Арбитражный суд Республики Адыгея
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Майкоп
Дело № А01-1961/ 2013
22 января 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2014 года
Полный текст решения изготовлен 22 января 2014 года
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи М.А. Афа-шагова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вононоковым Т.М., рассмотрев в судебном заседании дело № А01-1961/2013 по заявлению открытого акционерного общества «Автоколонна № 1491» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом
в Республике Адыгея (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (<...>) о признании незаконным бездействие и обязании заключить договор купли – продажи, при участии в судебном заседании:
от истца - открытого акционерного общества «Автоколонна № 1491» - ФИО1 (доверенность от 12.09.2013 года № 17, в деле),
от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея - ФИО2 (доверенность от 18.12.2013 года № 14-Д, в деле),
от Федерального агентства по управлению Государственным имуществом – не явился, уведомлен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Республики Адыгея обратилось открытое акционерное общество «Автоколонна 1491» (далее – ОАО «Автоколонна 1491», Общество) с заявлением к Территориальному управлению Росимущества в Республике Адыгея (далее – ТУ Росимущества в Республике Адыгея, Теруправление) о признании незаконным бездействие Теруправления при рассмотрении заявления общества о предоставлении первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества и об обязании заключить договор купли-продажи такого имущества.
В обоснование исковых требований заявитель указал, что в соответствии с пунктом 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 03.04.2012 года, (далее - Административный регламент) общество обратилось в ТУ Росимущества в Республике Адыгея с заявлением.
В своем заявлении общество просило предоставить первоочередное право приобретения по рыночной цене имущество, подлежащее внесению в уставный капитал ОАО «Автоколонна 1491» и не включенное при его создании в состав приватизируемого имущества, а именно, двух объектов недвижимости: здания складского помещения с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-796 и здания АЗС с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-784.
Названное заявление принято ТУ Росимущества в Республике Адыгея 07.02.2013 года. Обществом представлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги. На данное заявление в адрес ОАО «Автоколонна №1491» поступил ответ ТУ Росимущества в Республике Адыгея от 21.02.2013 № 502, в соответствии с которым ТУ Росимущества в Республике Адыгея направило заявление Общества в Росимущество России для принятия решения.
Запрошенные объекты являются собственностью Российской Федерации и используются в хозяйственной деятельности ОАО «Автоколонна № 1491» в составе имущественного комплекса.
В соответствии с п .2.6. Административного регламента государственная услуга предоставляется в течение 6 месяцев со дня регистрации заявления. В названный срок ОАО «Автоколонна № 1491» договор купли-продажи имущества и акт приема-передачи не поступили, и общество считает, что факт неполучения ответа по существу обращения означает отказ в удовлетворении требований, что нарушает его права, закрепленные в статьях 33 и 45 Конституции РФ. На этом основании просит признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Республике Адыгея, при выполнении государственной функции по предоставлению первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, по заявлению ОАО «Автоколонна №1491» от 07.02.2013 года, а также обязать ТУ Росимущества в Республике Адыгея направить в адрес ОАО «Автоколонна № 1491» подписанный уполномоченным должностным лицом договор купли-продажи здания складского помещения с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-796 и здания АЗС-заправки с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-784 с актом их приема-передачи.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 26.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в целях более полного и объективного рассмотрения дела, выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта.
В предварительном судебном заседании 16 октября 2013 г. ТУ Росимущества в Республике Адыгея представлен отзыв на заявление.
В отзыве представитель заинтересованного лица указывает, что Обществом не представлено доказательств противоречия действия (бездействия) теруправления положениям законодательства.
Также указывает, что административный регламент, на который ссылается истец в исковом заявлении, не является действующим, так как не утвержден приказом Минэкономразвития и не зарегистрирован в Минюсте России и что в настоящее время процедура по предоставлению первоочередного права приобретения имущества в соответствии с пунктом 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не регламентирована.
Отрицая бездействие ТУ Росимущества в Республике Адыгея что после поступления обращения ОАО «Автоколонна 1491» о выкупе спорного имущества теруправление направило указанное обращение на рассмотрение в Росимущество и что в настоящее время ТУ Росимущества в Республике Адыгея ведет переписку по вопросам, связанным с рассмотрением заявления общества и таким образом, какого-либо бездействия как со стороны теруправления так и Росимущества не имеется.
В отзыве ТУ Росимущества в Республике Адыгея указано, что понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятом на себя обязательством.
ТУ Росимущества в Республике Адыгея также утверждает, что по условиям приватизации спорные объекты не были включены в уставной капитал общества, так как не подлежали приватизации и в этой связи у истца отсутствует право, предусмотренное пунктом 16 статьи 43 Закона о приватизации на первоочередное приобретение спорного имущества.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 30 октября 2013 г дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 19 ноября 2013 г., а определением от 19 ноября 2013 г. отложено на 05 декабря 2013 года.
В ходе судебного заседания от представителя заявителя поступило заявление об уточнении заявленных требований и ходатайство о привлечении в качестве второго заинтересованного лица по делу № А01-1961/2013 Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Рассмотрев заявленное ходатайство, учитывая предмет и основания заявления, суд счел необходимым привлечь к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица Федеральное Агентство по управлению Государственным имуществом. По делу назначено предварительное судебное заседание на 24 декабря 2013г.
Уточнение заявленных требований заявитель мотивирует тем, что в ходе судебного разбирательства ему стало известно из апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Республике Адыгея по арбитражному делу А01-561/2013, что ТУ Росимущества в Республике Адыгея имеет зарегистрированное право собственности на объект недвижимости 1\8 часть тупикового профилактория (литер «Д). Данный объект является неотъемлемой частью объекта недвижимости «тупиковый профилакторий». ОАО «Автоколонна 1491» имеет весь объект свидетельство о праве собственности Серии 01-АА №045855 от 31.01.2006 года. Однако, вопросы доказывания своего права на весь объект выходит за рамки данного судебного разбирательства и общество подало заявление о предоставлении первоочередного права приобретения его по рыночной цене как имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества от 03.12.2013 года, исх. №388.
Письмом от 11.12.2013 года, исх. №2561, ТУ Росимущества в Республике Адыгея уведомило общество о направлении в Росимущество заявления для принятия решения.
При этом заявитель полагает, что данное решение не будет вынесено в разумный срок, в виду того, что его удовлетворение имеет одно основание с удовлетворением предыдущего заявления.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 24 декабря 2013 г дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 09 января 2014 г., а определением от 09 января 2014 г. отложено на 16 января 2014 года
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил суд признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Республике Адыгея, при выполнении государственной функции по предоставлению первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества по заявлениям ОАО «Автоколонна № 1491» от 07.02.2013, 03.12.2013 года и обязать ТУ Росимущества в Республике Адыгея направить в адрес ОАО «Автоколонна 1491» подписанный уполномоченным должностным лицом договор купли-продажи здания складского помещения с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-796, здания АЗС-заправки с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-784 и помещений тупикового профилактория, площадью 161 кв. м. с актом их приема-передачи.
Изучив материалы дела и представленные возражения заинтересованного лица, суд установил следующее.
ОАО «Автоколонна №1491» на основании положений пункта 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» обратилось в ТУ Росимущества в Республике Адыгея с письмом от 15.01.2013 года, исх. №10 о предоставлении первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, в частности, здания складского помещения с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-796 и здания АЗС-заправки с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-784.
В дальнейшем общество по рекомендации Теруправления, изложенными в письме от 06.02.2013 года, исх. №256, дополнил и уточнял представленные документы. При этом Теруправлением было указано обществу, что исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, который является необходимым и обязательным для предоставления государственной услуги, подлежащей предоставлению заявителем, способы их получения, в том числе в электронной форме, порядок их предоставления определены Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества. Сведения о предоставлении первоочередного права можно получить на официальном сайте Росимущества в разделе «Государственные услуги и функции» на портале государственных услуг.
В отзыве Теруправление указало, что административный регламент, на который ссылается истец в исковом заявлении не является действующим и процедура по предоставлению первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества в соответствии с п.16.ст.43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 №178-ФЗ не регламентирована.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о том, что доводы Теруправления в отношении того, что процедура первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества не регламентирована, несостоятельны в виду следующего.
Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества размещен на официальном сайте Росимущества в разделе «Государственные услуги и функции» на портале государственных услуг. Данный регламент не утвержден приказом Минэкономразвития РФ. Однако, указывая Обществу на документ, которым ему следовало руководствоваться при подаче заявления, Теруправление также должно было руководствоваться этим документом.
Положения пункта 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не ограничены наличием утвержденного административного регламента.
По правилам, установленным статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Следствием исполнения Теруправлением требований 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» на обращения акционерного общества должно было стать заключение договора купли-продажи запрошенных объектов либо мотивированный отказ, в срок, установленный статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Как установлено материалами дела, по заявлениям открытого акционерного общества «Автоколонна № 1491» от 07.02.2013 года и от 03.12.2013 года на день рассмотрения спора договоры купли-продажи запрошенных обществом объектов Теруправлением не подготовлены, мотивированный отказ не представлен.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, указанное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации, в том числе по организации продажи приватизируемого федерального имущества. Для осуществления данных функций оно наделено полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключению в установленном порядке договоров купли-продажи федерального и иного имущества.
При этом согласно пункту 4.1 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Территориальное управление Росимущества в Республике Адыгея является исполнительным органом государственной власти, который уполномочен принимать решения о предоставлении в собственность и готовить проекты договоров купли-продажи в отношении объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Адыгея. Наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на объем полномочий территориального органа, предусмотренный пунктом 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Разъясняя положения пункта 16 статьи 43, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27.05.2008 № 809/08 отметил следующее, что из содержания данной нормы следует, что акционерное общество, которое не приватизировало имущество, подлежащее внесению в его уставный капитал в процессе приватизации, вправе выкупить названное имущество у государства по рыночной цене и этому праву корреспондирует обязанность государства в лице его уполномоченных органов продать обществу упомянутое имущество. Для реализации такого права необходимо наличие следующих условий: имущество подлежало внесению в уставный капитал акционерного общества, однако не было внесено при его создании в состав приватизированного имущества; акционерное общество согласно приобрести имущество по рыночной цене. При этом соблюдение порядка приватизации государственного имущества, предусмотренного Законом о приватизации, (в том числе и принятие собственником имущества решения о его приватизации) не требуется. Соблюдение такого порядка необходимо лишь при приватизации имущества в случае отказа акционерного общества от его выкупа.
Исследовав доказательства, представленные истцом в обоснование своих требований, дав им оценку по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что запрошенное имущество подлежало внесению в уставный капитал акционерного общества.
Приватизация ФГУП «Автоколонна №1491» включена в Прогнозный план (Программа) приватизации имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 года, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1165-р.
На этом основании Минимуществом России подготовлено Распоряжение № 5385-р от 09.10.2003 «О подготовке к приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Автоколонна № 1491».
Запрошенное к выкупу имущество относилось к имущественному комплексу ФГУП «Автоколонна № 1491», использовалось в хозяйственной деятельности ФГУП и используется в уставной деятельности общества. Необходимость и целесообразность предоставления объектов недвижимого и движимого имущества ФГУП подтверждается включением его в Реестр федерального имущества. Все это имущество образует единый производственно-технологический комплекс, соединенный различного рода коммуникациями (подъездными путями, коммунальными коммуникациями, линиями электро- и водоснабжения).
Фактически запрошенные к выкупу объекты недвижимого имущества переданы в уставный капитал общества, что подтверждается представленными обществом оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 01 «Основные средства» за периоды 2003, 2004, 2012 годы, налоговой декларацией по налогу на имущество организаций. Названные объекты введены в эксплуатацию в период с 1975-1978 годы и используются обществом по предназначению с этого времени, о чем свидетельствуют инвентарные карточки учета основных средств.
Совокупности этих фактов доказывает нахождение запрошенного имущества на дату приватизации в хозяйственном ведении ФГУП «Автоколонна №1491» , что является основанием для применения норм, предусмотренных пунктом 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ.
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Адыгея подготовило Распоряжение от 02.09.2004 № 145 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Автоколонна 1491». Пунктом 2 утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Автоколонна № 1491». Его перечень приведен в приложении №1 к названному распоряжению.
Позиция №7, приложение №1 «Профилакторий тупиковый Литер Д», указывает на передачу в уставный капитал ОАО «Автоколонна № 1491» объекта недвижимости на 28 машин площадью 1525,2 кв. м, балансовой стоимостью 55,0 тыс. рублей, частью которого является запрошенные к выкупу помещения тупикового профилактория, площадью 161 кв. м.
Позиция №8 «Материальный склад» раздела 1.1 «Здания» указывает на передачу в уставный капитал ОАО «Автоколонна 1491» объекта недвижимости балансовой стоимостью 167,0 тыс. рублей, идентифицированного как здание складского помещения с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-796, заявленного обществом к выкупу.
Их совокупная стоимость вошла в расчет балансовой стоимости, подлежащих приватизации активов ФГУП «Автоколонна № 1491» по разделу 1 «Активы».
Кроме того, позиции с №32,34,40,64,69,70,71 раздела 1.4 «Передаточные устройства, машины и оборудование» указывает на передачу в уставный капитал ОАО «Автоколонна № 1491» оборудования автозаправочной станции, здание которой идентифицировано кадастровым номером 01-01-01/018/2012-784 и заявлено обществом к выкупу.
Пунктом 3 Распоряжения ТУ Минимущества России по Республике Адыгея от 02.09.2004 № 145 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Автоколонна № 1491» утвержден перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП «Автоколонна № 1491» перечень которого приведеный в Приложении №2.
Позиция №1.1 «склад маслохозяйства, используемый для хранения ТСО, материальных средств «НЗ», рем. комплектов №2» раздела 1. «Здания и сооружения» указывает на исключение его из объектов, подлежащих приватизации.
Позиция №1.2 «1/8 часть тупикового профилактория, используемая для хранения комплекса авторемонтной мастерской (ПАРМ)» раздела 1. «Здания и сооружения» указывает на исключение его из объектов, подлежащих приватизации.
Позиция №1.3 «Автозаправочная станция (АЗС)» раздела 1. «Здания и сооружения» указывает на исключение его из объектов, подлежащих приватизации.
Суд пришел к выводу, что вышеназванные объекты, указаны как в приложении №1, так и в приложении №2 Распоряжения ТУ Минимущества России по Республике Адыгея от 02.09.2004 № 145 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Автоколонна 1491».
Противоречия, допущенные при подготовке ТУ Минимущества России по Республике Адыгея Распоряжения от 02.09.2004 № 145 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Автоколонна №1491» представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснить не смог.
В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные Теруправлением доказательства, суд пришел к выводу, что оснований для отнесения на дату приватизации запрошенных к выкупу объектов к объектам, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также к имуществу, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности не имелось.
Норма, указанная в пункте 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает, что при выявлении имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене. На этом основании Общество имеет право на выкуп заявленного имущества в силу того, что заявленное имущество подлежало внесению в уставный капитал акционерного общества, но ошибочно не было внесено при его создании в состав приватизированного имущества.
Реализация заявителем права на первоочередное право приобретения заявленного имущества по рыночной цене, находящегося в государственной собственности, порождает у Теруправления обязанность совершить действия, направленные на выполнение законных требований заявителя.
Теруправление наделено полномочиями и несет обязанность по рассмотрению заявления о приобретении в собственность находящегося в собственности Российской Федерации имущества и принятию соответствующего решения совершению иных действий либо мероприятий, направленных на реализацию требования Общества.
У Теруправления отсутствовали основания для отказа в предоставлении обществу в собственность за плату испрашиваемого имущества.
Как установлено материалами дела, представленные Теруправлением документы, свидетельствуют о незаконном его бездействии при реализации требований общества. Так, из письма начальника Управления реструктуризации государственных приватизаций и управлений приватизируемыми активами Росимущества ФИО3 от 20.05.2013 года №ИА-03/21792 «О рассмотрении обращения ОАО «Автоколонна №1491» следует, что Росимущество рассмотрело заявление ОАО «Автоколонна 1491», представленное Теруправлением, о приобретении запрошенного имущества. При этом ФИО3 указано, что при рассмотрении вопроса о возможности отчуждения федерального имущества в указанном порядке подлежат подтверждению, в том числе, следующие юридические факты:
- подлежало ли имущество внесению в уставный капитал общества при приватизации соответствующего унитарного предприятия;
- документы, подтверждающие отсутствие ограничений на приватизацию соответствующего имущества на дату приватизации имущественного комплекса предприятия и на дату обращения заявителя о выкупе имущества.
В представленном пакете документов (договор о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения от 10.04.2002 №б/н) отсутствуют сведения о нахождении указанного имущества на дату приватизации в хозяйственном ведении ФГУП «Автоколонна 1491», являющиеся основанием для применения норм, предусмотренных пунктом 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ.
Письмом Территориального управления Росимущества в Республике Адыгея от 25.02.2013 года №476 также не представлена информация о причинах включения данного имущества в состав неподлежащего внесению в уставный капитал ОАО «Автоколонна № 1491»
Из приложенного к отзыву письма от 26.06.2013 года исх. №1265 и перечня приложений к нему не прослеживается то, что Теруправлением исполнены требования Росимущества и представлены документы, необходимые для подготовки договора купли-продажи запрошенных объектов недвижимости.
Из письма начальника Управления реструктуризации государственных приватизаций и управлений приватизируемыми активами Росимущества ФИО3 от 10.09.2013 года №ИА-03/41941 «О предоставлении информации» следует, что в представленном Территориальным управлением Росимущества в Республике Адыгея пакете документов для принятия Росимуществом решения по предоставлению первоочередного права приобретения запрошенных обществом объектов, «(договор о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения от 10.04.2002 №б/н) отсутствуют сведения о нахождении указанного имущества на дату приватизации в хозяйственном ведении ФГУП «Автоколонна №1491», являющиеся основанием для применения норм, предусмотренных пунктом 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ. Также Территориальным управлением Росимущества в Республике Адыгея не представлена информация о причинах включения данного имущества в состав неподлежащего включению в уставный капитал «ОАО «Автоколонна 1491». Кроме того, Территориальным управлением Росимущества в Республике Адыгея не представлены сведения о потребностях федеральных органов исполнительной власти в указанном имуществе и возможностях удовлетворения соответствующих потребностей за счет предлагаемого к выкупу имущества».
В ответ на вышеизложенные указания Росимущества Теруправлением письмом от 24.09.2013 года исх. №1969 направлены документы, перечень которых в точности соответствует перечню документов направленных в суд с ходатайством о приобщении документов к материалам дела 15.10.2013 года, исх. №2130.
Суд считает, что они не могут отвечать требованиям Росимущества о представлении документов, необходимых для подготовки договора купли-продажи запрошенных объектов недвижимости.
В письмах от 20.05.2013 года №ИА-03/21792 так и от 10.09.2013 года №ИА-03/41941 начальника Управления реструктуризации государственных приватизаций и управлений приватизируемыми активами Росимущества ФИО3 повторяется одно и тоже замечание Теруправлению, а именно:
в представленном пакете документов (договор о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения от 10.04.2002 №б/н) отсутствуют сведения о нахождении указанного имущества на дату приватизации в хозяйственном ведении ФГУП «Автоколонна №1491» , являющиеся основанием для применения норм, предусмотренных пунктом 16 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ.
не представлена информация о причинах включения данного имущества в состав неподлежащего включению в уставный капитал «ОАО «Автоколонна№ 1491».
Одновременно необходимо отметить, что запросы, подтверждающие отсутствие ограничений на приватизацию соответствующего имущества на дату приватизации имущественного комплекса предприятия и на дату обращения заявителя о выкупе имущества, должны быть направлены в отношении непосредственно объектов недвижимого имущества, а не заявителя в лице ОАО «Автоколонна №1491».
Временной промежуток между датами составил 114 дней. Теруправлением не представлены доказательства того, что устранены замечания, препятствующие принятию решения о предоставлении первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что оспариваемое бездействие Теруправления не соответствует Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации муниципального и государственного имущества» и нарушает права и законные интересы ОАО «Автоколонна 1491» в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, а также в судебном разбирательстве представитель ОАО «Автоколонна 1491» уточнял свои требования о предоставлении первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества.
По мере уточнения требований представителем общества предоставлялись выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от и выписки из реестра федерального имущества. В окончательном варианте требования общества сформированы следующим образом:
признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея при выполнении государственной функции по предоставлению первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества по заявлениям открытого акционерного общества «Автоколонна №1491» от 07.02.2013 года, от 03.12.2013 года.
обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея подготовить подписанные руководителем (уполномоченным лицом) и скрепленные печатью проекты договоров купли-продажи здания складского помещения площадью 198,6 кв. м., с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-796, расположенное по адресу: Республика Адыгея. <...>, инвентарный номер 796401:001:000647010:1300, литер Н, этажность 1;
здания АЗС заправки площадью 27.3 кв. м., с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-784, расположенное по адресу: <...> -в, инвентарный номер 79:401:001:000647010:0900, литер И, этажность 1;
помещения тупикового профилактория, площадью 161 , 3 кв. м., кадастровый номер 01-01-01/018/2012-795, расположенное по адресу: Республика Адыгея, г . Майкоп, ул. Красногвардейская, дом № 3-в, с актам их приема передачи.
Принимая решение, суд исходит из нормы статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик каких – либо доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение своих обязательств перед истцом, либо опровергающих его доводы, в судебное заседание не представил.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявленные Обществом требования.
В судебном заседании 17.01.2014 года истец обратился с заявлением о взыскании судебных издержек по делу № А01-1961/2013.
Как усматривается из материалов дела, при подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются со стороны, виновной в возникновении спора.
Следовательно, суд относит расходы по уплате недоплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей на ответчика.
Истцом также заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Суд считает, что требования истца в указанной части надлежит оставить без рассмотрения по следующим основаниям.
В материалы дела истцом представлен договор от 20.08.2013 года на оказание юридических услуг, заключенный истцом – заказчиком с исполнителем ФИО1,. предметом которого является представление интересов заказчика в Арбитражном суде Республики Адыгея по настоящему делу.
Стоимость услуг определена пунктом 2.1 договора, которая составила 15 000 рублей.
Согласно пункту 2.2 договора оплата услуг по договору производится платежом в размере 100% от суммы договора после подписания договора.
Согласно пункту 3.1 договора началом выполнения работ считается день подписания договора.
Согласно пункту 3.2 договора окончание работ – принятие решения Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом.
Так же представлено истцом копия платежного поручения № 675 от 29.08.2013 года согласно которому оплачено ФИО1 15 000 рублей за услуги представления интересов ОАО «Автоколона № 1491» в Арбитражном суде Республики Адыгея по договору от 20.08.2013 года.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, к которым в соответствии со статьей 106 Кодекса в том числе относятся и расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Часть 2 той же статьи Кодекса предусматривает, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Таким образом, для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт, основополагающим обстоятельством выплаты данных расходов является их реальность и установление их разумных пределов.
При этом, суд приходит к выводу, что договор от 20.08.2013 года на оказание юридических услуг содержит условие согласно которому считается исполненным сторонами договора после принятия решения по делу Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом, т.е. на момент рассмотрения заявления о распределении судебных расходом связанных с оплатой услуг представителя, обязательства еще не исполнены.
У суда отсутствует возможность из условий представленного договора, платежного поручения дифференцировать стоимость оплаченных истцом услуг на расходы, связанные с представлением интересов истца в суде первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с частью 2 статьи 112 АПК РФ заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу.
Положениями статьи 148 АПК РФ предусмотрено, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения в случае, если заявлено исковое требование о взыскании судебных расходов, которое подлежит рассмотрению в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование истца в части взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей подлежит рассмотрению после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея при выполнении государственной функции по предоставлению первоочередного права приобретения по рыночной цене имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества по заявлениям открытого акционерного общества «Автоколона № 1491» от 07.02.2013 года, от 03.12.2013 года.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея подготовить подписанные руководителем (уполномоченным лицом) и скрепленные печатью проекты договоров купли-продажи здания складского помещения площадью 198,6 кв.м., с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-796, расположенное по адресу: Республика Адыгея. <...>,инвентарный номер 796401:001:000647010:1300, литер Н, этажность 1;
здания АЗС заправки площадью 27.3 кв.м., с кадастровым номером 01-01-01/018/2012-784, расположенное по адресу: <...>, инвентарный номер 79:401:001:000647010:0900, литер И, этажность 1;
помещения тупикового профилактория, площадью 161, 3 кв.м., кадастровый номер 01-01-01/018/2012-795, расположенное по адресу: <...>, с актам их приема передачи.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) в пользу открытого акционерного общества «Автоколонна № 1491» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>
) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Требования открытого акционерного общества «Автоколонна № 1491» (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) в части взыскания расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей оставить без рассмотрения.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в порядке, предусмотренном главой 34 и главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение направить сторонам.
Судья М.А. Афашагов