ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12 от 06.08.2008 АС Белгородской области

Арбитражный суд Белгородской области

308600, Белгород, Народный бульвар, 135

(http://belgorod.arbitr.ru)тел.(4722)  32-35-67, 32-21-42, 32-54-37

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Белгород                                                                            

06 августа 2008г.                                                                               Дело №А08-1451/08-12

Судья  Валуйский  Николай Семенович,

при ведении протокола судьей Н.С. Валуйским                           

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального  агентства по управлению федеральным имуществом по Белгородской области  (далее – истец)

к  Войсковой  части 25624 Министерства  обороны Российской Федерации (далее – ответчик)

о  признании права собственности

тр.лицо: Администрация г.Белгорода (далее – Администрация)

ИФНС России по г.Белгороду (далее – ИФНС)

с участием представителей

от истца

от ответчика

от Администрации

от ИФНС

Лень Ю.Б. по доверенности

не явился, уведомлен

Ефимов Д.Н. по  доверенности

не явился, уведомлен 

у с т а н о в и л :

Истец обратился в Арбитражный суд  Белгородской области с исковым требованием к Войсковой части  25624 Министерства обороны РФ  о признании права собственности  Российской Федерации на земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером 31:16:02 11 009:0022Ю находящийся  по адресу г.Белгород, Восточный округ, пер. Сторожевой, д.34, на объект незавершенного строительства  кадастровый номер 31:16:02 11 009: 0022: 037634-00/003: 0001/А,  находящийся по адресу: г.Белгород, Восточный округ, пер. Сторожевой, д.34.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.

            Ответчик Войсковая часть 25624 Министерства обороны РФ в суд не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о времени  и месте судебного разбирательства. Причины неявки не сообщены. Ответчик иск не оспорил.

            Третье лицо Администрация г. Белгорода отзыв на иск не представило, в судебном заседании пояснило, что материально-правового интереса по рассматриваемому спору не имеет.

            Третье лицо Инспекция ФНС России по г. Белгороду в суд не явилось, отзывом на иск от 26.05.2008г. возражений по требованию истца не представило, заявило о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.

            На основании ст.ст. 156 АПК РФ, арбитражный суд считает возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие ответчика и третьего лица – Инспекции ФНС России по г. Белгороду.

            Исследовав материалы дела, выслушав истца и третье лицо Администрацию г. Белгорода, арбитражный суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

            Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993г № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и постановления Главы администрации г. Белгорода от 28.04.1992г. № 606 гр-ну Галиуллину Талгату Гиззатовичу был предоставлен на праве собственности земельный участок № 391 площадью 1500 кв.м. для  индивидуального строительства, расположенный по адресу: г. Белгород, Восточный район (ныне г. Белгород, пер. Сторожевой, дом 34), о чем выдано Свидетельство на право собственности на землю серии РФ VII-БЕО -23 № 153991 (л.д.45).

            Войсковая часть 25624 (заказчик) и ЗАО ЦССПО «Елена» (подрядчик) заключили Государственный Генеральный договор подряда (контракт) на выполнение подрядных строительных работ для государственных нужд № 15 от 12.02.1997г., во исполнение которого подрядчик выполнил частично работы по  строительству одноквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Белгород, пер. Сторожевой (л.д. 34-44).

            В 1999г. строительство спорного жилого дома было приостановлено.

            В Акте о приостановлении строительства объектов по в/ч 25624, в графе «Предложения по дальнейшему использованию  незавершенных строительством объектов»  командир войсковой части 25 624 указал: «Реализация» (л.д. 32-33).

            22 апреля 2005 года комиссия Территориального Управления Росимущества  по Белгородской области в составе представителей ТУ ФА по управлению федеральным имуществом по Белгородской области, войсковой части 25 624  и Курского Регионального отделения Российского Фонда Федерального имущества на основании совместного распоряжения Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом, Российского Фонда федерального имущества, Министерства Обороны РФ от 01.03.2005г. № 149 – р/9/147/3/2/21039 «О проведении проверок состояния высвобождаемого военного имущества, подлежащего реализации» провели проверку состояния имущества, подлежащего реализации.

            Комиссия установила, что на земельном участке № 391, принадлежащем на праве собственности гр-ну Галиуллину Т.Г. за счет средств федерального бюджета в период с 1992 по 1997г.г. построен 2-х этажный кирпичный дом, процент готовности объекта – 81 (л.д. 29-31).

            Поскольку строительство жилого дома было осуществлено на земельном участке, принадлежащем на праве собственности военнослужащему Галиуллину Т.Г., которому и предполагалось после окончания строительства указанного объекта  предоставить его для проживания, комиссия приняла решение установить связь с собственником земельного участка (его наследниками), провести с ними работу по безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации земельного участка под объектом незавершенного строительства – одноквартирным жилым домом.

            На указанный объект незавершенного строительства Белгородским городским филиалом государственного Учреждения технической инвентаризации Белоблтехинвентаризации   в июне 2007г. изготовлен технический паспорт, из которого следует, что объект незавершенного строительства представляет  собой жилое здание с процентом  готовности 81. Площадь объекта незавершенного строительства (подвал) литера по плану Ап  по наружному обмеру 141,8 кв.м., вход в подвал литера по плану Ап 8,4 кв.м., объект незавершенного строительства  литера  по плану А – 130, 8 кв.м., крыльцо литера по плану А – 13,4 кв.м.

            Объекту незавершенного строительства присвоен кадастровый номер 31:16:02 11 009:0022:037 634 – 00/003:0001/А (л.д. 18).

            В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащие  на  праве собственности  Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.

            Конкретный перечень объектов, относящихся к федеральной собственности определен постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020 – 1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность  республик в составе РФ, краев, областей; автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность».

            Согласно Приложению №1 к указанному постановлению, имущество вооруженных сил и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского  бюджета Российской Федерации, а также, расположенных на территории РФ  учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относится исключительно к федеральной собственности.

            Объекты незавершенного строительства литера А и литера Ап (подвал) были построены за счет средств федерального бюджета.

            Доказательств иного лицами, участвующими  в деле, не представлено.

            Согласно подп. «Г» п.1 ст. 114 Конституции Российской Федерации и пункту 15 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением  случаев, предусмотренных законодательными актами РФ, осуществляет Правительство РФ.

            Правительство Российской Федерации может делегировать определенные полномочия в отношении объектов федеральной собственности федеральным  органом исполнительной власти.

            В настоящее время полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности   Правительством РФ делегированы Федеральному Агентству по управлению федеральным имуществом (Росимущество) и Территориальным Управлениям, которые осуществляет полномочия собственника в отношении федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Белгородской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Белгородской области.

            В соответствии с Положением о ТУ ФА по управлению федеральным имуществом по Белгородской области (утверждено приказом ФА по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005г. № 37) Территориальное Управление имеет право обращаться в суд с исками и заявлениями от имени Российской Федерации в защиту государственных интересов по вопросам управления, распоряжения и использования федерального имущества, в т.ч. по вопросам признания права собственности Российской Федерации на объекты гражданских прав.

            Следовательно, ТУ ФА по управлению федеральным имуществом по Белгородской области является надлежащим истцом по делу.

            Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением  закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

            В силу разъяснения данного в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения  споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», не завершенные строительством объекты, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда, относятся к недвижимому имуществу.

            Поэтому при разрешении споров о праве собственности на не завершенные строительством объекты судам необходимо руководствоваться нормами, регулирующими правоотношения  собственности на недвижимое  имущество и совершение сделок с ним, с учетом особенностей, установленных для возникновения права собственности на не завершенные строительством объекты и распоряжения ими.

            С 01.01.2005г. ст.130 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2004 № 213 -ФЗ) объекты незавершенного строительства прямо отнесены к объектам недвижимости.

            Материалами дела подтверждается, что спорный объект более 10 лет как не является предметом действующего договора строительного подряда.

            Суд считает, что незавершенный строительством объект был создан в соответствии с действовавшим в период его создания гражданским и земельным законодательством и признает право федеральной собственности на не завершенный  строительством объект, кадастровый номер 31: 16:02 11 009: 0022:037634 – 00/003:0001/А, расположенный по адресу г. Белгород, Восточный Округ, пер. Сторожевой, 34.

            Что касается требования истца о признании права собственности  Российской Федерации на земельный участок площадью 1500 кв.м. кадастровый номер 31: 16:02 11 009: 0022, расположенный по адресу г. Белгород, Восточный Округ, пер. Сторожевой, 34, то при его решении суд исходит из следующего.

            Как указано выше, спорный земельный участок в установленном законом порядке был предоставлен в собственность гр-ну Галиуллину Талгату Гиззатовичу.

            Собственник земельного участка Галиуллин Т.Г. умер 16.04.2001г. о чем Отделом ЗАГС администрации Грайворонского района Белгородской области выдано Свидетельство о смерти I-ЛЕ № 543167 от 20.04.2001г. (л.д. 47).

            Жена Галиулина Т.Г.- Галиуллина Накия Курбангалиевна умерла 06.08.2000 г. (запись акта о смерти № 83 от 08.08.2000 г. л.д. 80).

            Сын Галиуллина Т.Г. – Галиуллин Роберт Талгатович   умер 20 апреля 2005 года о чем Отделом ЗАГС администрации Грайворонского района Белгородской области выдано Свидетельство о смерти  I-ЛЕ № 664 193 от 26.04.2005г. (л.д. 46).

            Дочь Галиуллина Т.Г.- Шведова Диляра Талгатовна 04.05.2005г заявила об отказе принять наследство имущество ее отца в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось (л.д. 48).

            Статья  1151 ГК РФ определяет возникновение выморочного имущества, если отсутствуют  наследники, и по закону, и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст.1117), либо никто  из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от  наследства и при этом  никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст.1158).

            Гражданский  кодекс определяет восемь очередей для принятия наследства. Наследниками первой очереди закон признает супруга (супругу), детей и родителей умершего. При отсутствии завещания все они имеют право на равные  доли  при разделе наследства.

            При отсутствии наследников первой очереди к наследству призываются наследники второй очереди, а именно: дедушка и бабушка умершего как со стороны отца, так и  со стороны матери, полнородные и неполнородные (то есть только по одному родителю) братья и сестры умершего. Племянники и племянницы  наследодателя наследуют по праву представления, то есть в том случае, если к моменту   открытия  наследства не осталось в живых их родителей.

            Если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья  и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления, то есть в случае, если  к моменту открытия наследства нет в живых их родителей. Как и ранее, четвертую очередь наследников по закону представляют   прадедушки и прабабушки наследодателя.

            Если нет наследников всех перечисленных очередей, к наследству призываются наследники четвертой и пятой  степеней родства. К ним относятся: в качестве наследников пятой очереди – дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные  внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки); в качестве наследников шестой очереди – дети двоюродных  внуков и  внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянницы и племянники) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные  дяди и тети).

            Если нет  наследников всех предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой  очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

            И, наконец, если даже нет ни одного наследника из всех перечисленных очередей, в наследство вступают наследники восьмой очереди. К ним относятся  нетрудоспособные иждивенцы умершего вне зависимости от степени родства, если к моменту открытия  наследства отсутствуют наследники всех предыдущих очередей и они проживали с наследодателем не менее года  до его смерти.

            И только если окажется, что нет ни одного наследника, ни по закону, ни по завещанию, то все имущество, принадлежащее наследодателю  на момент смерти, на основании ст.1151 ГК РФ считается  выморочным и переходит  к Российской Федерации.

            В пункте 3 этой же статьи определено, что порядок  наследования и учета выморочного имущества, а  также порядок передачи его в собственность субъектов Российской  Федерации или в собственность муниципальных образований определяются законом.

            Однако до настоящего времени такого закона нет, не решен законом и вопрос о том, какие именно  органы вправе или обязаны действовать в наследственном правоотношении от имени Российской Федерации.

            Так, в п. 1 ст. 125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях участвуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, квалифицирующим признаком, позволяющим  решить вопрос  о том, какой орган должен представлять Российскую Федерацию при получении выморочного имущества, является наличие таких полномочий у государственного органа и закрепление их актами, определяющими их статус.

            Пунктом 5.30 Постановления Правительства РФ от 27.11.2004г. № 691 (ред. от 19.11.2007г.) «О федеральном  Агентстве по управлению федеральным имуществом»  определено, что Федеральное Агентство принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность  Российской Федерации, а также принимает выморочное имущество, включая земельные участки (кроме земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения), акции (доли, паи) в уставном (складочном)  капитале коммерческих организаций.

            Однако согласно пункту 2  Постановления  Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 № 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

            Согласно п.1 ст.4 Федерального  закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с частью третьей ГК РФ законы и иные правовые акты  РФ, а также  акты законодательства СССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке , которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей ГК РФ. Пунктом 2 ст.4 Вводного закона установлено,  что по вопросам, которые согласно части  третьей ГК РФ могут регулироваться только  федеральными законами, действуют впредь до введения соответствующих законов изданные до введения в действие части третьей ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не  являющиеся законами, и нормативные  акты Президиума Верховного Совета РСФСР,  Президента РФ и Правительства РФ, а также применяемые на территории РФ нормативные акты Верховного Совета СССР, не  являющиеся законами и нормативные акты Президиума  Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР. Таким образом, нормативные акты, не являющиеся законами, могут применяться на территории Российской Федерации до принятия  соответствующих федеральных законов при условии, что они не  противоречат части третьей ГК РФ.

            До настоящего времени действует Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного бесхозяйного  имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683, согласно п.3 которого учет, принятие мер по охране и оценке имущества (в том числе перешедшего по наследованию к государству) возлагается на налоговые органы, а также Инструкция о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденная Министерством финансов СССР от 19.12.1984 № 185, конкретизирующая  полномочия территориальных органов МНС РФ по учету имущества, перешедшего по праву наследования к государству. В п.18 Положения о Государственной налоговой службе РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.1991 г. № 340, также закреплено, что учет , оценку и реализацию имущества, перешедшего по праву наследования к государству, осуществляют налоговые органы.

            Порядок, указанный в пункте  5.30 Положения о  Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 г. № 691, определяющий отличный от предусмотренного Положением и Инструкцией, в настоящее время не установлен.

            Таким образом, вступление в силу указанного Постановления Правительства Российской Федерации не изменило порядок учета, оценки и реализации выморочного имущества, в соответствии с которым работу по учету, оценке и реализации выморочного имущества, преходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской  Федерации, осуществляют налоговые органы в порядке, установленном Положением, и Инструкцией (в части, урегулированной  Положением и Инструкцией).

            Документом, подтверждающим право  государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое  нотариальным органом  соответствующему налоговому органу.

            Форма такого свидетельства утверждена Приказом Минюста РФ от 10.04.2002г. № 99 «Об утверждении форм  реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках  и свидетельствуемых документах».

            Отказ в совершении нотариального действия может быть обжалован налоговым органом в соответствии со статьями 33 и 39 законодательства о нотариате.

            Федеральная Налоговая служба Российской Федерации в Письме от 19.02.2007г. № 02-3-04/3 @ подтвердила, что работу по учету и реализации выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, осуществляют налоговые органы в порядке, установленном Положением об учете имущества от 29.06.1984г. и Инструкцией Минфина от 19.12.1984г.

            При рассмотрении настоящего дела, суд, в целях единообразия судебной практики, учитывает позицию Федерального Арбитражного Суда Волго-Вятского Округа от 24.04.2006г. по делу А17- 4735/5/2005, который  своим постановлением подтвердил, что при наследовании выморочного имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству, от имени Российской Федерации выступают налоговые органы.

            Следовательно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в настоящее время не может быть истцом от имени государства по требованию о признании права собственности на выморочное  имущество – земельный участок, перешедший в установленном порядке по праву наследования к государству.

            По изложенным основаниям суд отказывает Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Белгородской области в иске о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1500 кв.м. кадастровый номер 31: 16:02 11 009: 0022, расположенный по адресу г. Белгород, Восточный Округ, пер. Сторожевой, 34.

            На основании ст. 333, 37 НК РФ, суд считает, что истец, как государственный орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, от уплаты госпошлины освобожден.

            В судебном заседании был объявлен перерыв  до 10 часов 06.08.2008 г.

            Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

  1. Иск Территориального управления Федерального агентства  по управлению федеральным имуществом по Белгородской области удовлетворить частично. Признать право собственности Российской Федерации на объект незавершенного строительства кадастровый номер 31: 16:02 11 009: 0022: 037634 – 00/003:0001/А,  расположенный по адресу: г. Белгород, Восточный Округ, пер. Сторожевой, 34.
  2. В остальной части в иске отказать.
  3. Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Девятнадцатый Арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                    Н.С. Валуйский