ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-1208/11 от 15.09.2011 АС Республики Адыгея

Арбитражный суд Республики Адыгея

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Майкоп

Дело №А01-1208/  2011 

19 сентября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2011 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 сентября 2011года

Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи С.И. Хутыз, при ведении протокола помощником судьи Р.А. Бракий, рассмотрев материалы дела №А01-1208/2011 по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>) к муниципальному учреждению «Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности, третье лицо - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии:

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея ФИО1 (доверенность от 26.07.2011, № 172);

начальника муниципального учреждения «Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро» ФИО2 (приказ от 19.03.2007, № 1-л);

представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Адыгея – не явился, уведомлен надлежаще,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Республики Адыгея обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее – управление) с заявлением к муниципальному учреждению «Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро» (далее - учреждение), третье лицо - ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Республике Адыгея, о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Учреждение в представленном отзыве просит применить малозначительность и обязуется в дальнейшем соблюдать требования законодательства, за нарушение которых привлекаются к административной ответственности.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 8.09.2011 рассмотрение дела назначено к судебному разбирательству  в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 15 сентября 2011 года.

В судебном заседании представитель управления поддержал свои требования и просил суд привлечь учреждение к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в обоснование своих требований сослался на доводы заявления. Пояснил, что административное правонарушение было выявлено в результате проверки.

Представитель учреждения в судебном заседании признала заявленные требования, просила применить малозначительность, пояснила, что раньше учреждение не привлекалось к административной ответственности.

Представитель третьего лица, уведомленный о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в суд обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, с учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), определил о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Суд, изучив представленные доказательства, выслушав представителей управления и учреждения, считает необходимым привлечь управление к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения по следующим основаниям.

Северо-Кавказское Межрегиональное управление геодезии и картографии выдало учреждению лицензию Скг-02051Г от 28.06.2007 на осуществление геодезической деятельности.

14 июля 2011 года на основании распоряжения от 6.07.2011г. № П/1338 заявителем была проведена плановая выездная проверка заинтересованного лица, на соблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении геодезической деятельности, по результатам которой начальником отдела геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея был составлен протокол № 6 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Муниципальным учреждением «Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро» были допущены следующие нару­шения:

- учреждением не соблюден порядок организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения.

- учреждением нарушен порядок пользования и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда.

- при подготовке топографо-геодезических работ для проведения государственного кадастрового учета земельных участков учреждение в качестве ис­ходных пунктов для построения планового съемочного обоснования были использованы данные, отнесенные в соответствии с действующим законода­тельством к федеральному картографо-геодезическому фонду, без соответст­вующих разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения управления в суд с заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.12.1995г №209-ФЗ «О геодезии и картографии», пунктами 42,43 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001г №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» геодезическая и картографическая деятельность, за исключением геодезической, картографической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся: геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах (статья 3 ФЗ № 209-ФЗ). В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007г № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при составлении межевого плана местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит схема геодезических построений (приложение № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008г № 412). Таким образом, в соответствии с действующим законодательством деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляющаяся, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической и подлежит лицензированию. В связи с чем, ссылка ответчика на статью 69 Земельного кодекса РФ несостоятельна. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства РФ от 21.11.2006 № 705 «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии» являются соблюдение порядка организации геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии". Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", геодезической основой государственного кадастра недвижимости (далее - геодезическая основа кадастра) являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (далее - опорные межевые сети).

Для ведения государственного кадастра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений случаях используется единая государственная система координат (часть 4 статьи 6).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее – Закон о геодезии и картографии), геодезические и картографические работы являются процессом создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных. Пунктом 10.3 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. ГКИНП 17-002-93" (утв. Роскартографией 15.10.1993) предусмотрено, что обеспечение предприятий координатами и высотами геодезических пунктов осуществляют только инспекции государственного геодезического надзора. Из пункта 2.5. Инструкции о порядке предоставления в пользование и использования материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда, утвержденной Приказом Роскартографии от 05.08.2002 № 114-пр следует, что предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора.

Для получения разрешения на использование материалов и данных фонда пользователями предоставляются в органы государственного геодезического надзора, помимо прочих документов, заявка на предоставление в пользование материалов и данных фонда, составляемая по форме приложения № 1 (пункт 2.6 рассматриваемой Инструкции)

На основании разрешения организация - фондодержатель, указанная в разрешении, предоставляет материалы (данные) фонда пользователю после предъявления пользователем документа о внесении соответствующей платы (пункт 2.15 рассматриваемой Инструкции).

Плата за пользование материалами и данными фонда, включающая в себя затраты на их создание и хранение, а также плата за услуги взимается в размере, устанавливаемом Федеральной службой геодезии и картографии России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, на хранении которых находятся материалы и данные фонда (пункт 2.17 рассматриваемой Инструкции).

Следовательно, получение и использование координат пунктов государственной геодезической сети при составлении межевого плана должно осуществляться в установленном указанными правовыми актами порядке на основании разрешения уполномоченного органа. Согласно части 2 статьи 13 Закона о геодезии и картографии, подпункта 3 пункта 5 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 № 273, основными задачами государственного геодезического надзора за геодезической и картографической деятельностью являются, в том числе является регистрация геодезических и картографических работ, за исключением указанных работ в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Пунктом 1.1. Инструкция о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации. ГКИНП 17-002-93" (утв. Роскартографией 15.10.1993) к топографо - геодезическим и картографическим работам отнесены геодезические, астрономо - геодезические, гравиметрические, топографические, топографо - геодезические в составе маркшейдерских работ и инженерных изысканий, аэросъемочные, картографические, картоиздательские и кадастровые работы, а также создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

В силу пункта 3.1 указанной Инструкции топографо - геодезические и картографические работы могут производиться предприятиями только после рассмотрения и регистрации технических проектов или программ на каждый конкретный объект работ в инспекциях госгеонадзора или органах архитектуры и градостроительства. Таким образом, в целях осуществления государственного геодезического надзора проведение геодезической деятельности подлежит обязательной регистрации в уполномоченном органе.

Учреждение за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату за пользование материалами и данными не производило.

Из материалов дела следует, что учреждение оказывало услуги по составлению межевых планов, однако использовало координаты из кадастровых паспортов, полученных в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея.

Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение такихпоследствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Нарушение учреждением лицензионных требований подтверждено имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 6 от 14.07.2011, актом проверки от 12.07.2011 № 5, и не оспаривается представителем учреждения. В связи, с чем суд считает обоснованными выводы административного органа о наличии в действиях учреждения события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий. Постановлением Правительства РФ от 21.11.2006г № 705 лицензирование геодезической деятельности возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Приказом Минэкономразвития от 14.05.2010 № 178 утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях. В соответствии с данным перечнем начальники отделов территориальных органов Федеральной службы и их заместители, другие должностные лица территориальных органов, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также контроль за соблюдением лицензионных требований при проведении работ, относящихся к геодезической и картографической деятельности вправе в пределах своей компетенции составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении № 6 от 14.07.2011 составлен уполномоченным лицом – начальником отдела геодезии и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея.

Срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, для привлечения учреждения к административной ответственности соблюден.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа.

На основании статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административная ответственность выражается в наступлении для правонарушителя таких отрицательных последствий (в виде административных санкций), характер и содержание которых предопределяются конкретными целями административного принуждения.

Предупреждения в перечне административных наказаний являются наиболее ограниченным видом административного вмешательства в правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности.

Предупреждение является видом административного наказания, законодатель оценивает его как меру ответственности за совершение административного правонарушения в ряду с другими административными наказаниями.

В рассматриваемом деле при определении меры административной ответственности суд исходит из отсутствия в материалах дела сведений о том, что учреждение ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений.

Кроме того, учреждение признало свою вину в совершенном правонарушении, что подтверждается объяснениями в протоколе об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для назначения учреждению более строго административного наказания.

Суд, проверив в порядке статей 4.2, 4.3 КоАП РФ наличие обстоятельств, смягчающих, либо отягчающих административную ответственность, принимает в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность с учетом статьи 4.6 КоАП РФ отсутствие фактов привлечения учреждения к административной ответственности. В связи с изложенным, суд считает возможным применить к учреждению меру ответственности в виде предупреждения.

Взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности Федеральным законом не предусмотрено.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.

Привлечь муниципальное учреждение «Хозрасчетное проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро» (ИНН <***>, ОГРН <***>), зарегистрированное по адресу: <...>, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья С.И. Хутыз