ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-32-25951/13 от 26.02.2014 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г.Краснодар, ул.Красная,6, сайт: www.krasnodar.arbitr.ru, электронная почта: info@krasnodar.arbitr.ru,

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

27.02.2014г.                                                                                            Дело № А-32-25951/2013

г. Краснодар                                                                                                                                    

Резолютивная часть решения объявлена 26.02.2014 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гладкова В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рак М.В., рассмотрел в судебном заседании дело на основании заявления ИП ФИО1 (ИНН <***>)

о признании незаконными ненормативного акта УПФР в г. Новороссийске от 17.04.2013 года  № 929, решения об отказе в установлении ежемесячной компенсационной выплаты

от заявителя:ФИО1

от УПФ:

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО1 (ИНН <***>)  обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным протокола УПФР в г. Новороссийске от 17.04.2013 года  № 929, которым отказано в установлении ежемесячной компенсационной выплаты.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, пояснил, что не осуществляет предпринимательской деятельности (трудовой) деятельности в связи с необходимостью ухода за престарелым родственником.

УПФР, считающееся в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ извещённым надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечило, в поступившем отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Новороссийске от 17.04.2013 года № 929 предпринимателю отказано в назначении компенсационной выплаты как ухаживающему лицу за ФИО2

Основанием для отказа послужили обстоятельства наличия у Заявителя статуса предпринимателя.

Пунктом 1 указа Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" установлено право неработающих трудоспособных лиц на получение с 1 июля 2008 г. ежемесячной компенсационной выплаты в размере 1200 рублей при осуществлении ими ухода за достигшими возраста 80 лет.

Процедура назначения и осуществления указанных ежемесячных компенсационных выплат освещена в Правилах осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343.

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).

Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином (пункт 4 Правил).

Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (пункт 5 Правил).

Как следует из пункта 6 Правил, для назначения компенсационной выплаты необходимы следующие документы:

а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства;

б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. При необходимости подлинность подписи нетрудоспособного гражданина на указанном заявлении может подтверждаться актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии. В случае если уход осуществляется за лицом, признанным в установленном порядке недееспособным (ограниченным в дееспособности), такое заявление подается от имени его законного представителя с представлением документа, подтверждающего полномочия законного представителя. В качестве документа, подтверждающего установление опеки (попечительства), принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;

д) выписка из акта освидетельствования нетрудоспособного гражданина, признанного инвалидом, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии;

ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе;

з) документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина;

и) разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за нетрудоспособным гражданином обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время. В качестве документа, подтверждающего, что указанное лицо является родителем, принимается свидетельство о рождении. В качестве документа, подтверждающего усыновление, принимается свидетельство об усыновлении либо решение суда об установлении этого факта. В качестве документа, подтверждающего установление попечительства, принимаются удостоверения, решения и другие документы, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;

к) справка образовательного учреждения, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход.

Из представленных в дело документов к заявлению от 08.04.2013 года прилагались

Паспорт серия <...> от 18.05.2002 года.

Паспорт серия <...> от 11.04.2006 года.

Трудовая книжка ФИО1 АТ-Н № 5573255 от 16.07.1979г.

Справка УПФР№ 264013/13 от 08.04.2013г.

Запрос в ПСУ КК «Центр занятости населения г. Новороссийска» № 08-3357 от 16.04.2013г.

Документы, перечисленные в пунктах «д» (выписка из акта освидетельствования нетрудоспособного гражданина, признанного инвалидом, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии), «ж» заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе) Правил, заявителем не представлены.

Недостаточность представленных документов является основанием для отказа в установлении ежемесячной компенсационной выплаты, поскольку не позволяет уполномоченному органу в полной мере оценить необходимость такой выплаты.

Кроме этого, заявитель имеет статус индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

В соответствии с абзацем 3 ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью (Определение Конституционного Суда РФ  от 24.09.2012 года N 1533-О).

Соответственно, наличие статуса предпринимателя, в контексте положений приведённого выше Закона, является подтверждением осуществления предпринимательской деятельности, а, следовательно, он не является неработающим.

Таким образом, при принятии оспариваемого решения  УПФР в городе Новороссийске действовало в соответствии с требованиями Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Постановления Правительства РФ от 4 июня 2007 г. N 343.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, уплата государственной пошлины в сумме 200 руб. (платёжное поручение от 31.07.2013 года № 80) относится на счёт заявителя.

На основании изложенного¸ руководствуясь статьями 71, 167 – 171, 176, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований  предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>)  о признании незаконным протокола УПФР в г. Новороссийске от 17.04.2013 года  № 929, которым отказано в установлении ежемесячной компенсационной выплаты, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд  через Арбитражный суд Краснодарского края в течении месяца со дня его принятия, в кассационную инстанцию в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                          Гладков В.А.