ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-32-29517/13 от 18.04.2014 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

  350063, г.Краснодар, ул.Красная,6, сайт: www.krasnodar.arbitr.ru, электронная почта: info@krasnodar.arbitr.ru,

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

25.04.2014г. Дело № А-32-29517/2013

г. Краснодар

Резолютивная часть решения объявлена 18.04.2014 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гладкова В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рак М.В., рассмотрел в судебном заседании дело на основании заявления ЗАО «Вера» (ИНН <***>) об отмене постановления Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.08.2013 года № 120-18 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа.

при участии

от заявителя:

от административного органа  : ФИО1

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Вера» (ИНН <***>) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.08.2013 года № 120-18 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 9.16 КРФоАП с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Заявитель, считающийся в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ извещённым надлежащим образом о времени месте проведения судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечил.

Представитель административного органа возражала против удовлетворения заявленных требований, полагает, что допущенное нарушение подтверждено процессуальными документами, процессуальных нарушений при оформлении административного дела не установлено.

В соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Поскольку возражений против завершения подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного заседания в арбитражном суде первой инстанции суду не поступило, суд завершает подготовку дела к судебному разбирательству и открывает судебное заседание в арбитражном суде первой инстанции.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КРФоАП) в арбитражный суд обжалуются постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании соответствующих заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В предмет судебного исследования входит установление полномочий административного органа на совершение действий по привлечению к административной ответственности.

В соответствии с пунктами 1, 5.3.1.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 401 (далее - Положение), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности.

Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объекта, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.

Ростехнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункт 6 Положения).

Согласно главе 23 КРФоАП компетентным органом, в полномочия которого входит привлечение к административной ответственности на основании части 8 статьи 9.16 КРФоАП, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с пунктом 5.3.5 Положения Ростехнадзор регистрирует опасные производственные объекты и ведет их государственный реестр.

Таким образом, Ростехнадзор является специализированным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за исполнением требований Закона N 116-ФЗ при эксплуатации опасных производственных объектов.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в период с 23.05.2013 года по 04.07.2013 года Ейской межрайонной прокуратурой, с участием специалиста Ейского территориального отдела Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, проводилась проверка в отношении ЗАО «Вера», расположенного по адресу: 353691, <...>, на предмет соблюдения требований законодательства в сфере энергосбережения, энергоэффективности и электроэнергетики.

В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в непроведении в период до 31.12.2012 года энергетического обследования, на организации, осуществляющей транспортировку нефтепродуктов (свидетельство о регистрации АЗО-05647 от 18.12.2012 года, лицензия от 25.08.2009г. №ВП-30-002459 (Ж) на транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ).

По признакам состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 9.16 КРФоАП, Ейским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.07.2013 года.

Постановление вынесено в присутствии представителя Общества, действовавшего по доверенности, что следует из данного документа.

Постановлением Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 20.08.2013 года № 120-18 Общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

О времени и месте рассмотрения дела генеральный директор Общества извещён определением от 12.08.2012 года.

Частью 8 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261- ФЗ)

Энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком (статья 2 Закон N 261-ФЗ).

По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.

Статья 16 Закона N 161-ФЗ устанавливает перечень лиц, для которых энергетическое обследование является обязательным, в том числе для организаций, совокупные затраты организации на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год (пунктом 5 части 1 статьи 16 ФЗ N 261). Данные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу названного Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования проводятся не реже чем один раз каждые пять лет.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в соответствии с пунктом 2.2 Устава ЗАО «Вера», утверждённого решением от 20.12.2007 года № 1, Общество осуществляет деятельность по транспортированию по трубопроводам (60.30).

Согласно сведениям, характеризующим опасный производственный объект, а также свидетельству о государственной регистрации от 18.12.2012г. АЗО-05647 ЗАО «Вера» эксплуатирует опасный производственный объект - Площадка склада по хранению и перевалке нефтепродуктов, зарегистрированную 16.04.2009 A30-05647-005, класс опасности III, Наименование входящего в состав ОПО: Площадка группы резервуаров и сливо-наливных устройств; горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах. Марка технического устройства, его регистрационный номер, заводской номер; наименование опасного вещества: резервуар горизонтальный сварной надземный, резервуар вертикальный сварной надземный, трубопровод технологический надземный, устройство нижнего слива, нефтепродукты (бензин - 1850 т и ДТ - 2500 т).

На основании договора аренды от 01.06.2012 № 2/2012 ЗАО «Вера» арендует у ООО «ОЛДИ»: автозаправочную станцию, торгово-сервисный комплекс с подвалом.

На основании договоров аренды от 01.01.2009 № 1/2009 и от 01.05.2013г. № 1/2013 ЗАО «Вера» арендует у ЗАО «Регор»: железнодорожный ходовой путь от предельного столбика стрелки перевода 101 до стрелки 104, железнодорожный путь от стрелки 104 да стрелки 105, погрузочно-разгрузочный путь № 2 от стрелки 105 до ЦП 109, железнодорожный путь № 4 от стрелки 105 до стрелки 107, погрузочно-разгрузочный путь № 3 от стрелки 106 до ЦП 109, площадка с козловым краном, подъездной железнодорожный путь № 4 от ПК до тупика, подъездной железнодорожный путь № 5 от стрелки 108 до тупика, здание насосной со складом, склад горюче смазочных материалов, цех пустотного настила, бытового корпуса и производственных сооружениях, здание уборной, здание автомойки с насосом, здание магазина, автозаправочная станция, прирельсовая площадка, автозаправочная станция, автозаправочная станция.

Согласно заключению Управления от 26.12.2005 № 99, склад ГСМ предназначен для приема ж/д цистерн, хранения и отгрузки в автоцистерны светлых нефтепродуктов.

В заключении экспертизы промышленной безопасности железнодорожного подъездного пути не общего пользования от 07.05.2009 per. № 30-ИД-03394-2009 (пункт 2), приведен перечень объектов экспертизы, а именно: подъездной железнодорожный путь (маневренная работа с вагоном, загруженными опасными объектами) и фронты погрузки и выгрузки опасных грузов в (из) ж/д вагонов. В пункте 6 данного заключения приведены сведения об объектах, используемых при транспортировании опасных веществ железнодорожным транспортом: а именно: бензин, транспортируемый в вагонах МПС к местам выгрузки по железнодорожному пути не общего пользования.

В соответствии с пунктом 1 ГОСТ 26098-84 Нефтепродукты. Термины и определения, нефтепродукт это готовый продукт, полученный при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья.

К нефтепродуктам относятся: дизельное топливо, автомобильный бензин, мазут, бензин, моторное масло, антифриз, тормозная жидкость, нефтебитум, парафин и т.д.

Согласно пункту 3.1, 3.2 ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение», Нефть и нефтепродукты транспортируют по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским и речным транспортом. Нефть и нефтепродукты транспортируют в наливных судах, железнодорожных и автомобильных цистернах с внутренним маслобензостойким и паростойким защитным покрытием, удовлетворяющим требованиям электростатической искробезопасности.

Учитывая изложенное, ЗАО «Вера» осуществляет деятельность по транспортировке нефтепродуктов.

Следовательно у Общества была обязанность с января 2010 года до 31.12.2012 г. организовать и провести энергетическое обследование.

Согласно части 2 статьи 28.1 КРФоАП событие административного правонарушения фиксируется в протоколе, который в соответствии со статьёй 26.2 КРФоАП является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.

В материалы дела представлены постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором отражено событие вменённого Обществу нарушения.

Возлагая обязанность доказывания правомерности совершения оспариваемых действий на соответствующие орган или должностное лицо (статьи 65, 210 АПК РФ), Закон не освобождает заявителя от обязанности подтвердить обстоятельства, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 41 Кодекса лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 2). Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В обоснование заявленных требований Заявитель настаивает на том, что ЗАО «Вера» не является организацией, осуществляющей транспортировку нефтепродуктов.

В тоже время доказательств, опровергающих представленные суду документы, в дело не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает, что административный орган доказал как событие, так и состав вменённого обществу правонарушения.

Санкция части 8 статьи 9.16 КРФоАП предусматривает ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 50 000 руб. до 250 000 руб.

Назначенный Обществу штраф соответствует размеру санкции данной нормы.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьёй 4.5 КРФоАП, не пропущен.

Процессуальных нарушений, которые носят существенный характер, при привлечении к административной ответственности административным органом не допущено.

Оснований для применения к сложившимся отношениям положений статьи 2.9 КРФоАП суд не находит ввиду отсутствия доказательств исключительности рассматриваемого случая.

В соответствии с часть 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 71, 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

подготовку дела к судебному разбирательству завершить, открыть судебное заседание в суде первой инстанции.

В удовлетворении требований ЗАО «Вера» (ИНН <***>) о признании постановления Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.08.2013 года № 120-18 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 9.16 КРФоАП с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в установленном порядке.

Судья В.А. Гладков