Дело №А-73-7767/2006-89АП
г. Хабаровск
«11» октября 2007 года
резолютивная часть решения объявлена 04.10.2007 г. Полный текст изготовлен 11.10.2007 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи А. В. Зверевой
при ведении протокола председательствующим судьей
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению МУП г. Хабаровска «СЗ по ЖКУ»
об оспаривании постановления Главного государственного инспектора Центрального района г. Хабаровска по пожарному надзору № 223 от 19.07.2007 г.
при участии:
от заявителя – ФИО1 (дов. № 8 от 09.01.2007 г.)
от административного органа – не явился
Сущность спора: Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам» (далее МУП г. Хабаровска «СЗ по ЖКУ, Предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления № 223 от 19.07.2007 г. государственного инспектора по Центральному району г. Хабаровска по пожарному надзору о привлечении Предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование своих требований заявитель ссылается на отсутствие вины Предприятия в совершении данного правонарушения, поскольку нарушение допущено со стороны собственников помещений. Кроме того, Предприятие повторно привлечено к ответственности за одно и то же нарушение в течении одного года.
Административный орган в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в силу статьи 123 АПК РФ.
Суд установил:
Отделом государственного пожарного надзора по Центральному району на основании распоряжения от 05.07.2007 г. № 115 проведена проверка МУП г. Хабаровска «СЗ по ЖКУ» по вопросу о соблюдении требований противопожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: <...>.
В ходе проверки выявленные нарушения правил пожарной безопасности, отраженные в Акте от 09.07.2007 г.
По данному факту 11.07.2007 г.государственным инспектором Центрального района г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО2 в отсутствие законного представителя Предприятия, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, составлен протокол об административном правонарушении № 223 от 11.07.2007.
19.07.2007 главным государственным инспектором Центрального района г. Хабаровска по пожарному надзору вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 223 от 19.06.2007, которым Предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15000 руб. за нарушение правил пожарной безопасности.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, Предприятие является субъектом ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Также, в пункте 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2002 N 313 (далее - Правила) указано, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 53 указанных Правил, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:
загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;
применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);
фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.
Согласно пункту 60 Правил, при эксплуатации действующих электроустановок запрещается:
использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;
обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;
размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.
Пункт 34 правил установил, что противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.
Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).
Как следует из материалов дела, административным органом установлено наличие в проверяемом доме в 1-и и 4-м подъезде наличие металлических решеток; на 2-м, 3-м, 4-м этажах загромождение проходов деревянными ящиками; факт эксплуатации светильников со снятыми плафонами, предусмотренными конструкцией, кроме того, установлено, что противопожарный водопровод находится в нерабочем состоянии.
При этом административным органом не представлены доказательства наличия в данном жилом доме противопожарного водопровода. Исходя из технического паспорта на жилой дом, указанный объект в жилом доме, расположенном по адресу: <...> отсутствует.
Факт наличия нарушений противопожарной безопасности в виде наличия в 1-и и 4-м подъезде металлических решеток, мешающих свободной эвакуации людей; на 2-м, 3-м, 4-м этажах загромождения проходов деревянными ящиками; факт эксплуатации светильников со снятыми плафонами, предусмотренными конструкцией, подтверждается актом проверки от 09.07.2007 г., протоколом об административном правонарушении от 11.07.2007 г.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Между тем, из материалов дела следует, что ранее – 19.04.2007 г. Постановлением Отдела государственного пожарного надзора по Центральному району № 79, Предприятие было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ по тому же объекту: жилой дом, расположенный по адресу: <...> за те же нарушения, что установлены рассматриваемым Постановлением административного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Постановление административного органа о привлечении Предприятия к административной ответственности № 79 от 19.04.2007 г. вступило в законную силу в установленном законом порядке.
Поскольку Постановлением от 19.07.2007 г. административным органом установлены те же нарушения предприятием правил противопожарной безопасности по одному и тому же объекту, что и в соответствии с постановлением от 19.04.2007 г., следует признать, что административный орган повторно привлек МУП г. Хабаровска «СК по ЖКУ» к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение в течении одного года.
При таких обстоятельствах, Постановление административного органа № 223 от 19.07.2007 г. подлежит признанию незаконным и отмене в полном объеме.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью Постановление Отдела государственного пожарного надзора № 223 от 19.07.2007 г. о привлечении МУП г. Хабаровска « СЗ по ЖКУ» о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию - Шестой апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края в течение 10 дней.
Судья А. ФИО3