ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-1711/19 от 10.10.2019 АС Республики Адыгея

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Майкоп Дело №А01-1711/2019 17 октября 2019 года.

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 17 октября 2019 года.

Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи С.И.Хутыз, при ведении протокола помощником судьи Семеновых Н.С., рассмотрев в судебном заседании материалы дела №А01-1711/2019по заявлению Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ИНН 7717151380, ОГРН 1097799013652, г.Москва, бульвар Страстной, 9) к обществу с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" (ИНН 2302046936, ОГРН 1042300667727, Краснодарский край, г.Армавир, территория Северная промзона, участок 125), третьи лица – ООО "СтройЮгрегион" (ИНН 234903350,ОГРН 102349000885, г.Новороссийск, ул.Котанова, 6, оф. 402), ПАО "ТНС энерго Кубань" (ИНН 2308119595, ОГРН1062309019794, г.Краснодар, ул.Гимназическая, 55/1) ПАО "Кубаньэнерго"(ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268, г.Краснодар, ул.Ставропольская, 2, а) о прекращении эксплуатации и сносе самовольных инженерных коммуникаций,

при участии в судебном заседании от:

истца - Беличенко Е.Н. (доверенность от 18.02.2019 №Д-19140048),

ответчика – Кима Д.В. (доверенность от 22.05.2019),

ООО "СтройЮгрегион" - Шуклиной Ю.Б. (доверенность от 26.04.2019),

в отсутствии иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в том числепутем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,

установил:

государственная компания "Автодор" (далее - истец, государственная компания) обратилась в суд с заявлением о возложении на общество с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" (далее - общество, ответчик) обязанности прекратить эксплуатацию и осуществить снос инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке 1342+850-1343+450 (справа) в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу, прекратить эксплуатацию и осуществить снос инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 01:06:0000000:1506 (адрес: Республика Адыгея, р-н Теучежский, Тлюстенхабльское городское поселение), 01:06:2500001:1785 (адрес: Республика Адыгея, р-н Теучежский, пгт Тлюстенхабль, ул. Кубанская), 01:06:2500001:1795 (Республика Адыгея, р-н. Теучежский, Тлюстенхабльский поселковый округ), 01:06:2500001:1810 (Республика Адыгея, Теучежский район, Тлюстенхабльское городское поселение) в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ответчиком ООО "Южная нефтяная компания" в течение 10 (десяти) дней вступившего в законную силу решения суда, предоставить государственной компании "Российские автомобильные дороги№ право выполнить работы по сносу инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке 1342+850-1343+450 (справа), в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 01:06:0000000:1506, 01:06:2500001:1785, 01:06:2500001:1795, 01:06:2500001:1810 с последующей компенсацией затрат на выполнение таких работ за счет ответчика. Податель иска указывает, что ответчик договор с владельцем автомобильной дороги не заключал, согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги не получал, право пользования земельным участком в границах полосы отвода автомобильной дороги не оформлял, что, является нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).

Ответчик с исковым заявлением государственной компании не согласен в полном объеме, считает его незаконным и необоснованным, а доводы истца не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. По мнению ответчика линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем не является самостоятельным объектом недвижимости и не может быть признан самовольной постройкой. Затраты, связанные с переносом инженерных коммуникаций, с которыми истец отождествляет сети электроснабжения, должны компенсироваться заказчиком строительства, а не собственником, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Утверждает, что государственная компания надлежащих доказательств, подтверждающих неправомерное нахождение спорной линии электропередач в пределах участка истца и противоправного создания ответчиком препятствий в осуществлении истцом прав собственника имущества не представила.

Определениями Арбитражного суда Республики Адыгея к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, от 09.07.2019 года - привлечены ООО "СтройЮгрегион" и ПАО "ТНС энерго Кубань", от 15.08.2019 - ПАО "Кубаньэнерго".

ООО "СтройЮгрегион" поддерживает доводы истца и просит суд их удовлетворить, утверждает, что эксплуатация (прокладка, перенос, переустройство) линии ВЛ-10кВ обществом препятствует производству работ по строительству съезда № 2 в рамках реализации объекта «Реконструкция транспортных развязок на участке 1319-км 1345 федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, Краснодарский край, Республика Адыгея. Этап 2. Транспортная развязка 1342+850, 3 очередь строительства».

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.09.2019 годасудебное заседание по делу было отложено до 10.10.2019 года.

В судебном заседании стороны и представитель ООО «СтройЮгрегион» поддержали свои доводы.

Представители ПАО «ТНС энерго Кубань» и ПАО «Кубаньэнерго» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числепутем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (статья 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия представителей указанных лиц.

Изучив материалы дела и выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает необходимым заявление государственной компании удовлетворить по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 № 62 "«Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" автомобильная дорога М-4 «Дон» отнесена к числу федеральных автомобильных дорог.

С 01.05.2010 года по передаточному акту от 30.04.2010 № 2-ГК/2-ПА на основании распоряжения Правительства РФ от 30.12.2009 № 2133-р «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление" осуществлена передача федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации на девяносто девять лет государственной компании «Российские автомобильные дороги».

В рамках объекта: «Реконструкция транспортных развязок на автомагистрали М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1319 - км 1345, Краснодарский край, Республика Адыгея. Этап 2. Транспортная развязка км 1342+850», была разработана проектная документация.

Проект строительства, имеющий положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, выданное ФАУ «Главгосэкспертиза России» № 275-15/ГГЭ-9492/04 от 26.02.2015, утвержден распоряжением Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от 26.03.2015 № ТП-34-р и запущен в реализацию в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2010 - 2020 гг.)» (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 848 от 05.12.2001) и Программой деятельности Государственной компании «Российский автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы) (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 2146-р).

16.07.2018 в целях реализации проектных решений, по результатам торгов государственной компанией (заказчик работ) с победителем аукциона ООО "СтройЮгРегион" (подрядчик) заключен договор от 16.07.2018 № ЦУП-2018-760 «На выполнение комплекса работ на объекте: «Реконструкция транспортных развязок на автомагистрали М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1319 - км 1345, Краснодарский край, Республика Адыгея. Этап 2, (3 очередь строительства). Транспортная развязка км 1342+850».

10.10.2018 Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации выдано разрешение на строительство от 10.10.2018 № 01-ruO 1506107-096-2018 по объекту «Реконструкция транспортных развязок на автомагистрали М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1319 - км 1345, Краснодарский край, Республика Адыгея. Этап 2, (3 очередь строительства). Транспортная развязка км 1342+850».

Для установления границ земельных участков, предназначенных для проведения работ по реконструкции транспортных развязок, разработана документация по планировке территории объекта и утверждена распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ от 27.10.2014 № 1992-р.

В рамках подготовки к реализации объекта: «Реконструкция транспортных развязок на автомагистрали М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке км 1319 - км 1345, Краснодарский край, Республика Адыгея. Этап 2, (3 очередь строительства). Транспортная развязка км 1342+850»,было установлено наличие самовольной инженерной коммуникации в границах придорожной полосы автомобильной дороги М-4 «Дон», а именно - линия электропередачи (Вл-10кВ).

29.10.2018года государственная компания в отношении спорной инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в адрес ООО "Южная нефтяная компания" направила уведомление от 29.10.2018 № 2696-КрФ о запросе разрешительных документов.

22.03.2018подрядной организацией (ООО "Стройюгрегион№) в отношении спорной инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в адрес ответчика направлено письмо от 22.03.2019 № 353 с просьбой переустроить линию электропередачи, так как она препятствует выполнению строительно-монтажных работ по устройству съезда С-2 путепровода.

02.04.2019 истец в отношении спорной инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в адрес ответчика направлено уведомление от 02.04.2019 № 918-КрФ о запросе разрешительных документов (технические условия на пересечение а/д М-4 «Дон», акт разграничения границ балансовой принадлежности с энергоснабжающей организацией.

12.04.2019 подрядной организацией (ООО "Стройюгрегион") в отношении спорной инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в адрес ответчика направлено письмо от 12.04.2019 № 454 о запросе землеотводных и разрешительных документов.

15.05.2019 в порядке части 7 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах в адрес ответчика было направлено требование владельца автомобильной дороги М-4 «Дон» о сносе самовольных коммуникаций от 14.05.2019 № 1334-КрФ в течение 7 дней.

Указанное требование владельца автодороги М-4 «Дон» в установленный срок обществом не исполнено.

Поскольку размещение ответчиком опор воздушной линии электропередачи на соответствующих земельных участках нарушает права государственной компании, создает препятствия к осуществлению полномочий в области осуществления дорожной деятельности и реконструкции дороги, истец обратился в суд с нестоящим заявлением.

Рассматривая заявление суд исходит из части 1 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации согласно которой, дела по искам о сносе самовольных построек подлежат рассмотрению по месту нахождения самовольно возведенных строений, так как при решении вопроса о сносе речь идет о правах лица на объект недвижимого имущества (исключительная подсудность).

Материалами дела установлено и не отрицалось представителями сторон, что линия электропередачи (Вл-10кВ) о сносе которой заявляет истец расположена на земельных участках, расположенных на территории Республики Адыгея.

Учитывая изложенное, спор рассматривается Арбитражным судом Республики Адыгея.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения. Названным правом обладают также лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Самовольная постройка подлежит сносу (пункт 2 статьи 222 ГК РФ). Принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда, которым удовлетворен иск о сносе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 595-О-П), вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения се таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, т.е. санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет. По буквальному смыслу оспариваемой нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина гражданина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Необходимость установления вины застройщика подтверждается и положением пункта 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ, согласно которому приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется лицами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон» является дорогой общего пользования и федерального значения на основании статьи 5 Закона об автомобильных дорогах, согласно которой автомобильные дороги, соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации являются автомобильными дорогами общего пользования (часть 5), к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, а также на основании постановления Правительства РФ от17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения», согласно которому автодорога М-4 «Дон» (идентификационный номер 00 ОП М-4 (Е50, Е97, Е115, Е592, СНГ) проходит от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону,
Краснодар, до Новороссийска.

Федеральная автомобильная дорога общего пользования М-4 «Дон», а также занятые ей земельные участки (включая полосу отвода), являются федеральной собственностью на основании статье 6 Закона об автомобильных дорогах, статьи 87 и статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» (приложение 1, раздел IV, п. 5).

Реализация функций владельца федеральной автодороги М-4 «Дон» государственной компанией осуществляется на основании Положения о закупочной деятельности в государственной компании «Российские автомобильные дороги» (утверждено решением наблюдательного совета ГК «Автодор», протокол № 38 от 13.08.2012) и в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Деятельность государственной компании по организации строительства и реконструкции автомобильной дороги М-4 «Дон» в том числе включает в себя: 1) осуществление функций застройщика при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог Государственной компании, а также при выполнении инженерных изысканий для строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог Государственной компании; 2) осуществление функций заказчика при ремонте и содержании автомобильных дорог Государственной компании; 3) обеспечение подготовки документации по планировке территории в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; 4) осуществление Государственной компанией отдельных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и связанных с резервированием земель и изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; 5) обеспечение проведения кадастровых работ в отношении земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании, и финансирование указанных работ; 6) обращение с заявлениями о государственном кадастровом учете земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании, а также с заявлениями об учете изменений изымаемых земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; 7) обращение от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества (часть 3 статьи 6 Закона о Государственной компании).

Дорожная деятельность государственной компании по производству всех видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание) на федеральной автодороге М-4 «Дон» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги»..», Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...», Распоряжения Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Распоряжения Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» (подпрограмма «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года), Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 319 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2009 № 2146-р «Об утверждении программы деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы)», Распоряжения Правительства РФ от 05.09.2011 № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года», Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 309 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года».

Целью производства работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание) на федеральной автодороги М-4 «Дон» является формирование участка скоростной автомобильной дороги федерального значения с высоким транспортно-эксплуатационным состоянием и высоким уровнем безопасности, повышение уровня содержания дороги в соответствии с потребностями экономики и населения как непосредственно соответствующего муниципального образования, так и страны в целом, в том числе реализация проекта: «Строительство с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4«Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км 1119,5 - км 1319, км 1373 - км 1383 (4этап), Краснодарский край».

Земельные участки в границах полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги М-4 «Дон», а также предназначенные для осуществления дорожной деятельности предоставлены без проведения торгов в аренду ГК «Автодор» на 49 лет (статья 36 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ).

Из представленных суду документов следует, что государственная компания в границах кадастрового квартала 01:06:2500001 арендует следующие земельные участкиза номерами01:06:0000000:1506 (договор от 29.08.2019 № 174-ГК, запись о регистрации права ЕГРН №01:06:0000000:1506-01/033/2019-2 от 25.09.2019 года), 01:06:2500001:1810 (договор аренды от 29.08.2019 № 174 ГК, запись о регистрации права ЕГРН №01:06:25000001:1810-01/033/2019-2 от 25.09.2019 года), 01:06:2500001:1785 (договор аренды от 29.08.2019 № 172-ГК, запись о регистрации права ЕГРН №01:06:2500001:1506-01/030/2019-2 от 25.09.2019 года), 01:06:2500001:1795 (договор аренды от 16.08.2019 №116-ГЛ, запись о регистрации права ЕГРН №01:06:2500001:1795-01/036/2019-1 от 27.06.2019 года). Представлены акты-приема передачи указанных земельных участков.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.08.2019 года суд обязал стороны осуществить обследование придорожной полосы федеральной дороги.

В ходе рассмотрения дела сторонами спора, произведен осмотр участка федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» (транспортная развязка км.1342+850) при участии представителей государственной компании, ответчика и ООО "СтройЮгрегион", по результатам которого составлен акт от 12.10.2019 года. Из представленного акта, составленного с применением технического средства было выявлено следующее нахождение опор ВЛ-10кВ:

- в границах придорожной полосы ( 75 м) автодороги М-4 «Дон»( основной ход) км. км.1342+850-км км.1342+450 (справа) на земельных участках: №01:06:2500001:0045 расположены ТП 10/0, 4 КВ (53, 4 м), ST21, ST22; на №01:06:2500001 - ST20, ST19,

- за земельных участках №01:06:0000000:1506 (ST4,ST5, ST6), №01:06:2500001:1810 (ST14), 01:06:2500001:1785 (ST3), 01:06:2500001:1795 (ST7,ST8, ST9, ST10,ST11, ST13).

Опоры линии электропередач ВЛ-10кВ (ООО "ЮНК") с условными обозначениями ST3-ST14 попадают в строительную площадку выполнения работ на объекте "Реконструкция транспортных развязок автомагистрали М-4 «Дон» от г.Москва через г.Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участках км. 1319- км 1345, Краснодарский край, Республика Адыгея. Этап 2 Транспортная развязка км 1342+850 .

Составленный акт подписан представителями государственной компании и ООО "СтройЮгрегион" без замечаний. Представитель ответчика подписал акт с указанием на следующее : "С формулировкой "самовольная постройка" не согласен".

Учитывая изложенное, суд считает подтвержденным довод истца о наличии в границах придорожной полосы автодороги М-4 «Дон» и на арендуемых государственной компанией земельных участков опор линии электропередач (Вл-10кВ),принадлежащих ООО "ЮНК" и препятствующих реконструкции федерального дороги и о сносе которой заявляет истец.

Возражая против доводов истца, ответчик не отрицает принадлежность линии электропередач и утверждает о наличии соответствующих согласований технических условий с сетевой организацией.

Из представленных суду документов видно, что 20 июля 2007 года между администрацией муниципального образования «Теучежский район» и Пчегатлук Нальбием Меджидовичем (Арендатор), в соответствии с распоряжением администрации муниципального образования «Теучежский район» от 19.07.2007 №783 был заключен договор аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка от 20.07.2007 г. По договору Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду в срок на 49 лет с момента государственной регистрации, земельный участок из земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения (категория земель) с кадастровым номером 01:06:2500001:0045, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Республика Адыгея, Теучежский район, вдоль автомагистрали М-4 «Дон» км. 1343+230 м, справа, общей площадью 3 500 кв.м.

В дальнейшем 10 сентября 2007 года между ООО «ЮНК» и Пчегатлук Нальбием Меджидовичем заключен договор о перенайме земельного участка от 10.09.2007 №396 , согласно которому, ООО «ЮНК» принимает, а Пчегатлук Н.М. передает в полном объеме права и обязанности по договору аренды б/н от 20.07.2007 г., зарегистрированного в Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгее 30 июля 2007 г., земельного участка с кадастровым номером 01:06:00001:0045, площадью 3 500 кв.м., находящегося по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, вдоль автомагистрали М-4 «ДОН» км 1343+230 м, справа, заключенному между Пчегатлук Н.М. и Администрацией муниципального образования «Теучежский район».

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 26.09.2011 г. №RU015060002007001 - 9, администрацией муниципального образования «Теучежский район» разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства: многотопливной АЗС, расположенной по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, а/м М-4 «Дон», км 1343+230 м., справа.

Право собственности на здание многотопливной АЗС, площадью 145,2 кв.м., (инвентарный номер: 79:233:002:290068220, литер «А», этажность 1, с кадастровым (условным) номером 01-01-05/111/2012-213, расположенной по адресу: Республика Адыгея, Теучежский район, а/м М-4 «Дон», км 1343+230 м., справа), зарегистрировано за обществом и получено свидетельство о регистрации права от 05.04.2012 №01-АА 414018.

В целях технологического присоединения АЗС, принадлежащей на праве собственности обществу к Краснодарским электрическим сетям, ОАО «Кубаньэнерго» были выданы технические условия от 08.05.2009 №29-2009-Т на электроснабжение, а также акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок напряжением 35кВ. Согласно акту о технологическом присоединении от 2009 г. (к договору №21100-07-000466-1 от 06.12.2007), заключенному между ОАО «Кубаньэнерго» (Исполнитель) и ООО «ЮНК» (Заказчик), Исполнитель в полном объеме выполнил обязанность по технологическому присоединению к питающему центру ПС 110/10 кВ «Водохранилище» энергопринимающего устройства Заказчика, характеризующегося следующими признаками: наименование: «Многотопливная АЗС»; адрес: Краснодарский край, Республика. Адыгея, р-н. Теучежский вдоль а/м М-4 «Дон» км 1343+230 м. справа; установленная мощность: 35, кВт; категория надежности: по 3-й категории надежности.

По договору энергоснабжения от 30 декабря 2011 №1180372 , заключенному между ОАО «Кубаньэнергосбыт» и ООО «ЮНК» поставляет электроэнергию (мощность) на условиях и в объеме, установленных договором.

Однако, суд считает обоснованным довод истца об отсутствии надлежащих доказательств получения обществом согласования со всеми заинтересованными организациями при размещении и эксплуатации спорной линии электропередачи в придорожной полосе автодороги М-4 "Дон".

Согласно пункту 5 радела II Технических условий на ответчика возложены обязательства построить отпайку Вл-10 кВ фидер ВД-8 до проектируемой ТП/0,4 кВ в соответствии с требованиями ПУЭ. Выбрать место установки ТП 10/0,4 кВ, трассы 0,4-10 кВ и точки подключения отпайки Вл-10 кВ при проектировании, согласовать с Краснодарским электрическими сетями и со всеми заинтересованными организациями.

Следовательно, процесс проектировании объекта поставлен в зависимость от процесса согласования со всеми заинтересованными лицами. При этом срок действия технических условий установлен - 2 года. В случае несогласования проекта в указанный срок технические условия считаются недействительными.

Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 № 486 (далее - Правила).

Воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий. Обособленные земельные участки, отнесенные к одной категории земель и предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи (линии связи, обслуживающей электрическую сеть), могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве одного объекта недвижимого имущества (единого землепользования) с присвоением одного кадастрового номера (пункт 2 Правил).

Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"), утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160.

Доказательств того, что земельные участки в границах кадастрового квартала 01:06:2500001 (в т.ч. 01:06:0000000:1506, 01:06:2500001:1810, 01:06:2500001:1785, 01:06:2500001:1795) под размещение линии электропередач ВЛ-10кВ ответчика (ООО «ЮНК») - выделялись, ужранная зона объекта электросетевого хозяйства устанавливалась не представлено.

Кроме того, порядок прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог установлен в статье 19 Закона об автомобильных дорогах .

Согласно части 1 названной статьи прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 - 3 настоящей статьи.

Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах при проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций.

Согласно части 3 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переустройстве, переносе, эксплуатации (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 № 193-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 января 2013 года владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах придорожных полос автомобильных дорог(за исключением частных автомобильных дорог) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны получить согласие в письменной форме владельцев автомобильных дорог, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению при эксплуатации таких инженерных коммуникаций.

Пункт 2 статьи 61 Закона об автомобильных дорогах, регламентирующей действие указанного Закона во времени, предусмотрено, что к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Согласно пункту 1 статьи 63 Закона об автомобильных дорогах настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 50, 52 и пункта 2 статьи 58 настоящего Федерального закона. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 12.11.2007, № 46, ст. 5553, «Парламентская газета», № 156-157, 14.11.2007, «Российская газета», № 254, 14.11.2007.

Следовательно, положения Закона об автомобильных дорогах применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, т.е. с 14.11.2007.

Поскольку ООО «Южная Нефтяная Компания», являясь владельцем электрических коммуникаций, осуществляет эксплуатацию (прокладка, перенос, переустройство) линии ВЛ-10кВ после вступления в законную силу Закона об автомобильных дорогах, то соответственно, у общества возникла обязанность согласованию эксплуатации (прокладка, перенос, переустройство) линии ВЛ-10кВ в соответствии с новыми требованиями законодательства.

При этом факт ввода в эксплуатацию линии ВЛ-10кВ (2007) до введения в действие указанной нормы о необходимости заключения соответствующего договора не имеет юридического значения, поскольку применительно к обстоятельствам настоящего дела общество должно было заключить с владельцем автомобильной дороги договор об условиях текущей эксплуатации инженерной коммуникации, и возможного ее последующего переноса или переустройства в пределах полосы отвода данной дороги.

Надлежащих доказательств, подтверждающих, что ответчиком исполнена обусловленная законом обязанность по согласованию размещения и эксплуатации спорной линии электропередач в придорожной полосе с владельцем автодороги ГК "Автодор" - до 1 января 2013 года в ходе рассмотрения дела не представлено.

Довод ответчика о необходимости применения Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», направлении в адрес проектной организации (ООО ИнжПроектСтрой") рабочего проекта о переносе линии электропередачи ( ЦУП -2018-760/ИПС-457-18-ЭС3.2.Том.27.2"Электроснабжение.Переустройство электросетей ВЛ 10кв. (пункты придорожного сервиса)" и переложении затрат на перенос спорной инженерной коммуникации с владельца коммуникации на владельца автодороги также не могут приняты во внимание.

Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержден Приказом Минтранса России от 13.01.2010 № 4 (далее также - Приказ об использовании придорожных полос).

Согласно пункту 8 Приказа об использовании придорожных полос в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а такженормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания такихавтомобильных дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития.

При этом строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются: при наличии согласия, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия; с учетом требований, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, Закона об автомобильных дорогах, Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги». Из подпункта а пункта 19 Приказа об использовании придорожных полос следует, что размещение инженерных коммуникаций в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения допускается при наличии согласия, выдаваемого в письменной форме владельцем автомобильной дороги. Размещение в пределах придорожных полос линий связи и высоковольтных линий электропередачи напряжением от 6 до 110 кВт возможно только при соблюдении следующих условий: размещение коммуникаций не требует их переустройства в случае реконструкции автомобильной дороги федерального значения либо их переустройство будет осуществлено за счет средств владельцев таких объектов.

При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что линия электропередачи размещена и эксплуатируется на законных основаниях, подлежит отклонению.

Размещение ответчиком опор воздушной линии электропередачи на соответствующих земельных участках свидетельствует о нарушении прав государственной компании, а также создает препятствия к осуществлению полномочий в области осуществления дорожной деятельности и реконструкции автомобильной дороги М-4 «Дон».

Нормы Закона об автомобильных дорогах позволяют владельцу автомобильных дорог ставить вопрос о прекращении эксплуатации инженерных коммуникаций, об осуществлении их сноса и приведении дороги в первоначальное состояние при несоблюдении владельцем инженерных коммуникаций норм статьи 19 настоящего закона. В случае отказа от исполнения указанных требований, владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации проложенных инженерных коммуникаций с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет владельца инженерных коммуникаций.

В связи с изложенным исковые требования государственной компании о возложении на общества обязанности прекратить эксплуатацию и осуществить снос инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» следует удовлетворить в полном объеме.

Государственной компанией при подаче искового заявления государственная пошлина уплачена не была, ввиду того, что она является субъектом, освобожденным от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 3 статьи 110 АПК РФ).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера государственная пошлина составляет 6000 рублей.

Учитывая изложенное с общества с доход федерального бюджета полежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь статьями 110,167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявление государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ОГРН 1097799013652, ИНН 7717151380) удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Южная нефтяная компания» (ОГРН 1042300667727,ИНН 2302046936) прекратить эксплуатацию и осуществить снос инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке 1342+850-1343+450 (справа) - в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Южная нефтяная компания» (ОГРН 1042300667727, ИНН 2302046936) прекратить эксплуатацию и осуществить снос инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 01:06:0000000:1506 (адрес: Республика Адыгея, р-н Теучежский, Тлюстенхабльское городское поселение), 01:06:2500001:1785 (адрес: Республика Адыгея, р-н Теучежский, пгт Тлюстенхабль, ул. Кубанская), 01:06:2500001:1795 (Республика Адыгея, р-н. Теучежский, Тлюстенхабльский поселковый округ), 01:06:2500001:1810 (Республика Адыгея, Теучежский район, Тлюстенхабльское городское поселение) - в течение 10 (десяти) дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обществом с ограниченной ответственностью «Южная нефтяная компания» (ОГРН 1042300667727, ИНН 2302046936) в течение 10 (десяти) дней вступившего в законную силу решения суда, предоставить Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ОГРН 1097799013652, ИНН 7717151380) право выполнить работы по сносу инженерной коммуникации (Вл-10 кВ) в границах придорожной полосы федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» на участке 1342+850-1343+450 (справа), в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 01:06:0000000:1506, 01:06:2500001:1785, 01:06:2500001:1795, 01:06:2500001:1810 с последующей компенсацией затрат на выполнение работ.

Взыскать с ООО «Южная нефтяная компания» (ОГРН 1042300667727, ИНН 2302046936) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья С.И.Хутыз