ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-9772/21 от 08.02.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9772/21

Екатеринбург

10 февраля 2022 г.

Дело № А50-10056/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Полуяктова А.С.,

судей Тороповой М.В., Татариновой И.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.06.2021 по делу № А50-10056/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края,  приняли участие представители:

Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Министерство,  заинтересованное лицо) – Ложкина Е.Н. (доверенность от 2.04.2021);

общества с ограниченной ответственностью "Красный Октябрь" (далее – общество "Красный Октябрь") – Тищенко И.М. (доверенность от 03.01.2022).

Общество "Красный Октябрь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства в приеме дополнения к лесной декларации, выраженного в письме от 14.04.2021 № 30-01-250.2-2050.

Решением суда от 16.06.2021 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства в приеме дополнения к лесной декларации, выраженный в письме от 14.04.2021 № 30-01-20.2-2050. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав общества «Красный Октябрь» путем принятия дополнения к лесной декларации от 06.04.2021 б/н.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых  требований. Заявитель ссылается на необходимость применения к спорным отношениям норм части 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации. Заявитель утверждает, что в защитных лесах по общему правилу проводятся выборочные рубки, сплошные рубки проводятся в строго предусмотренных законом случаях (часть 3 статьи 111, часть 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации). Заявитель отмечает, что положениями лесного законодательства установлены ограничения в осуществлении заготовки древесины (рубок лесных насаждений) в защитных лесах. Министерство считает, что суды необоснованно сослались на положительное заключение экспертной комиссии, утвержденное Приказом Минприроды от 16.10.2020 №СЭД-30-01-02-795, поскольку данное заключение признало лишь соответствие действующему законодательству изменений, вносимых в проект освоения лесов, но не подтверждало законность действий общества «Красный Октябрь» по выбору вида рубок в защитных лесах. Кроме того, Министерство отмечает, что не получили судебную оценку предоставленные им доказательства (письмо Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 20.04.2021 № ИС-06-42-/8078, акт проверки Рослесхоза от 02.10.2020 № 20/2020). По его мнению, планируемая обществом «Красный Октябрь» деятельность противоречит действующему лесному законодательству (как на момент обращения за предоставлением участка, так и на момент рассмотрения спора) и несовместима с целевым назначением и полезными функциями особо ценных защитных лесов.

В возражениях на кассационную жалобу общество "Красный Октябрь" просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, обжалуемые судебные акты оставить без изменения.

Как следует из материалов дела, между индивидуальным предпринимателем Неволиным В.Ю. и Министерством заключен договор аренды лесного участка от 15.01.2008  № 1 для заготовки древесины.

Срок действия договора установлен с 01 февраля 2008 года по 31 января 2057 года (пункт 22 договора).

В последующем права и обязанности по договору от предпринимателя Неволина В.Ю. переданы Неволину И.В., о чем между сторонами подписано дополнительное соглашение от 23 марта 2018 года № 4.

Далее, права и обязанности по договору от Неволина И.В.  переданы обществу "Красный Октябрь", о чем между сторонами подписано дополнительное соглашение от 23 июля 2018 года № 5.

Обществом "Красный Октябрь" разработаны соответствующие изменения в проект освоения лесов. При этом проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания производственных площадок, составляет по ликвидному запасу всего 1,281 тыс. куб. м.

Изменения в проект освоения лесов прошли государственную экспертизу, получено положительное заключение экспертной комиссии, утвержденное приказом Минприроды ПК от 16.10.2020 № СЭД-30-01-02-795.

Обществом "Красный Октябрь" в Министерство направлено дополнение к ранее поданной лесной декларации для заготовки древесины на арендуемом лесном участке в связи с проведением сплошных рубок лесных насаждений при создании объектов лесной инфраструктуры.

Министерство письмом от 14.04.2021 № 30-01-20.2-2050 отказало в приеме дополнения к лесной декларации в связи с установленным частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации запретом на проведение сплошных рубок в защитных лесах.

Полагая, что отказ Министерства в приеме дополнения к лесной декларации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, общество "Красный Октябрь" обратилось в суд с настоящим заявлением.

Признавая оспариваемый отказ Министерства незаконным и удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в данном случае направление заявителем дополнений к лесной декларации № 0840/3 от 30.12.2020 по использованию лесов для заготовки древесины на арендуемом по договору № 1 от 15.01.2008 лесном участке обусловлено внесением изменений в проект освоения лесов, необходимость в которых возникла по причине создания на арендуемом участке лесной инфраструктуры, в том числе производственных площадок, которые входят в перечень объектов лесной инфраструктуры. Данные изменения в проект освоения лесов прошли государственную экспертизу, на которые получено положительное заключение экспертной комиссии, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 16.10.2020 № СЭД-30-01-02-795. Учитывая нормы лесного законодательства, разрешающие создание в защитных лесах, относящихся к категории лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, и ценных лесов, лесной дороги, производственной площадки, лесопогрузочного пункта (статьи 13, пункт 3 части 2 статьи 16, пункт 1 части 1 статьи 25, пункты 1-3 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р), принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, соответствие дополнений к лесной декларации, прошедшим государственную экспертизу и получившим положительное заключение, проекту освоения, и, учитывая невозможность освоения арендатором лесов, в том числе защитных, их защиту и охрану без создания объектов лесной инфраструктуры лесов, суды пришли к выводу, что отказ в приеме дополнений к лесной декларации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя. При этом доводы заинтересованного лица о невозможности создания производственных площадок в защитных лесах посредством сплошных рубок со ссылками на часть 3 статьи 111, часть 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции были отклонены как основанные на неправильном толковании норм закона.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального права и норм процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене в связи со следующим.

В соответствии с нормами части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу статей 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. При этом все представленные доказательства оцениваются арбитражным судом на предмет их относимости к рассматриваемому делу, допустимости и достоверности.

Министерство письмом от 14.04.2021 № 30-01-20.2-2050 отказало в приеме дополнения к лесной декларации в связи с установленным частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации запретом на проведение сплошных рубок в защитных лесах.

В обоснование заявленных требований общество «Красный Октябрь» указало на то, что принятое Министерством решение об отказе в приеме дополнения к лесной декларации является незаконным и нарушающим его права и интересы, поскольку часть 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации применяется в отношении объектов, которые не связаны с созданием лесной инфраструктуры; освоение лесов, в том числе и защитных лесов, а также их защита и охрана, невозможны без создания объектов лесной инфраструктуры. Кроме того, дополнение к лесной декларации соответствует прошедшему государственную экспертизу и получившему положительное заключение проекту освоения лесов.

Один из принципов лесного законодательства – сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов  в интересах обеспечения  права каждого на благоприятную окружающую среду (пункт 2 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Исходя из содержания пункта 1 части 1 статьи 25, частей 1 и 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины является одним из видов использования лесов и представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, которая осуществляется, если иное не установлено указанным кодексом, на основании договоров аренды лесных участков.

Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами; для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (части 2-4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, установлено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с приведенными правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением указанных в данной норме случаев).

В силу части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации определены категории защитных лесов, к которым отнесены, в частности, леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, а также леса, расположенные в водоохранных зонах, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, ценные леса, городские леса.

Исходя из принципа соблюдения целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций, Лесной кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 12 установил, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В настоящее время условия и ограничения освоения защитных лесов, осуществления в них определенных видов деятельности, в том числе осуществления заготовки древесины (рубок лесных насаждений), урегулированы нормами главы 17 Лесного кодекса Российской Федерации, а также законодательством о правовом режиме особо охраняемых природных территорий.

Действующее законодательство безусловного запрета на осуществление заготовки древесины и рубок в защитных лесах, а также предоставление земельных участков в таких лесах в аренду в указанных целях не содержит.

Однако в защитных лесах по общему правилу проводятся выборочные рубки. Случаи, при которых возможно проведение сплошных рубок в защитных лесах, прямо предусмотрены частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно: 1) в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 21 данного кодекса; 2) в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено названным кодексом.

Частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, допускаются в целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 данной статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), а именно в целях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Предусмотренные частью 5 указанной статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан в защитных лесах допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 названной статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).

Иное может быть предусмотрено Лесным кодеком Российской Федерации (например, части 2, 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации – для защитных лесов, расположенных на особо охраняемых  природных территориях).

Таким образом, во всех других случаях сплошные рубки в защитных лесах запрещены, в том числе и для создания объектов лесной инфраструктуры.

          Исходя из действующего законодательства, в защитных лесах допускается создание объектов лесной инфраструктуры, в том числе производственных площадок. Но их создание не может нарушать правовой режим защитных лесов и возможно, если при этом не осуществляются сплошные рубки лесных насаждений.

Согласно проекту освоения лесов на арендуемом обществом «Красный Октябрь» земельном участке имеются защитные леса: леса, расположенные  в водоохранных зонах; леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

          Поскольку в дополнении к лесной декларации №0840/3 от 30.12.2020  обществом «Красный Октябрь» запроектированы  сплошные рубки в защитных лесах с целью создания объектов лесной инфраструктуры (производственных площадок), суд кассационной инстанции признает обоснованными доводы Министерства о том, что данное дополнение к лесной декларации нарушает требования действующего лесного законодательства, в связи с чем не могло быть принято.

Согласно  письму Рослесхоза  от 20.04.2021 3 ИС-06-42-/8078 (том 1, л.д. 124-126) Федеральным агентством  лесного хозяйства сделан вывод о том, что создание объектов инфраструктуры  в защитных лесах  возможно только в том случае, если не осуществляются сплошные рубки.

При этом суд кассационной инстанции не может согласиться со ссылкой судов на утвержденное Министерством положительное заключение  экспертной комиссии по внесению изменений в проект освоения лесов ввиду того, что данное заключение не влечет обязанности Министерства по принятию  дополнений к лесной декларации, не соответствующих действующему законодательству. Кроме того, изменения в проект освоения лесов не содержали сведений о форме рубок.

На основании изложенного и в связи с тем, что судами неверно применены нормы материального права, что повлияло на правильность выводов судов, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

 Пи этом суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт по данному спору, отказав в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 16.06.2021 по делу № А50-10056/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2021 по тому же делу отменить.

     В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Красный Октябрь» отказать.

     Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               А.С. Полуяктов

Судьи                                                                            М.В. Торопова

                                                                                             И.А. Татаринова