АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
649000, г.Горно-Алтайск, ул.Э.Палкина, 1. Тел. (388-22) 2-31-50, 2-56-00 (факс)
e-mail:arbsyd@arb.gorny.ru http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Горно-Алтайск Дело № А02-146/2011
01 июля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 01 июля 2011 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кулаковой Л.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Наймушиной Л.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 649440, <...>) Чуя"ства с ограниченной ответственностью "бществу с роля и надзора в обласст общего пользованиятоятельно оспорен в суде. процесск Комитету по тарифам Республики Алтай (ИНН: <***>; ОГРН: <***>, юридический адрес: 649000, <...>), при участии Общества с ограниченной ответственностью «Элка» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>, юридический адрес: 649440, <...>), Муниципального образования «Онгудайское сельское поселение» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 649440, <...>), Муниципального образования «Онгудайский район» (ИНН <***>, ОГРН <***> юридический адрес: 649440, <...>), Муниципального унитарного предприятия «Онгудайвода» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 649440, <...>) об обязании установить средний тариф на услуги систем водоснабжения на 2011 год в размере 77 руб. 70 коп. за кубический метр
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, представителя по доверенности
ответчика – ФИО2, представителя по доверенности
третьих лиц - ФИО3, представитель по доверенности МО «Онгудайский район»
установил:
муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – МУП «ЖКХ», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением Чуя"ства с ограниченной ответственностью "бществу с роля и надзора в обласст общего пользованиятоятельно оспорен в суде. процесск Комитету по тарифам Республики Алтай (далее – Комитет по тарифам РА, Комитет) об обязании установить средний тариф на услуги систем водоснабжения на 2011 год в размере 77,7 руб. за кубический метр согласно предъявленным документам.
В заявлении предприятие указало, что 27.10.2010 МУП «ЖКХ» направило ответчику заявление об утверждении среднего тарифа на услуги систем водоснабжения на 2011 год в размере 77 руб. 70 коп. за кубический метр. Комитетом 30.11.2010 было принято постановление № 15/31 об утверждении тарифа на оказываемые МУП «ЖКХ» услуги холодного водоснабжения в размере 38 руб. 55 коп. за кубический метр для всех групп потребителей. Постановлением от 03.12.2010 № 16/6 Комитет по тарифам РА признал утратившим силу следующие свои нормативные акты: постановление № 13/24 от 19.11.2010 «О включении МУП «ЖКХ» с. Онгудай в раздел 4 Услуги по водоснабжению, водоотведению и утилизации (захоронению) ТБО» Реестра организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль; постановление от 30.11.2010 № 15/31 «Об утверждении тарифа на услуги холодного водоснабжения, оказываемые МУП «ЖКХ» на 2011 год».
В заявлении предприятие также указало, что на момент подачи заявления в суд в МУП «ЖКХ» действует тариф, утвержденный Комитетом по тарифам РА на 2010 в размере 34 руб. 10 коп. В 2009 году тариф был установлен в сумме 33 руб. 37 коп. По отчетным калькуляциям себестоимость отпущенной воды за 2009 год составила 38 руб. 50 коп за кубический метр, что в результате повлекло убыток в сумме 301000 рублей.
В отзыве на заявление Комитет по тарифам РА не признал заявленное требование и указал, что он является органом исполнительной власти, созданным Правительством Республики Алтай для государственного регулирования тарифов (цен). МУП «ЖКХ» 27.10.2010 обратилось в Комитет с заявлением об установлении тарифа на услуги водоснабжения на 2011 год и включении в Реестр организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
В представленных предприятием дополнительно документах имелось решение 14 сессии депутатов Онгудайского сельского поселения о закреплении за МУП «ЖКХ» имущества на праве хозяйственного ведения. Рассмотрев документы МУП «ЖКХ» Комитет включил предприятие в названный реестр и установил тариф на услуги холодного водоснабжения.
30.11.2011 в комитет обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Элка» (далее – ООО «Элка») с заявлением об установлении тарифа на ту же услугу в с. Онгудай. При рассмотрении документов ООО «Элка» было установлено наличие договора аренды от 23.11.2010 № 159 между ООО «Элка» и Муниципальным образованием «Онгудайское сельское поселение» (далее – Онгудайское сельское поселение) о передаче обществу муниципального имущества, необходимого для оказания услуг по водоснабжению. В связи с этим было издано Постановление от 03.12.2010 № 16/6 которым Комитет по тарифам РА признал утратившим силу следующие свои нормативные акты: постановление № 13/24 от 19.11.2010 «О включении МУП «ЖКХ» с. Онгудай в раздел 4 Услуги по водоснабжению, водоотведению и утилизации (захоронению) ТБО» Реестра организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль; постановление от 30.11.2010 № 15/31 «Об утверждении тарифа на услуги холодного водоснабжения, оказываемые МУП «ЖКХ» на 2011 год».
Решением 28 сессии депутатов Онгудайского сельского поселения от 27.01.2011 № 28-2 полномочия по водоснабжению были переданы Муниципальному образованию «Онгудайский район» (далее – МО «Онгудайский район»). Согласно соглашению к данному решению от 25.03.2011 муниципальное имущество было также передано МО «Онгудайский район».
Определениями от 13.04.2011 и от 06.06.2011 суд привлек в дело ООО «Элка», Онгудайское сельское поселение, МО «Онгудайский район», муниципальное унитарное предприятие «Онгудайвода» (далее – МУП «Онгудайвода») в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представители третьих лиц – ООО «Элка», Онгудайское сельское поселение, МУП «Онгудайвода» в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом были уведомлены о времени и месте его проведения.
При таких обстоятельствах, учитывая мнение представителей сторон, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным провести настоящее судебное заседание в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование и указал, что Комитет по тарифам РА не устанавливая предприятию тариф, нарушает требования Федерального закона «О защите конкуренции». Предприятие на сегодняшний день не имеет имущества, необходимого для оказания соответствующих коммунальных услуг. Установленный тариф МУП «ЖКХ» необходим для возможного участия в конкурсе на оказание таких услуг, который может быть проведен в будущем. 28.06.2011 все муниципальное имущество, необходимое для оказания услуг водоснабжения, которое находилось в ведении МУП «ЖКХ», передано МО «Онгудайский район» по акту. С указанной даты МУП «ЖКХ» не оказывает услуг по водоснабжению.
В судебном заседании представитель ответчика не признал требование заявителя и перечислил доводы, изложенные в отзыве на заявление. Представитель дополнительно указал, что МУП «ЖКХ» с ноября 2010 не имеет имущества для оказания услуг по водоснабжению, данное полномочие в марте 2011 года передано МО «Онгудайский район». Следовательно, предприятие не имеет имущества, которое необходимо для оказания соответствующей услуги, не может оказывать такие услуги и участвовать в каком-либо конкурсе на оказание коммунальных услуг по водоснабжению в будущем.
В судебном заседании представитель МО «Онгудайский район» требование заявителя не признал. Указал, что в соответствии с соглашением от 25.03.2011 полномочия, а также имущество по водоснабжению населения Онгудайского района переданы МО «Онгудайский район». Для оказания коммунальных услуг создано МУП «Онгудайвода», которому установлен тариф на данную услугу и которое с 28.06.2011 приступило к оказанию услуг холодного водоснабжения.
Представитель третьего лица также пояснил, что МО «Онгудайский район» не собирается проводить конкурс на оказание услуг водоснабжения в Онгудайском районе.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что МУП «ЖКХ» зарегистрировано в качестве юридического лица 13.12.2002. Учредителем предприятия является Онгудайское сельское поселение. Согласно выписке их Единого государственного реестра юридических лиц основными и дополнительными видами деятельности являются: производство пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение воды, общестроительные работы по прокладке труб, удаление и обработка сточных вод и другие.
Решением 14 сессии депутатов Онгудайского сельского поселения о закреплении за МУП «ЖКХ» имущества на праве хозяйственного ведения предприятию было передано имущество, в том числе необходимое для осуществления услуг водоснабжения: водонапорные башни, сети водопровода, станции и другое.
27.10.2010 МУП «ЖКХ» направило в Комитет по тарифам РА заявление об утверждении среднего тарифа на услуги систем водоснабжения на 2011 год в размере 77 руб. 70 коп. за кубический метр. Комитетом 30.11.2010 было принято постановление № 15/31 об утверждении тарифа на оказываемые МУП «ЖКХ» услуги холодного водоснабжения в размере 38 руб. 55 коп. за кубический метр для всех групп потребителей.
23.11.2010 между ООО «Элка» и Онгудайским сельским поселением был заключен договор аренды № 159. Предметом договора являлось конкретное имущество, необходимое для самостоятельного осуществления обществом полномочий по водоснабжению населения.
24.11.2010 между этими же лицами было заключено соглашение о расторжении вышеназванного договора аренды.
Решением от 29.11.2010 26 сессия депутатов Онгудайского сельского поселения приняла решение об установлении ставки арендной платы для ООО «Элка» за пользование имуществом муниципального образования «Онгудайского сельского поселения».
01.12.2010 ООО «Элка» обратилось в Комитет по тарифам РА с заявлением об утверждении среднего тарифа на услуги систем водоснабжения на 2011 год в размере 111 руб. К данному заявлению обществом был приложен пакет документов.
Постановлением от 03.12.2010 № 16/6 Комитет по тарифам РА признал утратившим силу следующие свои нормативные акты: постановление № 13/24 от 19.11.2010 «О включении МУП «ЖКХ» с. Онгудай в раздел 4 Услуги по водоснабжению, водоотведению и утилизации (захоронению) ТБО» Реестра организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль; постановление от 30.11.2010 № 15/31 «Об утверждении тарифа на услуги холодного водоснабжения, оказываемые МУП «ЖКХ» на 2011 год».
Решением 28 сессии депутатов Онгудайского сельского поселения от 27.01.2011 № 28-2 полномочия по водоснабжению были переданы Онгудайским сельским поселением МО «Онгудайский район». 25.03.2011 между Онгудайским сельским поселением и МО «Онгудайский район» было заключено соглашение, которым муниципальное имущество, необходимое для оказания услуг по водоснабжению передано МО «Онгудайский район».
Во исполнение данного соглашения МО «Онгудайский район» было образовано МУП «Онгудайвода».
30.05.2011 Комитет по тарифам РА издал постановление № 11/3 «О включении МУП «Онгудайвода» в раздел 4 «Услуги по водоснабжению, водоотведению и утилизации (захоронению) ТБО» Реестра организаций Республики Алтай, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль». Постановлением от 30.05.2011 № 11/4 Комитет по тарифам РА утвердил МУП «Онгудайвода» тариф на услуги по холодному водоснабжению на территории Онгудайского района на 2011-2012 года.
По акту от 28.06.2011 все имущество, включенное в приложение к соглашению от 25.03.2011 между Онгудайским сельским поселением и МО «Онгудайский район» принято МО «Онгудайский район».
МУП «ЖКХ», полагая, что бездействие Комитета по тарифам РА выразившееся в не утверждении ему тарифа в размере 77 руб. 70 коп., нарушает его права и законные интересы на участие в будущем конкурсе на оказание данного вида услуг, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы МУП «ЖКХ» суд пришел к выводу о том, что фактически МУП «ЖКХ» оспаривает бездействие Комитета по установлению тарифа на 2011 год.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иные лица, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Особенности порядка рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц содержатся в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из данных норм права, для признания незаконными действий (бездействия) суд должен установить несоответствие обжалуемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Суд оценил требование заявителя и пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.2.5, 3.2.21, 3.2.23 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 18.04.2006 № 55 (далее – Положение о Комитете), Комитет по тарифам РА является республиканским органом исполнительной власти, созданным с целью осуществления государственного регулирования тарифов (цен), и осуществляет контроль за применением регулируемых им цен (тарифов).
Деятельность Комитета по тарифам РА регулируется данным Положением о Комитете и Законом об основах регулирования тарифов.
В силу статьи 4 названного Закона в полномочия Комитета входит, в частности, осуществление контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов) и установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Закона об основах регулирования тарифов предусмотрено, что названный Закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Понятие организации коммунального комплекса содержится в пункте 1 статьи 2 названного Закона. Это юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
При этом система коммунальной инфраструктуры - это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 1 Закона об основах регулирования тарифов установлено, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - это ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно статье 4 Закона об основах регулирования тарифов Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Настоящие Правила определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение), а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - предельные индексы).
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам и тарифов на подключение (далее - тарифы и надбавки) в соответствии с настоящими Правилами осуществляется в отношении организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Указанными Правилами установлен порядок подачи заявления об утверждении тарифов, предусмотрен необходимый пакет документов, определена последовательность действий органа исполнительной власти по регулированию тарифов по рассмотрению заявления об установлении конкретного тарифа.
Согласно пункту 17 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса по результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.08.2010 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.
В соответствии с пунктом 4 названного Административного регламента результатом исполнения государственной функции является включение хозяйствующего субъекта в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.
Системный анализ всех вышеперечисленных нормативных актов позволяет сделать безусловный вывод о том, что тариф на коммунальные услуги устанавливается Комитетом по тарифам РА только для организации коммунального комплекса, которая владеет системой коммунальной инфраструктуры (на любом праве), осуществляет эксплуатацию данной системы для оказания конкретной коммунальной услуги и включена в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.
Из материалов дела следует, что МУП «ЖКХ» на момент вынесения решения не обладает указанными признаками. У предприятия не имеется собственных или переданных ему в ведение основных средств, входящих в состав коммунальной инфраструктуры и необходимых для оказания услуги по холодному водоснабжению. МУП «ЖКХ» с 03.12.2010 исключено из Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, с 28.06.2011 не оказывает услуг холодного водоснабжения. Предприятием не обжаловано постановление Комитета по тарифам РА № 03.12.2010 № 16/6 об исключении его из Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль.
Судом установлено, что полномочия по водоснабжению переданы МО «Онгудайский район», которое для этих услуг создало МУП «Онгудайвода». С 30.05.2011 данному предприятию установлен тариф на услуги холодного водоснабжения в размере 39 руб. 18 коп. для всех групп потребителей.
Следовательно, приложенные МУП «ЖКХ» к заявлению об установлении тарифа документы об имуществе не являются доказательством наличия у предприятия системы коммунальной инфраструктуры для оказания услуг холодного водоснабжения.
МУП «ЖКХ» не представило доказательств того, что оно приобрело имущество для оказания услуг по водоснабжению, арендовало его либо у Онгудайского сельского поселения, либо у МО «Онгудайский район», которому переданы полномочия по оказанию услуг по водоснабжению с 25.03.2011.
С учетом этого, суд делает вывод о том, что у Комитета по тарифам РА не возникла обязанность по установлению МУП «ЖКХ» тарифа на услуги по холодному водоснабжению в селе Онгудай на 2011-2012 годы и принятию соответствующего решения.
В связи с этим суд не находит оснований для вывода о незаконном бездействии Комитета по тарифам РА по установлению тарифа для МУП «ЖКХ» на основании заявления, поданного 27.10.2010.
МУП «ЖКХ» не представило в суд доказательств реального нарушения прав предприятия на участие в конкурсе по оказанию услуг водоснабжения. Заявитель не представил доказательств объявления такого конкурса, отказа в принятии заявки МУП «ЖКХ» из-за отсутствия у него тарифа на оказание конкретной услуги.
Ссылки предприятия на нарушение Комитетом Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» являются несостоятельными, так как им не представлены доказательства совершения Комитетом конкретных действий, направленных на ограничение конкуренции МУП «ЖКХ» по отношению к иным организациям коммунального комплекса.
руководствуясь статьями 167-170, 197-203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
решил:
Отказать Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, юридический адрес: 649440, <...>) в удовлетворении требования Чуя"ства с ограниченной ответственностью "бществу с роля и надзора в обласст общего пользованиятоятельно оспорен в суде. процесск Комитету по тарифам Республики Алтай (ИНН: <***>; ОГРН: <***>, юридический адрес: 649000, <...>) об обязании установить средний тариф на услуги систем водоснабжения на на 2011 год в размере 77 руб. 70 коп. за кубический метр.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия.
Судья Л.А.Кулакова