ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-17-5927/13 от 04.02.2014 АС Ивановской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г. Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail:

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело №А-17-5927/2013

05 февраля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2014 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Тимошкина К.А.,

судей Кочешковой М.В., Толстого Р.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Владимировой Г.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 6» в лице Ивановского филиала ОАО «ТГК-6»

к Администрации Подвязновского сельского поселения

о признании недействующим Постановления от 27.06.2013 г. № 24 «Об утверждении единой теплоснабжающей организации на территории Подвязновского сельского поселения»,

при участии в судебном заседании:

от ОАО «Территориальная генерирующая компания № 6» в лице Ивановского филиала ОАО «ТГК-6»: Авласевич А.И. по доверенности 37 АА 0434156 от 07.05.2013 г.;

от Администрации Подвязновского сельского поселения: Калиневич Н.Е. по доверенности от 09.09.2011 года.

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратилось Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 6» в лице Ивановского филиала ОАО «ТГК-6» (далее заявитель, ОАО «ТГК № 6») с заявлением к Администрации Подвязновского сельского поселения о признании недействительным Постановления от 27.06.2013 г. № 24 «Об утверждении единой теплоснабжающей организации на территории Подвязновского сельского поселения».

В ходе судебного разбирательства, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представитель ОАО «ТГК №6» уточнил предмет заявленных требований, просив суд признать недействующим Постановление Администрации Подвязновского сельского поселения от 27.06.2013 г. № 24 «Об утверждении единой теплоснабжающей организации на территории Подвязновского сельского поселения».

В обосновании заявленных требований ОАО «ТГК № 6» привело следующие доводы.

Администрацией Подвязновского сельского поселения ОАО «ТГК-6» определено ЕТО Подвязновского сельского поселения отдельным актом, а не схемой теплоснабжения, что является нарушением п.28 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении», подп. «з» п.4 требований к схемам теплоснабжения утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154. Согласно пояснений заявителя, ЕТО устанавливается схемой теплоснабжения, которая в свою очередь утверждается нормативным актом.

В соответствии с п.7 ст. 23 Федерального закона «О теплоснабжении», порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. В данном случае, по мнению ОАО «ТГК-6» процедура принятия решения была закрыта. Общество не привлекалось к вопросам установления схемы теплоснабжения и выбора ЕТО «Подвязновского сельского поселения». У ОАО «ТГК-6» не запрашивались какие-либо данные для разработки схемы теплоснабжения и принятия решения. ОАО «ТГК-6» узнало о принятом решении только из письма Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области от 16.7.2013 года № 2695. Также, при принятии оспариваемых нормативных правовых актов Администрацией нарушены пункты 8,11,12,13,14,17 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154, частью которых является решение об определении ЕТО. В нарушении указанных выше требований к порядку разработки, не были проведены публичные слушания по проекту, не был опубликован проект в установленном порядке и не было предоставлено время для представления замечаний и предложений. Таким образом, по мнению заявителя требования к порядку разработки схемы теплоснабжения, частью которой является принятие решения об определении ЕТО не выполнены.

ОАО «ТГК-6» не отвечает критериям, предъявляемым нормативными актами к ЕТО на территории поселения, поскольку не владеет на праве собственности (или ином) праве источниками тепловой энергии или тепловыми сетями на территории Подвязновского сельского поселения. Общество никогда не являлось непосредственной теплоснабжающей организацией для потребителей с.п. Подвязновское. ОАО «ТГК-6» подает тепловую энергию ООО «Коммунальщик», которое в свою очередь, является тепловой организацией для потребителей с.п. Подвязновское. В соответствии с действующим договором № ИФ-23-Г-68 от 01.01.2010 года между ОАО «ТГК-6» и ООО «Коммунальщик», граница балансовой принадлежности и точка поставки расположены в тепловых камерах т/к Д1-Е1 и т/к Д2, которые расположены непосредственно на выходе теплосети от ИвТЭЦ-3 и находятся далеко за пределами Подвязновского сельского поселения. На территории поселения имеются тепловые сети, у которых есть собственник или законный владелец, однако в схеме теплоснабжения не упоминается ни об одной теплоснабжающей организации и ни об одном собственнике (владельце» тепловых сетей, что является нарушением установленных требований к Схемам теплоснабжения.

Оспариваемое постановление затрагивает права и законные интересы Общества, поскольку налагает дополнительные обязанности в сфере теплоснабжения, в частности как на ЕТО может быть возложено бремя содержания бесхозяйных тепловых сетей на территории Подвязновского сельского поселения, что приведет к дополнительным финансовым затратам и убыткам ОАО «ТГК-6».

Оспариваемое Постановление принято в соответствии с утвержденными Постановлением № 23 схемами теплоснабжения с. Подвязновский и с. Железнодорожный, которые по мнению заявителя, не могут применяться в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Схемы теплоснабжения не опубликованы в установленном порядке, поэтому не могут считаться вступившими в силу. Схемы теплоснабжения опубликованные в газете опубликованы не полностью. Размещение на сайте Ивановского муниципального района Ивановской области по адресу в сети Интернет http://ivrayon.ru/ не отвечает требованиям официального опубликования, поскольку сайт не установлен в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов Подвязновского сельского поселения и не зарегистрирован в качестве средства массовой информации.

Администрация Подвязновского сельского поселения с требованиями ОАО «ТГК-6» не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему.

В обосновании своей позиции, Администрация сельского поселения указала следующие доводы. По мнению Администрации, ею были соблюдены требования при утверждении схемы теплоснабжения, установленные Постановлением Правительства РФ № 154 от 22.02.2012 года. 02.07.2012 года, Администрация на официальном сайте разместила уведомление юридического лица о начале разработки схемы теплоснабжения. 14.05.2013 года на официальном сайте был размещен проект схемы теплоснабжения в полном объеме. Также 14.05.2013 года на официальном сайте опубликовано уведомление о начале сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения, а также указан адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений. Установлен срок с 14.05.2013 года по 14.06.2013 года, т.е. 32 дня.

Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней.

В газете «Наше слово» № 58 от 27 мая 2013 года было опубликовано Постановление Главы Подвязновского сельского поселения от 23.05.2013 года № 1 «О назначении публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта схемы теплоснабжения с. Подвязновский и с. Железнодорожный Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области». В указанном Постановлении размещена информация о месте и времени проведения публичных слушаний.

17.06.2013 года были проведены публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта схемы теплоснабжения с. Подвязновский и с. Железнодорожный. Протокол и заключение публичных слушаний были размещены на сайте по окончании проведения публичных слушаний.

20.06.2013 года Постановлением Администрации Подвязновского сельского поселения № 23 схема теплоснабжения была утверждена. Информация размещена на сайте и в газете «Наше слово» № 78 от 05.07.2013.

В день утверждения схемы теплоснабжения она была размещена в полном объеме на официальном сайте (п. 19 Требований).

14.05.2013 года на официальном сайте была размещена информация-уведомление о начале принятия заявок для присвоения статуса единой теплоснабжающей организации на территории Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района.

При определении ЕТО ни одна заявка подана не была.

Схемы теплоснабжения с. Подвязновский, с Железнодорожный разработаны экспертной организацией ОГУП «Ивановский центр энергосбережения» в ходе разработки схемы экспертной организацией решался вопрос о повышении эффективности и надежности теплоснабжения указанных сел Подвязновского сельского поселения. В результате разработки схем теплоснабжения администрации Подвязновского сельского поселения в качестве единой теплоснабжающей организации была рекомендована — ОАО «ТГК-6», как теплоснабжающая организация, отпускающая тепловую энергию и теплоноситель в единую тепловую сеть (систему), обладающая на праве собственности или ином законном основании наибольшим количеством источников тепловой энергии, максимальной протяженностью тепловых сетей, имеющая наибольшее количество заключенных договоров оказания услуг с потребителями на передачу тепловой энергии и обладающая обособленным подразделением для обслуживания покупателей тепловой энергии (заключение договоров, осуществление расчетов и т.д.).

В связи с чем доводы заявителя, по мнению Администрации, являются несостоятельными.

Заявление ОАО «ТГК-6» рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в соответствии с требованиями предусмотренными ст. ст. 191-196 АПК РФ.

Анализ содержания постановления Администрации Подвязновского сельского поселения № 24 от 27.06.2013 г. позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемый акт носит нормативный характер.

Понятие нормативного правового акта дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.04.2007 г. № 1082/07, под каковым понимается официальный документ, принятый в определенной законом форме с опубликованием в официальном источнике информации, который устанавливает правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение и адресован неопределенному кругу лиц субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. Постановлением № 24 от 27.06.2013 года утверждена единая теплоснабжающая организация на территории Подвязновского сельского поселения. Оспариваемое постановления рассчитано на неоднократное применение на протяжении длительного времени, затрагивает в том числе интересы населения Подвязновского сельского поселения, т.е. адресовано неопределенному кругу лиц.

Таким образом, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, принятым органом местного самоуправления.

Данная позиция, согласуется с п. 2.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов».

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

ОАО «ТГК-6» зарегистрировано в качестве юридического лица, согласно свидетельству о государственной регистрации от 27.04.2005 серия 52 № 003270805 за ОГРН: 1055230028006.

20 июня 2013 года Администрацией Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области было принято Постановление № 23 «Об утверждении схемы теплоснабжения с. Подвязновский и с. Железнодорожный Подвязновского сельского поселения» (далее - «постановление № 23»). 27 июня 2013 года Администрацией Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области было принято постановление № 24 «Об утверждении единой теплоснабжающей организации на территории Подвязновского сельского поселения» (далее — «постановление № 24»). Оба постановления опубликованы в газете «Наше слово» № 78 от 05.07.2013 года.

Постановлением № 23 была утверждена схема теплоснабжения с. Подвязновский и с. Железнодорожный Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района, согласно приложению к постановлению.

Постановлением № 24 в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения ОАО «ТГК-6» определено единой теплоснабжающей организацией для объектов, указанных в приложении к постановлению.

Не согласившись с постановлением № 24, Общество обжаловало данные акты в арбитражный суд Ивановской области.

Согласно пунктов 11, 20, 28 ст. 2, Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определено, что теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частями 1,6 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

Частью 7 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

В соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» Правительство Российской Федерации Постановлением от 22.02.2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» утвердило прилагаемые требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.

В соответствии с п.  1 указанного документа Требования к схемам теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154, устанавливают требования к составу схем теплоснабжения поселений, городских округов (далее - схемы теплоснабжения), разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

Согласно п. 3 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154, схема теплоснабжения состоит из разделов, разрабатываемых в соответствии с пунктами 4 - 17 настоящего документа, и обосновывающих материалов к схемам теплоснабжения, разрабатываемых в соответствии с пунктами 18 - 49 настоящего документа.

Согласно п. 4 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154 установлено, что в схему теплоснабжения включаются следующие разделы:

а) раздел 1 «Показатели перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа»;

б) раздел 2 «Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей»;

в) раздел 3 «Перспективные балансы теплоносителя»;

г) раздел 4 «Предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии»;

д) раздел 5 «Предложения по строительству и реконструкции тепловых сетей»;

е) раздел 6 «Перспективные топливные балансы»;

ж) раздел 7 «Инвестиции в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение»;

з) раздел 8 «Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)»;

и) раздел 9 «Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии»;

к) раздел 10 «Решения по бесхозяйным тепловым сетям».

Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации определены в Требованиях к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154.

Пунктом 2 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154 установлено, что проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (далее - органы исполнительной власти городов федерального значения), юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.

Согласно пункту 4 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154, схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154.

В соответствии с пунктом 7 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти городов федерального значения размещают информацию о разработке проекта схемы теплоснабжения, материалы по разрабатываемой и (или) ранее утвержденной схеме теплоснабжения, проекты схем теплоснабжения соответственно на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), городского округа (при наличии официального сайта городского округа), органов исполнительной власти городов федерального значения в сети Интернет (далее - официальные сайты). Поселения, входящие в муниципальный район, могут размещать необходимую информацию на официальном сайте этого муниципального района (п.5 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

В силу положений пункта 8 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 3 календарных дней с даты принятия решения о начале разработки схемы теплоснабжения размещают на официальном сайте уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения и информацию о порядке предоставления сведений, предусмотренных пунктом 10 настоящего документа.

Проект схемы теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте (пункт 11 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).

В соответствии с пунктом 12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154, рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения.

Согласно пункту 13 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154, публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней.

Уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения не менее чем за 7 календарных дней до проведения публичных слушаний размещают информацию о месте их проведения на официальном сайте. Заключение о результатах проведенных публичных слушаний и протоколы публичных слушаний также размещаются на официальном сайте в течение 3 календарных дней с даты завершения публичных слушаний (пункт 14 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).

Пунктом 17 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154, установлено, что глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа, руководитель органа исполнительной власти городов федерального значения с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний принимает одно из следующих решений:

а) утверждает схему теплоснабжения;

б) направляет проект схемы теплоснабжения для утверждения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (для городов с населением 500 тыс. человек и более);

в) возвращает проект схемы теплоснабжения на доработку для учета замечаний и предложений, поступивших по итогам сбора замечаний и предложений и (или) публичных слушаний.

В соответствии с пунктом 18 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 30 календарных дней с даты получения проекта схемы теплоснабжения проводит ее экспертизу с учетом протоколов публичных слушаний и заключений о результатах проведения публичных слушаний по указанному проекту и принимает решение об утверждении схемы теплоснабжения или о возврате ее на доработку.

Согласно пункту 19 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154, схема теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты ее утверждения подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении схемы теплоснабжения на официальных сайтах.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Согласно письма Управления общественной и информационной политики администрации Ивановского муниципального района № 260 от 12.12.2013 года следует, что Распоряжением Администрации Ивановского муниципального района от 12.07.2010 года № 348 установлено, что с 15.07.2010 года официальный сайт Ивановского муниципального района в сети Интернет располагается по адресу: «www.ivrayon.ru». С 03.07.2013 года был выполнен переход на новую систему управления официальном сайтом. Вся информация, размещенная в срок до 03.07.2013 года при помощи системы управления сайтом, находится в архивном варианте в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Ивановского муниципального района в разделе «Старая версия сайта» в поддомене «old.ivrayon.ru», который является неотъемлемой частью домена «ivrayon.ru». Во исполнение Федерального закона от 09.09.2009 г. № 8-ФЗ с целью оперативного информирования населения Ивановского муниципального района о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления Ивановского муниципального района и поселений, входящих в его состав, пунктом 4 Распоряжения Администрации Ивановского муниципального района от 24.04.2012 года № 216 закреплено, что тексты поступивших нормативных правовых актов органов местного самоуправления администрации Ивановского муниципального района, а также поселений, входящих в его состав размещаются на официальном сайте Ивановского муниципального района (www.ivrayon.ru) в течение двух рабочих дней с момента их поступления в управление.

Исследовав сведения, размещенные на сайте Ивановского муниципального района по адресу: www.ivrayon.ru, судом установлено, что Администрация Подвязновского сельского поселения уведомила о начале разработки схемы теплоснабжения сельского поселения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» путем размещения 28.06.2012 г. в 10.42 на указанном сайте. В данном уведомлении было также разъяснено, что информацию о действующих на момент разработки схемы теплоснабжения инвестиционных программах теплоснабжающих и теплосетевых организаций и информацию о тарифах в сфере теплоснабжения в соответствии с п. 10 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154, предоставляют разработчикам схемы теплоснабжения по их запросам, в течение 14 календарных дней с даты получения запроса, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, в данном уведомлении был указан адрес для представления юридическими лицами уведомлений о разработке схемы теплоснабжения.

02.07.2012 года в 08.41 на сайте Ивановского муниципального района было размещено уведомление юридического лица о начале разработки схемы теплоснабжения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» и информации изложенной в письме областного государственного унитарного предприятия «Ивановский центр энергосбережения» от 02.07.2012 №01-02/282, начата разработка схемы теплоснабжения села Подвязновский Ивановского муниципального района.

02.10.2012 года в 14.24 на сайте Ивановского муниципального района было размещено уведомление юридического лица о начале разработки схемы теплоснабжения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» и информации изложенной в письме областного государственного унитарного предприятия «Ивановский центр энергосбережения» от 02.10.2012 №01-02/286, начата разработка схемы теплоснабжения села Железнодорожный Ивановского муниципального района.

Проекты схем теплоснабжения с. Подвязновский и с. Железнодорожный Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района с уведомлением о начале сбора замечаний и предложений по указанному проекту схемы теплоснабжения размещены Администрацией на сайте 14.05.2013 г. в 09.21. Данным уведомлением Администрация Подвязновского сельского поселения известила о начале принятия замечаний и предложений по проектам схем теплоснабжения с. Подвязновский и с. Железнодорожный Подвязновского сельского поселения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» с 14.05.2013 г. по 14.06.2013 года, указав адрес для приема замечаний и предложений. Таким образом, установленный срок для сбора замечаний и предложений с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения составляет 32 календарных дня.

Также, 14.05.2013 года в 10.09 на сайте опубликовано уведомление о начале принятия заявок от организаций для присвоения статуса единой теплоснабжающей организации на территории Подвязновского сельского поселения.

Согласно протокола об итогах принятия заявок следует, что в администрацию Подвязновского сельского поселения в установленный срок принятия заявок для присвоения статуса единой теплоснабжающей организации не поступило ни одной заявки.

Постановлением Главы Подвязновского сельского поселения от 23.05.2013 г. № 1, опубликованным в газете «Наше слово» № 58 от 27.05.2013 г., публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта схемы теплоснабжения с. Подвязновский и с. Железнодорожный Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области были назначены на 17.06.2013 г. В указанном постановлении также определены место проведения публичных слушаний и нахождения документов для ознакомления, и утвержден состав комиссии.

17.06.2013 г. в назначенное время по адресу: г. Иваново, ул. Постышева, д. 46 состоялись публичные слушания по рассмотрению проекта схемы теплоснабжения Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, о чем свидетельствует протокол публичных слушаний. В заключении по результатам публичных слушаний по рассмотрению проекта схемы теплоснабжения Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области было принято решение о признании публичных слушаний состоявшимися и направлении протокола вместе с заключением о результатах публичных слушаний по вопросу обсуждения проекта схемы теплоснабжения Подвязновского сельского поселения главе администрации Подвязновского сельского поселения с целью утвердить схему теплоснабжения Подвязновского сельского поселения. Протокол публичных слушаний с приложением заключения о результатах проведенных публичных слушаний размещены на официальном сайте 20.06.2013 г., то есть в течение 3 календарных дней с даты их завершения.

На основании изложенного суд приходит в выводу о соблюдении Администрацией Подвязновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области положений об открытости утверждения схемы теплоснабжения, установленных Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 154. В связи с чем, доводы ОАО «ТГК-6» подлежат отклонению как необоснованные и противоречащие материалам дела.

В части доводов заявителя об отсутствии обоснования выбора ЕТО, суд считает следующее.

Согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» установлено, что определение в схеме теплоснабжения единой теплоснабжающей организации (организаций) осуществляется в соответствии с критериями и порядком определения единой теплоснабжающей организации, установленными Правительством Российской Федерации.

Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации утвержден разделом II Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 определено, что критериями определения единой теплоснабжающей организации являются:

владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;

размер собственного капитала;

способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

Обоснование выбора ЕТО изложено в схеме теплоснабжения. Факт наличия на праве собственности у ОАО «ТГК-6» источника тепловой энергии – ИвТЭЦ-3 признается представителем Общества, о чем сделана запись в протоколе судебного разбирательства от 04.02.2014 года. Кроме того, согласно схем теплоснабжения с. Подвязновский и с. Железнодорожный Подвязновского сельского поселения установлено, что поставщиком тепловой энергии является ИвТЭЦ-3.

Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.

В данном случае, не было подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации. В связи с чем, Администрацией принято решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации ОАО «ТГК-6», как поставщику тепловой энергии, рекомендованной экспертной организацией (листы 6,15,32 схемы теплоснабжения с. Железнодорожный и листы 6,22,39 схемы теплоснабжения с. Подвязновский).

В связи с чем, суд приходит к выводу, об отсутствии со стороны Администрации Подвязновского муниципального района требования ст. 23 Федерального закона «О теплоснабжении», пунктов 8,11,12,13,14,17 Постановления Правительства РФ № 154.

Судом отклоняется довод Общества о том, что зона деятельности ЕТО определяется границами поселения, по следующим основаниям.

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 - «зона деятельности единой теплоснабжающей организации» - одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых единая теплоснабжающая организация обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии. Таким образом, зона деятельности ЕТО это система или системы теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых ЕТО обязано обслуживать любых обратившихся потребителей тепловой энергии. Однако это не означает, что ЕТО должна иметь на праве собственности или ином законном основании источники тепловой энергии и/или тепловые сети на территории определенного поселения или городского округа.

В связи с чем, факт того, что ОАО «ТГК-6» не имеет на территории Подвязновского сельского поселения источников тепловой энергии и/или тепловых сетей, не означает возможность Общества являться ЕТО для поселения, как организации вырабатывающей тепловую энергию на ИвТЭЦ-3 и определенной в схеме теплоснабжения данного поселения в качестве источника тепловой энергии.

Суд также отклоняет довод о неприменении Постановления Администрации Подвязновского сельского поселения № 23 от 20.06.2013 года, поскольку данный акт не опубликован в полном объеме по следующим основаниям.

Как изложено выше в решении суда, требования к утверждению схем теплоснабжения установлена в Постановлении Правительства РФ № 154 и данные требования Администрацией соблюдены. В части опубликования схемы теплоснабжения применяется п. 19 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, согласно которого, схема теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты ее утверждения подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении схемы теплоснабжения на официальных сайтах.

В данном случае схема теплоснабжения в полном объеме размещена на сайте Ивановского муниципального района www.ivrayon.ru. Согласно Постановлению Администрации Подвязновского сельского поселения № 23 от 20.06.2013 года «Об утверждении схем теплоснабжения с. Подвязновский и с.Железнодорожный Подвязновского сельского поселения» опубликована графическая схема теплоснабжения, а также указан сайт, на котором схемы теплоснабжения опубликованы. При данных обстоятельствах, Администрацией исполнено требование об опубликовании нормативного акта - Постановления Администрации Подвязновского сельского поселения № 23 от 20.06.2013 года.

Доводы о том, что на ОАО «ТГК-6» может быть возложено бремя содержания бесхозяйных тепловых сетей на территории Подвязновского сельского поселения, а также обязанность оплаты сверхнормативных потерь в чужих тепловых сетях носят предположительный характер и не подтверждаются документально.

Утверждение схемы теплоснабжения и ЕТО на территории Подвязновского сельского поселения двумя нормативными правовыми актами, не свидетельствует о нарушении процедуры открытости и выбора ЕТО на территории поселения.

На основании вышеизложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным для организаций - 2 000 рублей.

При подаче заявления в Арбитражный суд Ивановской области Обществом предоставлено платежное поручение № 004408 от 07.06.2010 года на оплату 4000 рублей. Необходимая сумма государственной пошлины по делу составляет 2000 рублей.

Таким образом, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2000 рублей государственной пошлины оплаченной ОАО «ТГК-6» при подаче заявления в арбитражный суд по подлежат оставлению за ОАО «ТГК-6». 2000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по делу по п/п № 004408 от 07.06.2010 года подлежат возврату ОАО «ТГК-6» из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 168, 169, 170, 194, 195 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

1. Требования Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 6» в лице Ивановского филиала ОАО «ТГК-6» к Администрации Подвязновского сельского поселения о признании недействующим Постановления от 27.06.2013 г. № 24 «Об утверждении единой теплоснабжающей организации на территории Подвязновского сельского поселения» оставить без удовлетворения.

2.Возвратить Открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 6» в лице Ивановского филиала ОАО «ТГК-6» 2000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по делу по п/п № 004408 от 07.06.2010.

3. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (п.7 ст. 195 АПК РФ).

Председательствующий судья Тимошкин К.А.

Судьи Кочешкова М.В

Толстой Р.В.