АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Майкоп Дело №А01-374/2009 5 мая 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 5 мая 2009 г.
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего Б.А.Шагуча, членов судебной коллегии ФИО1, М.А. Афашагова, при ведении протокола помощником судьи М.Р.Панешем, рассмотрев в заседании суда дело №А01-374/2009 по заявлению прокурора Республики Адыгея, заинтересованное лицо - администрация муниципального образования «Тахтамукайский район», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя - администрация муниципального образования «Энемское городское поселение», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица: Совет народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайский район», общество с ограниченной ответственностью «Гарантия», о признании нормативно- правового акта недействующим, при участии в заседании от заявителя- ФИО2 (помощник прокурора, удостоверение №158506), от заинтересованного лица- ФИО3 (дов. в деле), от администрации муниципального образования «Энемское городское поселение» - ФИО4 (дов. в деле), от общества с ограниченной ответственностью фирма «Гарантия» - ФИО5 (дов. в деле), в отсутствие представителя Совета народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайский район», установил следующее.
Прокурор Республики Адыгея (далее- прокурор РА) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, заинтересованное лицо - администрация муниципального образования «Тахтамукайский район» (далее- Администрация МО «Тахтамукайский район»), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя - администрация муниципального образования «Энемское городское поселение» (далее - администрация МО «Энемское городское поселение»), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица: Совет народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайский район» (далее- СНД МО «Тахтамукайский район»), общество с ограниченной ответственностью фирма «Гарантия» (далее- ООО «Гарантия»).
СНД МО «Тахтамукайский район», уведомленный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие СНД МО «Тахтамукайский район» (статья 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее- АПК РФ).
В судебном заседании суд установил следующее.
Главой МО «Тахтамукайский район» 25.11.08 издано решение №1619 «Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги для ООО фирмы «Гарантия» на 2009 год по муниципальному образованию «Энемское городское поселение».
Решение, которым утверждены экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2009 год, оказываемые населению, бюджетным организациям и учреждениям, для ООО «Гарантия», было опубликовано в районной газете «Согласие» от 29.11.09.
Заявитель считает, что данное решение противоречит закону и подлежит признанию недействующим, в связи с чем обратился в арбитражный суд.
Заявитель просит суд признать решение главы администрации МО «Тахтамукайский район» №1619 от 25.11.08 «Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги для ООО фирмы «Гарантия» на 2009 год по муниципальному образованию «Энемское городское поселение» не соответствующим Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закону Республики Адыгея «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений», и не действующим полностью.
В судебном заседании заявитель уточнил свои требования и просит суд признать решение главы МО «Тахтамукайский район» №1619 от 25.11.08 «Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги для ООО фирмы «Гарантия» на 2009 год по муниципальному образованию «Энемское городское поселение» не соответствующим Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закону Республики Адыгея «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений», и не действующим полностью.
Заинтересованное лицо представило в судебное заседание отзыв на заявление от 07.04.09, а также дополнение к отзыву от 27.04.09, в соответствии с которыми не признает требования заявителя в полном объеме и просит суд в удовлетворении требований прокурора РА отказать.
Администрация МО «Энемское городское поселение» представила в судебное заседание отзыв на заявление, в соответствии с которым поддерживает требования заявителя в полном объеме и просит суд удовлетворить заявление прокурора РА.
СНД МО «Тахтамукайский район» и ООО «Гарантия» в представленных отзывах на заявление считают требования заявителя не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Изучив представленные по делу доказательства, выслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит, что заявление прокурора РА об оспаривании нормативного правового акта подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а так же полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Как следует из материалов дела, 25.11.08 главой МО «Тахтамукайский район» издано решение №1619 «Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги для ООО фирмы «Гарантия» на 2009 год по муниципальному образованию «Энемское городское поселение», которое было опубликовано в районной газете «Согласие» 29.11.09.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 83 ФЗ от 6.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 01.01.09 устанавливается переходный период.
В переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений (пункт 1.2 части 1 указанной статьи закона).
Пунктом 1 части 2 статьи 2 Закона Республики Адыгея от 28.12.07 № 141 «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений» установлено, что органы местного самоуправления соответствующего муниципального района вправе решать следующие вопросы местного значения вновь образованных поселений, входящих в состав муниципального района: организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно части 1 статьи 1 указанного Закона Республики Адыгея он применяется для реализации правоотношений, связанных с решением вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года.
Рассматриваемое решение направлено на регулирование правоотношений, связанных с решением вопросов местного значения Энемского городского поселения на 2009 год и, следовательно, должно было быть принято СНД МО «Энемское городское поселение».
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.04 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи и части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона: утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований, а также органы регулирования): определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; согласовывают производственные программы организаций коммунального комплекса; утверждают технические задания по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; рассматривают проекты инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ; участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры; заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; осуществляют мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ; привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса; запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, предусмотренную настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Органы регулирования муниципальных образований в пределах своей компетенции осуществляют полномочия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, и устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение в отношении организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В случае изменения установленных предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, органы регулирования муниципальных образований приводят установленные ими тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствие с предельными индексами в среднем по муниципальным образованиям в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов об изменении установленных предельных индексов в среднем по муниципальным образованиям.
Однако оспариваемое решение приято в отсутствие соответствующего нормативного правового акта о порядке утверждения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
Как указано выше, согласно пункту 12 части 2 статьи 5 названного выше закона, привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Данные требования закона при принятии оспариваемого решения заинтересованным лицом исполнены не были.
Кроме того, согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.04 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Тарифы для ООО «Гарантия» на 2008 год были приняты СНД МО «Тахтамукайский район» 29.01.08. В соответствии с частью 1 указанной статьи тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления. Следовательно, указанные тарифы на 2008 год вступили в силу с 01.03.08. Таким образом, решение об изменении тарифов для ООО «Гарантия» не может вступать в силу ранее 01.03.09.
В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 35 ФЗ от 6.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно пункту 4.1 части 1 статьи 17 ФЗ 6.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
В силу подпункта 2 части 4 статьи 36 и части 3 статьи 43 данного Федерального закона глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.04 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи и части 5 статьи 4 настоящего Федерального закона: утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Суд не принимает доводы заинтересованного лица о том, что глава муниципального образования не принимал решение об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги ООО «Гарантия» на 2009 год, а подписал и опубликовал решение СНД МО «Тахтамукайский район», в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу, а надлежащим ответчиком является СНД МО «Тахтамукайский район».
В материалах дела имеется решение СНД МО «Тахтамукайский район» от 25.11.08 №2/23-25 «Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги для ООО «Гарантия» на 2009 год по муниципальному образованию «Энемское городское поселение».
Вместе с тем в газете «Согласие» от 29.11.08 опубликовано решение главы МО «Тахтамукайский район» от 25.11.08 №1616 «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для ООО фирма «Гарантия» на 2009 год по муниципальному образованию «Энеское городское поселение».
Таким образом, заинтересованное лицо приняло оспариваемый нормативно-правовой акт и является надлежащим ответчиком по делу.
Суд обращает внимание на то, что определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.02.09 производство по делу №А01-45/2009 было прекращено по заявлению прокурора РА к СНД МО «Тахтамукайский район», третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - администрация МО «Тахтамукайский район», ООО «Гарантия», администрация МО «Энемское городское поселение», о признании недействующим решения СНД МО «Тахтамукайский район» от 25.11.08 №2/23-25 «Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги для ООО «Гарантия» на 2009 год по муниципальному образованию «Энемское городское поселение».
В мотивировочной части данного определения указано, что, поскольку решение СНД МО «Тахтамукайский район» от 25.11.08 №2/23-25 «Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги для ООО «Гарантия» на 2009 год по муниципальному образованию «Энемское городское поселение» не опубликовано и не является нормативным актом, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде по правилам статьи 192 АПК РФ, а подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 24 (с изменениями и дополнениями от 09.02.09) Устава МО «Тахтамукайский район» в исключительной компетенции Совета народных депутатов находится: принятие Устава Тахтамукайского района и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития Тахтамукайского района, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Тахтамукайского района; регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на услуги организаций коммунального комплекса производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), Тарифовна подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; определение порядка участия Тахтамукайского района в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Тахтамукайского района; контроль за исполнением органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению
вопросов местного значения.
Совет народных депутатов муниципального образования «Тахтамукайский район» обладает правом законодательной инициативы в Государственном Совете - Хасэ Республики Адыгея.
Совет народных депутатов обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами, законами Республики Адыгея, настоящим Уставом.
Согласно пунктам 1.2 и 1.3 статьи 29, а также пункта 1 статьи 41 Устава МО «Тахтамукайский район» глава муниципального образования подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом народных депутатов; издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Совета народных депутатов, издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Адыгея, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации муниципального образования.
Заинтересованным лицом не представлено суду доказательств подписания и опубликования текста решения СНД МО «Тахтамукайский район» от 25.11.08 №2/23-25 «Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги для ООО фирмы «Гарантия» на 2009 год по муниципальному образованию «Энемское городское поселение».
Таким образом, установленные главой МО «Тахтамукайский район» вопреки вышеуказанным требованиям закона, обжалуемым решением тарифы на жилищно-коммунальные услуги для ООО фирмы «Гарантия» на 2009 год по муниципальному образованию «Энемское городское поселение», нарушают права и законные интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Исходя из изложенного, судебная коллегия признает оспариваемое Решение не соответствующим законодательству и не действующим полностью.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Р Е Ш И Л А:
Признать решение главы муниципального образования «Тахтамукайский район» «Об утверждении тарифов на жилищно- коммунальные услуги для ООО фирма «Гарантия» на 2009 год по муниципальному образованию «Энемское городское поселение» от 25.11.2008 г. №1619 не соответствующим Федеральному закону от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закону Республики Адыгея от 28.12.2007 г. №141 «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений», и не действующим полностью.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий Б.А. Шагуч
Судьи М.А. Афашагов
ФИО1