Арбитражный суд Республики Адыгея
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Майкоп
Дело № А01-74/ 2014
24 марта 2014 года
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Б.А.Шагуча, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело № А01-74/ 2014 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (Адыгея) (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Майкоп) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Майкопская) о привлечении к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Республики Адыгея обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (Адыгея) (далее – управление) с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее –ИП ФИО1, предприниматель) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.01.2013г. заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. В данном определении суд установил срок – до 19 февраля 2014 года истцу представить доказательства, на которые он ссылается как на основание своих требований, а ответчику представить письменный мотивированный отзыв на исковое заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов. Также судом был установлен срок до 13 марта 2014 года, когда стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
В своем заявлении заявитель просил суд привлечь заинтересованное лицо к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) за реализацию табачной продукции с нарушением требований технического регламента.
Возражений по заявленным требованиям от заинтересованного лица не поступило.
Конверт с копией определения суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленный по известному суду адресу заинтересованного лица, возвратился с отметкой органа почтовой связи «истек срок хранения».
В соответствии с пунктом 2 и 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд; если копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации.
Приказом ФГУП «Почта России» от 31.08.05 № 343 утверждены Особые условия приема, хранения и возврата отправлений разряда «Судебное» (далее – Особые условия). Согласно пункту 3.6. Особых условий при неявке адресатов за почтовыми отправлениями разряда «Судебное» в течение трех рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются вторичные извещения. Не врученные адресатам заказные письма «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении семи дней со дня их поступления на объект почтовой связи.
Следовательно, судом приняты необходимые меры для надлежащего уведомления заинтересованного лица о рассмотрении дела.
Заявление рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения № 0037 от 16.01.2014г. о проведении внеплановой, документарной/выездной проверки 16 января 2014 года проведена проверка магазина «Табак», расположенного по адресу: <...>/Крестьянская.
В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 в продажу допущен товар с нарушением требований пункта 4 статьи 7, 10 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», статей 9, 10 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», а именно: табак для кальяна AL Ganga Шейк со вкусом «Крестный отец» изготовитель Al Matuco Tobacco Company FZE - по цене 170 рублей, без указания на упаковке реквизитов технического регламента; табак для кальяна AL Ganga Шейк со вкусом «Маргарита» - 1 шт. по цене 170 рублей, без указания реквизитов технического регламента, на упаковке указана имеется надпись «Технический регламент» без полного наименования реквизитов документа; оригинальный кальянный табак аравийский молассис (Арабские эмираты) ARAVIA – 6 шт. по цене 180 рублей, без маркировки на русском языке с наименованием техн6ического регламента, без основной предупредительной надписи о вреде курения – «Курение убивает»; табак для кальяна AL Ganga изготовлено под контролем Al Matuco Tobacco Company FZE разных вкусов в количестве 101 шт. по цене 170 рублей за штуку без указания реквизитов технического регламента.
16 января 2014 года, в ходе проверки, управлением составлен протокол осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Выявленные у ИП ФИО1 нарушения отражены в акте проверки № 0037 от 22.01.2013г.
По фактам выявленных нарушений управлением 22 января 2014 года составлен протокол об административном правонарушении № 015056 о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Административный материал передан управлением в Арбитражный суд Республики Адыгея для рассмотрения по существу.
Суд, изучив материалы дела, считает заявление управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ являются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (технические регламенты).
Таким образом, указанной нормой права предусмотрена административная ответственность, в частности, за нарушение продавцом требований технических регламентов.
В силу пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 названной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация о товарах (работах, услугах) в силу пункта 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей в обязательном порядке должна содержать, в том числе:
- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается (часть 2 статьи 6 вышеуказанного закона).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», объектом технического регулирования настоящего Федерального закона является табачная продукция, реализуемая на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон устанавливает: требования к табачной продукции; правила идентификации табачной продукции; правила и формы оценки соответствия табачной продукции требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», вид табачного изделия - совокупность курительных и некурительных табачных изделий, сходных по потребительским свойствам и способу потребления. К ним относятся сигареты, сигары, сигариллы (сигариты), папиросы, табак для кальяна, табак курительный тонкорезаный, табак трубочный, биди, кретек, табак сосательный (снюс), табак жевательный, табак нюхательный, насвай и другие табачные изделия.
В силу части 1 статьи 9 и статьи 10 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» информация, нанесенная на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш, должна содержать наименование технического регламента или информацию об обязательном подтверждении соответствия табачной продукции, предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий, нанесенные в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона. На каждую единицу потребительской тары курительных табачных изделий наносятся основная предупредительная надпись о вреде курения – «Курение убивает».
При этом одной только надписи «Технически регламент на табачную продукцию» без указания даты и номера нормативного акта, устанавливающего данный технический регламент, не достаточно для соблюдения требований пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», поскольку такая надпись не обеспечивает предоставление всей необходимой информации для потребителей.
Так, у ИП ФИО1 на реализации в магазине находились табачные изделия, не соответствующие вышеуказанным требования законодательства, а именно: табак для кальяна AL Ganga Шейк со вкусом «Крестный отец» изготовитель Al Matuco Tobacco Company FZE - по цене 170 рублей, без указания на упаковке реквизитов технического регламента; табак для кальяна AL Ganga Шейк со вкусом «Маргарита» - 1 шт. по цене 170 рублей, без указания реквизитов технического регламента, на упаковке указана имеется надпись «Технический регламент» без полного наименования реквизитов документа; оригинальный кальянный табак аравийский молассис (Арабские эмираты) ARAVIA – 6 шт. по цене 180 рублей, без маркировки на русском языке с наименованием техн6ического регламента, без основной предупредительной надписи о вреде курения – «Курение убивает»; табак для кальяна AL Ganga изготовлено под контролем Al Matuco Tobacco Company FZE разных вкусов в количестве 101 шт. по цене 170 рублей за штуку без указания реквизитов технического регламента.
При таких обстоятельствах, в действиях предпринимателя содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения предпринимателем обязательных требований к продукции в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требуется, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины предпринимателя в совершении административного правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Факт совершения ИП ФИО1 правонарушения подтверждается представленным административным органом материалом, в том числе: протоколом осмотра от 16.01.2014г., актом проверки № 0037 от 22.01.2014г.; протоколом об административном правонарушении № 015056 от 22.01.2014г. фотоснимками табачной продукции.
ИП ФИО1 в протоколе об административном правонарушении указал, что с нарушением согласен, товар снят с реализации.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
С учетом характера совершенного правонарушения и обстоятельств, смягчающих административную ответственность, как совершение административного правонарушения ИП ФИО1 впервые, суд привлекает его к административной ответственности и назначает наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 20 000 рублей. (Штраф перечислить: УФК по РА (Управление Роспотребнадзора по РА) на счет 40101810100000010003 в ГРКЦ НБ РФ Банка России, г.Майкоп, БИК 047908001, ИНН <***>, КБК 14111628000016000140, ОКАТО 79401000000, наименование платежа - административные штрафы.
При рассмотрении данного дела арбитражный суд процессуальных нарушений не выявил.
Следовательно, суд удовлетворяет заявление управления к ИП ФИО1 о привлечении к административной ответственности в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, проживающего по адресу: <...>, ИНН <***>, к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и наложить административный штраф в размере 20 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Б.А. Шагуч