ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А01-566/19 от 26.08.2018 АС Республики Адыгея

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г. Майкоп                                       Дело №А01-566/2019                         26 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 23.08.2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 26.08.2018 года

Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Н.Г.Мусифулиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.О.Мачуковым,  рассмотрев материалы дела № А01-566/2019 по заявлению государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью "Маэстро Капитал" (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей, в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом,

                                               У С Т А Н О В И Л:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея обратилось в арбитражный суд Республики Адыгея (далее – пенсионный фонд) с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Маэстро Капитал" о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, выразившееся в непредоставлении в установленный срок полных сведений за отчетный период декабрь 2016 года в размере 500 рублей.

Определением суда от 25.02.2019 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства под председательством судьи Дивина И.М.

Определением суда от 22.04.2019 суд счел необходимым перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в предварительном судебном заседании, назначенном на 21 мая 2019 года.

В соответствии с распоряжением председателя Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.05.2019 № 10 арбитражное дело № А01-566/2019 передано судье                            Н.Г. Мусифулиной для дальнейшего рассмотрения.

Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.05.2019 заявление назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании в ином составе на 20.06.2019г.

В судебное заседание, назначенное на 23 августа 2019г., стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили.

До начала заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв в материалы дела не представлен. Конверты с копиями определений суда о принятии заявления к производству и назначении предварительного и судебных заседаний, неоднократно направленные по адресу регистрации ответчика, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, возвратились с отметкой органа почтовой связи об отсутствии адресата и истечении срока хранения.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд; если копия судебного акта направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, либо с истечением срока хранения, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил о рассмотрении дела в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц   общество зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>) и имеет регистрационный номер страхователя в ПФР 001-001-063186.

В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» общество является плательщиком страховых взносов и страхователем.

            В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

            Как следует из материалов дела, 4 июня 2018г. обществом подана дополняющая форма СЗВ-М в отношении одного работника - ФИО1 за                декабрь 2016г.

Актом о выявлении правонарушений в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.06.2018 № 001S18180001379, пенсионным фондом зафиксировано нарушение срока и неполнота сведений индивидуального (персонифицированного) учета ООО «Маэстро Капитал» за декабрь 2016 года.

            Указанный акт направлен в адрес общества 08.06.2018г., о чем свидетельствует копия реестра об отправке заказной корреспонденции.

По результатам рассмотрения акта пенсионным фондом вынесено решение от 10.07.2018 № 001S19180001493 о начислении обществу штрафа (финансовой санкции) в размере 500 рублей за представление неполных/недостоверных сведений на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Данное решение также направлено в адрес общества.

            Впоследствии требованием от 31.07.2018 № 001S01180004533 обществу было предложено уплатить указанную сумму финансовой санкции в срок до 20 августа 2018г.  

Неисполнение обществом названного требования послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа (финансовой санкции) в судебном порядке.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Форма «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), по которой страхователи представляют в органы Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п (далее - Постановление № 83п).

Согласно пункту 3 Постановлением № 83п, страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Представление корректирующих сведений, по сути, было предусмотрено как пунктами 34 и 41 ранее действовавшей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, так и пунктом 39 действующей Инструкции, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее по тексту - Инструкция            № 766н).

Согласно нормам Инструкции № 766н, под исправлениями сведений понимаются:

- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в Управление;

- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.

При этом, как указано в абзаце третьем пункта 39 Инструкция № 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

С учетом приведенных взаимосвязанных положений Закона № 27-ФЗ, пункта 34 Инструкции № 987н, пункта 39 Инструкция № 766н и Постановления № 83п следует признать, что корректировки сведений в форме СЗВ-М могут быть внесены страхователем при самостоятельном выявлении ошибки (ошибок) в ранее представленных исходных формах.

Вместе с тем, из представленных материалов следует, что исходная форма сведений о застрахованных лицах за декабрь 2016 года (СЗВ-М) пенсионному фонду не представлялась.

Определениями суда от 22.04.2019 и от 21.05.2019 обществу предлагалось представить суду доказательства направления в адрес пенсионного фонда сведений о застрахованных лицах за декабрь 2016г. с типом «исхд» (СЗВ-М), однако данные требования стороной не исполнены.

Указанные обстоятельства позволяют квалифицировать действия общества как не предоставление в установленный срок сведений индивидуального персонифицированного учета, что является нарушением действующего законодательства со стороны страхователя.

В части 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017г., установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017г. законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Следовательно, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом № 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.

В статье 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017 г., установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).

В соответствии с положениями статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 7).

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8).

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).

Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14).

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15).

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).

В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу о нарушении заявителем срока проведения камеральной проверки сведений, поскольку пенсионным фондом факт непредставления СЗВМ за декабрь 2016г. (либо его недостоверность) должен был быть установлен при сопоставлении данных, представленных обществом по форме СЗВМ Стаж за 2016г. и в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1.

Так, из представленной копии расчета РСВ-1 за 2016г. следует, что средняя численность работников общества в 2016г. составила 2 лица; ФИО1 была указана в числе застрахованных лиц, данных о её увольнении в отчетный период отражено не было. Указанная форма РСВ-1 представлена 31.03.2017г., что не опровергалось заявителем по делу.

Однако акт о выявлении правонарушения составлен с нарушением срока - 08.06.2018г., что свидетельствует о несоблюдении пенсионным фондом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций.

При таких обстоятельствах, обращение уполномоченного органа в арбитражный суд 20.02.2019г. с настоящим заявлением свидетельствует об утрате возможности принудительного взыскания штрафа при пропуске срока на взыскание финансовых санкций и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л: 

в удовлетворении заявления государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе Республики Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «Маэстро Капитал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) о взыскании штрафных санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании за декабрь 2016 года в размере 500 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, если это решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, жалоба подается через суд, вынесший решение.

Судья                                                                                                           Н.Г. Мусифулина