числе НДС 20%.

Финансирование настоящего контракта осуществляется в рамках лимитов средств, доведённых до заказчика в соответствии с действующим законодательством РФ. Заказчик и подрядчик в случае изменения лимитов бюджетных обязательств оформляют дополнительное соглашение об изменении условий финансирования контракта.

Расчет стоимости работ по контракту произведён, в том числе, в соответствии с приказами общества «Газпром газораспределение Пермь» от 25.10.2020 № ЦО-426 «Об утверждении прейскуранта на услуги общества «Газпром газораспределение Пермь».

Результатом по контракту являлось выполненные работы по подготовке и приёмке в эксплуатацию, врезке, пуску газа в газопроводы среднего, низкого давления и ГРПШ для газоснабжения жилых домов в микрорайоне Ширяиха.

Общество «Газпром газораспределение Пермь» исполнило обязательства по контракту.

Между учреждением и обществом «Газпром газораспределение Пермь» подписан акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 13.12.2021.

Согласно выписке из ЕГРН, вышеуказанный газопровод зарегистрирован в качестве объекта недвижимости (сооружения) (кадастровый номер 59:01:0000000:91530) и принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Пермь.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества города Перми (РМИ г. Перми) от 31.01.2023 №19-01-31-221 в РМИ г. Перми учитывается газопровод с кадастровым номером 59:01:0000000:91530, расположенный по адресу: г. Пермь, мкр. Ширяиха.

Соглашением от 30.09.2022 к договору на обеспечение технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну г. Перми, от 20.04.2018 №СЭД-059-19-16-60 Газопровод 2 передан на обслуживание учреждению «Городская коммунальная служба».

Спорный газопровод является действующим, посредством него осуществляется транспортировка газа для обеспечения домов.

Из искового заявления следует, что ответчики осуществили врезку в Газопровод 1 вновь построенного газопровода пропускной способностью 390 куб. м/час для газоснабжения деревни Ширяиха Орджоникидзевского района города Перми, воспользовавшись частью пропускной способности газопровода истцов, которая в процентном соотношении составляет 22,9 % (390 100 / 1700), тем самым, избежав расходов на строительство нового газопровода за счёт истцов.

Ссылаясь на то, что непосредственно, ответчиками произведена незаконная врезка в отсутствие согласия собственников на подключение (технологическое присоединение) объекта, полагая, что ответчики сберегли денежные средства за счет истцов, тем самым обогатились за счет истцов, последние обратились в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

В подтверждение расчёта компенсации истцами представлен отчет общества с ограниченной ответственностью «ОК Тереза» по заказу общества «Мегастрой» от 14.09.2022 № 198-1/22-Т, согласно которому, рыночная стоимость размера компенсации (стоимости доли газопровода), подлежащей выплате (использованной) администрацией при присоединении к газопроводу с кадастровым номером 59:01:3210335:30 с пропускной способностью 1700 куб. м/час новой ветки газопровода, пропускной способностью 390 куб. м/час, по состоянию на 12.09.2022 составляет 1 880 000 руб.

Указав, что общие полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе имущественных вопросов, а также выполнение возложенных на муниципалитет задач по подготовке населения к использованию газа, отнесены к функциям администрации, суд первой инстанции, удовлетворяя иск к администрации. Правовых оснований для взыскания компенсации с департамента суд не установил.

Отменяя решение суда, и отказывая в иске, апелляционный суд исходил из следующего.

Согласно статьям 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, а также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненно наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69 -ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении), система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация ­организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

Данные понятия в системе действующего правового регулирования, направлены, в том числе на обеспечение определённости правового статуса участников правоотношений в сфера газоснабжения, к числу которых относятся и собственники газораспределительных сетей и газотранспортные организации и на формирование экономически обоснованных цен (тарифов) в сфере газоснабжения.

В соответствии со статьей 27 Закона о газоснабжении организации -собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предназначенный для транспортировки указанными организациями газ должен соответствовать требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (ред. от 15.04.2014) «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Согласно пункту 34 указанного постановления в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее - основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.

Пунктом 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществам и иными газораспределительным организациям поручено обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).

Во исполнение указанного поручения постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила № 1547).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1547: - «подключение (технологическое присоединение)» - это совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности; - «исполнитель» - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов; - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов; - «основной абонент» - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.

В пункте 30 Правил № 1547 установлено, что исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением.

Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на дату подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанную дату не утратившие силу, и которые на дату рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.

В соответствии с пунктом 48 Правил № 1547 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя. Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса. Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.

Основной абонент (юридическое лицо) не вправе препятствовать подключению (технологическому присоединению) к принадлежащим ему сетям газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.

В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводовотводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (пункт 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.

Таким образом, как верно указано апелляционным судом, газопровод относится к имуществу, в отношении которого действует специальный правовой режим, обусловленный его функциональным назначением, в связи с чем правомочия собственника указанного имущества ограничены в законодательном порядке.

Учитывая, что с помощью сетей, принадлежащих истцам, осуществляется газификация жилых домов поселка Ширяиха, суд верно установил, что истцы не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

На основании изложенного, апелляционный суд обоснованно счел, что действующее законодательство не содержит норм о некой компенсации или плате за врезку в газопровод основному владельцу сетей, тем более, что истцы не понесли каких-либо убытков или затрат от такой врезки.

По заявлению представителя истцов в суде апелляционной инстанции отобранный газ из газопровода никак не повлиял на их деятельность.

Исходя из закрепленных в статье 5 Закона о газоснабжении принципов единых правовых основ формирования рынка и ценовой политики для всех собственников газораспределительных систем, выручка истцов от использования объектов газоснабжения должна определяться исходя из регулируемого тарифа.

Иное означало бы возможность получить плату за пользование газораспределительными сетями и компенсировать затраты на их содержание и эксплуатацию в обход действующего законодательства.

Вместе с тем истцы в уполномоченный орган для установления тарифа по их объекту не обращались.

При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции о том, что ответчик осуществлял социально значимую функцию по газификации жилых домов граждан без привлечения их средств, не мог извлечь доход в связи с использованием имущества истцов, а истцы, в свою очередь, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей, взимать плату за подключение, является обоснованным.

С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отменил решение суда, и отказал в удовлетворении иска.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм права, не учитывают установленные обстоятельства по делу, по существу указанные доводы направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов суда, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении дела имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу требований ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судами с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

Таким образом, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по делу №А50-32371/2022 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мегастрой», общества с ограниченной ответственностью «Профит», индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПредседательствующийВ.А. Купреенков

СудьиА.С.Полуяктов

Л.А.Суспицина