ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-9093/21 от 16.12.2021 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9093/21

Екатеринбург

20 декабря 2021 г.

Дело № А07-31182/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  20 декабря 2021 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е. А.,

судей Вдовина Ю. В., Черкезова Е. О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2021 по делу № А07-31182/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Министерство торговли и услуг Республики Башкортостан (далее – заявитель, Министерство, лицензирующий орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Гефест» (далее – ООО «Гефест», общество) об аннулировании лицензии № 02РПА0005163 серии 02 АА № 000087 от 23.06.2017.

ООО «Гефест» обратилось со встречным заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан № 0035/71-рг от 19.01.2021 о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серии 02 АА № 000087 регистрационный номер 02РПА0005163 от 23.06.2017.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2021 в удовлетворении заявленных требований Министерства об аннулировании лицензии отказано. Встречное заявление ООО «Гефест» удовлетворено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований и об отказе в удовлетворении требований, заявленных обществом, настаивая на наличии оснований для аннулирования лицензии. Так заявитель указывает, что ООО «Гефест» в период приостановления распоряжением от 16.09.2020 № 0567/20-рг (далее – распоряжение от 16.09.2020) действия лицензии на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции, что в соответствии с пунктом 5 части 3.1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), является основанием для аннулирования лицензии.

По мнению подателя жалобы, получив сведения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах о  наличии у лицензиата неоплаченного административного штрафа, лицензирующий орган не вправе устанавливать по какой причине юридическому лицу назначено административное наказание в виде штрафа; осуществление данных действий со стороны лицензирующего органа действующим законодательством не предусмотрено.

Министерство указывает, что судебными актами признано незаконным распоряжение от 19.01.2021 № 0035/71-рг (далее – распоряжение от 19.01.2021), однако распоряжение от 16.09.2020 незаконным не признавалось и не обжаловалось, в то время как фактически оно судом также признано незаконным.

Как видно из материалов дела и установлено судами, 23.06.2017 ООО «Гефест» выдана лицензия № 02РПА0005163 серии 02 АА № 000087 на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции в месте нахождения обособленного подразделения (магазина). Срок действия указанной лицензии (с учетом продления) определен с 23.06.2017 по 22.06.2021.

Распоряжением Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (процессуальный правопредшественник Министерства; далее – Госкомитет, лицензирующий орган) от 16.09.2020 и в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ  действие лицензии приостановлено с 17.09.2020 на срок, необходимый для устранения нарушения, но не превышающий шести месяцев. Основанием для приостановлении действия лицензии послужила выявленная по данным Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах неуплата обществом в установленный срок административного штрафа в размере 200 000 рублей, назначенного Министерством сельского хозяйства Челябинской области за правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), совершенное в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ).

Распоряжением Госкомитета от 21.09.2020 № 0571/20-рг действие лицензии возобновлено.

В рамках рассмотрения поданного обществом заявления о возобновлении действия лицензии от 18.09.2020, установлено, что согласно отчету «Журнал учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 17.09.2020 по 21.09.2020 по указанному времени за каждые сутки с 00:00 по 17:00», полученного посредством запроса сведений через личный кабинет на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольной продукции, обществом в период приостановления срока действия лицензии (с 17.09.2020 по 21.09.2020) осуществлена розничная продажа алкогольной продукции в количестве 19 единиц.

В обоснование выявленной реализации алкоголя общество указало на  позднее получение распоряжения о приостановлении действия лицензии.  Как пояснило общество, распоряжение от 16.09.2020 № 0567/20-рг было получено им по электронной почте и его содержание стало известно 17.09.2020. Сразу после ознакомления с указанным распоряжением продажа алкогольной продукции была прекращена (последняя продажа 17.09.2020 в 15 час. 43 мин., что подтверждается кассовым чеком   № 16); обществом в Госкомитет было направлено обращение об отмене распоряжения о приостановлении действия лицензии, что подтверждается скриншотом 17.09.2020 в 16 час. 47 мин.

Лицензирующий орган, полагая, что продажа обществом алкогольной продукции в период приостановления действия лицензии свидетельствует о грубом уклонении общества от исполнения возложенных на него обязанностей, возникших в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности, распоряжением от 19.01.2021 приостановило действие лицензии и обратилось в арбитражный суд с требованием об аннулировании лицензии.

ООО «Гефест», считая, что распоряжением от 19.01.2021 нарушаются его права и законные интересы,  обратилось в суд со встречным требованием о признании недействительным названного распоряжения.

Отказывая в удовлетворении требований Министерства, суды исходили из отсутствия законных оснований для аннулирования лицензии, выданной ООО «Гефест», поскольку ретроспективное исследование и оценка фактических обстоятельств, действий лицензирующего органа приводит к выводу о незаконности заявленных требований Министерства.

Удовлетворяя встречные требования ООО «Гефест», суды исходили из того, что приостановление действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции распоряжением от 19.01.2021 явилось прямым следствием изначально неправомерных действий лицензирующего органа.

Данные выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации, а также практике его применения на основании следующего.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе в случае выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.

Как было указано ранее, основанием для приостановления действия лицензии (распоряжение от 16.09.2020) послужили выводы лицензирующего органа, сделанные на основе информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, о неуплате ООО «Гефест» в установленный срок административного штрафа, назначенного Министерством сельского хозяйства Челябинской области за правонарушение в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ.

В целях полного и объективного выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела по существу и принятия законного и обоснованного судебного акта, судом первой инстанции направлен запрос к Министерству сельского хозяйства Челябинской области.

Из  представленных на запрос суда сведений следует, что 22.11.2019 в отношении ООО «Гефест» Министерством сельского хозяйства Челябинской области вынесено постановление № 503/19 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 5 статьи 14.19 КоАП РФ в размере       200 000 рублей.

Судами  установлено также, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2020 по делу № А76-49419/2019 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случае неуплаты лицензиатом, по данным Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, совершенное в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В связи с изложенным, правильными являются выводы судов о том, что у лицензирующего органа, в связи с отсутствием у общества неисполненной обязанности по оплате административного штрафа, не имелось законных оснований для приостановления распоряжением от 16.09.2020 действия лицензии общества.

Невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии является одним из оснований для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.

В силу части 12 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как препятствует возможности заниматься определенным видом деятельности, существенно ограничивает хозяйственную деятельность лица, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Таким образом, наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным и безусловным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии без исследования фактических обстоятельств.

Доводы Министерства о том, что суды неправомерно исследовали фактические обстоятельства дела в ретроспективе, подлежат отклонению, поскольку в данном случае вопрос законности требований лицензирующего органа об аннулировании лицензии общества непосредственно связан с предшествующими действиями лицензирующего органа.

Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

Судами установлено, что вынесение распоряжения от 16.09.2020 основано на ошибочном убеждении лицензирующего органа о наличии у общества неисполненной обязанности по уплате административного штрафа. После получения от общества обращения от 17.09.2020 об отмене распоряжения о приостановлении действия лицензии, распоряжение от 16.09.2020 было отменено, действие лицензии возобновлено.

Продолжение реализации ООО «Гефест» алкогольной продукции в период действия распоряжения от 16.09.2020 вызвано отсутствием у общества информации об издании указанного распоряжения, реализация прекращена 17.09.2020 сразу после получения названного распоряжения.

Соответственно, оснований для издания 19.01.2021 распоряжения о приостановления действия лицензии и для обращения в суд за аннулированием такой лицензии у Министерства не имелось.

Суд округа приходит к выводу о том, что обжалованные судебные акты приняты судами при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения апелляционным судом и им дана надлежащая правовая оценка. Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела в суде кассационной инстанции, заявитель жалобы фактически просит произвести переоценку доказательств, оцененных судами, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.05.2021 по делу № А07-31182/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             Е.А. Поротникова

Судьи                                                                          Ю.В. Вдовин

Е.О. Черкезов