ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-1084/2022 от 26.10.2022 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/                                  http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

Дело № А02-1084/2022

Резолютивная часть оглашена 26 октября 2022 года. Полный текст решения изготовлен  28 октября 2022 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Окуневой И. В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кедечиновой Э.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Автономного учреждения Республики Алтай "Алтайский региональный институт экологии" (ОГРН 1070408000167, ИНН 0408017226, ул. Заводская, д. 54, с. Майма, р-н. Майминский, Респ. Алтай) к Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтай (ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817, ул. В.И.Чаптынова, д. 4, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) о признании недействительным представления от 18.04.2022 № 77-20-34/987,

при участии представителей:

Автономного учреждения Республики Алтай "Алтайский региональный институт экологии" – ФИО1, по доверенности от 12.05.2022 (диплом г.Москва НОУ ВПО «Российский новый университет» КТ № 36908, рег.номер 0019562д от 25.02.2013);

Управления Федерального Казначейства по Республике Алтай - ФИО2, по доверенности от 26.09.2022 (в деле), диплом рег. номер 998 от 01.07.2011, ФИО3, по доверенности от 26.09.2022 (в деле), личность установлена на основании служебного удостоверения;

Министерства экономического развития Республика Алтай – не явились, уведомлены;

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай - не явились, уведомлены,

установил:

Автономное учреждение Республики Алтай "Алтайский региональный институт экологии" (далее – АУ РА "Алтайский региональный институт экологии", Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтай (далее – УФК по РА, административный орган) о признании недействительным представления № 77-20-34/987 от 18.04.2022.

В обоснование заявленного требования АУ РА "Алтайский региональный институт экологии" указывает, что вынесенное оспариваемое представление является необоснованным ввиду следующего.

Распоряжением Правительства Республики Алтай от 9 апреля 2020 года № 937-р «Об утверждении индивидуальной программысоциально-экономического развития Республики Алтай на 2020 - 2024 годы» утверждена индивидуальнаяпрограмма социально-экономического развития Республики Алтай.

В рамках исполнения вышеуказанного Распоряжения 24.11.2020 заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ. Пунктом 4.3.7 указанного соглашения, установлено, что учреждение обязуется возвращать неиспользованный остаток субсидии в доход республиканского бюджета Республики Алтай.

28.12.2020 во исполнение Распоряжения был заключен договор № 2020.549878 на выполнение научно-исследовательской работы по разработке стратегии, дорожной карты и мастер-плана но развитию туризма в Республике Алтай. Цена договора составила 47 400 000 руб.

30 декабря 2020 к данному договору было заключено дополнительное соглашение, которым установлена цена договора в размере 51 257 575 руб. 75 коп.

16.07.2021 Прокуратурой Республики Алтай было вынесено представление, по результатам рассмотрения которого дополнительное соглашение было расторгнуто.

В пределах выделенной субсидии заявителем были заключены следующие договоры:

01.12.2021 договор № 01/12-М1 о проведении НИР по разработке мастер-плана по обустройству объектов туристского показа в РА, цена 752 525 руб. 24 коп.;

28.12.2021 договор № 32110851591 о проведении НИР по разработке мастер-плана сохранения культовых объектов и достопримечательностей в местах развития туристских территорий, цена 2450000 руб.;

28.12.2021 договор б/н о проведении НИР по разработке мастер-плана сохранения и развития объекта туристского показа «Пещера «Белый камень», цена 1700000 руб.;

22.12.2021 договор б/н о проведенииНИР по разработке мастер-плана (концепции) этнокультурного туризма в РА, цена 783080 руб. 81 коп.

Заявитель считает, что поскольку неиспользованные остатки израсходованы, следовательно, они не могли быть возвращены в соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ.

УФК по РА  представило отзывы на заявление, в котором  требование не признало, указав на законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 22.03.2017 № 160 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления из республиканского бюджета Республики Алтай субсидий на иные цели бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай осуществляет функции и полномочия учредителя» между Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, в лице исполняющего обязанности министра ФИО4, и Автономным учреждением Республики Алтай «Алтайский региональный институт экологии», в лице директора ФИО5, заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 24.11.2020 № 21-И

В рамках соглашения от 24.11.2020 № 21-И по состоянию на 01.01.2021 у Учреждения образовался остаток неиспользованной субсидии в сумме 3 105 050 руб. 51 коп. (в том числе средства федерального бюджета в сумме 3 074 000 руб.).

Данное обстоятельство подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения № 31776U05750 по состоянию на 01.01.2021 по КБК: 919/0412/162H4R3219/600 ДК 20-53210-00000-00024 код субсидии 97140.

В соответствии с пунктом 4.3.7 соглашения от 06.08.2020 № 139-17-2020-026 субъект обязуется возвратить в федеральный бюджет не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств иного межбюджетного трансферта в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3.7 соглашения от 24.11.2020 № 21-И Учреждение обязуется возвращать неиспользованный остаток субсидии в доход республиканского бюджета Республики Алтай в случае отсутствия решения Учредителя о наличии потребности в направлении неиспользованного в 2020 году остатка субсидии на цель, указанную в пункте 1.1 соглашения от 24.11.2020 № 21-И, в срок до 15 января 2021 года.

Вместе с тем, в установленный законом срок субсидия не была возвращена в доход федерального бюджета, из которого она была ранее предоставлена в связи с неисполнением АУ РА «Алтайский региональный институт экологии» своей обязанности по ее возврату в бюджет Республики Алтай.

Письмом от 04.10.2021 № 160 АУ РА «Алтайский региональный институт экологии» просило Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай согласовать направление расходования остатков средств иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай (разработка мастер-плана развития туристских территорий) в сумме 3 105 050,51 руб. Официального ответа с разъяснениями о порядке расходования средств иного межбюджетного трансферта со стороны Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай не получено.

УФК по РА  считает доводы заявителя о том, что остатки неиспользованных средств субсидии не могут быть возвращены в установленном законом порядке, поскольку они израсходованы на основании договоров от 01.12.2021 № 01/12-М1, от 28.12.2021 № 32110851591, от 28.12.2021 № б/н и от 22.12.2021 № б/н, необоснованными.

Определением от 08.09.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.

Определением от 28.09.2022 суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство экономического развития Республики Алтай (далее – Минэкономразвития РА).

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай в отзыве указало, что поддерживает позицию УФК по РА, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были уведомлены о времени и месте его проведения, путем направления копий определения суда в их адреса и публикации на сайте Арбитражного суда Республики Алтай в сети Интернет.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие представителей неявившихся лиц.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в заявлениях и возражениях, представленных в материалы дела.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

На основании Приказа УФК по РА от 15.12.2021 № 295 в отношении АУ РА "Алтайский региональный институт экологии" была проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетным (автономным) учреждениям, источником которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, имеющих целевое назначение за период с 01.01.2020 по истекший период 2022 года.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 22.02.2022, содержащий выводы о нарушении заявителем бюджетного законодательства РФ и иных  нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в части возврата неиспользованного остатка субсидии, имеющей целевое назначение на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 № 937-р, в размере 3 074 000 руб. в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

На основании акта выездной проверки  АУ РА "Алтайский региональный институт экологии" выдано представление №77-20-34/987 от 08.04.2022, в котором указано  о принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений в срок до 01.11.2022.

Не согласившись с указанным представлением, заявитель обратился в суд с заявлениями о признании его недействительным.

Арбитражный суд рассмотрел дело в соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух обязательных условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо. Нарушение прав и законных интересов должен доказать заявитель.

С учётом положений части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверка законности оспариваемых актов производится арбитражным судом только применительно к основаниям принятия,  указанным в них.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителей.

  Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, предоставленные бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение 15 рабочих дней текущего финансового года, если иное не установлено федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.

Таким образом, действующим бюджетным законодательством установлен определенный порядок завершения текущего финансового года при наличии неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов. Названные положения носят императивный характер и подлежат соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений).

Распоряжением Правительства Республики Алтай от 09.04.2020 № 937-р «Об утверждении индивидуальной программысоциально-экономического развития Республики Алтай на 2020 - 2024 годы» утверждена индивидуальнаяпрограмма социально-экономического развития Республики Алтай.

В рамках исполнения вышеуказанного Распоряжения 24.11.2020 заключено соглашение № 21-И о порядке и условиях предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ. Пунктом 4.З.7 указанного соглашения установлено, что Учреждение обязуется возвращать неиспользованный остаток субсидии в доход республиканского бюджета Республики Алтай.

28.12.2020, во исполнение Распоряжения был заключен договор № 2020.549878 на выполнение научно-исследовательской работы по разработке стратегии, дорожной карты и мастер-плана по развитию туризма в Республике Алтай. Цена договора составила 47 400 000 рублей. 30 декабря 2020 к данному договору было заключено дополнительное соглашение, которым установлена цена договора в размере 51 257 575 руб. 75 коп.

16.07.2021 Прокуратурой Республики Алтай было вынесено представление, по результатам рассмотрения которого дополнительное соглашение было расторгнуто.

В рамках соглашения от 24.11.2020 № 21-И по состоянию на 01.01.2021 у Учреждения образовался остаток неиспользованной субсидии в сумме 3 105 050 руб. 51 коп. (в том числе средства федерального бюджета в сумме 3 074 000 рублей). Данное обстоятельство подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения № 31776U05750 по состоянию на 01.01.2021 по КБК: 919/0412/162H4R3219/600 ДК 20-53210-00000-00024 код субсидии 97140.

На основании ч. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевоеназначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

В соответствии с положениями ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ и п. 3.18 ст. 2 Закона № 174-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному и автономному учреждению из бюджета субъекта Российской Федерации на иные цели, подлежат перечислению указанными учреждениями в бюджет субъекта Российской Федерации.

Таким образом, если целевые межбюджетные трансферты являются источником финансового обеспечения расходов бюджета субъекта Российской Федерации на предоставление автономным учреждениям субсидий на иные цели, то при установлении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных учреждений, отсутствия потребности в остатках целевых субсидий, данные средства подлежат возврату в бюджет субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, установленные финансовым органом субъекта Российской Федерации, для дальнейшего перечисления в федеральный бюджет.

В соответствии с пунктом 4.3.7 соглашения от 06.08.2020 № 139-17-2020-026 субъект обязуется возвратить в федеральный бюджет не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток средств иного межбюджетного трансферта в сроки, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3.7 соглашения от 24.11.2020 № 21-И Учреждение обязуется возвращать неиспользованный остаток субсидии в доход республиканского бюджета Республики Алтай в случае отсутствия решения Учредителя о наличии потребности в направлении неиспользованного в 2020 году остатка субсидии на цель, указанную в пункте 1.1 соглашения от 24.11.2020 № 21-И, в срок до 15 января 2021 года.

Вместе с тем, в установленный законом срок субсидия не была возвращена в доход федерального бюджета, из которого она была ранее предоставлена в связи с неисполнением АУ РА «Алтайский региональный институт экологии» своей обязанности по ее возврату в бюджет Республики Алтай.

Письмом от 04.10.2021 № 160 АУ РА «Алтайский региональный институт экологии» просило Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай согласовать направление расходования остатков средств иного межбюджетного трансферта на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай (разработка мастер-плана развития туристских территорий) в сумме 3 105 050 руб. 51 коп. Официального ответа с разъяснениями о порядке расходования средств иного межбюджетного трансферта со стороны Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай не получено.

Суд отклоняет доводы заявителя о том, что остатки неиспользованных средств субсидии не могут быть возвращены в установленном законом порядке, поскольку они израсходованы на основании договоров от 01.12.2021 № 01/12-М1, от 28.12.2021 № 32110851591, от 28.12.2021 № б/н и от 22.12.2021 № б/н.

Наличие потребности в остатках субсидии не подтверждено, а указанные договорные обязательства возникли за пределами установленного для возврата субсидии срока. В то же время, расходование средств субсидии в отсутствие правовых оснований не является поводом для освобождения объекта контроля от неблагоприятных для него последствий в виде предписания контрольного органа, привлечения к административной ответственности или взыскания убытков, причиненных публично-правовому образованию.

Оспариваемое представление принято уполномоченным органом с соблюдением действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

полностью отказать в удовлетворении требований, заявленных Автономным учреждением Республики Алтай "Алтайский региональный институт экологии"  к Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтайо признании недействительным представления от 18.04.2022 № 77-20-34/987.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня изготовления полного текста решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.

Судья

И.В. Окунева