ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-105 от 11.09.2009 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«18» сентября 2009 г.            Дело № А38-2168/2009                     г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2009 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Вопиловского Ю.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой С.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл  в интересах

ГУ РМЭ «Оршанское лесничество»

к ответчику Отделению по Оршанскому району УФК по РМЭ

о признании незаконными действий по приостановлению операций по расходованию денежных средств на лицевом счете должника

с участием третьих лиц  1) Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Республике Марий Эл, 2) Министерства финансов Республики Марий Эл, 3) Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл,

с участием представителей:

от заявителя – Алтынбаева Ф.Р.,  старший помощник прокурора РМЭ,

от ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» - Рыбаков С.В. по доверенности от 29.07.2009,

от ответчикаШвалев Г.С. по доверенности от 27.07.2009 № 10-01/413,

от третьих лиц – 1) Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по Республике Марий Эл – не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ;

2) Министерство финансов Республики Марий Эл – Николаева Т.В. по доверенности от 01.06.2009 № 166;

3) Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл - не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, в интересах ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» (далее – Оршанское лесничество, Учреждение, Лесничество) с требованием о признании незаконными действий Отделения по Оршанскому району Управления федерального казначейства по РМЭ (далее – Отделение Федерального казначейства, орган казначейства), выразившихся в приостановлении осуществления операций по расходованию денежных средств на лицевом счете ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» № 03082А02471 в связи с неисполнением исполнительного листа Арбитражного суда Республики Марий Эл № 002881 от 17.11.2008г. по делу № А38-3944/2008-12-249 (т.1, л.д.10-13, 76-78, 143,144).

К участию в деле  в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Республики Марий Эл, Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по РМЭ и Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл (т.1, л.д.1-4).

Обосновывая свои требования, заместитель прокурора РМЭ ссылается на неправильное применение Отделением Федерального казначейства пункта 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ, поскольку у Оршанского лесничества не имелось возможности исполнить исполнительный документ, в связи с отсутствием средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и средств бюджетного финансирования на соответствующие цели.

В судебном заседании заместитель прокурора РМЭ полностью поддержал заявленные требования.

Оршанское лесничество в отзыве, дополнении к отзыву на заявление, в судебном заседании полностью поддержало требования заместителя прокурора РМЭ о признании незаконными действий Отделения Федерального казначейства. Пояснило, что доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, имеющиеся по состоянию на 01.01.2009г., и полученные в 2009 году, израсходованы Лесничеством в сумме 435 784 руб. 31 коп. на уплату недоимок, пеней, штрафов, процентов по исполнительным листам; в сумме 8 487 руб. 80 коп. на уплату профсоюзных взносов; в сумме 1 440 руб. на уплату государственной пошлины по исполнительным листам. Согласно бюджетной росписи на 2009 г. Учреждению не было выделено бюджетное финансирование на погашение задолженности по налогам, возникшей за прошлые налоговые периоды. Оршанское лесничество обращалось к главному распорядителю бюджетных средств, Министерству лесного хозяйства РМЭ с запросами – требованиями о выделении дополнительного финансирования для уплаты обязательных платежей, но такое финансирование Лесничеству не было выделено (т.1, л.д.82, т.2, л.д.105-108).

Ответчик, Отделение Федерального казначейства, в отзыве, дополнении к отзыву на заявление и судебном заседании пояснил, что с 10.07.2009 г. были возобновлены  операции  на лицевом счете Оршанского лесничества, в связи с чем, орган казначейства считает, что оспариваемые действия не нарушают права и законные интересы Учреждения, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме (т.1, л.д.93-95, 146-148).

Третье лицо, Межрайонная инспекция ФНС России № 5 по РМЭ, в отзыве на заявление поддержало позицию ответчика, просило отказать в удовлетворении требований заместителя прокурора РМЭ. Пояснило, что органом казначейства правомерно применена мера принуждения в виде приостановления операций по расходованию средств на лицевом счете Лесничества, поскольку последним не исполнен исполнительный документ по делу № А38-3944/2008-12-249 о взыскании штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 25 000 руб. за неуплату НДС; не приняты меры по предъявлению в арбитражный суд заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта.

Министерство  финансов Республики Марий Эл в отзыве, дополнении к отзыву на заявление, в судебном заседании пояснило, что спорная задолженность образовалась у Оршанского лесничества, в том числе, в связи  с осуществлением предпринимательской деятельности. В связи с отсутствием у Лесничества  средств от осуществления предпринимательской и  иной приносящей доход деятельности, им неоднократно направлялись запросы-требования в адрес главного распорядителя  средств бюджета о необходимости выделения ему  дополнительных лимитов бюджетных обязательств в целях исполнения исполнительного документа. Однако главным распорядителем необходимые денежные средства выделены не были. Таким образом, по мнению Министерства, Оршанское лесничество предприняло все меры, предусмотренные законом для исполнения исполнительного листа. Согласно бюджетной росписи на 2009 г. ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» доведены бюджетные ассигнования в размере 2 489 315 руб. Перечисление Оршанским лесничеством указанных средств на исполнение исполнительно листа арбитражного суда, в счет погашения задолженности, образовавшейся от осуществления предпринимательской деятельности за прошлые периоды, в соответствии со статьей 289 БК РФ может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств.

Исполнение спорного  исполнительного листа возможно за счет дополнительно выделенных средств бюджетного финансирования. В связи с изложенным, Министерство финансов РМЭ считает возможным удовлетворить требования  заместителя прокурора РМЭ (т.1, л.д.115-119, т.2, л.д.1-6).

Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл в отзыве на заявление пояснило, что дополнительное финансирование Оршанскому лесничеству не выделялось, доведенные до заявителя бюджетные ассигнования на 2009 г. не могут быть направлены на исполнение исполнительного листа по делу № А38-3944/2008-12-249, в связи с чем, просит удовлетворить требования заместителя прокурора РМЭ. Свои доводы Министерство обосновывает ссылкой на статью 83 Лесного кодекса РФ (т.1, л.д.121,122).

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 10.09.2009г. по 11.09.2009г.

Третьи лица, МИФНС России № 5 по РМЭ, Министерство лесного хозяйства РМЭ, извещены о дате, времени и месте продолжения судебного заседания арбитражного суда первой инстанции под роспись в протоколе судебного заседания от 10, 11 сентября 2009г.

После перерыва для участия в деле представители МИФНС России № 5 по РМЭ, Министерства лесного хозяйства РМЭ не явились. Согласно части 1 статьи 123 АПК РФ указанные третьи лица считаются извещенными надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия треть- их лиц, МИФНС России № 5 по РМЭ, Министерства лесного хозяйства РМЭ по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Как следует из материалов дела,  решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.10.2008 по делу № А38-3944/2008-12-249 по заявлению МИФНС России № 5 по РМЭ с ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» взыскан в бюджет штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 25 000 руб. за неуплату НДС за декабрь 2007г. Кроме того, по итогам рассмотрения дела арбитражным судом с Учреждения в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 500 руб. в уменьшенном размере (т.1, л.д.41,42, т.2, л.д.93,94).

На основании указанного решения налоговому органу 17 ноября 2008 г. выдан исполнительный лист № 002881 о взыскании в бюджет штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 25 000 руб. за неуплату НДС (т.1, л.д.108,109).

Согласно Уставу, основными функциями Оршанского лесничества являются организация рационального, многоцелевого непрерывного и неистощительного использования лесов; организация воспроизводства лесов, обеспечение соблюдения лесного законодательства, осуществление полномочий по государственной лесной охране лесов. Названными полномочиями лесничества наделены в соответствии с положениями статьи 83 Лесного кодекса РФ (т.1, л.д.18-32).

Лесничество имеет единственный лицевой счет № 03082А02471, открытый  в Отделении по Оршанскому району Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл. По данному счету проводятся операции, как с бюджетными средствами, так и со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Письмом МИФНС России № 5 по РМЭ от 21.01.2009 № 03-11/305 исполнительный лист № 002881 от 17.11.2008 передан для принудительного исполнения ответчику (т.1, л.д.110).

21.01.2009г. исполнительный лист № 002881 поступил в Отделение по Оршанскому району Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл. Уведомлением от 21.01.2009г. Отделение Федерального казначейства известило должника о поступлении указанного исполнительного документа (т.1, л.д.38, 111).

08.02.2008г., 13.01.2009г., 04.05.2009г. Оршанское лесничество в соответствии с пунктом 4 статьи 242.4  БК РФ направляло в адрес главного распорядителя бюджетных средств (Министерство лесного хозяйства РМЭ) запросы - требования о выделении дополнительных объемов финансирования расходов для погашения задолженности по обязательным платежам (т.1, л.д.50-52).

Заявленные должником денежные средства выделены не были.

В связи с неисполнением должником исполнительного листа № 002881 Отделение Федерального казначейства, в соответствии с пунктом 7 статьи 242.4 БК РФ, с 21.04.2009г. приостановило операции по расходованию денежных средств по лицевому счету Оршанского лесничества № 03082А02471, о чем в адрес должника направлено соответствующее уведомление (т.1, л.д.37, 112).

30.04.2009г. ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» направило в Отделение Федерального казначейства информацию о том, что указанная в исполнительном листе арбитражного суда задолженность образовалась в связи с осуществлением Лесничеством предпринимательской деятельности в 2007 году. Учреждением приняты все зависящие от него меры по получению бюджетного финансирования для погашения задолженности по обязательным платежам, но такое финансирование не было выделено (т.1, л.д.39,40).

Письмом от 30.04.2009 № 10-03/205 Отделение Федерального казначейства известило Учреждение о законности действий по приостановлению расходования средств по лицевому счету (т.1, л.д.53).

04.05.2009г. Лесничество обратилось в Прокуратуру Оршанского района Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными действий Отделения Федерального казначейства по приостановлению операций по расходованию средств на лицевом счете (т.1, л.д.46).

Руководствуясь частью 1 статьи 52, статьей 198 АПК РФ, федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Оршанскому району УФК по Республике Марий Эл, выразившихся в приостановлении осуществления операций по расходованию денежных средств на лицевом счете ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» № 03082А02471 в связи с неисполнением  исполнительного листа Арбитражного суда Республики Марий Эл № 002881 от 17.11.2008 г. по делу № А38-3944/2008-12-249.

Законность и обоснованность оспариваемых действий Отделения Федерального казначейства  проверены арбитражным судом первой  инстанции в соответствии с положениями статей 197-201 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона  от  02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пунктом 3 статьи 239, пунктом 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, производится в соответствии с бюджетным законодательством.

Согласно пункту 9 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В силу статьи 242.4 БК РФ органы Федерального казначейства наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Согласно указанным нормам права исполнительный документ в данном случае направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно абзацу 3 пункта 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 242.4  БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, согласно пункту 5 статьи 242.4  БК РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов учреждений субъекта  Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования  расходов в соответствии с запросом-требованием.

Во исполнение положений названной статьи ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» 08.02.2008г., 13.01.2009г., 04.05.2009г. направляло главному распорядителю средств бюджета  Республики Марий Эл (Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл) запросы-требования о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств для погашения задолженности по исполнительным листам на взыскание обязательных платежей (т.1, л.д.50-52).

Арбитражным судом установлено, что согласно бюджетной росписи на 2009 (т.1, л.д.54, т.2, л.д.98), уведомления о лимитах бюджетных обязательств республиканского бюджета РМЭ на 2009 (т.2, л.д.97) Оршанскому лесничеству не предусмотрено ассигнований для уплаты задолженности по обязательным платежам (недоимок, пеней, штрафов), образовавшейся за предшествующие периоды; средства дополнительного финансирования заявителю по его запросам – требованиям выделены не были. Данный факт подтвержден Министерством финансов РМЭ, Министерством лесного хозяйства РМЭ; ответчиком и МИФНС России № 5 по РМЭ не оспаривается.

По данным лицевого счета получателя бюджетных средств, у Учреждения имелись средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, имеющиеся по состоянию на 01.01.2009г., и полученные в 2009 году, которые полностью израсходованы, в том числе в сумме 435 784 руб. 31 коп. на уплату недоимок, пеней, штрафов, процентов по исполнительным листам; в сумме 8 487 руб. 80 коп. на уплату профсоюзных взносов; в сумме 1 440 руб. на уплату государственной пошлины по исполнительным листам (т.2, л.д.102, 105).

В связи с изложенным, у Оршанского лесничества в период приостановления операций по лицевому счету отсутствовали бюджетные ассигнования и средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности для погашения задолженности по штрафу по исполнительному листу № 002881 от 17.11.2008 г. по делу № А38-3944/2008-12-249. Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд, оценив по правилам статей 65, 71, 162, части 5 статьи 200 АПК РФ все доказательства в совокупности и взаимной связи, установил, что должник, Оршанское лесничество, предпринял все, предусмотренные бюджетным законодательством меры для исполнения исполнительного листа № 002881.

По смыслу  положений статьи 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 4 статьи 200 АПК РФ,  в предмет доказывания по делу об оспаривании действий государственных органов входит проверка оспариваемых действий (бездействия) на предмет их соответствия закону или иному нормативному правовому акту, наличия полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также установление, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий (бездействия) требованиям закона или иного нормативного правового акта, возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Оценивая правомерность действий Отделения Федерального казначейства по приостановлению расходных операций по лицевому счету Оршанского лесничества,  арбитражный суд исходил из следующего.

Согласно статье 282 БК РФ приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.

В соответствии с правилами статьи 281 БК РФ под нарушением бюджетного законодательства признается  неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Данное определение содержит два признака, характеризующих совершенное деяние (действия или бездействие) в качестве нарушения бюджетного законодательства РФ, - противоправность и наказуемость.

Поскольку приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является согласно статье 282 БК РФ мерой принуждения, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства, она может быть применена, если должник имеет соответствующие лимиты бюджетных обязательств, либо средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но уклоняется от представления в орган казначейства заявки на расходование средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа.

Как установлено арбитражным судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, Отделение Федерального казначейства приостановило расходные операции по лицевому счету Оршанского лесничества в связи с неисполнением последним в установленный срок исполнительного листа Арбитражного суда РМЭ № 002881. Согласно данному исполнительному листу с должника подлежит взысканию задолженность в виде штрафа по НДС, возникшая, в том числе, в связи с осуществлением им предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Исходя из толкования абзаца 5 пункта 3 статьи 242.4 БК РФ в его системной взаимосвязи с положениями  пункта 9 статьи 161 БК РФ исполнение исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником  предпринимательской и иной приносящей доход деятельности  разрешается  исключительно за счет средств, полученных от этих видов деятельности, в пределах их остатка, учтенных на лицевом счете.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, исходя из системного толкования норм бюджетного законодательства, мера воздействия в виде приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника может быть применена, если должник имеет соответствующие лимиты бюджетных обязательств, либо средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но уклоняется от представления в орган казначейства заявки на расходование средств, в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа.

Арбитражным судом установлено, что в течение приостановления операций по лицевому счету у Оршанского лесничества отсутствовали средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и соответствующие лимиты бюджетных обязательств для исполнения исполнительного листа № 002881.

Отсутствие у должника – бюджетного учреждения средств, необходимых для погашения задолженности по исполнительному документу, нарушением бюджетного законодательства не признается.

Следовательно, в действиях Оршанского лесничества отсутствовали признаки нарушения бюджетного законодательства, предусмотренные статьей 281 БК РФ и являющиеся основанием для применения к должнику мер принуждения в виде приостановления операций по счету.

Напротив, оспариваемое приостановление расходования денежных средств,  привело к невозможности использования по целевому назначению бюджетных ассигнований, выделенных Учреждению из республиканского бюджета РМЭ, для реализации полномочий, предусмотренных статьей 83 Лесного кодекса РФ, тем самым оспариваемые действия Отделения Федерального казначейства нарушают права и законные интересы Оршанского лесничества по реализации государственных полномочий в сфере лесных отношений.

Поскольку совокупность названных обстоятельств не была учтена Отделением Федерального казначейства при  приостановлении  расходных операций по лицевому счету заявителя, а также, учитывая то, что Оршанское лесничество предприняло все необходимые меры для получения из бюджета дополнительного бюджетного финансирования, арбитражный суд  признает действия Отделения по Оршанскому району УФК по РМЭ по приостановлению операций по расходованию  средств на лицевом счете  № 03082А02471, незаконными как не соответствующие положениям статей 242.4, 281, 282 Бюджетного кодекса РФ и нарушающими права и законные интересы Лесничества.

Арбитражным судом отдельно дана оценка доводу ответчика о том, что оспариваемое действие не нарушает права и законные интересы Лесничества в связи с возобновлением  операций по его лицевому счету в органе казначейства.

Действительно, арбитражным судом установлено, что 10.07.2009г.  Отделением по Оршанскому району УФК по Республике Марий Эл возобновлены операции по лицевому счету Оршанского лесничества, о чем Лесничество извещено письмом от 10.08.2009 № 10-01/435 (т.1, л.д.149).

Между тем, данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении требований заместителя прокурора РМЭ или прекращения производства по делу по следующим основаниям.

При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 18 информационного письма от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Как следует из материалов дела, оспариваемые Лесничеством действия Отделения Федерального казначейства по приостановлению операций по лицевому счету,  препятствовали освоению  выделенных Лесничеству субсидий на выполнение  полномочий в сфере лесных отношений (посадку лесных культур, выполнение противопожарных мероприятий, контроль и пресечение самовольных порубов), тем самым противоправные действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов Лесничества в сфере лесных отношений. Кроме того, как правомерно указали заявитель и Оршанское лесничество, в письме органа казначейства от 10.08.2009 № 10-01/435 отсутствуют мотивы возобновления операций по лицевому счету, в период действия ограничений на расходование средств Учреждение не имело возможности выплачивать зарплату работникам и текущие налоги, за просрочку уплаты которых в последующем Лесничество будет нести обязанность по уплате пеней.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении требований заместителя прокурора Республики Марий Эл в интересах  ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» о признании незаконными оспариваемых действий Отделения по Оршанскому району Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл.

Государственная пошлина по итогам рассмотрения дела  взысканию не подлежит, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ  заявитель и ответчик освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл удовлетворить.

Признать незаконными действия Отделения по Оршанскому району  Управления  Федерального казначейства  по Республике Марий Эл, выразившиеся в приостановлении осуществления операций по расходованию средств на лицевом счете ГУ РМЭ «Оршанское лесничество» № 03082А02471 в связи с неисполнением исполнительного листа Арбитражного суда Республики Марий Эл № 002881 от 17.11.2008 г., выданного по делу № А38-3944/2008-12-249.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                  /Ю.А. Вопиловский/