АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Якутск Дело №58-425/09
20.02.2009г.
Резолютивная часть решения оглашена 13.02.2009г., решение изготовлено 20.02.2009г.
Арбитражный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б., рассмотрев в судебном разбирательстве дело по заявлению Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» к Северному территориальному (межрайонному) отделу Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 12.12.2008г. №41, при ведении протокола судьей, с участием представителя ФГУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» - ФИО1 по доверенности от 01.12.2008г. №10/10-60,
установил:
Федеральное государственное учреждение «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее Учреждение) обратилось с заявлением к Северному территориальному (межрайонному) отделу Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) (далее административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.12.2008г. №41.
В основание заявления Учреждение указывает: действия Учреждения по использованию земельного участка под метеорологическую площадку не образуют состав вменяемого административного правонарушения, поскольку не являются самовольным занятием (захватом) в силу положений статьи 13 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»; на момент составления Протокола №41 от 28.11.2008г. об административном правонарушении Учреждением инициирован процесс государственной регистрации данного земельного участка, на момент привлечения к административной ответственности выполнены работы по отводу земельного участка (топографическая съемка, межевание, оформление земельного дела) и указанные документы переданы в Управление Роснедвижимости по РС(Я) для постановки на кадастровый учет; ходатайство Учреждения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении до окончания процесса государственной регистрации земельного участка не учтено при вынесении административным органом оспариваемого постановления.
Административный орган с заявлением не согласен по основаниям, указанным в отзыве на заявление от 15.01.2009г. №05/321, а именно: оспариваемым постановлением Учреждению вменяется «использование земельного участка под метеоплощадку без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на землю, то есть самовольное занятие земельного участка»; между тем, изъятие из оспариваемого постановления формулировки «самовольное занятие земельного участка» не означает отсутствие вменяемого состава административного правонарушения, поскольку статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрено два состава правонарушения «самовольное занятие земельного участка» и «использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю», за совершение которых предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа; наличие у Учреждения документов межевания данного земельного участка на момент привлечения к административной ответственности не является поводом для приостановления административного дела, поскольку эти документы не относятся к правоустанавливающим, так как согласно пункта 6.4 приложения к Приказу Госкомзема России от 03.04.2001г. №П/68 и статье 29 Земельного кодекса РФ к правоустанавливающим документам, на основании которых гражданам и юридическим лицам предоставляется право использовать земельные участки относятся договоры: аренды, купли-продажи, ренты, срочного пользования и Постановления органов исполнительной власти, местного самоуправления; ходатайство Учреждения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении поступило в административный орган 16.12.2008г. после вынесения оспариваемого постановления от 12.12.2009г. №41.
Административный орган своих представителей в судебное заседания не направил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей административного органа, извещенного о времени и месте судебного заседания определением суда от 11.01.2009г., врученным 27.01.2009г. согласно уведомлению №18951.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлен перерыв с 11.02.2009г. до 11 час. 30 мин. 13.02.2009г.
Судом установлены обстоятельства дела.
Приказом Руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 04.10.2004г. №132 утверждена новая редакция Устава Государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее Устав).
Согласно Уставу Государственное учреждение «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» осуществляет организацию и производство наблюдений за гидрометеорологическими процессами, загрязнением окружающей природной среды, обеспечение органов государственной власти, отраслей экономики, оборонных и других организаций и населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией на территории Республики Саха (Якутия) и прилегающих моря Л-вых и ФИО2 моря.
Приложением к уставу установлен перечень обособленных подразделений Учреждения. К числу обособленных подразделений относится Авиационная метеорологическая станция (гражданская) IIIразряда Зырянка (678770 <...> авиаметстанция.
26.03.2008г. заместителем главного государственного инспектора Северного межрайонного отдела по Верхнеколымскому району ФИО3 вынесено предписание руководителю ФГУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» ФИО4 в срок до 26.09.2008г. привести документы на право пользования земельным участком общей площадью 676,0 кв.м. под метеостанцию в п.Зырянка около здания КДП Зырянского центра ОВД в соответствие с Земельным кодексом РФ, информацию об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих устранение земельного правонарушения или ходатайство о продлении срока исполнения предписания с указанием причин и принятых мер по устранению земельного правонарушения, подтвержденных соответствующими документами и другими материалами представить административному органу (л.д. 68).
Указанным предписанием Учреждение предупреждено, что в соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа; предписание получено Учреждением 12.05.2008г. вход.№10-527 согласно штампу на сопроводительном письме от 30.04.2008г. №50/268.
Уведомлением от 17.11.2008г. №29/66 Учреждение вызвано в административный орган 28.11.2008г. к 11 час. 00 мин. для проведения проверки исполнения Предписания от 26.03.2008г. об устранении нарушения земельного законодательства (л.д. 19). Согласно почтовому уведомлению заказное письмо 6334 получено Учреждением 19.11.2008года.
28.11.2008года заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Северного межрайонного отдела Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) ФИО3 составлен протокол №41 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 12). В протоколе об административном правонарушении зафиксировано: около КДП Зырянского центра ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» площадью 676,0 кв.м. ФГУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов занял и разместил на нем метеостанцию огороженную столбами с зверосеткой.
Протокол составлен в присутствии представителя Учреждения ФИО5, действующей на основании доверенности №10/4-09-346, выданной 24.11.2008года начальником Учреждения на представление интересов ФГУ «Якутское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» с правом подписания процессуальных документов (акта проверки соблюдения земельного законодательства, акта осмотра территории, протокола об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания) при осуществлении государственного земельного контроля госземинспектором.
ФИО5 при составлении указанного протокола даны объяснения следующего содержания: выполнены работы по отводу земельного участка, топографическая съемка, межевание, оформление земельного дела, документы переданы по акту от 23.10.2008г. в Управление Роснедвижимости по РС(Я) для постановки на кадастровый учет, после получения кадастровых паспортов документы будут переданы на регистрацию права.
Определением должностного лица административного органа от 28.11.2008г. №41 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении руководитель Учреждения вызван на рассмотрение дела об административном правонарушении на 10 час. 00 мин. 12.12.2008г. по адресу: <...>.
Указанные протокол и определение должностного лица административного органа от 28.11.2008г. №41 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлены Учреждению с сопроводительным письмом от 29.11.2008г. №80/298 и получены Учреждением 04.12.2008г. вх.№10-1419.
Заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Северного межрайонного отдела Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) ФИО3 вынесено постановление от 12.12.2008г. № 41о назначении административного наказания, которым ФГУ «Якутское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка под метеорологическую площадку до сего времени без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на землю, то есть самовольное занятие данного земельного участка под метеорологическую площадку, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Учреждению назначено административное наказание с применением отягчающих ответственность обстоятельств, выразившихся в неисполнении предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 26.03.2008года в виде штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 13).
Учреждение ходатайством от 05.12.2008г. №10-10-61 просило административный орган отложить рассмотрение административного материала по протоколу №41 от 28.11.2008г. на более поздний срок до получения документов из Управления Роснедвижимости по РС(Я) (л.д. 8).
Административный орган в отзыве на заявление указал, что ходатайство об отложении рассмотрения административного материала поступило 16.12.2008года, то есть после вынесения оспариваемого постановления.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689 утверждено ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КОНТРОЛЕ. Согласно пункту 6 Положения должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, осуществляющие государственный земельный контроль, одновременно по должности являются: руководители структурных подразделений территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного контроля, - главными государственными инспекторами городов и районов по использованию и охране земель. В силу пунктов 9 и 10 Положения главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель и их заместители, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители помимо прав, предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Главный государственный инспектор города, района по использованию и охране земель и его заместители вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ на основании п. 3 ч. 2 ст. 23.21 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 17.11.2008г. №29/66 Учреждение вызвано в административный орган 28.11.2008г. для проведения проверки исполнения Предписания от 26.03.2008г. об устранении нарушения земельного законодательства. Однако протокол составлен по факту самовольного использования земельного участка, а не по факту неисполнения предписания об устранении нарушений земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с главами 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации, далее Кодекс, земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, в аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Согласно пунктам 1 статей 25 и 26 Кодекса права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Такими документами являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Объективной стороной указанного правонарушения является как самовольное занятие земельного участка, так и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. При этом под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Как установлено из материалов дела, земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования из земель населенного пункта, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия) Верхнеколымский район п.Зырянка в 86 метрах к северу от здания КДП, кадастровый квартал 14:08:020003, под метеорологическую площадку авиационной метеорологической станции Зырянка, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 654 кв.м. выделен Учреждению постановлением главы администрации муниципального района «Верхнеколымский улус (район)» Республики Саха (Якутия) от 16.10.2008г. №132 «О предоставлении земельного участка Федеральному государственному учреждению «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В заявлении от 08.04.2008года Учреждение ссылается на то, что метеостанция в п.Зырянка действует с 1935 года. Однако Учреждением доказательства предоставления земельного участка п.Зырянка общей площадью 654 кв.м. до 16.10.2008года не представлены.
Административным органом вменено Учреждению «использование земельного участка под метеорологическую площадку без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на землю, то есть самовольное занятие данного земельного участка под метеорологическую площадку».
Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Учреждение не отрицает факт использования земельного участка без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю.
Оспариваемым постановлением Учреждение привлечено к административной ответственности в виде штрафа 20 000 руб. с учетом отягчающих обстоятельств в связи с неисполнением предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 26.03.2008года согласно пункту 1 статьи 4.3 КоАП РФ.
Согласно статье 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса; 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; 4) совершение административного правонарушения группой лиц; 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признается, в частности, повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
Однако как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-2549\2008 от 6.06.2008 года постановление о назначении административного наказания Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по Республике Саха (Якутия) от 17.04.2008года по делу №35 , вынесенное в поселке Зырянка, о привлечении ФГУ Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа 10 000руб., признать незаконным и отменено.
Неисполнение предписания об устранении нарушений законодательства к обстоятельствам отягчающим ответственность не отнесено.
При таких условиях у административного органа отсутствовали основания для применения отягчающих ответственность обстоятельств, оспариваемое постановление в части наложения административного штрафа 10 000 рублей не соответствует закону, подлежит отмене.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Суд, изучив обстоятельства дела по установлению вины учреждения, приходит к следующему.
22.04.2008 года Учреждение обратилось с ходатайством заместителю руководителя Росгидромета в связи проверками земельного законодательства о выделении финансовых средств для оформления документов на земельные участки; 28.04.2008года заместитель руководителя Росгидромета сообщил Учреждению о том, что денежные средства из бюджета на проведение землеустроительных работ не выделялись; указанные работы проводятся по федеральной целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 года», срок реализации продлен постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. №1009 на 2008г.; о проведении взаимодействия с Минфином РФ о выделении необходимых средств на 2008-2010гг.
Письмом от 05.05.2008года №03-800 Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РС(Я) подтверждается, что Учреждение ежегодно представляет заявки на проведение за счет средств федерального бюджета работ по землеустройству при разграничении государственной собственности на землю в рамках реализации программы Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 года».
15.07.2008года Учреждение в порядке исполнения предписания от 26.03.2008г заключило с ООО «Гео-Центр» договор на выполнение землеустроительных, межевых работ (л.д. 27-28), пунктом 1 договора Учреждение поручает, ООО «Гео-Центр» принимает на себя выполнение услуг по оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, межевание участков, постановка на государственный кадастровый учет; сгласно пункту 1.2 технические и другие требования в выполняемой работе, сроки оказания услуг содержаться в техническом задании в календарном плане на оказание услуг и являются частью настоящего договора; в оответствии с технологическим заданием и календарным планом выполнения работ по договору от 15.07.2008г. (приложение №1 к договору) топографическая съемка земельных участков с привязкой к государственной геодезической сети, межевание земельных участков, камеральные работы, оформление правоустанавливающих документов, государственный кадастровый земельных участков, расположенных в Верхнеколымском улусе: метеорологическая площадка авиаметеорологической станции Зырянка (676 кв.м.); территория аэрологической станции Зырянка (9 100 кв.м.) должны быть выполнены до 30.09.2008г. (л.д. 29).
23.10.2008года ООО «Гео-Центр» согласно акту сдачи землеустроительных дел переданы в Управление Роснедвижимости межевые планы: Верхнеколымский улус <...> кадастровый номер 14:08:020003; Верхнеколымский улус п.Зырянка (в 86 метрах к северо-западу от здания от здания КДП) кадастровый номер 14:08:020003; Среднеколымский улус, <...>»б» кадастровый номер 14:25:020002 (л.д. 32) для оформления.
24.11.2008года между Учреждением и ООО «Гео-Центр» составлен акт сдачи-приема работ по землеустройству от 24.11.2008г. согласно договору от 15.07.2008г. в объемах: п.Зырянка в 86 м к северу от здания КДП № земдела 12-м ВК, <...> (л.д. 31).
Кадастровый паспорт земельного участка составлен Северным территориальным (межрайонным) отделом 11.12.2008г., подписан ФИО3
30.12.2008года ООО «Гео-Центр» по акту сдачи-приема работ по землеустройству в объемах: кадастровый паспорт объекта: <...> межевой план 13-М/ВК; кадастровый план объекта: п. Зырянка в 86 метрах к северу от здания КДП, межевой план 12-М/ВК передан Учреждению.
С учетом указанного суд приходит к выводу о том, что Учреждением приняты необходимые меры по оформлению документов землеустроительного дела для последующей регистрации; в Управление Роснедвижимости документы сданы для оформления кадастрового дела 23.10.2008года, однако оформлены Управлением и переданы ООО «Гео-Центр» 11.12.2008года, за одни день до вынесения постановления о привлечении к ответственности. Тем самым, на момент составления протокола административному органу было известно о мерах по оформлению документов на земельный участок .
Исходя из совокупности установленных обстоятельств дела, суд считает, что административным органом не исполнена предусмотренная статьями 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 29.10 КоАП РФ обязанность по доказыванию вины Учреждения в совершении названного административного правонарушения.
С учетом указанного следует заявление Учреждения признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Северного территориального (межрайонного)отдела Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) №41 от 12 декабря 2008года о назначении административного наказания , вынесенное в п.Зырянка Республики Саха (Якутия), о привлечении к административной ответственности ФГУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (Республика Саха (Якутия) г.Якутск) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа, признать незаконным и отменить его полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Е.Б.Бадлуева