649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)
http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Горно-Алтайск | Дело № А02-1685/2021 |
Резолютивная часть решения оглашена 21 января 2022 года. Полный текст решения изготовлен 27 января 2021 года.
Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Соколовой А.Н., при ведении протокола секретарём судебного заседания Букачаковой В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОРГН 1070411000660, ИНН <***>, адрес: <...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Ленина, д. 226, стр. 2, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) об отмене постановления №004/04/7.32.4-310/2021 от 21.09.2021 о привлечении к административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей:
Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай – ФИО1, по доверенности от 10.01.2022 № 1 (сроком до 31.12.2022), диплом от 22.06.2004 рег. № 66;
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай – ФИО2, по доверенности от 10.01.2022 № 1 (сроком по 31.12.2022), диплом от 03.07.2006 рег. №280,
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай – ФИО3, по доверенности от 10.01.2022 (сроком по 31.12.2022), диплом ВСГ 0245839, рег. № 296д от 28.12.2006,
установил:
Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее – Минприроды РА, министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее – УФАС по РА, Управление, антимонопольный орган) об отмене постановления №004/04/7.32.4-310/2021 от 21.09.2021 о привлечении к административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).
В заявлении министерство указало на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения. Отказ обществу с ограниченной ответственности «Туристический комплекс «Манжерок» (далее – ООО ТК «Манжерок», общество) в предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Алтай на поддержку развития обеспечивающей и туристской инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров был осуществлен в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай на поддержку развития обеспечивающей и туристской инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 27.11.2020 № 376 «О мерах государственной поддержки проектов в сфере внутреннего и въездного туризма на территории Республики Алтай» (далее – Порядок № 376), поскольку у данного общества на момент подачи документов для участия в конкурсе имелась реальная задолженность перед бюджетом.
Определением Арбитражного суда Республики Алтай от 13.10.2021 данное заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
УФАС по РА в отзыве просило отказать в удовлетворения требования министерства в полном объеме, указало на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Определением от 22.10.2021 суд перешел к рассмотрению дела №А02-1685/2021 по общим правилам административного судопроизводства.
Определениями суда от 22.10.2021 и 06.12.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «ТК «Манжерок» и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Алтай (далее – УФНС по РА, налоговый орган).
К судебному заседанию налоговый орган представил письменное мнение, в котором указал, что по запросу ООО «ТК «Манжерок» представлена справка №27423, согласно которой по состоянию на 13.05.2021 у данного налогоплательщика отсутствовала задолженность перед бюджетом. На дату формирования ответа на запрос Минприроды РА – 31.05.2021 сведения в информационной системе налогового органа по налогоплательщику изменились, в КРСБ по транспортному налогу отразились начисления по авансовым платежам за 2020 год, которые были оплачены обществом 22.06.2021.
Третье лицо – ООО «ТК «Манжерок» письменного мнения (возражений) относительно предъявленного требования не представило, своего представителя в судебное заседание не направило, хотя надлежащим образом было извещено о времени и месте его проведения, в том числе путём размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда (информационный ресурс «Картотека арбитражных дел»).
Указанные обстоятельства в силу статьей 123, 156, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не являются препятствием для проведения судебного заседания в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал, указал, что достоверность представленных ООО «ТК «Манжерок» сведений (справка от 15.05.2021) проверялась посредством межведомственного запроса в налоговый орган и была запрошена на момент окончания срока рассмотрения заявок (31.05.2021), по результатам которой у общества выявлена задолженность перед бюджетом. Поскольку заявка общества не соответствовала п.п. «ж» пункта 8 Порядка № 376, оно не было допущено к участию в конкурсе.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа просил отказать в удовлетворении требования общества в полном объеме, указал, что при проведении конкурса министерством были допущены нарушения, в частности, в нарушение пункта 23 Порядка № 376 неправомерно проведена проверка соответствия участников конкурса подпункту «ж» пункта 8 Порядка № 376, а не достоверности представленных документов по подпункту «д» пункта 18 данного Порядка. У Минприроды РА отсутствовало право проверять информацию, отсутствующую в заявке претендента на получение субсидии (сведения о состоянии его задолженности перед бюджетом по состоянию на 30.04.2021 и 31.05.2021).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 30.04.2021 Минприроды РА на официальном сайте (www.mpr-ra.ru) размещено объявление о проведении конкурса на предоставление субсидий из республиканского бюджета на поддержку развития обеспечивающей и туристской инфраструктуры.
Подача заявок осуществлялась с 30.04.2021 по 30.05.2021 (с учетом требований статьи 193 ГК РФ – по 31.05.2021).
ООО «ТК «Манжерок» 31.05.2021 подана заявка для участия в конкурсе с приложением, в том числе, справки УФНС по РА № 27423 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 13.05.2021, формы по КНД 1160080. Данная справка подтверждает отсутствие у ООО «ТК «Манжерок» неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на 13.05.2021.
Согласно протоколу № 2 заседания комиссии по представлению субсидий из республиканского бюджета на поддержку развития обеспечивающей и туристской инфраструктуры от 17.06.2021 на участие в конкурсе поступило 29 заявок, в том числе заявка ООО «ТК «Манжерок». В протоколе указано, что Министерством в налоговый орган направлены межведомственные запросы о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о наличии (отсутствии) задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно полученным данным 4 участника, в том числе ООО «ТК «Манжерок» имеют задолженность. В связи с этим, заявка ООО «ТК «Манжерок» признана несоответствующей требованиям Порядка.
ООО «ТК «Манжерок», считая, что неправомерно не допущено к участию в конкурсе, обратилось в УФАС по РА с жалобой на действия конкурсной комиссии Минприроды РА при проведении данного конкурса.
Решением антимонопольного органа от 05.07.2021 №004/10/18.1-219/2021 жалоба признана обоснованной, Минприроды РА признано нарушившим пункты 16, 21, 23 Порядка № 376 в части неправомерного проведения проверки соответствия участников конкурса подпункту «ж» пункта 8 Порядка № 376, а не документов по подпункту «д» пункта 18 Порядка.
В связи с выявлением нарушения порядка организации и проведения конкурса, уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа 06.09.2021 был составлен протокол №004/04/7.32.4-310/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении антимонопольным органом с участием уполномоченного представителя Министерства РА вынесено оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Министерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу. В соответствии со статьей 24.5 Кодекса к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, относится отсутствие события административного правонарушения, состава административного правонарушения и истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 названного Кодекса.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении процедуры и порядка организации и проведения, обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Субъектами правонарушения являются должностные лица и юридические лица, а также граждане.
С субъективной стороны рассматриваемые деяния характеризуются виной в форме умысла или неосторожности.
Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на поддержку развития обеспечивающей и туристской инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров утвержден постановлением Правительства Республики Алтай от 27.11.2020 № 376.
В соответствии с пунктом 4 Порядка №376 субсидии предоставляются организациям, индивидуальным предпринимателям, отобранным конкурсной комиссией по результатам рассмотрения заявок, документов, прилагаемых к нему на предоставление субсидий и определения наилучших условий достижения целей (далее - конкурс) и заключившим с Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай соглашения о предоставлении субсидии.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 18 Порядка № 376 для участия в конкурсе организации или индивидуальные предприниматели представляют в Министерство заявку на бумажном носителе по форме согласно приложению № 1 к данному Порядку, с приложением справки налогового органа, подтверждающей отсутствие у организации или индивидуального предпринимателя по состоянию не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту «ж» пункта 8 Порядка № 376 к категории получателей субсидии относятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере туризма. До участи в конкурсе допускаются организации и индивидуальные предприниматели (участники отбора), которые представили заявки, оформленные в соответствии с конкурсной документацией о проведении конкурса, и соответствуют требованиям, в том числе, об отсутствии у организации или индивидуального предпринимателя по состоянию не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
До участия в конкурсе допускаются организации и индивидуальные предприниматели (участники отбора), которые соответствуют требованиям, указанным в пункте 8 данного Порядка (пункт 11 Порядка № 376).
В соответствии с пунктом 21 Порядка № 376 основаниями для отказа участникам отбора в участии в конкурсе являются:
несоответствие организации и индивидуального предпринимателя требованиям, указанным в пункте 8 данного Порядка;
непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 18 данного Порядка;
подача заявки после истечения срока, указанного в объявлении о проведении конкурса;
выявление фактов недостоверности представленных организацией или индивидуальным предпринимателем сведений, предусмотренных пунктом 18 данного Порядка, и (или) подлога представленных документов (сведений в них).
Для проверки достоверности представленных документов, предусмотренных подпунктом «д» пункта 18 данного Порядка, Министерство запрашивает их посредством межведомственного запроса (пункт 23 Порядка № 376).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 31.05.2021 ООО «ТК «Манжерок» подана заявка для участия в конкурсе с приложением, в том числе, справки УФНС по РА № 27423 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 13.05.2021, формы по КНД 1160080 (приложение № 1 к приказу ФНС России от 28.12.2016 № ММВ-7-17/722@). Данная справка подтверждает отсутствие у ООО «ТК «Манжерок» неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на 13.05.2021.
В соответствии с пунктом 23 Порядка № 376 Министерство для проверки достоверности представленных документов, предусмотренных подпунктом «д» пункта 18 данного Порядка, запросило в УФНС по РА в отношении всех организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставивших заявки на участие в конкурсе, сведения о наличии (отсутствии) задолженности перед бюджетом по состоянию на 30.04.2021 и 31.05.2021 (период подачи заявок).
Согласно сводкам налогового органа от 02.06.2021 по запросам №№ 1187832 и 1187797 у ООО «ТК «Манжерок» имелась задолженность перед бюджетом по состоянию на 30.04.2021 и 31.05.2021.
В соответствии с письмом УФНС по РА от 08.07.2021 №08-10/27015, а также представленными пояснениями на дату формирования ответа по запросу Министерства в отношении ООО «ТК «Манжерок» 31.05.2021 в КРСБ по транспортному налогу отразились начисления за 2020 год по срокам уплаты: 30.11.2020, 30.12.2020, 30.01.2021. 28.02.2021, 30.03.2021, 30.04.2021, 30.05.2021 – за 1 кв. 2020 года; 02.11.2020 – за 3 кв. 2020 года; 01.03.2021 – за 4 кв. 2020 года. Обязанность по уплате авансовых платежей по транспортному налогу, предусмотренную п.п. 1, 2 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, ООО «ТК «Манжерок» в установленные сроки не исполнило. Сумма транспортного налога за 2020 год оплачена налогоплательщиком только 22.06.2021.
Таким образом, в ходе проверки достоверности представленных ООО «ТК «Манжерок» документов для участия в конкурсе, министерством была выявлена задолженность у данного участника перед бюджетом на дату подачи документов (31.05.2021 - не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки).
Довод антимонопольного органа о неправомерности проведения проверки соответствия участников конкурса подпункту «ж» пункта 8 Порядка № 376, а не достоверности представленных документов по подпункту «д» пункта 18 Порядка судом отклоняется, поскольку факт наличия у общества задолженности перед бюджетом на дату подачи заявки подтвержден материалами дела.
Иной подход антимонопольного органа к подтверждению отсутствия задолженности перед бюджетом ООО «ТК «Манжерок» является формальным и противоречит принципам осуществления мер государственной поддержки по предоставлению субсидий из республиканского бюджета, установленным Порядком № 376.
Поскольку заявка ООО «ТК «Манжерок» не соответствовала требованиям пунктов 8 и 18 Порядка № 376, данный участник правомерно не был допущен к участию в конкурсе.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что антимонопольным органом не доказано нарушение Минприроды РА пункта 23 Порядка № 376 при проведении конкурса по представлению субсидий из республиканского бюджета на поддержку развития обеспечивающей и туристской инфраструктуры в части отказа ООО «ТК «Манжерок» в допуске к участию в конкурсе.
В силу пункта 1 статьи 24.5 КоАП РФ, недоказанность наличия состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену постановления о назначении административного наказания в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Антимонопольный орган в нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ не представил доказательства, подтверждающие наличие в деянии Министерства события и состава вмененного ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, заявление Министерства подлежит удовлетворению, а оспариваемое решение административного органа признанию незаконным и отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Ленина, д. 226, стр. 2, г. Горно-Алтайск, Респ. Алтай) об отмене постановления №004/04/7.32.4-310/2021 от 21.09.2021 о привлечении Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОРГН 1070411000660, ИНН <***>, адрес: <...>) к административной ответственности по части 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через Арбитражный суд Республики Алтай.
Судья А.Н. Соколова