ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-1972/18 от 05.02.2019 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/ http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

07 февраля 2019 года

Дело № А02-1972/18

Резолютивная часть решения оглашена 05 февраля 2019 года. Полный текст решения изготовлен 07 февраля 2019 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Кулаковой Л. А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сметанниковой Ю.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сельской администрации Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (ОГРН 1060407000015, ИНН 0407006895, ул. Тельмана, д. 19, с. Турочак, Турочакский район, Республика Алтай) к Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования "Турочакский район" (ул.Рабочая, д. 26, с.Турочак, Турочакский р-н, респ. Алтай):

о признании незаконным распоряжения от 06.08.2018 №01-07/10;

о признании незаконными действий по проведению проверки;

при участии представителей:

Сельской администрации Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай – Осипова В.В., глава сельского поселения, личность установлена на основании паспорта;

Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования "Турочакский район" – Волковой О.П., председатель, личность установлена на основании паспорта,

установил:

Сельская администрация Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай (далее – Турочакская сельская администрация, администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования "Турочакский район" (далее – Контрольно-ревизионная комиссия, ответчик) о признании незаконными: распоряжения от 06.08.2018 №01-07/10 ОД, действий по проведению проверки в период с 06.08.2018 до 17.08.2018, результатов проверки, отраженных в акте от 16.08.2018.

Заявление обосновано неправомерным внесением ответчиком 24.07.2018 изменений в План работы на 2018 год. Данные изменения были внесены с нарушением порядка, установленного пунктом 11 Положения о контрольно-ревизионной комиссии МО «Турочакский район», утвержденного Решением Совета депутатов МО «Турочакский район» № 33-7 от 21.10.2011 (далее – Положение) и повлекли за собой незаконное проведение проверки администрации по инициативе Контрольно-ревизионного органа, превышение полномочий на проведение такой проверки председателем комиссии Волковой О.П. На основании данных изменений в План работы на 2018 год, Контрольно-ревизионная комиссия фактически провела внеплановую проверку администрации, не предусмотренную Федеральным законом № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ), Регламентом контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования Турочакский район, утвержденным распоряжением контрольно-ревизионной комиссии МО «Турочакский район» № 14 от 26.12.2012 (далее – Регламент), вышеназванным Положением. При организации проверки все решения о назначении, внесении изменений в План, проверка, составление акта проверки, отчет о проверке, рассмотрение разногласий осуществлены одним лицом – Контрольно-ревизионной комиссией, чем нарушен принцип объективности и законности, предусмотренный статьей 4 Закона № 6-ФЗ.

В заявлении администрация также указала, что выводы Контрольно-ревизионной комиссии, отраженные в акте проверки от 16.08.2016, о нецелевых расходах в сумме 127906 руб. 46 коп. не соответствуют статьям 38, 306.4, 162 Бюджетного кодекса Российской федерации (далее – БК РФ). Выплаты были произведены по целевому назначению, на основании дополнительного соглашения к трудовому договору и по сути, являлись заработной платой по выполнению организации деятельности представительного органа местного самоуправления. Данные выплаты были направлены на достижение цели по функционированию представительного органа местного самоуправления.

В возражениях на заявление ответчик не признал требования и указал, что в соответствии с Соглашением «О передаче полномочий контрольно-счетного органа поселения (ввиду его отсутствия) по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Турочакский район» от 11 января 2018 года (далее – Соглашение о передаче полномочий), Контрольно-ревизионной комиссией было проведено экспертно-аналитическое мероприятие по проверке годового отчета об исполнении бюджета за 2017 год МО «Турочакское сельское поселение», результаты которого отражены в заключении №8 от 23.04.2018.В штат Контрольно-ревизионной комиссии на основании решения Совета депутатов муниципального образования «Турочакский район» №17-4 от 24.04.2015 «О внесении изменений в структуру Контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Турочакский район» входит председатель контрольно-ревизионной комиссии и ведущий инспектор. На основании заключения о проведении экспертно-аналитического мероприятия по проверке годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Турочакское сельское поселение» в Контрольно-ревизионную комиссию направлено предложение Главы муниципального образования «Турочакский район» №196 от 16.07.2018 о включении в план работы проверки в муниципальном образовании «Турочакское сельское поселение». На основании данного предложения Контрольно-ревизионной комиссией распоряжением №01-07/09ОД от 24.07.2018 внесено изменение в план работы в виде проведения проверки в МО «Турочакское сельское поселение» по соблюдению бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а так же расходования средств по подразделу 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований».

В ходе проверки Контрольно-ревизионной комиссией выявлен факт нецелевого расходования администрацией денежных средств. Так в частности, предназначенные для расходов на заработную плату заместителя председателя Совета депутатов сельского поселения (представительный орган власти) денежные средства, были направлены на оплату труда сотрудника Администрации сельского поселения (исполнительный орган власти). Действия контрольно-ревизионной комиссии по проведению проверки соответствуют Закону № 6-ФЗ, Регламенту и Положению.

В настоящем судебном заседании представитель Турочакской сельской администрации заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просил суд признать незаконными: распоряжение от 06.08.2018 №01-07/10 ОД и действия по проведению проверки, отказался от требования об оспаривании результатов проверки, отраженных в акте от 16.08.2018.

Суд, руководствуясь статьями 49, 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), принял к рассмотрению ходатайство заявителя об уточнении требований, об отказе от требования о признании незаконными результатов проверки Контрольно-ревизионной комиссии МО "Турочакский район" в отношении соблюдения бюджетного законодательства заявителем, изложенных в акте от 16.08.2018. прекратил производство по указанному требованию.

В судебном заседании представитель заявителя перечислил доводы, изложенные в заявлении, указал на несоответствие распоряжения и действий по проверке Закону № 6-ФЗ, Регламенту и Положению. Контрольно-ревизионная комиссия вышла за пределы своих полномочий, проверка в августе 2018 года проведена в нарушение условий Соглашения о передаче полномочий. В соответствии с данным Соглашением мероприятия по исполнению полномочий проводятся контрольно-ревизионной комиссией в случае обращения Турочакского сельского Совета депутатов или главы Турочакского сельского поселения. Поскольку данное обращение отсутствовало, у Контрольно-ревизионной комиссии отсутствовали основания для осуществления полномочий по проверке администрации в августе 2018 года. Проведя проверку Контрольно-ревизионная комиссия вмешалась в финансово-хозяйственную деятельность администрации.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 05.02.2019.

После перерыва представитель заявителя в судебное заседание не явился, хотя был извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом.

В соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ суд счел возможным продолжить судебное заседание в отсутствие представителя заявителя.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленное требование не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях и дополнениях к ним (согласно штампу входящей корреспонденции дополнения вручены заявителю 04.02.2019).

Представитель указал, что Соглашение о передаче полномочий содержит перечень полномочий, переданных администрацией Контрольно-ревизионной комиссии, перечисленных в подразделе 1.2 раздела 1. Согласно пункту 10 данного подраздела Контрольно-ревизионной комиссии переданы иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами Республики Алтай, уставом и иными нормативными правовыми актами Совета депутатов поселения. Данным пунктом также предусмотрено, что мероприятия по исполнению полномочий данного пункта проводятся в случае обращения Турочакского сельского Совета депутатов или Главы Турочакского сельского поселения, то есть, указанное дополнение относится именно к пункту 10 подраздела 1.2 раздела 1 данного Соглашения. Иное толкование свидетельствовало бы о том, что вся деятельность контрольно-ревизионного органа по данному Соглашению ставилась бы в зависимость от желания сельского поселения на проведение мероприятий муниципального финансового контроля, что противоречит целям и задачам финансового контроля, предусмотренным Законом № 6-ФЗ и БК РФ.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Из материалов дела следует, что 15.12.2017 председателем контрольно-ревизионной комиссии был утвержден План работы на 2018 год, которым было предусмотрено проведение во втором квартале внешней проверки и внесение заключения на годовые отчеты об исполнении бюджета на 2017 год Администрации Турочакского сельского поселения.

В соответствии с данным Планом работы Контрольно-ревизионная комиссия в апреле 2018 года провела внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета 2017 года МО «Турочакское сельское поселение». При проверке годового отчета за 2017 год Контрольно-ревизионная комиссия установила, что по подразделу 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований» проведены расходы в сумме 266310 руб.. в том числе на заработную плату 212940 руб., налоги 53370 руб. В ходе проверки кассовых и банковских операций по подразделу 0103 было установлено, что на выплату заработной платы заместителя председателя сельского Совета депутатов в 2017 году расходы составили 114170 руб. 42 коп. начисления на заработную плату – 24234 руб. 05 коп. Вместе с тем, с 10.04.2017 заместитель уволен по собственному желанию, в течение года данная должность оставалась вакантной. Выплата денежных средств по подразделу 0103 была произведена работнику Шипуновой Т.М. как заработная плата по трудовому договору и дополнительному соглашению к нему за исполнение ею обязанностей заместителя.

В связи с этим Контрольно-ревизионная комиссия сделала вывод о том, что в нарушение статьи 20.1 Устава МО «Турочакского сельского поселения» администрацией произведено неправомерное расходование вышеназванных денежных средств. По результатам проверки 23.04.2018 составлено заключение. Сведения о выявленных нарушениях направлены Контрольно-ревизионной комиссией в прокуратуру Турочакского района.

24.07.2018 председателем Контрольно-ревизионной комиссии было издано распоряжение № 01-07/09 ОД «О внесении изменений в План работы на 2018 год», согласно которому в план на 2018 год внесено проведение проверки в МО «Турочакское сельское поселение» на предмет соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также расходования средств по подразделу 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований».

Данная проверка проведена в период с 06.08.2018 по 16.08.2018 председателем Контрольно-ревизионной комиссии Волковой О.П. По результатам проверки сделан вывод о нецелевом расходовании денежных средств в сумме 127906 руб. 46 коп. по подразделу 0103, составлен акт от 16.08.2018.

Считая неправомерными распоряжение № 01-07/10 ОД «О проведении контрольных мероприятий» и действия Контрольно-ревизионной комиссии по проведению проверки МО «Турочакское сельское поселение» в период с 06.08.2018 по 16.08.2018, администрация обратилась в арбитражный суд с требованиями о признании их незаконными.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

Исходя из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель считает, что оспариваемое распоряжение и действия ответчика по проведению проверки в августе 2018 года не соответствуют статьям 11, 12, 14 Закона № 6-ФЗ, пункту 5.1.1 Регламента и пункту 11 Положения о контрольно-ревизионной комиссии МО «Турочакский район», совершены председателем Волковой О.П. с превышением её полномочий, нарушают права и законные интересы администрации, так как свидетельствуют о вмешательстве в оперативно-хозяйственную деятельность МО «Турочакское сельское поселение».

Суд оценил доводы заявителя и пришел к следующим выводам.

Статьей 265 БК РФ определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).

Частью 1 статьи 134 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что структура органов местного самоуправления включает, в том числе и контрольно-счетный орган муниципального образования.

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Законом № 6-ФЗ, Законом № 131-ФЗ, БК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 138 Закона № 131-ФЗ).

Целью Закона № 6-ФЗ является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1).

Частью 2 статьи 2 данного Федерального закона предусмотрено, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Законом № 131-ФЗ, БК РФ, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно положениям частей 2,4.8 статьи 3 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

Таким образом, Закон № 131-ФЗ, Закон № 6-ФЗ и БК РФ содержат взаимосвязанные отсылки и правовые нормы, которые корреспондируют и в совокупности дополняют друг друга по вопросам создания представительными органами власти муниципальных образований контрольно-счетных органов, их статуса, деятельности и полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 268.1 БК РФ органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля предоставлены следующие полномочия по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Законом № 6-ФЗ.

При этом при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (часть 2 статьи 268.1 БК РФ).

В силу части 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе:

контроль за исполнением местного бюджета;

контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

а также иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Объектом контроля являются органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия соответствующего муниципального образования, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования (часть 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ).

Часть 1 статьи 11 Закона № 6-ФЗ предусматривает, что контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 6-ФЗ стандарты внешнего муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счетными органами:

1) в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов - в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации;

2) в отношении иных организаций - в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным законом.

С учетом изложенного, финансовый контроль, проводимый контрольно-счетными органами муниципального образования, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством, со стандартами внешнего муниципального финансового контроля, исходя из тех критериев и методик, которые разработаны для осуществления бюджетного контроля.

Из материалов дела следует, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Устава МО «Турочакский район» Контрольно-ревизионная комиссия МО «Турочакский район» является контрольно-счетным органом МО и входит в состав органов местного самоуправления муниципального района.

Решением Совета депутатов МО «Турочакский район» № 33-7 от 21.10.2011 утверждено Положение о Контрольно-ревизионной комиссии Турочакского района.

Согласно статьям 1, 8, 9, 11, 12 данного Положения Контрольно-ревизионная комиссия МО «Турочакский район» является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Советом депутатов муниципального образования «Турочакский район» и ему подотчетна.

Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-ревизионной комиссией в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.

Контрольно-ревизионная комиссия Турочакского района в том числе, осуществляет полномочия внешнего муниципального финансового контроля в поселениях, входящих в состав муниципального образования «Турочакский район».

Контрольно-ревизионная комиссия осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно. План работы Контрольно-ревизионной комиссии Турочакского района утверждается в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому.

Обязательному включению в планы работы Контрольно-ревизионной комиссии Турочакского района подлежат поручения представительного органа муниципального образования «Турочакский район», предложения и запросы главы муниципального образования «Турочакский район» и глав сельских поселений Турочакского района, направленные в Контрольно-ревизионную комиссию Турочакского района до 15 декабря года, предшествующего планируемому.

Предложения представительного органа муниципального образования «Турочакский район», главы муниципального образования «Турочакский район» и глав сельских поселений Турочакского района по изменению плана работы Контрольно-ревизионной комиссии рассматриваются Контрольно-ревизионной комиссией Турочакского района в 10-дневный срок со дня поступления.

Согласно статьям 4, 13 Положения Контрольно-ревизионная комиссия Турочакского района образуется в составе председателя и аппарата.

Председатель Контрольно-ревизионной комиссии Турочакского района:

1) осуществляет общее руководство деятельностью Контрольно-ревизионной комиссии Турочакского района;

2) представляет Совету депутатов муниципального образования «Турочакский район» и главе муниципального образования «Турочакский район» ежегодный отчет о деятельности Контрольно-ревизионной комиссии Турочакского района, результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

3) представляет Контрольно-ревизионную комиссию Турочакского района в отношениях с государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;

4) утверждает положения о структурных подразделениях и должностные регламенты работников Контрольно-ревизионной комиссии Турочакского района;

5) осуществляет полномочия по найму и увольнению работников аппарата Контрольно-ревизионной комиссии Турочакского района;

6) издает правовые акты (приказы, распоряжения) по вопросам организации деятельности Контрольно-ревизионной комиссии Турочакского района.

Решением от 05.04.2018 № 42-11 Совета депутатов МО «Турочакский район» статья 13 Положения дополнена пунктами 7 и 8, которые предусматривают право председателя непосредственно проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, являться руководителем контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Решением № 38-9 от 28.09.2017 Совет депутатов МО «Турочакский район» назначил на должность председателя Контрольно-ревизионной комиссии Волкову О.П.

Анализ всех вышеперечисленных норм, распоряжения от 06.08.2018 № 01-07/10 ОД и действий Контрольно-ревизионной комиссии МО «Турочакский район» по проведению проверки МО «Турочакское сельское поселение» в период с 06.08.2018 по 16.08.2018 позволяет сделать вывод о том, что Контрольно-ревизионной комиссией при издании оспариваемого распоряжения и совершении действий по проверке администрации не нарушены требования Закона № 6-ФЗ, Регламента и Положения о данном контрольном органе.

Изменения в план работы Контрольно-ревизионной комиссии на 2018 год в виде проверки в МО «Турочакское сельское поселение» на предмет соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также расходования средств по подразделу 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований» были внесены председателем Волковой О.П. путем издания распоряжения № 01-07/09-ОД от 24.07.2018.

Данное распоряжение никем не оспорено, не отменено и не признано недействительным в установленном Законом порядке.

Внесение изменений в план произведено на основании предложения Главы МО «Турочакский район» № 196 от 16.07.2018, что соответствует статье 11 Положения.

Оспариваемое заявителем распоряжение № 01-07/10 ОД от 06.08.2018 «О проведении контрольного мероприятия» вынесено председателем Контрольно-ревизионной комиссии Волковой О.П. в пределах своих полномочий, на основании утвержденных распоряжением 01-07/09-ОД от 24.07.2018 изменений в План работы на 2018 год.

Следовательно, распоряжение № 01-07/10 ОД от 06.08.2018 «О проведении контрольного мероприятия» вынесено уполномоченным лицом в соответствии со статьей 9 Закона № 6-ФЗ, статьями 9, 11, 13 Положения, разделами 4 и 5 Регламента, утвержденного распоряжением контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования Турочакский район от 26 декабря 2012 года № 14 с изменениями, внесенными распоряжением от 21 декабря 2016 года №01-07/39-ОД.

После издания вышеназванного распоряжения контрольно-ревизионная комиссия совершила правомерные действия по проведению проверки в МО «Турочакское сельское поселение» на предмет соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также расходования средств по подразделу 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований».

Суд не установил в действиях Контрольно-ревизионной комиссии нарушения порядка проведения проверки. Проверка проведена председателем Волковой О.П. в пределах полномочий, предоставленных статьей 13 Положения, администрация была извещена о проведении проверки, по результатам проверки составлен акт от 16.08.2018, который вручен администрации, по результатам представленных на акт проверки возражений составлено заключение к акту, которое также вручено администрации.

Суд не дает оценку выводам комиссии о нецелевом расходовании денежных средств в связи с отказом администрации от заявленного требования о признании незаконными результатов проверки.

Суд оценил доводы заявителя о том, что Контрольно-ревизионная комиссия вышла за пределы своих полномочий, так как провела проверку в нарушение условий Соглашения о передаче полномочий.

Как следует из материалов дела, в целях реализации Закона № 131-ФЗ, БК РФ, Закона № 6-ФЗ 22.12.2017 Турочакским сельским Советом депутатов принято решение № 33/5 «О передаче контрольно-счетному органу муниципального района «Турочакский район» полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля».

28.12.2017 Советом депутатов МО «Турочакский район» принято решение № 40-8 «Об утверждении соглашения о передаче полномочий контрольно-счетного органа Турочакского сельского поселения (и иных поселений, входящих в состав МО «Турочакский район») контрольно-ревизионной комиссии МО «Турочакский район.

11.01.2018 между Турочакским сельским Советом депутатов, Советом депутатов МО «Турочакский район» и Контрольно-ревизионной комиссией заключено Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Турочакского сельского поселения Контрольно-ревизионной комиссии МО «Турочакский район».

По условиям Соглашения Контрольно-ревизионная комиссия:

ежегодно включает в планы своей работы внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета поселения и экспертизу проекта бюджета поселения и иные контрольные и экспертно - аналитические мероприятия с учетом финансовых средств на их исполнение;

проводит предусмотренные планами своей работы мероприятия;

для подготовки к внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета поселения имеет право в течение соответствующего года осуществлять контроль за исполнением бюджета поселения и использовании средств бюджета поселения;

определяет формы, цели, задачи и исполнителей проводимых мероприятий, способы их проведения, проверяемые органы и организации в соответствии со своим Регламентов и стандартами внешнего муниципального контроля и с учетом предложений инициатора проведения мероприятия.

По мнению заявителя, в соответствии с данным Соглашением мероприятия по исполнению полномочий проводятся Контрольно-ревизионной комиссией в случае обращения Турочакского сельского Совета депутатов или главы Турочакского сельского поселения. Данное условие предусмотрено подпунктом 10 пункта 1.2 Соглашения. Поскольку данное обращение отсутствовало, у Контрольно-ревизионной комиссии отсутствовали основания для осуществления полномочий по проверке администрации в августе 2018 года.

Судом установлено, что в разделе 1 Соглашения перечислены полномочия Контрольно-ревизионной комиссии, аналогичные полномочиям, предусмотренным в статье 9 Закона № 6-ФЗ, в том числе:

контроль за исполнением бюджета поселения (подпункт 1, пункта 1.2);

организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета поселения, а также средств. поступающих в бюджет поселения из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1.2).

Подпунктом 10 пункта 1.2 Соглашения предусмотрена передача иных полномочий в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленных федеральными законами, законами Республики Алтай, уставом и иными нормативными актами Совета депутатов поселения.

Абзацем 2 подпункта 10 предусмотрено, что мероприятия по исполнению полномочий настоящего пункта, проводятся в случае обращения представительного органа – Турочакского сельского Совета депутатов или главы Турочакского сельского поселения и при наличии у контрольно-ревизионной комиссии кадровых и иных условий и возможностей для их осуществления.

Анализ раздела 1 Соглашения и статьи 9 Закона № 6 –ФЗ позволяет сделать вывод о том, что вышеназванное условие в Соглашении относится лишь к иным полномочиям в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленных федеральными законами, законами Республики Алтай, уставом и иными нормативными актами Совета депутатов поселения (подпункт 10) и не относится к полномочиям, перечисленным в иных подпунктах пункта 1.2 Соглашения. При этом суд исходит из того, что ни Законом № 6-ФЗ, ни БК РФ реализация контрольно-счетными органами своих полномочий не ставиться в зависимость от желания на это подотчетных лиц, поскольку контрольно-счетные органы осуществляют государственный (муниципальный) финансовый контроль в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Иное толкование абзаца 2 подпункта 10 пункта 1.2 Соглашения свидетельствовало бы о том, что вся деятельность Контрольно-ревизионной комиссии по данному Соглашению ставилась бы в зависимость от желания сельского поселения на проведение мероприятий муниципального финансового контроля, что противоречит целям и задачам финансового контроля, предусмотренным Законом № 6-ФЗ и БК РФ.

Суд считает несостоятельными доводы администрации о том, проведя проверку на предмет соблюдения заявителем бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также расходования средств по подразделу 0103, Контрольно-ревизионная комиссия вмешалась в финансово-хозяйственную деятельность администрации.

Данная проверка проведена в соответствии с Соглашением о передаче полномочий, в рамках финансового контроля и имела целью лишь проверку законности действий администрации по расходованию денежных средств, выплаченных в 2018 году из бюджета поселения. Указанные полномочия Контрольно-ревизионной комиссии на проведение такой проверки предусмотрены Законом № 6-ФЗ, БК РФ, и подпунктом 4 пункта 1.2 Соглашения о передаче полномочий.

С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Суд не разрешает вопрос о государственной пошлине, так как заявитель и ответчик освобождены от её уплаты в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать Сельской администрации Турочакского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Алтай.

Судья Л.А. Кулакова