Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9137/21
Екатеринбург
06 декабря 2021 г. | Дело № А60-10285/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Беляевой Н.Г., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, теруправление, ТУ Росимущества в Свердловской области) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2021 по делу
№ А60-10285/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества
с ограниченной ответственностью «ИМЗ» (далее – общество «ИМЗ») Бассейн А.С. (доверенность от 04.01.2021 № 01/21).
Общество «ИМЗ» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа ТУ Росимущества
в Свердловской области, оформленного письмом от 13.11.2020 № 66.07/12973, в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении на заинтересованное лицо обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем вынесения решения
о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Заявленные требования обоснованы ссылками на пункты 12, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ
ТУ Росимущества в Свердловской области № 66.07/12973 от 13.11.2020
в предварительном согласовании обществу «ИМЗ» земельного участка. Обязать Теруправление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества «ИМЗ» путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению общества «ИМЗ»
от 20.10.2020 исх. № 23. С Теруправления в пользу общества «ИМЗ» взыскано 3000 руб. – в возмещение расходов по уплате государственной пошлины».
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества
в Свердловской области обжаловало решение суда первой инстанции
в апелляционном порядке.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 06.09.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Свердловской области просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает на то, что при разработке представленной схемы небыли учтены требования пункта 4 «Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 (далее – Требования). Ссылается на то, что представленная заявителем схема в форме электронного документа не соответствует бумажному варианту. Отмечает, что необходимые сведения в составе представленной схемы отсутствуют. Полагает, что указанная схема не соответствует требованиям действующего законодательства и не может быть согласована.
В отзыве на кассационную жалобу общество «ИМЗ» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявитель является владельцем следующих сооружений, расположенных на земельном участке площадью 85 613 кв. м, с кадастровым номером 66:41:0612057:613, местоположение: <...> (далее – земельный участок): 1) железнодорожный путь № 1, протяженность 279 м, кадастровый номер 66:41:0612903:115; 2) железнодорожный путь № 2, протяженность 199 м, кадастровый номер 66:41:0612903:75;
3) железнодорожный путь № 3, протяженность 187 м, кадастровый номер 66:41:0612903:36; 4) железнодорожный путь № 4, протяженность 186 м, кадастровый номер 66:41:0612903:109; 5) железнодорожный путь № 5, протяженностью 295 м, кадастровый номер 66:41:0612903:83. Обременений со стороны третьих лиц на указанный земельный участок не имеется.
Заявитель 21.10.2020 по почте, а также 23.10.2020 на электронный адрес tn66@rosim.ru направил в адрес заинтересованного лица заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать, с приложением документов: Выписки из ЕГРП (копии), доверенности на представителя (копия), предварительной схемы межевания, соглашения о пользовании земельным участком от 23.09.2019, SchemaParcels_B216A829-lEDB-3196-E053-8806800A99F0.zip.
Факт получения документов по почте, а также на электронный адрес подтверждается описью вложения и отчетом с электронной почты заявителя, заинтересованным лицом не оспаривается.
На электронный адрес bassein@tse-e.ru от заинтересованного лица 23.12.2020 поступил ответ, согласно которому заявителю было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на пункт 4 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России
от 27.11.2014 № 762, по мотивам отсутствия в заявлении схемы отображения границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги и т.п.), в масштабе обеспечивающем читаемость графической информации.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
На основании пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Приказом Минэкономразвития РФ N 762 утверждены исчерпывающие требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Согласно пункту 6 Требований к подготовке схемы расположения земельных участков в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории указываются: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
В пункте 7 Требований к подготовке схемы расположения земельных участков предусмотрено, что в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" кадастрового плана территории при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений. При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заявление общества «ИМЗ» заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать, схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, отказ ТУ Росимущества в Свердловской области, от 13.11.2020 № 66.07/12973, в предварительном согласовании предоставления земельного участка, принимая во внимание, что в представленной заявителем итоговой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории указаны условные номера образуемых земельных участков, площадь земельных участков, список координат характерных точек границ образуемых земельных участков, графическое изображение образуемых земельных участков, сведения об утверждении схемы расположения земельного участка; что представленная схема соответствует Требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка; что соответственно отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка был незаконным; что прав и законные интересы заявителя должны быть восстановлены заинтересованным лицом путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с чем при отсутствии иных опровергающих доказательств, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что на схеме обозначены границы земельных участков и кадастровых кварталов, объекты капстроительства, зоны с особыми условиями территории и другие необходимые сведения. Схема в виде электронного документа, подготовленного с помощью сервиса https://www.rosreestr.gov.ru, позволяет изменять масштаб просмотра схемы испрашиваемого земельного участка, в связи с чем верно отклонен довод заявителя о не читаемости графической информации.
Несоответствие представленной схемы обязательным требованиям заинтересованным лицом не доказано (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемый отказ управления незаконным, препятствующим осуществлению деятельности общества, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным
в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, кроме того, указанные доводы, по существу, направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также
в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016
N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.05.2021 по делу
№ А60-10285/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий И.А. Краснобаева
Судьи Н.Г. Беляева
Т.В. Сулейменова